Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОДИТЕЛЬ -АВТОМОБИЛЬ - ДОРОГА - СРЕДА - ПАССАЖИР - ПЕШЕХОД» В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОДИТЕЛЬ -АВТОМОБИЛЬ - ДОРОГА - СРЕДА - ПАССАЖИР - ПЕШЕХОД» В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / АВТОМОБИЛЬ / ДОРОГА / ПЕШЕХОД / ПАССАЖИР / СРЕДА / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидкова Елена Виллиевна, Носова Дарья Дмитриевна

Рассматриваются элементы системы дорожного движения как объекты осмотра места происшествия с целью получения фундаментальной информации о дорожно-транспортном происшествии. Сделан вывод, что исследование отмеченных элементов с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, положительно скажется на расследовании дорожно-транспортных преступлений и установлении причин возникновения аварийной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF THE TRAFFIC SYSTEM «DRIVER - CAR - ROAD - ENVIRONMENT - PASSENGER - PEDESTRIAN» IN THE INVESTIGATION OF TRAFFIC CRIMES

The article is devoted to the consideration of the elements of the traffic system as objects of inspection of the scene in order to obtain fundamental information about a traffic accident. It is concluded that the study of the noted elements, taking into account their relationship and interdependence, will have a positive impact on the investigation of traffic crimes and the establishment of the causes of an emergency.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОДИТЕЛЬ -АВТОМОБИЛЬ - ДОРОГА - СРЕДА - ПАССАЖИР - ПЕШЕХОД» В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.98

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-93-97 NIION: 2007-0083-3/22-132 MOSURED: 77/27-005-2022-03-331

Элементы системы дорожного движения «водитель - автомобиль -дорога - среда - пассажир - пешеход» в расследовании дорожно-транспортных преступлений

Елена Виллиевна Жидкова1, Дарья Дмитриевна Носова2

1 Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, Владивосток, Россия, elenazhidkova2015@mail.ru

2 Следственное управление УМВД России по г. Владивостоку, Владивосток, Россия, elenazhidkova2015@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются элементы системы дорожного движения как объекты осмотра места происшествия с целью получения фундаментальной информации о дорожно-транспортном происшествии. Сделан вывод, что исследование отмеченных элементов с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, положительно скажется на расследовании дорожно-транспортных преступлений и установлении причин возникновения аварийной ситуации.

Ключевые слова: водитель, автомобиль, дорога, пешеход, пассажир, среда, осмотр места происшествия, дорожное движение, расследование дорожно-транспортных преступлений

Для цитирования: Жидкова Е. В., Носова Д. Д. Элементы системы дорожного движения «водитель - автомобиль - дорога - среда - пассажир - пешеход» в расследовании дорожно-транспортных преступлений // Криминологический журнал. 2022. № 3. С. 93-97. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-93-97.

Original article

Elements of the traffic system «driver - car - road - environment - passenger -pedestrian» in the investigation of traffic crimes

Elena V. Zhidkova1, Daria D. Nosova2

1 Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Vladivostok, Russia, elenazhidkova2015@mail.ru

2 Department of the Investigative Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Vladivostok, Vladivostok, Russia, elenazhidkova2015@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the elements of the traffic system as objects of inspection of the scene in order to obtain fundamental information about a traffic accident. It is concluded that the study of the noted elements, taking into account their relationship and interdependence, will have a positive impact on the investigation of traffic crimes and the establishment of the causes of an emergency.

Keywords: driver, car, road, pedestrian, passenger, environment, inspection of the scene, traffic, investigation of traffic crimes

For citation: Zhidkova E. V., Nosova D. D Elements of the traffic system «driver - car - road - environment -passenger - pedestrian» in the investigation of traffic crimes // Criminological journal. 2022. (3):93-97. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-93-97.

© Жидкова Е. В., Носова Д. Д., 2022

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Дорожно-транспортное происшествие (далее -ДТП), как преступление, предусмотренное ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), без квалифицирующих признаков, представляет собой нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека [3]. В диспозиции указанной статьи перечислены основные элементы, без которых нельзя квалифицировать деяние по ст. 264 УК РФ, а именно: лицо, управляющее транспортным средством, само транспортное средство и тяжкий вред здоровью. Однако осмотр места происшествия проводится сразу после совершения ДТП, и, соответственно, до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Поэтому в рамках указанного следственного действия необходимо обращаться к более широкой системе элементов происшествия, к которой традиционно относятся «водитель - автомобиль - дорога - среда - пассажир - пешеход». Указанная система позволяет рассмотреть событие с точки зрения механизма совершения, а именно то, как и по какой причине возникла аварийная ситуация, каким образом произошло ее непосредственное осуществление, и чем и какими последствиями она завершилась. Система «водитель - автомобиль - дорога - среда» - это «совокупность подсистем, находящихся во взаимодействии и образующих целостность, способствующую выполнению работы для удовлетворения потребностей человека. Потребности человека достигаются его целенаправленной деятельностью, выполнением транс-портно-технологических работ» [4, с. 38]. Сущность данного определения системы состоит в том, что взаимосвязь элементов составляет нормальное, не опасное для всех участников дорожного движения, осуществление своих обязанностей. То есть водитель, пассажир и пешеход обязаны соблюдать установленные законами правила безопасного передвижения на дороге, из чего вытекает такая характеристика системы, как надежность, которая зависит, в первую очередь, от безотказности. Соответственно отказом системы будет считаться обнаружение факта возникновения ДТП [2, с. 241]. Для недопущения общественно-опасных последствий происшествия следует отметить важность элементов, входящих в систему, а их изучение и анализ позволит не только грамотно квалифицировать рассматриваемое деяние, эффективно расследовать, но и выбрать наиболее оптимальное направление профилактической работы сотрудников полиции.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее по тексту - ПДД) водителем признается лицо, управляющее каким-либо

транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также обучающийся вождению [5]. Сотрудниками Научного центра безопасности дорожного движения было проведено исследование динамики данного вида происшествий, согласно которому за 9 месяцев 2021 года девять из десяти ДТП произошли из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, что составляет 90,6 % от общего числа совершенных происшествий [1, с. 7]. Поэтому справедливо считать, что от добросовестного пользования транспортным средством, соблюдения положенных правил эксплуатации и передвижения, зависит не наступление общественно-опасных последствий в ходе управления водителем автомобиля. В рамках осмотра места происшествия, следователя, безусловно, интересуют сведения, которые лицо, управляющее транспортным средством, может предоставить. Его мысленные образы послужат ориентирующей информацией, которая будет проверяться в совокупности с иными следами, оставленными участниками и объектами. Также водителя осмотрят на предмет повреждений, в случае его госпитализации - на определение степени тяжести вреда здоровью. Кроме того, будет проведено освидетельствование, с целью установления пребывания лица в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Указанные мероприятия позволят в дальнейшем установить причинно-следственные связи между его состоянием, полученными травмами и произошедшим событием с его последствиями. Водитель, как элемент системы, рассматривается с учетом нескольких характеристик, а именно: возраст, стаж вождения, профессиональная подготовка и его психическое и физическое состояние. Благодаря исследованию данных факторов можно проанализировать и спрогнозировать их влияние на создание аварийной обстановки, в связи с чем можно решить вопрос об исключении или включении норм, способных контролировать и регулировать деятельность лица, управляющего транспортным средством. Например, в п. 2.7 ст. 2 ПДД обозначены случаи, при которых водителю запрещается управлять автомобилем, что носит не рекомендательный, а обязательный характер, поскольку нарушение данной нормы влечет за собой административную, а при наступлении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть, уголовную ответственность. По мнению Е. Н. Христофорова и Н. Е. Сакович основным качеством водителя, как элемента системы, «является его способность принимать рациональные решения по ограниченной, а иногда противоречивой, информации с учетом конкретно сложившейся в дорожном движении ситуации, то есть то, что водитель способен мыслить» [7, с. 35]. Считаем, что у водителя должно быть сформировано чувство ответственности и понимание

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES

Ям

того, что может повлечь за собой опасное вождение или управление в состоянии опьянения, какая ответственность предусмотрена российским законодательством.

Транспортное средство, согласно ст. 1 ПДД, это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [5]. Данные статистического исследования, проведенного сотрудниками Научного центра безопасности дорожного движения, за период 9 месяцев 2021 года демонстрируют, что от общего числа ДТП по причине технической неисправности автомобиля произошло лишь 5,9 %, что много меньше, в сравнении с процентным показателем, связанным с виной водителя [1, с. 7]. Однако такая причина происшествий также часто влечет за собой причинение тяжкого вреда здоровью, реже - смерть. Рассматривая автомобиль, как элемент системы в рамках осмотра места происшествия, необходимо получить информацию о его техническом состоянии до и в момент совершения происшествия, о временном периоде его эксплуатации (как конкретным водителем, так и его полным сроком службы), пробеге. Следует отметить, что в современном мире в связи с обилием технического оснащения следует обращать внимание на внедрение электроники в транспортные средства, в которых электронные ассистенты и средства автоматизированного управления (коррекции) постоянно контролируют действия водителя, дорожную обстановку и состояние систем автомобиля [6, с. 70]. Однако, рассматривая автомобиль как самостоятельный элемент, считаем, что его исправность, а также правильная работа средств автоматизированного управления - это ответственность лица, его эксплуатирующего. Следователь при производстве следственного действия осматривает автомобиль в целом, его повреждения, полученные в результате ДТП, следы любого происхождения.

Окружающая среда подразумевает под собой как климатические и погодные условия, так и саму дорогу. В ст. 1 ПДД под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии [5]. При проведении осмотра места происшествия необходимо тщательно исследовать все характерные особенности дороги, способствующие установлению причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившими последствиями. К ним относятся: тип и вид дороги и дорожного покрытия, состояние дорожного полотна, наличие разметки, количество дорожных полос. В частности, необходимо установить влияние выявленных признаков на аварийность ситуации, поскольку

по статистике за 9 месяцев 2021 года по причине недостатков эксплуатационного состояния и обустройства улиц и дорог произошло 36 % ДТП от общего количества происшествий [1, с. 7]. Понимаем, что состояние дороги не зависит от иных элементов системы, однако имеет определенное влияние на водителя, автомобиль и пешехода, и, безусловно, должно учитываться водителем при осмотре и оценке дорожной обстановки в целом. Также необходимо помнить о климатических и погодных условиях, на которые водитель повлиять не может, но обязан их учитывать, будучи участником дорожного движения. Среда, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, подразумевает под собой и элементы придорожной обстановки: наличие искусственных сооружений, расположение дорожных знаков и регулируемых пешеходных переходов, наличие светофоров, столбов уличного электроосвещения, а также видеокамер. В большинстве случаев они влияют на установление возможных причин нарушения ПДД участниками, но могут служить и в качестве неподвижного объекта для «привязки к местности» объектов и обнаруженных при производстве осмотра следов происшествия.

Пассажира, как правило, не включают в систему элементов, в том числе, отсутствуют статистические данные о каком-либо влиянии данного участника на аварийность ситуации. Однако наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть его в качестве объекта при осмотре места происшествия. Пассажир, согласно ст. 1 ПДД, лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него) [5]. Также ПДД предусматривает обязанности пассажира, и действия, находящиеся под запретом для данного участника движения. В рамках осмотра он, как и водитель, является источником получения идеальных следов. По нашему мнению, пассажир не случайно включен в систему элементов дорожного движения, поскольку он может оказывать влияние на водителя (например, отвлекать его во время управления транспортным средством, что может создать аварийную ситуацию), и, следовательно, создать предпосылки аварийной ситуации. Поэтому его влияние нельзя недооценивать, рассматривая каждый конкретный случай ДТП.

Последним, но не менее важным, элементом является пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной, или вело-пе-шеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогич-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

„¿¿¡мм*» им

ные средства. Статистические данные, исследованные сотрудниками Научного центра безопасности дорожного движения, за период 9 месяцев 2021 года, указывают, что количество ДТП, наступивших в результате нарушения пешеходом правил передвижения, составляет 9,6 % от общего количества происшествий [1, с. 7]. При осмотре места происшествия необходимо установить информацию, которая непосредственно связана с передвижениями пешехода, а также с видимостью водителем такого участника дорожного движения. При совершении наезда на пешехода, рассматривается взаимосвязь элементов, благодаря чему следователь сможет подтвердить или опровергнуть версию водителя о совершенных действиях с целью избежать общественно-опасных последствий.

Таким образом, элементы системы «водитель -автомобиль - дорога - среда - пассажир - пешеход» составляют устойчивую связь, их всестороннее и системное исследование позволит оценить степень безопасности движения, а при совершении ДТП -установить его механизм, а следовательно, и лицо, виновное в его совершении. При рассмотрении каждого элемента в отдельности можно сделать вывод о том, что они соотносятся между собой в разных пропорциях. Иначе говоря, водитель в наибольшей степени взаимодействует со всеми иными элементами, чего нельзя отметить при изучении поведения пассажира как элемента, т. к. он состоит в причинно-следственной связи при ДТП только с лицом, управляющим транспортным средством. Но, несмотря на это, совместно элементы образуют устойчивую, целостную систему, которая учитывает характеристики каждой подсистемы. Статистические данные в свою очередь помогают наиболее полно оценить, какой из элементов дорожного движения наиболее часто создает аварийные ситуации, и, как следствие - ДТП. Знание элементов рассматриваемой системы позволит более качественно провести осмотр места происшествия, раскрыть и расследовать дорожно-транспортное преступление, установить причины и условия, приведшие к наступлению общественно-опасных последствий, а также будет способствовать разработке и принятию дополнительных мер, направленных на дальнейшее снижение аварийности на дорогах.

Список источников

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. М. ФКУ «НЦ БДД МВД России», - 2021. - 39 с.

2. Воеводин Е. С., Фомин Е. В., Пульянова К. В., Асхабов А. М., Кашура А. С., Голуб Н. В. Определение оптимальных параметров элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» // Вестник ИрГ-

ТУ. - 2018. - № 5 (136). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-optimalnyh-parametrov-elementov-sistemy-voditel-avtomobil-doroga-sreda (дата обращения: 17.10.2022).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022) // СПС «Кон-сультантПлюс«. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 04.11.2022).

4. Умирзоков А.М ., Мамбеталин К. Т., Сайдулло-зода С. С., Саибов А. А. Концептуальная модель оценки эффективности системы «водитель - автомобиль -дорога - среда» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Машиностроение. - 2019. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-otsenki-effektivnosti-sistemy-voditel-avtomobil-doroga-sreda (дата обращения: 17.10.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.10.2022).

6. Тарасов Е. А. Возможности использования объективной информации с аппаратно-программного комплекса автомобиля при моделировании развития механизма дорожно-транспортного происшествия с наездом на пешеходов. // Вестник Академии права и управления. - 2021. - № 2 (63). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-ispolzovaniya-obektivnoy-informatsii-s-apparatno-programmnogo-kompleksa-avtomobilya-pri-modelirovanii-razvitiya (дата обращения: 17.10.2022).

7. Христофоров Е.Н., Сакович Н.Е. Свойства водителя и их влияние на безопасность движения транспортных средств. // Вестник Брянского государственного технического университета. 2021. № 1 (98). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/svoystva-voditelya-i-ih-vliyanie-na-bezopasnost-dvizheniya-transportnyh-sredstv (дата обращения: 24.10.2022).

References

1. Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2021. Information-analytical review. M. FKU «NTs BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2021. - 39 p.

2. Voevodin E. S., Fomin E. V., Pulianova K. V., Askhabov A. M., Kashura A. S., Golub N. V. Determining optimum parameters of «driver - vehicle - road -environment» system elements // frSTU Vestnik. -2018. - № 5 (136). [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-optimalnyh-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

parametrov-elementov-sistemy-voditel-avtomobil-doroga-sreda (date of the application: 17.10.2022).

3. Criminal Code of the Russian Federation ot 13.06.1996 № 63-03 (as amended on 14.07.2022) // SPS «ConsultantPlus». [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru (date of the application: 04.11.2022).

4. Umirzokov A. M., Mambetalin K. T., Saydulozo-da S. S., Saibov A. A. Conceptual model of the estimation of the efficiency of the driver - car - road - environment system // Vestnik of SUrSU. Series: Engineering. - 2019. № 1. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptualnaya-model-otsenki-effektivnosti-sistemy-voditel-avtomobil-doroga-sreda (date of the application: 17.10.2022).

5. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 (as amended on 31.12.2020) «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s «Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv k ekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po

obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya»). [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (date of the application 17.10.2022).

6. Tarasov E. A. Possibilities of using objective information from the hardware-software complex of the car in modeling the development of the mechanism of a traffic accident with a collision with pedestrians. // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2021. № 2 (63). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-obektivnoy-informatsii-s-apparatno-programmnogo-kompleksa-avtomobilya-pri-modelirovanii-razvitiya (date of the application: 17.10.2022).

7. Khristoforov E. N., Sakovich N. E. Driver properties and their impact on vehicle traffic safety // Bulletin of the Bryansk State Technical University. - 2021. - № 1 (98). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ svoystva-voditelya-i-ih-vliyanie-na-bezopasnost-dvizheniya-transportnyh-sredstv (date of the application: 24.10.2022).

Информация об авторах

Е. В. Жидкова - старший преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России;

Д. Д. Носова - следователь отдела следственного управления УМВД России по г. Владивостоку.

Information about the authors

E. V. Zhidkova - senior lecturerVladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia;

D. D. Nosova - Investigator of the Department of the Investigative Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Vladivostok.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 09.11.2022.

The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 01.11.2022; accepted for publication 09.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.