ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2(26). 209-240
УДК 7.046.3+7.033.5
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10210
Н. В. Ануфриева
ЭЛЕМЕНТЫ РАННЕЙ ЭАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ в русском лицевом апокалипсисе поздней кириллической традиции*
Аннотация. В статье затронута проблема эволюции христианского художественного символа и его отражение в культурах стран западноевропейских и восточнославянских. Искусство книжной миниатюры эпохи Высокого Средневековья в своей основе опиралось на иконографию христианской византийской культуры. По отдельным изобразительным признакам, характерным для иллюстраций западноевропейских манускриптов и рукописей поздней кириллической традиции, можно обозначить общие черты, присущие христианскому искусству, отследить определенные многовековые трансформации христианского символа, найти элементы сходства в изобразительной практике. Мотивы ранней иконографии отчетливо прослеживаются в лицевых рукописях Горо-децко-Нижегородской изобразительной редакции лицевых списков Апокалипсиса. Эта редакция была сформирована старообрядческими книжниками, которые жили в городах Нижний Новгород, городец и их окрестностях. В статье анализируются иконографические признаки этой редкой художественной редакции русского лицевого Толкового Апокалипсиса, сохранившей следы древней иконографии. Обозначение устойчивых иконографических признаков лицевых рукописей в рамках редакции и сопоставление их с изображениями ранних западных манускриптов позволяет провести некоторые параллели в развитии христи-
* Публикация подготовлена в рамках выполнения проекта № 33.2182.2017/4.6. («Формирование русской культурно-религиозной идентичности: памятники традиционной письменности как символические коды культурной памяти») госзадания МО РФ научным коллективам исследовательских центров и (или) лабораторий образовательных организаций высшего образования на 2017-2019 гг.
Статья написана по материалам доклада на международной конференции "VIII Уральские археографические чтения" (Екатеринбург. 11-13 октября 2018 г.).
© Н. В. Ануфриева, 2019
209
анского искусства. Сравнительный анализ иконографии русских поздних и ранних западноевропейских лицевых списков памятника может подтвердить либо опровергнуть гипотезу о существовании единого протографа для обеих книжных традиций, которая была выдвинута еще в XIX в. первым исследователем лицевого Апокалипсиса Ф. И. Буслаевым. статья носит описательный характер признаков и иконографических схем Городецко-Нижегородской редакции и сравнение их с ранними западноевропейскими изобразительными сюжетами. В задачи данной обзорной статьи не входит обширная и многогранная тема освещения путей и способов проникновения в позднее православное искусство элементов ранней западноевропейской иконографии. Здесь лишь намечены ключевые моменты исследования проблемы эволюции отдельных иконографических схем, мотивов и символов, их генезис и развитие в различных исторических условиях.
Ключевые слова: средневековые рукописи, книжные миниатюры, россия, Европа, Апокалипсис, христианство, старообрядчество.
Цитирование. ануфриева Н. в. Элементы ранней западноевропейской иконографии в русском лицевом Апокалипсисе поздней кириллической традиции // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 209-240. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10210
Во второй половине XVII в. в России возникло оппозиционное официальной Церкви движение старообрядчества. Оно появилось в результате отказа части населения страны от принятия церковной реформы патриарха Никона. Изменения обрядовой практики и исправления книжных текстов рассматривались старообрядцами как отступление от истинного православия, как предвестие конца света, поэтому тема эсхатологии, всегда актуальная для христианского сознания, в идеологии русского старообрядчества получила особое звучание. Визуализация образов апокалиптического грядущего вылилась в создание целого пласта иллюстрированных (лицевых) памятников письменности на эту тему.
В рукописных кириллических книгах поздней традиции (XVIII — начало XX в.), созданных усилиями деятелей старообрядчества — составителей текстов, переписчиков, художников, — сохранилось немало элементов декоративного оформления и иллюстрирования рукописей раннего периода истории русского православия. Старообрядческие мастера способствовали развитию традиции древнерусской рукописной книги,
творчески используя в своей работе элементы книжного искусства до-раскольной Руси. Известный знаток искусства П. Вяземский говорил о том, что «наши лицевые рукописи отличаются ... сохранением древнейших типов, носящих на себе несомненный, явный отпечаток подлинности.»1. Однако история развития русских иллюминированных книг заставляет ставить вопросы: откуда и как эти «древнейшие типы» или ранние иконографические признаки проникли в рукописи поздней традиции? Определить происхождение ранних изобразительных мотивов миниатюр может помочь сравнительный анализ русских книжных миниатюр поздней рукописной традиции с ранними европейскими.
Подъем в развитии иллюминированных книг в России относится к концу XV-XVI в. Это время, отмеченное высоким подъемом русского искусства в целом, в том числе — книжного оформления. Это же время отмечено повышением интереса общества к теме Апокалипсиса и Страшного Суда. Эсхатологическая тематика выразительно и многопланово нашла отражение в рукописях, созданных в этот период. Источником иконографии книжного Апокалипсиса были фресковые храмовые росписи (напр., Благовещенского собора Московского Кремля), иконопись (иконы «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля, костромского Успенского собора и др.), а также мотивы гравюр западноевропейских мастеров — Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Питера ван дер Борхта и др. Более ранних списков с полным набором текстовых миниатюр (миниатюр-иллюстраций) не сохранилось. По словам И. В. Левочкина, «до татаро-монгольского нашествия на Руси было не менее 130-140 тыс. книг. Большинство из них безвозвратно погибло, и от раннего периода сохранилась лишь небольшая часть этих богатств.»2. К сожалению, мы можем только предполагать, какие рукописи могли быть на Руси в ранний период и в каком количестве. В отличие от истории западноевропейского искусства, где сохранилось множество манускриптов эпохи Раннего и Высокого Средневековья, наследие русского православного искусства не имеет такого большого количества ранних рукописей, в том числе иллюстрированных.
Изучая иконографию русского лицевого Апокалипсиса, исследователь древнерусского искусства, знаток рукописной книги Ф. И. Буслаев ука-
1 Протокол годового собрания членов Общества любителей древней письменности 25-го апреля 1878 года // РНБ. Ф. ОЛДП. Оп. 3. № 484. Л. 9 об. - 10.
2 левочкин и. в. Миниатюры рукописных книг XП-XX веков. М., 2014. С. 7.
зывал на то, что «наши лицевые Апокалипсисы ... содержат в себе, даже и по рукописям позднейшим, явственные следы древней иконографии.»3. Эти «следы» или отдельные иконографические признаки, содержащиеся в старообрядческих лицевых рукописях, можно увидеть в сохранившихся ранних западноевропейских рукописях. Ф. И. Буслаев указывал на «близкое сродство между нашими апокалипсическими иллюстрациями по рукописям от XVI до XVIII в. и западными гораздо старшей эпохи, от X по XII в____»4. Исследуя иконографию лицевого Апокалипсиса, ученый неоднократно отмечал, что русское православное искусство и средневековое искусство Западной Европы доренессансного периода имеют много общего, поскольку оба они опираются на византийскую культуру. Это был общий корень, который питал обе ветви христианского искусства. Влияние византийской иконографии на западноевропейскую было настолько явным, что «иные из художественных произведений англосаксонских, французских или немецких можно бы выдать за византийские, только с незначительными местными отличиями той или другой школы мастеров.»5. Ф. И. Буслаев утверждал, что «наши мастера XVI-XVШ вв. брали свои сюжеты и весь строй апокалиптической иллюстрации из тех же источников, которыми Запад пользовался еще в X-XII вв. Источники эти были, по убеждению и западных ученых, — византийские.»6.
Однако сегодня не известно ни одного списка иллюстрированного Апокалипсиса времен Византийской империи. В связи с этим в настоящее время особую актуальность имеет глубокий сравнительный анализ иконографии русских поздних и ранних западноевропейских списков Апокалипсиса. Только таким образом можно подтвердить или опровергнуть предположение Ф. И. Буслаева о существовании единого протографа для обеих книжных традиций.
Отдельные элементы ранней иконографии отчетливо прослеживаются в лицевых рукописях Городецко-Нижегородской изобразительной редакции7 Толкового Апокалипсиса. Эта редакция была сформиро-
3 Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый. М., 1884. Т. I [Исследование]. С. 164.
4 Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 52.
5 Там же. С. 50.
6 Там же. С. 52.
7 Изобразительная или художественная редакция рукописи определяется набором ос-
вана старообрядческими книжниками, которые жили в городах Нижний Новгород, Городец и их окрестностях. Региональные особенности списков городецко-нижегородских книжно-рукописных памятников были исследованы Ю. С. Грибовым8. Ученым было выявлено 16 рукописей, относящихся к данной группе памятников, хранящихся в Российских книжных собраниях — ГИМ (Москва), ГТГ (Москва), РНБ (Санкт-Петербург), РГБ (Москва). К этому перечню мы добавляем и список лицевого Апокалипсиса из фондов ЛАИ УрФУ (XXVI.22р). Самобытность и даже уникальность иконографических признаков этих рукописей позволили выделить их в самостоятельную рукописную изобразительную редакцию - Городецко-Нижегородскую9. Принимая во внимание вариативность подачи отдельных иконографических признаков внутри данной редакции, выделено для рассмотрения три списка из собраний РНБ, ГИМ, ЛАИ (Екатеринбург), а также использованы для сопоставления некоторые общие признаки наиболее распространенной в среде верующих Филаретовско-Чудовской иконографической редакции10, которая могла оказать влияние на формирование и развитие Городец-ко-Нижегородской редакции11. Сравнительно-исторический анализ художественных признаков отдельных рукописей позволяет проследить развитие иконографических особенностей миниатюр в рамках редакции, которые обусловлены накоплением новых элементов в результате
новных признаков, таких, как: выбор сюжетов для иллюстрирования, способ их представления, отношение миниатюр к тексту, количество.
8 См.: Грибов Ю. а. Городецко-нижегородские списки лицевого Апокалипсиса в контексте общих проблем изучения памятника // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 471-495.
9 Признаки данной редакции, а также полное описание лицевого списка Уральского университета, включая описание миниатюр, см.: Ануфриева Н. в., Починская и. в. Лицевые Апокалипсисы Урала. Православная традиция и элементы европейского культурного влияния. Екатеринбург. 2014. С. 189-206.
10 Филаретовско-Чудовская иконографическая редакция впервые была описана Ф. И. Буслаевым. Также нашла отражение в работах современных исследователей. См.: Ануфриева Н. в., Починская и. в. Лицевые Апокалипсисы Урала...; Подковырова в. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века. Описание рукописного отдела Библиотеки РАН / Т. 10. Вып. 2. М.; СПб., 2016; Чинякова Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI-XVП веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. М., 2018.
11 См.: Сравнительная таблица в Приложении.
взаимодействия с другими редакциями, влиянием западноевропейского искусства, как правило, гравюрной техники, зачастую авторской новизной, местными художественными особенностями и др. Кроме того, сопоставляя иконографические признаки разных рукописей в рамках редакции, можно обозначить ранние устойчивые признаки, характерные для редакции, проследить их развитие, отметить особенности для разных списков, показать общность традиции в изображениях ранних западных манускриптов и списков поздней кириллической книжности.
Рукопись ГИМа (собрание Барсова, №138) в свое время подробно исследовал Ф. И. Буслаев12. Описание этого списка вызвало у ученого твердое убеждение, что перед ним совершенно самостоятельная иконографическая редакция, в результате чего он предоставил ей «.полное право на полную самостоятельность»13 (ил. 1).
Анализ иконографических особенностей рукописи Толкового Апокалипсиса собрания ЛАИ наглядно показал общность этих списков, характерную близость изобразительных признаков. Отличием является размещение в уральском списке выходной миниатюры с изображением Андрея Кессарийского, одной дополнительной миниатюры к гл. 29 (т. е. 74 миниатюры вместо 72 — по количеству глав Толкового Апокалипсиса), а также некоторых небольших различий в подаче изображений (ил. 2).
Список собрания РНБ, несмотря на несомненную принадлежность к рассматриваемой Городецко-Нижегородской редакции, по большинству иконографических признаков, по ряду элементов тяготеет и к Филаретовско-Чудовской редакции, т. е. в данном списке представлен вариант ранней Городецко-Нижегородской редакции с включением более поздних элементов из другой редакции. Возможно, со временем, по мере накопления сведений о других списках с аналогичными чертами иконографии, можно будет выделить извод14 в рамках редакции (ил. 3).
Ф. И. Буслаев в своем исследовании рукописи Барсова указал, среди прочих изобразительных признаков, на четыре особенно характерных, которые «перекликаются» с чертами иконографии ранних западноевропейских рукописей. По словам ученого, «.несомненно, ведут свое начало от незапамятной старины следующие четыре сюжета, по-
12 См.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 731-747.
13 Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 732.
14 Извод — вариант иконографии в пределах изобразительной редакции.
тому что они согласны по редакции с западными изображениями, известными мне по памятникам XII и XIV веков, и уже потом в течение многих столетий забытых в искусстве на Западе.»15.
Опираясь на исследование Ф. И. Буслаева, перечислим эти признаки:
1. Град Вавилон в виде поверженной Вавилонской блудницы, миниатюра 5616 (аналогично изображению из англосаксонского Апокалипсиса XII в. и фрагменту инкунабулы XV в.)17;
2. «Точило ярости Господней.», миниатюра 58 (аналогично изображению из англосаксонского Апокалипсиса XII в.)18;
3. «.источник воды живой.» в виде многогранного чана, миниатюра 66 (аналогично изображению из Пражского Апокалипсиса XIV в.)19;
4. Представление Древа Жизни с человеческими головами, миниатюра 68 (аналогично изображению из рукописи Hortus Deliciarum аба-тиссы Геррады Ландсберг XII в.)20.
Это одни из наиболее ранних источников, где встречаются данные признаки.
Добавим еще несколько известных признаков из ранних западноевропейских манускриптов, которые встречаются в поздней русской апокалиптической иконографии.
Поверженная блудница вместе с побитым ангелами Семиглавым змием на миниатюре кодекса Геррады Ландсбергской XII в. представлена в том же виде, как писали на русских миниатюрах, — в ярком платье с поясом и в короне (ил. 4).
В списках русского лицевого Апокалипсиса поверженная блудница встречается только в Городецко-Нижегородской изобразительной редакции, но не летящей в адову пропасть среди языков пламени, а в виде согнувшейся женской фигуры на фоне проема под землей.
15 Буслаев ф. и. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 733.
16 Счет миниатюр идет по порядку глав Толкового Апокалипсиса — 72 главы, как правило, столько же представлено миниатюр.
17 См.: Буслаев ф. и. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. с. 734, 742-743; Ануфриева Н. в., Починская и. в. Лицевые Апокалипсисы Урала. С. 50.
18 См.: Буслаев ф. и. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 734, 743-744.
19 См.: Там же. С. 734, 745.
20 См.: Там же. С. 734, 745-746; Ануфриева Н. В., Починская и. В. Лицевые Апокалипсисы Урала. С. 50-51.
Древо Жизни с головами праведников, расположенных в чашечках цветов на дереве (миниатюра к гл. 68) — признак, который в свое время анализировал Буслаев, проведя соответствие между изображением древа на миниатюре рукописи ГИМа (ил. 5) и кодексом Геррады Ландсберг, о чем уже было сказано выше.
Это достаточно распространенный в западном искусстве изобразительный прием, причем изображали не только головы, но и бюсты и даже поясное изображение, например, как на миниатюре Фламандской Псалтири21 (ил. 6).
В русской миниатюре во всех приведенных рукописях присутствует наиболее ранний вариант — головы на чашечках. Стоит отметить и такой примечательный момент — по тексту памятника дерево должно быть одно, однако изображения чаще представлены как два дерева на берегах реки и по шесть лиц с каждой стороны (в списках РНБ и ГИМ). Эта рассогласованность с текстом в уральской рукописи разрешена достаточно оригинально. Художник изобразил головы на раскрывшихся бутонах, но не на дереве, а на облаках (ил. 2).
характерным признаком для данной редакции является изображение Церкви христианской (ил. 7).
Миниатюра к главе 57 дает представление о том, как апостолу было поведано «.о тайном браке». В ее верхнем регистре — благословляющая Новозаветная Троица, в нижнем — Иоанн, склонившийся перед ангелом, а по центру — крупное изображение в полный рост сидящей на престоле «невесты Агнца» (Церкви), облеченной в красивые одежды22. Изображение Церкви-спасительницы на престоле было распространено в западноевропейской миниатюре, например, как на миниатюре из германского Евангелия из Пассау (XII в., юго-восток Баварии) (ил. 8)23.
Величественный строгий образ Экклесии (Церкви) представлен сидящей на троне в царском одеянии и короне и держащей в руках крест и масляный светильник. Фоном композиции служат крепостные стены и золото арочного проема. В русской миниатюре силуэт «невесты», как
21 Фламандская Псалтирь. Ок. 1500 г. Париж. Ирландский колледж // URL: http://por-tail.centreculturelirlandais.com/index.php (дата обращения 20.05.2018).
22 ЛАИ УГИ УрФУ ХХУП.22р/5509. Л. 271.
23 Евангелие из Пассау, 1170-1180 гг., Государственная библиотека Баварии, URL: http:// daten.digitale-sammlungen.de/~db/0007/bsb00072191/images/. Imag. 00086 (дата обращения 20.05.2018).
правило, рисуется на горках или на земле, в некоторых списках — в горнем месте, т. е. на воздухе. Кроме того, вместо Новозаветной Троицы в некоторых рукописях идет поясное изображение Спаса Эммануила и Святого Духа в виде голубя, иногда можно увидеть антропоморфные изображения солнца и луны24.
Одним из характерных признаков Городецко-Нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса является мотив — изображения духов, передающих слова Божии семи Церквам. Они представлены в виде обнаженных человечков белого или желтого цвета, вылетающих из облаков (не путать с ангелами семи церквей, которые стоят у зданий церкви). И хотя конкретных аналогов в западноевропейской иллюстрации и гравюре найти не удалось, следуя работе и выводам Ф. И. Буслаева, — это редкий и древний мотив, характерный для ранних списков. Как правило, изображения духов Церквей присутствуют на миниатюрах к главам — обращения к семи Церквам: Эфесской, Смирнской, Пергамской (ил. 1), Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской, а также на миниатюре о «видении дверей на небесах и престолах.»25. Однако в иллюстрациях некоторых списков этот мотив по каким-то причинам теря-ется26. Из анализируемых трех рукописей наиболее интересным оказался список ЛАИ, в котором присутствуют эти мотивы во всех перечисленных выше главах, а также на миниатюре к главе 52 — «Об излиянии седьмой чаши» (ил. 9).
Иконографическая трактовка данного списка достаточно полно раскрывает сюжет и идею памятника, акцентируя внимание на небольших, но немаловажных деталях. Изображения духов Церквей в виде маленьких крылатых человечков — очень редкий мотив, встречающийся только в данной редакции. В русской традиции иллюстрирования Апокалипсиса более распространенным было другое изображение духов Церквей — в перегородках сферы, окружающей Иисуса Христа. Среди приведенных рукописей этот признак присутствует в списке РНБ.
Продолжая проводить параллели миниатюр русских рукописей с западноевропейской иллюстрацией, стоит обратить внимание на показ
24 Подробнее о рукописях, где отмечены эти признаки, см.: Грибов Ю. А. Городецко-нижегородские списки. С. 490.
25 ЛАИ УГИ УрФУ XXVII.22р/5509. Л. 67.
26 Подробнее об этом признаке и вариантах его использования в рукописях, см.: Грибов Ю. А. Городецко-нижегородские списки. С 488-489.
«животного» мира Апокалипсиса — Семиглавого Змея, Зверя, апокалиптических коней. Некоторые стандартные изображения в русских миниатюрах, возможно, берут начало от рисунков из западноевропейских средневековых сборников — бестиариев, а также отдельных изображений животных, включенных в многофигурные композиции инициалов либо непосредственно по тексту манускриптов в качестве украшений и дополнений. Сравним изображение поверженного летящего в бездну Змея и зарисовку из бестиария XIII в., где животное (антилопа) также изображено падающим вертикально вниз (ил. 10)27. Нестандартная поза для падающего животного, мелкие изобразительные детали (например, положение лап) практически дублируют рисунки бестиария и апокалиптической миниатюры.
Интересна также композиция с всадником Апокалипсиса из рукописи РНБ, а точнее изображение тела коня с видом сзади полубоком и фигуры всадника с поворотом головы налево (ил. 3). Такой изобразительный прием можно увидеть на миниатюре французского манускрипта — Апокалипсиса из Сен-Севера, созданного художником Стефаном Гарсия в первой половине XI в28. А изобразительный тип «дракона» с крыльями и ногами, достаточно часто представленный в инициалах и заставках западноевропейских манускриптов, очень похож на апокалиптического Змея восточнославянских рукописей29.
К характерным признакам редакции со следами отдаленной старины, истоки которой пока не определены, относится изображение «иконы звериной» (гл. 38), где по центру композиции в рамке дано изображение Зверя с семью головами, а вокруг него мелкие бесы в животном обличии. Этот изобразительный мотив представлен во всех списках Городецко-Нижегородской редакции, иногда крупным планом во весь лист (рукописи ЛАИ, ГИМ), иногда небольшого размера в нижнем регистре миниатюры (рукопись РНБ)30. Аналог этому изображению можно
27 Фрагмент миниатюры из бестиария 1235 г. (Зальцбург, Австрия). См.: Эко У. Имя розы. М., 2014. С. 254.
28 Апокалипсис из Сен-Севера, 1028 г., Париж, Национальная библиотека, URL: http:// www.zirozebar.com/pedia-ru/wiki/Апокалипсис_Сен-Севера.
29 См.: Мокрецова И. П., Романова В. Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях 1200-1270 гг., М.,1983. С. 50, 102, 204.
30 Изображения миниатюр списков ЛАИ и ГИМ, см.: Ануфриева Н. в., Починская и. в. Лицевые Апокалипсисы Урала. С. 48. Ил. 60, 61.
найти в рукописи 1731-1736 гг. собрания Российской государственной библиотеки (РГБ, Москва)31. Композиция миниатюры здесь составлена по-другому — двое людей (грешники) рисуют с помощью кистей и красок «образ зверев» по пояс, а не в полный рост, и в анфас, а не в профиль, как в анализируемой нами редакции. Эта рукопись относится к другой редакции, также сохранившей признаки ранней иконографии и по-своему представившей особенности лицевого памятника32.
Вкратце перечислим другие ранние признаки, сохранившиеся в Го-родецко-Нижегородской редакции: Архангел Михаил в воинских доспехах раннего христианского периода (гл. 34), «жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна»33 (гл. 33), крупным планом изображение обнаженного «водного ангела» с распростертыми крыльями (гл. 48), а также небольших обнаженных фигурок ветров с крыльями и трубами в руках (гл. 19), двойная полоса облаков, на одной из которых восседает Господь Саваоф в окружении символических крылатых животных и праведников, на другой (выше) — Иисус Христос в окружении ангелов (гл. 56), геометрически отчерченные полосы облаков (в списке ЛАИ УрФУ на миниатюрах к гл. 56, 72); Агнец, стоящий на холме34 (гл. 39); в руке у Иисуса Христа,
31 См.: Толковый Апокалипсис. РГБ. Собр. Тихонравова. №707. Л. 96.
32 Подробнее о рукописи см.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 782-796; Подковырова В. Г. Цикл миниатюр к старообрядческому Апокалипсису из книгописной мастерской Каликиных (К проблеме определения редакции) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей Библиотеки РАН. Ч. I — Исследования. Спб., 2005. С. 78-107.
33 Распространенный символ в западноевропейском искусстве и в русской иконографии. Наиболее ранние миниатюры: Бамбергский Апокалипсис, 1000-1020 г,. Бамберг, Государственная библиотека; Hortus Deliciarum. XII в. (рукопись хранилась в библиотеке Страсбурга; в результате пожара погибла в 1870 г., сохранились копии рисунков. См.: Engelhardt Н. Herrad von Landsperg. Штутгард, 1818. URL: https://slovar.cc/enc/ brokhauz-efron/1601838.html) (дата обращения 20.05.2018); гравюрные изображения, например, Мастер E. S., «Мадонна Розария, стоящая на полумесяце». XV в., Мюнхен, Государственное собрание графики. URL: https://artchive.ru/artists/70762~Master_E_S/ works/462471 (дата обращения 20.05.2018); и др.
34 В западноевропейском варианте Агнец обычно представлен с крестом в руке или флагом с изображением креста. Наиболее ранние книжные изображения: Евангелие из монастыря св. Медарда в Суассоне. Начало IX в., Париж, Национальная библиотека, URL: medievalmuseum.ru>01mss/3_4_mss_carolingi/17.htm (дата обращения 20.05.2018); Беатус Моргана, 945-950 гг. Нью-Йорк, Библиотека Пьермонта Моргана URL: http://dosoaftor. ru/2017/02/20/rozhdenie-trillera-ikonografiya-apokalipsisa/ (дата обращения 20.05.2018); и др.
идущего во главе «небесного воинства», — жертвенник (гл. 59); в сцене воскрешения на Страшном Суде — «Сидящим» на престоле изображен Господь Саваоф (гл. 64); отсутствие свитков у ангелов семи Церквей, за исключением списка РНБ (гл. 3-9); изображение Смерти — четвертого всадника Апокалипсиса в виде человека серого цвета или, по выражению Ф. И. Буслаева, в «диком»35 цвете (более поздний признак — в виде скелета, сидящего задом наперед) и др.36 Кроме того, нужно отметить, что в качестве выходной миниатюры в уральском списке представлено изображение Андрея Кесарийского (миниатюра к предисловию), что, по мнению некоторых исследователей Апокалипсиса, является редкостью37.
Завершая разговор об особенностях иконографии Городецко-Ниже-городской редакции, следует отметить, что по изобразительным признакам она далеко не однородна, в разных списках имеет какие-то отличия. При детальном исследовании групп рукописей и накоплении сведений об их иллюстрациях со временем внутри этой редакции возможно выделение изводов. Редакция представляет для нас величайшую ценность, поскольку она сохраняет признаки самых ранних основ христианской иконографии, которые, несмотря на многовековые трансформации, дают представление об искусстве наиболее отдаленного периода христианской истории. По словам Ф. И. Буслаева, «... несмотря на невзрачную внешность в грубых очерках с убогою раскраскою, иллюстрация эта на широких основах национального византийского предания предлагает драгоценные данные для апокалиптической иконографии, в ее связи с ранними византийскими следами в памятниках средневекового искусства на Западе.»38.
Следует признать, что возникает очень много вопросов, касающихся изобразительных особенностей этой редакции. Фиксирование ранних признаков из западноевропейских манускриптов и инкунабул не дает ответа на вопрос, каким образом к нам на Русскую землю приходили те или иные иконографические признаки и изобразительные сюжеты, откуда они брали начало и как развивались на протяжении
35 «Дикий» цвет в значении «серый, пепельный», по терминологии Ф. И. Буслаева и принятом в XIX в. его обозначении. См.: Даль в. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. I. С. 436.
36 Более подробный анализ признаков редакции см.: Приложение.
37 сукина л. Б. Слово и изображение в лицевой книге XVII в. URL: http//pki.botik.ru/ articles/l-sukina-slovo1994.pdf (дата обращения 20.05.2018). С. 2
38 Буслаев ф. и. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. С. 177.
веков. Многие образцы иконографии сохранялись с раннего периода нашей истории, русские художники обладали огромным запасом ко-пийных материалов для воспроизведения рисунков, накопившимся в течение веков. Еще учеными XIX в. высказывалось мнение о том, что «. художники зачастую и не видели самих рисунков, а пользовались теми же самыми или подобными образцами, которыми руководствовались византийские и даже древние римские художники»39. Современные ученые также пишут о том, что «.списки, или прориси, с известных икон или других изображений были основным способом распространения канонических образцов. Каждый иконописец имел у себя целое собрание прорисей с необходимыми комментариями.»40. Кроме того, определенные элементы западной иконографии приходили в Россию через польско-литовское государство. Исходя из этого, можно выстроить некоторые предположения о генезисе мотивов иконографии и путей их проникновения на русские земли. Такие гипотезы необходимо проверять путем подробного тщательного исторического исследования. Эта глобальная по постановке задач тема не входила в задачи данной описательной статьи, но она ждет своего разрешения и освещения в будущем как проблема эволюции христианского символа и его отражение в культурах как западноевропейских стран, так и восточноправославных.
39 Протокол годового собрания. Л. 10-11.
40 Бобров Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М., 2010. С. 22.
Приложение
Сравнительно-исторический анализ художественных признаков Городецко-Нижегородской (Собрания РНБ, ЛАИ УрФУ, ГИМ) и Филаретовско-Чудовской редакций
Из о бр азительные признаки РНБ. ОЛДП. ЕЮ. 2°. II пол. XIX в. ЛАИ УГИ УрФУ ХХУ1.22р. 2°. II пол. XIX в. ГИМ. Барс., №138. 4°. XVI в. — текст, I пол. XIX в. -мин. Филаретовско-Чудовская редакция1
Стиль в изображениях семи Церквей: орнаментальный (вычурные завитки, обилие ярких декоративных деталей), архитектурный (прямые конструктивные линии, отсутствие орнаментальных завитков) архитектурный архитектурный архитектурный Встречаются и орнаментальный и архитектурный стили
Иконография Господа Бога (количество изображений в разных ипостасях) Изображение Спаса Эммануила отсутствует; Иисус Христос — 25; Господь Саваоф — 13; Святой Агнец — 10; Святой Дух — 5 Спас Эммануил — 2; Иисус Христос — 18; Господь Саваоф — 26; Святой Агнец — 12; Святой Дух — 1. Изображение Спаса Эммануила отсутствует; Иисус Христос — не менее 20; Господь Саваоф — 19; Святой Агнец — 11; Святой Дух — не менее 2 Спас Эммануил — обычно не менее 10 в одном списке; Иисус Христос — не менее 15; Господь Саваоф — не менее 4; Святой Агнец — не менее 9; Святой Дух — не менее 3
Образы Господа и ангелов в сценах обращения к семи Церквам Вместо Спаса Эммануила изображение Иисуса. Зрительно Иисус отделен облаками (полукругом, на которых стоят светильники (м.: 2, 3, 4, 5, 502, 9)3; Иисус изображен в сияющей мандорле (м. 6) и в сфере, где присутствуют изображения духов семи Церквей (м. 7). В руках у ангелов свитки В верхнем регистре изображение Спаса Эммануила. В руках у ангелов нет ничего В верхнем регистре изображение Иисуса Христа, за исключением сюжета с Церк-вью Смирнской, где дано изображение Господа Саваофа Изображение Спаса Эммануила в верхнем регистре; Ангелы семи Церквей держат в руках — свитки, «камень бел», «звезду утрен-ню», ключ
Венцы 24 старцев сложены горкой под престолом Сложены горкой под престолом (м. 10) Нет изображения Нет изображения Сложены горкой под престолом
1 Общее заключение (средние показатели признака) по исследованным спискам Филаретовско-Чудовской редакции книжно-рукописных собраний Уральского региона (см.: Ануфриева Н. В., Починская И. В. Лицевые апокалипсисы Урала... Екатеринбург, 2014), г. Санкт-Петербурга (см.: Лицевые Апокалипсисы Русского Севера: Рукописи ХУШ-Х1Х вв. из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома/ [Изд. подг. Г. Маркелов, А. Бильдюг], СПб, 2008; Подковырова В. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины ХУП-начала XXвека. Описание рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10, Вып. 2. М.-СПб, 2016); г.Москвы (см.: Чинякова Г. П. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 2. Кн. 2. Лицевые рукописи XVIII-XIX веков. М., 2016; Чинякова Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис ХУ1-ХУП веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. М., 2018), отдельных списков собраний РНБ, ИРЛИ (г. Санкт-Петербург), РГБ, ГИМ (г. Москва), а также благодаря исследованию памятника Ф. И. Буслаевым (см.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с ХУ1-го века по Х1Х-ЫЙ. Т. I [Исследование]. М., 1884).
2 Миниатюры № 8 и № 50 перепутаны местами (ошибка при реставрации)
3 Здесь и далее: «м» — миниатюра; номера миниатюр соответствуют главам Толкового Апокалипсиса.
Изображение Смерти, как четвертого всадника Апокалипсиса В виде всадника — обнаженного худощавого человека (видны волосы), сидящего задом наперед с огнестрельной пищалью и с сумой. Рядом — ад и собаки. Вверху — символическое животное «Орел» (м. 16) В виде обнаженного худощавого человека белого цвета на коне с косой и с сумой за плечами с набором инструментов, сидит обычным образом (м. 16) В виде обнаженного худощавого человека зеленого цвета, сидящего обычным образом на коне с косой и с сумой за плечами (м. 16) В виде скелета, сидящим задом наперед с огнестрельной пищалью или ружьем, сумой за плечами с набором пыточных инструментов
Изображение ада В виде чудовища с ногами, хвостом и песьей головой без личины на животе (м. 16), либо в виде чудовищной пасти (м.: 59, 64, 66) В виде чудовищной пасти (м.: 16, 64, 66) В виде чудовищной пасти (м.: 16, 64, 66) В виде чудовища с песьей головой и хвостом, а на животе у него бесовская личина с двумя рогами, либо в виде огромной чудовищной пасти
Образы ветров, стоящих по четырем сторонам света Маленькие обнаженные фигуры без крыльев (м. 19) С крыльями и трубами в руках (м. 19) С крыльями и трубами в руках (м. 19) Обнаженные фигуры без крыльев
Иоанн Богослов и облачный ангел с книгой Иоанн вкушает книгу (м. 29) Иоанн берет книгу из рук ангела, но не вкушает ее (м. 29) Иоанн берет книгу из рук ангела (м. 29) Иоанн вкушает книгу (как в западных редакциях)
Изображение Великого Змия (наличие крыльев, ног) С ногами и с крыльями (м.: 33, 34, 35, 36, 59), с ногами и без крыльев (м. 60) С ногами и с крыльями (м. 33), с ногами и без крыльев (м.: 34, 35, 36, 38, 42, 51, 53, 54, 60) С ногами и с крыльями (м.: 33), с ногами и без крыльев (м.: 35, 36, 37, 42,51, 53, 60) Без крыльев, иногда с ногами
Первый Зверь в светлой шкуре, усеянной черными пятнами Нет Нет Нет Да
Наличие фигуры дьявола, налагающего печать на чело грешника Да, — в виде лохматого беса с крыльями (м. 38) Нет, — представлено изображение нескольких крылатых демонов, пишущих число звериное на лбах людей (м. 38) Нет, — представлено изображение нескольких крылатых демонов, пишущих число звериное на лбах людей (м. 37) Да
Омраченное царство представлено двумя фигурами: Первый Зверь с одной головой и рогами гребнем и Второй Зверь Да (м. 50) На престоле — сатана и рядом множество бесов (м. 50) Сатана и бесы (м. 50) Да
В разрушаемом Вавилоне дьявол дудит в дудку с широким пузырем Нет Нет Нет Да
При воскресении из мертвых на Страшном Суде море, земля, смерть, ад отдают своих мертвецов4 Смерть несет в руках саркофаг с мертвыми, море в виде рыб, отдающих людей, изображения земли нет (м. 64) Смерть несет в руках саркофаг с мертвыми, море в виде рыб, отдающих людей, ад в виде чудовищной пасти отдает мертвецов, изображения земли нет (м. 64) Нет символических фигур моря и земли. Смерть несет ящик с головами мертвых, ад в виде чудовищной пасти отдает мертвецов (м. 64) Да, — в виде символических фигур моря, земли, смерти, ада
Горний Иерусалим в двух миниатюрах: 1) Изображен на воздухе небольшого масштаба, 2) Во весь лист с достаточно сложным многоплановым рисунком Да (м.: 65, 67) Да (м.: 67, 69) Да (м.: 65, 67) Да
Крылатые колеса под Престолом Господа5 Нет Нет Нет Да
Изображение крылатых духов Церквей В перегородках полос, окружающих ореол Господа, присутствует на миниатюре — обращение к ангелу Сардийской Церкви (м. 7) Изображаются по одному в главах 3-9; к гл. 10 — все вместе (семь духов под облаком вниз головами). На м. 52 — два духа под облачком Изображаются по одному и вместе (м.: 1,4-8, 10) В перегородках полос, окружающих ореол Господа
Прямое указание на одно из четырех символических животных, а именно на то, которое принимает участие в видении с четырьмя Всадниками Символическое животное, принимающее участие в видении, летит по небу, не отделенное ореолом или полукругом, остальные отсутствуют (м.: 13, 14, 15, 16) Символические животные свободно размещаются вокруг Престола, а одно, принимающее участие в видении, летит ниже по небу (м.: 14, 15, 16, 17) Символическое животное, принимающее участие в видении, летит по небу, не отделенное ореолом (м.: 13, 14, 15, 16) Обычно изображаются все четыре символических животных в полукружиях, а снизу под ореолом помещается принимающее участие в видении. Иногда присутствует только одно изображение — принимающего участие в видении
«Усечение» солнца и луны на третью часть «Усечения» нет, только изображение светил (м. 25) «Усечение» изображено в виде затемнения части светил (м. 25) «Усечения» нет, только изображение светил (м. 25) Обычно обозначено в точности углом, исходящим от центра того и другого светила
Симплегма Гога и Ма-гога Нет Нет Нет Да, — законченная типическая форма
Число бесов в гибнущем Вавилоне Большое количество бесов и на их фоне полусогнутая фигура блудницы (м. 55) Изображения бесов (большое количество) и людей (м. 55) Большое количество бесов (м. 55) Двое
Изображение низвергнутой Вавилонской блудницы Низвергнутая блудница в нижнем регистре справа в полусогнутой позе(под землей), (м. 56) В нижнем регистре по центру в согбенной позе (м. 56) В нижнем регистре в согбенной позе (м. 56) Нет
4 Такой изобразительный прием был недопустим в древних редакциях, как несогласный с текстом.
5 Общий признак Ф-Ч редакции, утраченный в позднейших копиях.
Иисус на коне (Слово Божие), за ним ангельское войско; от уст Иисуса исходит карающая пика на землю: «И видех небо отверсто се конь бел и седяи на нем» От уст Иисуса исходит карающая пика на землю,внизу — лежащие люди (м. 58) Иисус на коне и ангелы за ним изображены без оружия (вниз на землю идут три меча) (м. 58) Иисус на коне и ангелы за ним изображены без оружия (вниз, на землю, брошены три меча) (м. 58) Иисус на коне (Слово Божие), за ним ангельское войско; от уст Иисуса прочерчена линия, которая в конце расходится в три
Ангел, стоящий на солнце, и Слово Божие на коне с ангельским воинством Слева в верхнем регистре ангел на солнце, правее — изображение Иисуса на белом коне; держит в руке жертвенник с Святыми Дарами и Евангелием, рядом — Архангел Михаил (м. 59) Ангел на солнце, правее — изображение Иисуса на белом коне, держащего в руке жертвенник, за ним ангельское войско (м. 59) Ангел на солнце. Надпись «Вечеря Божия»: на коне Иисус (Слово Божие) с жертвенником и Святыми Дарами, за ним — ангельское войско (м. 59) Изображение Иисуса на белом коне во главе ангельского воинства, правее — ангел на солнце и стая птиц
Изображение иконы звериной Икона звериная встречается 2 раза: 1. «...аще кто поклоняется зверю и иконе его...» (м. 42); 2. «...и суд дан бысть им ... иже непокло-нишася зверю и иконе его...» (м. 61) Изображение крупное, по центру миниатюры (м. 38) Изображения крупное и небольшие (м. 37, 42,61) Нет
Изображение чистой Река от Престола реки «...яко кристалл» (Господь Саваоф, и древа со святыми Святой Дух и Агнец), а по обеим сторонам — два дре ва с цветочными чашечками, на которых расположены головы святых (м. 68)
Слева и справа от реки изображение голов святых на облачках (м. 68)
Река от Престола Обычно изображение
(Господь Саваоф, только реки
Святой Дух и Аг-
нец), а по обеим
сторонам — два дре-
ва с чашечками, на
которых — головы
святых (м. 68)
Сведения об авторе. Ануфриева Наталья Викторовна — научный сотрудник, старший хранитель фондов Лаборатории археографических исследований Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: nvp.anufrieva@gmail.com
Список литературы
1. Апокалипсис с толкованиями Андрея, архиепископа Кессарийского // ЛАИ УГИ УрФУ ХХУП.22р/5509. 2°. Нач. XX в.
2. Апокалипсис с толкованиями Андрея, архиепископа Кессарийского // Российская национальная библиотека (РНБ). Ф. ОЛДП. 2°. II пол. XIX в.
3. Апокалипсис с толкованиями Андрея, архиепископа Кессарийского // Государственный исторический музей (ГИМ). Собрание Барсова. № 138. 4°. XVI в. (текст), I пол. XIX в. (миниатюры)
4. Докладная записка князя П. П. Вяземского // Протокол годового собрания членов Общества любителей древней письменности 25-го апреля 1878 года. СПб., 1878. 28 л. // РНБ. ОЛДП. Оп. 3. Ед. хр. № 484.
5. Ануфриева Н. в., Починская и. в. Лицевые Апокалипсисы Урала. Православная традиция и элементы европейского культурного влияния. Екатеринбург, 2014.
6. Бобров Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М., 2010.
7. Буслаев ф. и. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
8. Буслаев ф. и. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX в. Т. I. [Исследование]. М., 1884.
9. Грибов Ю. а. Городецко-нижегородские списки лицевого Апокалипсиса в контексте общих проблем изучения памятника // Старообрядчество в России (XVII-XX вв). Вып. 4. М., 2010. С. 471-495.
10. Даль в. и. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. I.
11. левочкин и. в. Миниатюры рукописных книг XII-XX веков. Из фондов РГБ. М., 2014.
12. Мокрецова и. П. романова в. л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях 1200-1270 г. М., 1983.
13. Лицевые Апокалипсисы Русского Севера: Рукописи XVIII-XIX вв. из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома / [изд. подг. Г. Маркелов, А. Бильдюг]. СПб., 2008.
14. Подковырова в. Г. Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века. Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10. Вып. 2. М.; СПб., 2016.
15. Подковырова в. Г. Цикл миниатюр к старообрядческому Апокалипсису из книгопис-ной мастерской Каликиных (К проблеме определения редакции) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей Библиотеки РАН, Ч. I — Исследования. СПб., 2005.
16. сукина л. Б. Слово и изображение в Лицевой книге XVII в. URL: http//pki.botik.ru/ articles/l-sukina-slovo1994.pdf. с. 2 (дата обращения 20.03.2017).
17. Чинякова Г. П. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 2. Кн. 2: Лицевые рукописи XVIII-XIX веков. М., 2016.
18. Чинякова Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI-XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. М., 2018.
19. Эко У Имя розы. М., 2014.
Ссылки на изображения из западноевропейских рукописей и гравюр
1. Евангелие из монастыря св. Медарда в Суассоне. Нач. IX в. Париж, Национальная библиотека // URL: http://medievalmuseum.ru>01mss/3_4_mss_carolingi/17.htm (дата обращения 28.03.2017).
2. Беатус Моргана. 945-950 гг. Нью-Йорк, Библиотека Пьермонта Моргана // URL: http://dosoaftor.ru/2017/02/20/rozhdenie-trillera-ikonografiya-apokalipsisa/ (дата обращения 28.03.2017).
3. Бамбергский Апокалипсис. 1000-1020 гг. Бамберг, Государственная библиотека // URL: http://ignorik.ru/docs/bambergskij-apokalipsis-datirovka-ok-1000--1020-gg.html (дата обращения: 28.03.2017).
4. Hortus Deliciarum. XII в. (рукопись погибла в результате пожара в 1870 г., сохранились копии рисунков. См.: Engelhardt Н. Herrad von Landsperg. Штутгард, 1818) // URL: http://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1601838.html (дата обращения 30.03.2017)
5. Мастер E. S. Мадонна Розария, стоящая на полумесяце (гравюра). XV в. Мюнхен, Государственное собрание графики // URL: http://artchive.ru/artists/70762~Master_E_S/ works/462471 (дата обращения: 04.04.2017).
6. Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г. Париж, Национальная библиотека // URL: http:// www.zirozebar.com/pedia-ru/wiki/Апокалипсис_Сен-Севера (дата обращения 04.04.2017).
7. Евангелие из Пассау. 1170-1180. Государственная библиотека Баварии // URL: http:// daten.digitale-sammlungen.de/~db/0007/bsb00072191/images/. Imag. 00086 (дата обращения 15.04.2017).
8. Фламандская Псалтирь. Ок. 1500 г. Париж, Ирландский колледж // URL: http://por-tail.centreculturelirlandais.com/index.php (дата обращения 15.04.2017).
Natalia V. Anufrieva
elements of the early west european iconography in the russian illuminated apocalypse of late cyrillic tradition
Abstract. This article touches on the evolution of Christian symbols in art and their reflection in West European and East Slavonic cultures. The art of manuscript miniatures in the High Middle Ages was based on the iconography of Byzantine Christian culture. Using various
features typical of manuscript illustrations belonging to both the West European and late Cyrillic traditions, it is possible to outline the fundamental characteristics inherent in Christian art, follow the centuries-long transformation of Christian symbols, and to find similarities in iconographic practices. The motifs of early iconography can be clearly traced in illustrated manuscripts belonging to the Gorodets and Nizhny Novgorod tradition of apocalypses. This tradition was formed by Old Believer scribes who lived in Nizhny Novgorod, Gorodets, and their hinterlands. The article analyzes the iconographic features of this rare artistic tradition of illuminated Russian apocalypses which maintain the traces of ancient iconography. Designating constantly used iconographic features of illuminated manuscripts within this tradition and juxtaposing them with images from early Western manuscripts allows showing some parallels in the development of Christian art. A comparative analysis of the iconography of late Russian and early West European illustrated manuscripts can help to confirm or disprove the existence of a single protograph for both traditions, which was proposed as early as the 19th century by F. I. Buslaev, the first researcher on illuminated Russian apocalypses. The article describes features of the iconographic scheme of the Gorodets and Nizhny Novgorod tradition and compares them with early West European pictorial narratives. It does not, however, touch upon the wide and multifaceted theme of the means by which elements of early West European iconography made their way in late Orthodox art. Here, we only remark on the key moments of the evolution of the individual iconographic schemes, motifs, and symbols and their genesis and development in distinct historic conditions.
Keywords: medieval manuscripts, book miniatures, Russia, Europe, Apocalypse, Christianity, old Belief.
Citation. Anufrieva N. V. Elementy rannei zapadnoevropeiskoi ikonografii v russkom lit-sevom Apokalipsise pozdnei kirillicheskoi traditsii [Elements of the Early West European Iconography in the Russian Illuminated Apocalypse of Late Cyrillic Tradition]. Vestnik Ekat-erinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 2 (26), pp. 209-240. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10210
About the author. Anufrieva Natalia Viktorovna — research officer, senior curator of the Funds of the Archeographic Research Laboratory of the Ural Institute of Humanities of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Russia, Ekaterinburg). E-mail: nvp.anufrieva@gmail.com
References
1. Anufrieva N. V., Pochinskaya I. V. Litsevye Apokalipsisy urala. pravoslavnaia traditsiia i elementy evropeiskogo kul'turnogo vliianiia [Illuminated Apocalypses of the Urals. Orthodox Tradition and the Elements of European Cultural Influence]. Ekaterinburg, 2014.
2. Bobrov Yu. G. osnovy ikonografii pamiatnikov khristianskogo iskusstva [Basics of Iconography of the Christian Art Monuments]. Moscow, 2010.
3. Buslaev F. I. Drevnerusskaia literatura i pravoslavnoe iskusstvo [Old Russian Literature and Orthodox Art]. Saint Petersburg, 2001.
4. Buslaev F. I. Svod izobrazhenii iz litsevykh Apokalipsisov po russkim rukopisiam s XVI v. po XIX v. [Compilation of Images from the Illuminated Apocalypses on Russian Manuscripts from the 16th to 19th cc.]. Vol. I. [Research]. Moscow, 1884.
5. Chiniakova G. P. Drevniaia Rus' i Zapad. Russkii litsevoi Apokalipsis XVI-XVII vekov. Min-iatiura, graviura, ikona, stenopis' [Ancient Rus and the West. Russian Illuminated Apocalypse of the 16th-17th Centuries. Miniature, Engraving, Icon, Mural]. Moscow, 2018.
6. Chiniakova G. P. Gosudarstvennaia Tret'iakovskaia galereia. Katalog sobraniia [State Tretyakov Gallery. Collection Catalog]. Vol. 2. Book 2: Litsevye rukopisi XVIII-XIX vekov [Illuminated Manuscripts of the 18th-19th Centuries]. Moscow, 2016.
7. Dal' V I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. Moscow, 1955, vol. I.
8. Eco U. Imia rozy [The Name of the Rose]. Moscow, 2014.
9. Gosudarstvennyi istoricheskii muzei. Sobranie Barsova [State Historical Museum. Barsov Collection]. No. 138. 4° (Apokalipsis s tolkovaniiami Andreia, arkhiepiskopa Kessariiskogo [Apocalypse with Interpretations of Andrew, Archbishop of Caesarea]).
10. Gribov Yu. A. Gorodetsko-nizhegorodskie spiski litsevogo Apokalipsisa v kontekste ob-shchikh problem izucheniia pamiatnika [The Gorodets and Nizhny Novgorod Copies of the Illuminated Apocalypse in the Context of General Problems of Monument Studying]. Staroo-briadchestvo v Rossii (XVII-XX vv.) [Old Believers in Russia (17th-20th cc.)]. Issue 4. Moscow, 2010, pp. 471-495.
11. Laboratoria arkheograficheskikh issledovanii Ural'skogo gumanitarnogo instituta Ural'skogo federal'nogo universiteta (LAI UGI UrFU) [Archeographic Research Laboratory of the Ural Institute of Humanities of the Ural Federal University]. XXVII.22r/5509. 2°.
12. Levochkin I. V. Miniatury rukopisnykh knig XII-XX vekov. Iz fondov RGB [Miniatures of Manuscript Books of the 12th-20th Centuries. From the Funds of Russian State Library]. Moscow, 2014.
13. Markelov G., Bil'diug A. (eds.). Litsevye Apokalipsisy Russkogo Severa: rukopisi XVIII-XIX vv. iz fondov Drevlekhranilishcha Pushkinskogo Doma [Illuminated Apocalypses of the Russian North: Manuscripts of the 18th-19th Centuries from the Archive Funds of the Pushkin's House]. Saint Petersburg, 2008.
14. Mokretsova I. P. Romanova V. L. frantsuzskaia knizhnaia miniatiura XIIIveka v sovetskikh sobraniiakh. 1200-1270 g. [French Book Miniature of the 13th Century in Soviet Collections. 1200-1270]. Moscow, 1983.
15. Podkovyrova V G. Litsevye Apokalipsisy vtoroi poloviny XVII — nachala XX veka. Opisanie Rukopisnogo otdela Biblioteki RAN [Illuminated Apocalypses of the Second Half of the 17th — Early 20th Century. Description of the Manuscripts Department of the Library of the RAS]. Vol. 10. Issue 2. Moscow; Saint Petersburg, 2016.
16. Podkovyrova V. G. Tsikl miniatur k staroobriadcheskomu Apokalipsisu iz knigopisnoi masterskoi Kalikinykh (K probleme opredeleniia redaktsii) [The Cycle of Miniatures on the Old Believers'Apocalypse from the Kalikiny Book-writing Shop (To the Problem of Defining an Editor)]. Materialy i soobshcheniia po fondam Otdela rukopisei Biblioteki RAN [Materials
and Reports on the Funds of the Manuscripts Department of the Library of the Russian Academy of Sciences]. Part I — Research. Saint Petersburg, 2005.
17. Rossiiskaia natsional'naia biblioteka (RNB) [Russian National Library]. Obshchestvo liu-bitelei drevnei pis'mennosti (OLDP) [Society of Amateurs of Ancient Literature]. L. 3. No. 484.
18. Rossiiskaia natsional'naia biblioteka [Russian National Library]. Stock OLDP. 2°. Apoka-lipsis s tolkovaniiami Andreia, arkhiepiskopa Kessariiskogo [Apocalypse with Interpretations of Andrew, Archbishop of Caesarea].
19. Sukina L. B. Slovo i izobrazhenie v Litsevoi knige XVII v. [Word and Image in the Illuminated Books of the 17th Century.]. P. 2. Available at: http//pki.botik.ru/articles/l-sukina-slovo1994.pdf. (accessed: 20.03.2017).
Links to the Sources Providing Images from Western European Manuscripts and Engravings
1. Evangelie iz monastyria sv. Medarda v Suassone. Nach. IX v. Parizh, Natsional'naia biblioteka [Gospel of the Monastery of St. Medard in Soissons. Early 9th Century. Paris, National Library]. Available at: http://medievalmuseum.ru>01mss/3_4_mss_carolingi/17.htm (accessed: 28.03.2017).
2. Beatus Morgana. 945-950gg. N'iu-Iork, Biblioteka Permonta Morgana [The Morgan Beatus. 945-950. New York, Piermont Morgan Library]. Available at: http://dosoaftor.ru/2017/02/20/ rozhdenie-trillera-ikonografiya-apokalipsisa/ (accessed: 28.03.2017).
3. Bambergskii Apokalipsis. 1000-1020 gg. Bamberg, Gosudarstvennaia biblioteka [The Bamberg Apocalypse. 1000-1020. Bamberg, State Library]. Available at: http://ignorik.ru/docs/ bambergskij-apokalipsis-datirovka-ok-1000--1020-gg.html (accessed: 28.03.2017).
4. Hortus Deliciarum. XII v. (rukopis' pogibla v rezul'tate pozhara v 1870 g., sokhranilis' kopii risunkov. Sm.: Engelhardt H. Herrad von Landsperg. Stuttgart, 1818) [Hortus Deliciarum. 12th Century. (The Manuscript perished in the fire of 1870, the copies of drawings were preserved. See: Engelhardt H. Herrad von Landsperg. Stuttgart, 1818]. Available at: http://slovar.cc/enc/ brokhauz-efron/1601838.html (accessed: 30.03.2017).
5. Master E. S. Madonna Rozariia, stoiashchaia na polumesiatse (graviura). XV v. Miunkhen, Gosudarstvennoe sobranie grafiki [Madonna with Rosebush, Standing on a Crescent (Engraving). 15th Century. Munich, National Collection of Graphics]. Available at: http://artchive.ru/ artists/70762~Master_E_S/works/462471 (accessed: 04.04.2017).
6. Apokalipsis iz Sen-Severa. 1028 g. Parizh, Natsional'naia biblioteka [Apocalypse of San Severo. 1028. Paris, National Library]. Available at: http://www.zirozebar.com/pedia-ru/wiki/ Apokalipsis_Sen-Severa (accessed: 04.04.2017).
7. Evangelie iz Passau. 1170-1180. Gosudarstvennaia biblioteka Bavarii [Gospel of Passau. 1170-1180. State Library of Bavaria]. Available at: http://daten.digitale-sammlungen. de/~db/0007/bsb00072191/images/. Imag. 00086 (accessed: 15.04.2017).
8. flamandskaia Psaltir'. Ok. 1500 g. Parizh, Irlandskii kolledzh [The Flemish Psalm-Book. Nearly 1500. Paris, the Irish College]. Available at: http://portail.centreculturelirlandais.com/ index.php (accessed: 15.04.2017).
Ил. 1. Обращение к ангелу Пергамской церкви. Толковый Апокалипсис. Нач. XIX в. ГИМ. Собр. Барсова, №138. Гл. 5
Ил. 2. О чистой реке, исходящей от Престола.
Толковый Апокалипсис. Нач. XX в. ЛАИ УТИ УрФУ, ХХУП.22р/5509. Л. 328 об. Гл. 66
Ил. 3. Всадник войны на «рыжем» коне. Тол- ш 4 Поверженная блудница. Слева: НоЛиз БеНаагит, XII в
ковый Апокалипсис. II пол. XIX в. Справа: Толковый Апокалипсис. II пол. XIX в. Фрагмент миниатв
РНБ. ОЛДП. ЕЮ. Л. 92 об. Гл. 14 РЯБ. ОЛДП. ЕЮ. Л. 250 об. Гл. 56
Ил. 5. Древо жизни. Толковый Апокалипсис. Нач. XIX в. ГИМ. Собр. Барсова, №138. Гл. 68
Ил. 6. Фламандская Псалтырь. 1500 г. Фрагмент. Париж. Ирландский колледж
Ил. 7. «Невеста» на престоле. Толковый Апокалипсис. Нач. XX в. ПАИ УГИ УрФУ, XXVII.22p/5509. Л. 270 об. Гл. 57
Ил. 8. Церковь на престоле. Евангелие из Пассау. 1170 - 1180 г. Государственная библиотека Баварии
Ил. 9. Излияние седьмой фиалы. Ил. 10. Слева: Поверженный Змей. Толковый Апокалипсис. Нач. XX в.
Толковый Апокалипсис. Нач. XX в. ЛАИ УГИ УрФУ, ХХУП.22р/5509. Л. 176 об. Гл. 34.
ЛАИ УГИ УрФУ, ХХУ11.22р/5509. Л. 243 об. Гл. 52 Справа: Бестиарий. XIII в. Фрагмент.