Научная статья на тему 'Элементы толерантности в менталитете азербайджанцев'

Элементы толерантности в менталитете азербайджанцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева С. Г.

In the article, among the national-spiritual values on the base of tolerance, the national mentality of Azerbaijan people, its place and way is shown. In the article as the self cognition of azerbaijanians in mentality structure, the components of torkology, Caucasian is analysed. The tolerant relations of azerbaijanians and other peoples about the national interest is learned as the aim from the point of view of organization as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы толерантности в менталитете азербайджанцев»

Алиева С.Г.

Диссертант, Бакинский государственный университет ЭЛЕМЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕНТАЛИТЕТЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ

Характерной особенностью эпохи является то, что современные нации сталкиваются с небывалыми ранее вызовами - глобализация экономических, политических, культурных связей, установление определенных стандартов во всех сферах жизни, протянувшиеся независимо от границ коммуникативные технологии ставят угрозу сохранения национально-ментального. В этом срезе существование национального менталитета и национального самосознания выступают условиями обеспечения аутентичности нации самой по себе. Публичная активность граждан, их солидарные действия во имя общего блага, содержательный диалог между ними немыслимы без взаимной социальной ответственности, которая требует высокой степени терпимости. Это ответственность проявляется в признании и уважения прав других людей и культур. Как говорится в Декларации принципов толерантности, утвержденных Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 199 5 г., толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [1, с.128]. По мнению Майкла Уолцера, следует придерживаться такого типа солидарности, смысл которого состоит не в том, чтобы устранить «нас» и «их», а в том, чтобы «обеспечить их долговременное мирное сосуществование и взаимодействие, стимулирующее «самосозидание и самопонимание» всех участвующих в процессе различностей [2, с.25-26].

Исходя из сегодняшних реалий Азербайджана, можем отметить, что осмысление исторического опыта ушедшего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических общений современного мира возродили интерес к проблеме национального менталитета, его толерантным особенностям. В той или иной степени элементы толерантности присущи национальному характеру всех народов, ментальным структурам их самосознания. Тем не менее, в истории имеется немало примеров, когда те или иные народы проявляли склонность к частой агрессивности в отношении иных народов, демонстрируя чувство враждебности, противное толерантности. В то же время известны и такие народы, которые в большей мере были склонны к миролюбивым отношениям с соседними народами, прибегая к оружию лишь в случае агрессии извне. Исторические факты дают нам основание констатировать, что азербайджанский народ по-своему национальному характеру, ментальным структурам своего сознания обладает повышенной склонностью к толерантности, который стремится к мирному отношению с другими народами. Политической толерантности нашего народа наглядно свидетельствует, например, следующий факт из истории Азербайджанской Республики - создания первой на Востоке демократической республики - АДР, которая просуществовала всего лишь 23 месяца.

Весной и летом 1918 года район Апшеронского полуострова находился под управлением болшевистско-дашнакского, а затем меньшевистско-дашнакского блока, в то время как на остальной территории действовала мусаватская власть. После освобождения Баку 15 сентября 1918 г. Кавказской исламской армией, существовала полная возможность установления единовластного правления мусульманского большинства страны. Несмотря на это, мусульманское руководство молодой республики 19 ноября 1918 г. на заседании Национального Совета приняло решение о необходимости обеспечения участия во вновь образуемом парламенте представителей всех национальностей, исходя из принципа представления одним депутатом 24 тыс. чел. населения. В соответствии с этим в парламенте выделялось 80 мест для мусульман, 21

место - для армян, 10 мест - русским, 1 место - немцам, 1 место евреям. Несмотря на то, что грузины и поляки были немногочисленны, и их число было представлено по одному месту в парламенте [3, с.88-102].

Религиозная толерантность начало складываться уже в древней период истории, когда в I тысячелетии до н.э. на территории исторического Азербайджана стал распространяться зороастризм. С XIV века н.э. в албанской части этого региона начинает распространяться христианство, охватившая в основном западную часть Албании. В VII веке арабы принесли в Азербайджан ислам, распространяя его на всей территории страны, как севернее реки Араз (Аракс), так и южнее ее.

Однако следует особо отметить, что распространение ислама арабами не носило насильственного характера. На наш взгляд, это можно объяснить, прежде всего, принципом толерантности и ментальными особенностями самосознания азербайджанского населения. Обратим внимание на одну из установок классического исламского вероучения: «Согласно шариату, человек обладает полной свободой вероисповедания, имеет право защищать свое вероисповедание, отправлять религиозные обряды и призвать других следовать его примеру. В исламе подчеркивается необходимость свободного выбора вероисповедания на основе полного убеждения» /Пример из Корана. Разве ты вынудить людей к тому, что они станут верующими» - стих 99. Из суры /Пещера/ [4, с.216]. Отражение в Шариате принципа свободы, вероисповедания оказывало мусульман благотворное влияние, ориентируя их на межконфессиональную толерантность. И не случайно, что в начальный период распространения ислама в регионе мирно соседствовали ислам, христианство, зороастризм и т.д.

Социально-духовная ситуация с распространением ислама на Ближнем Востоке несколько изменилась после появления в регионе в Х веке тюрк-сельджуков, которые проявляли в этом деле больше рвения и последовательности. Но при этом и они не прибегали к физическому принуждению, а применяли экономические методы. Это выражалось, главным образам, в том, что христиане платили больше налогов, чем мусульмане. Правда, взамен этого христиане были освобождены от несения воинской повинности. Боле того, христиане как в сельдж, так и последующие периоды не только насильственно не принуждались принятию ислама, но даже сохраняли свою относительную автономность. Такое отношение выражалось прежде всего в официальном признании в Османской империи религиозных общин христиан разных направлений и этнической принадлежности - греков, славян, армян, маронитов и. т.д, существовала также иудейская община. Эти общины располагали и довольно широкими правами: «Руководители этих общин имели не только духовную, но и гражданскую власть над своими единоверцами в вопросах, решаемых по религиозным законам данной общины (брак, развод, имущественные и бытовые споры), а также занимались различными спорами в пользу государства и самой общины. В их руках находилось и просвещение -греческое, армянские, европейские и другие школы» [5, с.11-86]. Можно привести и иные примеры относительно религиозной толерантности мусульман различных стран. Например, в Сефевидском государстве, охватывающего территорию Ирана и части территорий сопредельных стран, христиане платили особую подать джизья в качестве выкупа за несении воинской службы. Но епископы и монастыри нередко освобождались от нее и от всех налогов шахскими указами. Аббас I и отдельные кызылбашские эмиры иногда выступали в роли основателей армянских монастырей. Это было вызвано тесными связями Сефевидов с многочисленным армянским купечеством [6, с. 424]. Приведенные исторические факты говорят о том, что в разных исламских странах в различные исторические периоды мусульманское население последовательно придерживалось принципа толерантности. Толерантное отношение ислама к приверженцам иудаизма, христианства обеспечивается также общей базовой идеей ислама с идеями иудейства и

христианство. В связи с этим в мусульманских писаниях, ниспосланных с небес, и в сурах самого Корана ... переплелись легенды, мифы, персонажи из Ветхого и Нового Заветов с традиционными арабскими верованиями. Иудеи и христиане считаются «людьми писания» - данного Богом, но искаженного ими: Адам, Ной /Нух/, Авраам /Ибрагим/, Моисей /Мусса/, а также Иисус /Иса/ приняты мусульманам как, предшественники пророка Мухаммеда [7, с. 7].

Чтобы понять особенности проявления толерантности в национальном менталитете того или народа, требуется обратиться к ее истокам и в исторических измерениях провести анализ действия, если так можно выразиться, ментальных факторов. Среди них можно проследить факторы, обусловленные спецификой этнического и конфессионального состава Азербайджана, а также особенной ментальностью народа, на которую повлияла специфика проживания с глубокой древности на узловом перекрестке мировых транспортных магистралей. Коротко рассмотрим воздействие этих факторов на формирование ментально-толерантной поведенческой установки азербайджанцев. На ход этнических процессов, идущих на территории Азербайджана, начиная с глубокой древности, во многом определяющее воздействие оказывал фактор активной экспансии на нашу территорию различных народов. Подобное во многом было обусловлено расположенностью Азербайджана в центральной области древней ойкумены человечества, восточное крыло которой было представлено Китаем и Индией, а западное крыло - странами Средиземноморья. В результате волны завоевателей и мигрирующих племен по оси Запад-Восток неизбежно прокатывались по территории исторического Азербайджана. Основные части этих пришельцев оседали на нашей территории и тем самым вносили свои нюансы в процесс этногенеза азербайджанского народа. При этом каждый раз возникала проблема интеграции пришельцев в состав народа. Сам факт наличия азербайджанской нации свидетельствует об успешном решении проблемы интеграции представителей различных этнических групп в составе единого народа, что, кстати, предполагает протекание отмеченного процесса интеграции в условиях высокого уровня межэтнической толерантности.

Здесь было бы уместно напомнить об исторически известном факте участия в генезисе народа в качестве основных трех ментально-этнических компонентов -тюркского, кавказоязычного и ираноязычного компонентов. Влияние отмеченных компонентов в целом предопределяло национальный менталитет культуры азербайджанцев, под которым мы понимаем такие глубинные структуры, которые обусловливают на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Известно, что черты и особенности, характеризующие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных, или иных этнокультурных факторов, отличаются большей стабильностью и не изменяются столетиями. Значительной особенностью менталитета национальной культуры является то, что данный феномен даже претерпевая некоторые изменения, сохраняет свой потенциал идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Если учесть то обстоятельство, что влияние кавказоязычного компонента прослеживается лишь на антропологическом облике той части нашего народа, которая расположена севернее реки Куры, а влияние ираноязычного культурно-антропологического компонента больше ощущается на антропологии южных азербайджанцев, то оказывается, что в качестве общенационально-культурного, базового компонента, обеспечивающего этнокультурное единство, антропологическую общность как северной, так и южной части нашего народа следует признать тюркский компонент. Из этого следует, что в качестве основы ментальности азербайджанского народа в пределах всего исторического Азербайджана уместно принять ментальность его тюркской части [8, с. 584]. Исходя из вышесказанного, можно делать вывод о том, что и феномен азербайджанской

толерантности также базируется на толерантных качествах тюркского этноса. Этот начальный тюркоязычный компонент нашего народа, тюркский этнокультурный феномен в дальнейшем усиливается за счет последовательных войн тюркских переселений с Востока, имея в виду гуннов, хазар, сельджуков.

Роль кавказоязычного и ираноязычного компонентов населения региона в формировании ментальных структур самосознания азербайджанского народа бесспорно.

Вместе с тем, однозначно, что в процессах этногенеза, следовательно, менталитета нашего народа, решающая роль принадлежит тюркскому этносу, которому удалось ассимилировать в основную часть кавказоязычного и ираноязычного компонентов населения страны.

Причем, что важно - этот многовековой ассимиляционный процесс имел и имеет характер естественной, добровольной ассимиляции. Можно сказать, что подобный характер эта ассимиляция могла иметь лишь при наличии ментальной схожести мышления и развитой традиции межэтнической толерантности в отношениях между представителями этих сливающихся этнических групп.

Немаловажную роль в формировании межэтнической толерантности помимо иных факторов играл фактор этнической памяти вновь ассимилированных групп населения. Объективный характер данного процесса можно объяснить следующим образом: даже подвергнувшись языковой ассимиляции, вновь ассимилированная группа населения продолжает сохранять некоторые свои специфические этноментальные черты и память о своих этнических корнях, формирующих характер этнического самосознания. Естественно, что подобная специфическая группа будет толерантно относиться к другим своим бывшим соплеменникам, которые еще не подверглись ассимиляции. Этому во многом способствует ментальная схожесть этнического сознания ассимилируемых групп. Именно наличие подобных переходных групп между разными взаимоинтегрирующими этносами создает благоприятную атмосферу в их отношениях и способствует формированию взаимной межэтнической толерантности.

Еще одним источником, формирующим менталитет и толерантную ситуацию в условиях Азербайджана, стали межконфессиональные отношения. Сегодня в республике функционирует немало религиозных верований, течений, сект различных вероисповеданий, хотя подавляющее большинство населения исповедует ислам шиитского и суннитского толка. При этом большинство тюркского и ираноязычного населения республики придерживается шиитского направления, а часть азербайджанцев северных и западных районов страны и кавказоязычное население относят себя к суннитам.

Славянские населения причисляет себя к православию. После обретения независимости в стране наблюдается активизация деятельности зарубежных миссионеров, организовавших различные нетрадиционные для Азербайджана исламские и христианские секты и группы, которые хоть малочисленны, но, тем не менее, вносят определенную напряженность в религиозные отношения. В недолгой истории независимости молодой республики были отмечены неоднократные попытки использования религиозного фактора в деструктивных целях для противопоставления друг другу различных этнических и конфессиональных групп населения. Однако, благодаря наличию в этническом сознании конфессиональных групп здоровой толерантности, удалось сохранить традиционную религиозно-духовную стабильность. Следует отметить, что толерантные отношения мусульман к иудеям и христианам во многом объясняется основной определяющей идеей, формирующей религиозную ментальность в самосознании верующих, а именно идеей единобожия, которая сыграла огромную роль в становлении раннего ислама. В отличие от этого позиция ислама резко негативна к многобожию язычников, в ожесточенной борьбе с которыми прошел процесс утверждения первоначального ислама.

В целом можно сказать, что относительная постепенность исламизации населения Азербайджана, ее преимущественно добровольный характер, вполне лояльные отношения к трем религиям, которые исходят из базовой идеи единобожия, способствуя формированию устойчивого религиозного менталитета мусульманского населения и установлению в стране толерантности в межконфессиональных отношениях.

На вопрос «как послупит респондент, если в его присутствии на каком-либо собрании будут опорочены национальные чувства и достоинство представителя иной нации?» - 62% респондентов ответили, что будут защищать этого человека и решительно осудят подобные действия, 33% респондентов придерживались мнения, что не будут вмешиваться в чужие дела. Как видно, большинство населения республики готово проявить толерантность в форме активной защиты, ущемляемых чувств представителей иной нации.

Ответы на вопрос об отношении к представителям иной религии также характерны для ментальности жителей страны: «проявлю нейтральное отношение» (52%), «их понимаю» (19%), «к ним отношусь с уважением» (15%), «на них смотрю свысока» (46%), «к ним отношусь критически» (3%), «мне жаль их» (3%), «отношусь с интересом» (2%). Как видно, 86% респондентов склонны проявить традиционную для азербайджанцев толерантность в межконфессиональных отношениях.

Наряду с этим, в современный период намечаются процессы, которые могут оказать определенные воздействия на характер проявления толерантности населения. Обусловлено это негативным воздействием Карабахского кризиса на весь комплекс общественных отношений в стране, а также серьезными политическими, социально-экономическими сложностями современного переходного периода развития Азербайджана [9, с. 77-90].

Помимо фактора Карабахского кризиса, имеется иная группа факторов, способных воздействовать на ментальные структуры сознания азербайджанцев и толерантности населения. Эта группа факторов порождается коренными формационными изменениями в Азербайджане, выраженными процессами тотального перманентного формационного перехода в начале от советского строя к первичному дикому капитализму, а теперь к типу современного цивилизованного капитализма. Сегодня мы лишь на начальной стадии освоения цивилизованного капитализма с его технологиями организаций экономических, социальных, политических отношений в стране.

Подобная формационная перестройка дается нам весьма сложно, порождая кризисные проявления в экономической, политической, духовной, ментальной сферах. Привычная нашему народу общинная ментальность, выступившая в советский период в форме советского коллективизма, сегодня все более вытесняется нарождающейся индивидуалистической ментальностью, характерной капиталистическому устройству. Подобный процесс изменяет и осложняет условия проявления традиционной азербайджанской толерантности. В результате между нашей традиционной толерантностью и новыми условиями современного переходного периода образуются противоречия, порождающие тенденцию модернизации формы проявления традиционной толерантности. Необходимость в подобной модернизации и составляет специфику современного состояния национального менталитета и толерантного сознания азербайджанцев.

Толерантность в межличностных отношениях, межнациональной областях, в сфере политических отношений способна дать хорошие результаты, если толерантное сознание населения Азербайджана будет прочно опираться на национальную защиту, суть которой заключается в приоритете азербайджанских национальных интересов во всех делах. Между тем, традиционное благожелательное отношение азербайджанцев к представителям разных народов, живущих в республике, в полной мере проявилась и в

отношении к армянам. Как свидетельствует достоверная статистика, Нагорно-Карабахская автономная область по социально- экономическим показателям занимала ведущее место среди всех регионов республики, уступая лишь столице Баку [10, с. 58].

Литература

1. Цит. по: Риэрдон Бетти. Толерантность - дорога к миру. М., 2000.

2. Уолцер Майкл. О терпимости. М., 2000.

3. Махмудов Я. Азербайджанская Демократическая Республика в истории нашей государственности // Dirf3li§ - XXI век, 2003, №64 (на азерб. языке).

4. Цит. по Жданов В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

5. Еремеев Д. Е. Турция // Веб. Национальные процессы в станах Ближнего и Среднего Востока. М., 1970.

6. История Азербайджана. В 3-х. томах. Том 1. Баку, 1958.

7. Гаджиагаева Л. Духовный хлам для истинного верующего // Зеркало, 3 ноября, 2004.

8. Кязымов Г. История азербайджанского языка (с древнейших времен до XIII века). Баку, 200З.

9. Гасанли А. О. О природе Карабахского межнационального кризиса // Азербайджан и азербайджанцы. Баку, 2003, № 1-2.

10. Самедзаде З. Нагорный Карабах: неизвестная права. Баку, 1995.

Aliyeva S.H.

Elements tolerantnosti in mentalitete azerbaijani

SUMMARY

In the article, among the national-spiritual values on the base of tolerance, the national mentality of Azerbaijan people, its place and way is shown. In the article as the self cognition of azerbaijanians in mentality structure, the components of torkology, Caucasian is analysed. The tolerant relations of azerbaijanians and other peoples about the national interest is learned as the aim from the point of view of organization as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.