Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ НАВИГАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ'

ЭЛЕМЕНТЫ НАВИГАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерьер детского сада / образы в навигации в детском саду / колористика / архитектурные средства / детское восприятие / традиции и новаторство / художественный образ / kindergarten interior / images in kindergarten navigation / coloristics / architectural means / children’s perception / tradition and innovation / artistic image

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Харитонова

На современном этапе остро стоит проблема создания продуктивной современной культуры – синкретичной, глубокой, динамичной что не может не затрагивать сферу воспитания детей, начиная с самого юного их возраста. Создание визуальной и иной среды их развития, в частности в детском саду вполне вписывается в контекст решения этой проблемы. В его рамках важно соблюдение уважения к традициям, классике, связанными с детским восприятием мира, учет значимости синтеза в дизайне, а также многообразное отражение современных тенденций, способных позитивно влиять на растущего человека. В статье анализируются потребности и возможности навигации в интерьере современного детского сада – в русле общих тенденций образности современного дизайна педагогического учреждения для дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.М. Харитонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF NAVIGATION IN THE DESIGN OF MODERN KINDERGARTEN: FEATURES AND TRENDS

At the present stage the problem of creating productive modern culture – syncretic, deep, dynamic – is acute, which cannot but affect the sphere of upbringing of children, starting from their youngest age. Creating a visual and other environment for their development, particularly in kindergarten, fits into the context of solving this problem. Within its framework it is important to respect the traditions, classics associated with children’s perception of the world, taking into account the importance of synthesis in design, as well as a diverse reflection of modern trends that can positively affect the growing man. The article analyzes the needs and possibilities of navigation in the interior of a modern kindergarten – in line with the general trends of imagery of modern design of a pedagogical institution for preschoolers.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ НАВИГАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 725

doi: 10.52470/2619046Х_2023_4_42

ЭЛЕМЕНТЫ НАВИГАЦИИ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ

Д.М. Харитонова

Аннотация. На современном этапе остро стоит проблема создания продуктивной современной культуры - синкретичной, глубокой, динамичной что не может не затрагивать сферу воспитания детей, начиная с самого юного их возраста. Создание визуальной и иной среды их развития, в частности в детском саду вполне вписывается в контекст решения этой проблемы. В его рамках важно соблюдение уважения к традициям, классике, связанными с детским восприятием мира, учет значимости синтеза в дизайне, а также многообразное отражение современных тенденций, способных позитивно влиять на растущего человека. В статье анализируются потребности и возможности навигации в интерьере современного детского сада - в русле общих тенденций образности современного дизайна педагогического учреждения для дошкольников.

Ключевые слова: интерьер детского сада, образы в навигации в детском саду, колористика, архитектурные средства, детское восприятие, традиции и новаторство, художественный образ.

ELEMENTS OF NAVIGATION IN THE DESIGN OF MODERN KINDERGARTEN: FEATURES AND TRENDS

D.M. Kharitonova

Abstract. At the present stage the problem of creating productive modern culture - syncretic, deep, dynamic - is acute, which cannot but affect the sphere of upbringing of children, starting from their youngest age. Creating a visual and other environment for their development, particularly in kindergarten, fits into the context of solving this problem. Within its framework it is important to respect the traditions, classics associated with children's perception of the world, taking into account the importance of synthesis in design, as well as a diverse reflection of modern trends that can positively affect the growing man. The article analyzes the needs and possibilities of navigation in the interior of a modern kindergarten - in line with the general trends of imagery of modern design of a pedagogical institution for preschoolers.

Keywords: kindergarten interior, images in kindergarten navigation, coloristics, architectural means, children's perception, tradition and innovation, artistic image.

Интерьер детского сада - как и иного педагогического учреждения на современном этапе - должен быть продуман с особой ответственностью. Эпоха дизайна, закономерных повышенных требований людей к эстетической сфере [9], наряду с масштабным явлением духовно-педагогического кризиса [1], развивающиеся современные взгляды на педагогику, психологию, развитие - все это и вызывает ответственность, о которой идет речь. Сама по себе эпоха дизайна связана, в частности, с тем, что в ее рамках на первый план выходит «просто человек», его «обыденная культура» [8], которая, чтобы не быть убогой, должна быть связана с иными сферами культуры, в том числе - так или иначе - с высшими духовными достижениями. В этом смысле также очень важно через «художественные образы повседневности» выразить позитивные стремления времени, его темп, настроения, идеи. Разумеется, это значимо в педагогическом аспекте, тем более если речь идет о детях, посещающих детские сады.

Навигация в детском саду представляет собой не только систему визуальных и текстовых обозначений, позволяющих ориентироваться в пространстве, но и значимую часть

художественного образа. При этом визуальными способами навигации являются не только символы и изображения, но и колористические и архитектурные решения. Навигация в детских садах очень важна для безопасности и удобства детей и их родителей. Навигационные знаки помогают легко и быстро находить любые нужные помещения, как, например, классы, санузлы, комнаты для отдыха и т.д.

Обычные способы навигации в детском саду могут включать в себя указатели, названия классов или помещений, размещенные над дверями, карты или планы расположения помещений. Чтобы сделать навигацию более доступной для детей, нужно использовать знаки, пиктограммы, цвета и иллюстрации, чтобы помочь им понять, куда они идут. Также навигация в детском саду должна быть ясной и легкой именно для детского понимания. Нужно помнить о возрастных особенностях человека, который должен постигать этот мир постепенно, от простого к сложному. Чем младше ребёнок, тем проще символ и чище цвет. При этом, конечно, не стоит забывать и о требованиях времени, ощущаемых молодыми (и самыми юными) порой весьма активно, остро. Навигация должна быть не только понятна, но и современна именно детям.

Если осмотреться в типовом детском саду, то мы увидим множество ярких, часто случайных пятен, где смешалось все, что только можно: и текстовые указатели, и знаки, и символы, какие-то выставки лучших рисунков и объявления для родителей. В России достаточно типичной картиной также является создание обширных указателей с большим количеством текста и без очевидных символов направлений, таких как стрелки. Подобные указатели подходят для взрослых, но совершенно не воспринимаются детьми дошкольного возраста, и не только потому, что пока им сложно читать, но и потому, что у детей в таком возрасте еще недостаточно развито абстрактное мышление и сравнить элементы подобных таблиц для них еще трудно.

Такого рода навигация не является частью интерьера, но выглядит привнесенной в него извне, не вступает с ним в синтез. Если же продумывать элементы навигации в момент проектирования, то они естественным образом станут значимой частью художественного образа самого проекта.

Интересным примером может послужить навигация, используемая в испанском детском саду имени Пабло Неруды [11], архитектором которого стал Руэда Писарро. Она весьма показательна как крупное, образное решение: эмблемы, указывающие на возраст детей в группах, номера групп и интуитивно понятные указатели, все это не наложено, а включено в интерьер, является частью синтеза и ключевым элементом художественного образа. Колористика в этом проекте также успешно выполняет навигационную функцию: на потолке расположены цветные блоки, которые выстраивают маршрут к определенной комнате. Каждая группа имеет собственный цвет, в этот же цвет окрашены внешние стены и сама комната.

Прежде всего, навигация в детском саду должна быть интуитивно понятной и легко считываемой. В отечественных садах нередко используют различные эмблемы в виде овощей, фруктов и животных, которые размещаются на детских шкафчиках, чтобы детям было проще отличать их друг от друга и узнавать свой. Использование изображений в этом возрасте является наиболее удачным решением, так как детям дошкольного возраста еще трудно запоминать цифры и буквы. В этом возрасте их мышление, по Ж. Пиаже, соответствует предоперационной стадии. На этом этапе мышления дети начинают активно использовать символы. Так же стоит отметить, что детские сады могут внедрять цветовую кодировку, чтобы облегчить навигацию. Например, зеленые линии могут обозначать путь к классу или игровой зоне, а желтые - к туалету или кухне. Такой подход может улучшить ориентацию детей и повысить их самостоятельность. Использование линий на полу, обеспечивающих навигацию в учреждении, встречается как в России, так и за рубежом. Лучше всего, если эти

$

1

Рисунок 1

линии разных цветов. Такие линии являются примером интуитивной навигации, помогающей не сбиться с маршрута. Да и под ноги смотреть гораздо удобнее, чем, например, на потолок. При этом такого рода колористические ходы могут лечь в основу решения всего интерьера. При необходимости, работая над проектом детского сада, над элементами его оформления, дизайнер может проконсультироваться, посоветоваться с психологом [3] и другими специалистами, работающими с детьми.

Необходимы поэтому новые пособия для дизайнеров, учитывающие данные аспекты, а также соответствующие максимально современному, более синкретичному подходу. Представляется, что здесь также еще много работы, связанной с осмыслением образности, социокультурных, во многом кризисных особенностей новейшего времени, и с тонкостями детской психики, и с базовыми чертами возрастной психологии, психологии человека вообще.

Формирование позитивной, истинно человеческой культуры, с закономерным отражением действительно современных тенденций в эпоху перемен- весьма непростое дело. И значимая сфера дизайна должна внести в него свой весомый вклад. Тем более, если речь идет о формировании человеческой личности на ранних этапах ее развития, в специально созданных для этого педагогических учреждениях.

Библиографический список

1. Акутина С.П. Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании // Приволжский научный вестник. 2014. № 2-4 (40).

2. АрхиповаЮ.В. Синкретизм в структуре культуры: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2005

3. Барышникова Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3 (240).

4. Виногорадов П.В. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136.

5. Дадаян Е.А., Бердник Т.О. Эстетический контекст дизайна // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2018» (Москва, 15-20 февраля 2018 г.). М., 2018.

6. Белолуцкая А.К., КатаеваМ.К. Обзор зарубежных исследований взаимосвязи качества образовательной среды и особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 4 (46).

7. Довганюк А.И., Скабелкина О.А. Проблемы детского восприятия визуальной среды мегаполиса // Лесной вестник. 2018. № 3.

8. Чижиков В.В. Дизайн в системе культурных ценностей: дис. ... д-ра. филос. наук. М., 2006.

9. Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3.

Д.М. Харитонова

доцент кафедры «Художественное проектирование интерьеров»

Российский государственный художественно-промышленный университет

им. С.Г. Строганова, г. Москва

E-mail: 1800@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.