Е ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
_
А.Ж. Мартиросян, Е.Б. Роева
Элементы национально-культурной традиции в семейном воспитании детей в армянской диаспоре Москвы
Мартиросян Армине Жораевна - кандидат филологических наук, доцент Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В.Я. Брюсова (Ереван, Армения)
ПЯ Роева Екатерина Борисовна - младший научный сотрудник
лаборатории истории диаспор исторического факультета МГУ имени Я^Н М-В- Ломоносова (Москва, Россия)
Статья посвящена вопросу сохранения элементов национальнокультурных традиций в семьях армянской диаспоры Москвы. Проживая в иноэтничном обществе на протяжении веков, армяне Москвы стремятся к сохранению своей традиционной культуры, создают различного рода учебные центры, куда приводят своих детей. За основу был взят опрос, проведенный в Духовнопросветительском центре «Айордеац Тун» в апреле 2016 года среди учащихся и их родителей. Особое внимание авторы исследования уделили вопросам воспитания детей, тому, какому языку отдается предпочтение в бытовом общении, армянским традициям. Авторы рассматривают роль материнского государства и Армянской Апостольной церкви в становлении этнической принадлежности. Ключевую роль в сохранении национальных традиций в армянской семье играет женщина-мать, задача которой привить детям любовь к Родине, ее культуре. Результаты опроса публикуются в данной статье впервые.
Ключевые слова: диаспора, армяне Москвы, Армянская Апостольская Церковь, Айордеац Тун, воспитание детей.
Elements of national and cultural traditions in family education of children in Moscow's Armenian Diaspora Armine Zh. Martirosyan, PhD in Philology, Associate Professor, Bryusov Yerevan State University of Languages and Social Sciences (Yerevan, Armenia) Ekaterina V. Roeva, Junior Researcher, Laboratory of the History of Diasporas, History Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) The article is devoted to preservation of national and cultural traditional elements in the families of the Moscow Armenian Diaspora. Having lived in non-ethnic society for centuries, Moscow Armenians seek to preserve their traditional culture and create all types of educational centers where they bring their children. The article is based on a survey conducted in the spiritual and outreach center called "Ayordeats Tun" among students and their parents in April 2016. The authors paid special attention to the questions of child rearing, to the language preferences in everyday communication and Armenian traditions. The authors examine the role of the parent state and the Armenian apostolic church in the development of the Armenian ethnicity. The key role in preserving national traditions in the Armenian family continues to be played by mothers whose task is to instill in her children love for their country and its culture. The survey results are presented and analyzed. Keywords: Diaspora, Moscow Armenians, Armenian Apostolic Church, Ayordeats Tun, parenting.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
В
Армянская диаспора является одной из крупнейших диаспор мира. Крупные армянские общины проживают в США, Франции, Иране и Ливане. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. в Российской Федерации насчитывается более 1 млн армян (Всероссийская перепись населения, 2010), а по неофициальным данным их численность превышает цифру в 2 млн человек (Энциклопедия армянской диаспоры, 2003).
Среди ученых, занимающихся вопросами диаспор, существует единое мнение, что армянскую диаспору можно относить к так называемым «классическим диаспорам», т.е. сформировавшимся вследствие катастроф и катаклизмов.
Однако дезинтеграция Советского Союза породила не только принципиальные изменения в межнациональных отношениях во всех новых независимых государствах, но и сформировала иной тип армянской диаспоры. Для многих бывших союзных республик «независимость» стоила вооруженных конфликтов. Повсеместно наблюдался катастрофический спад в экономическом и социальном развитии. Не стала исключением и Армения. Самым наглядным образом кризисы начала 1990-х годов сказались на демографическом состоянии страны. По официальным данным, только в период с 1991 по 1995 годы из Армении выехало 677 тыс. человек, усиление миграции наблюдалось и в последующие годы вплоть до нашего времени (Энциклопедия армянской диаспоры, 2003).
Армянская диаспора Москвы
Москва становится центром сосредоточения нового армянского населения, которое принципиально отличается от уже давно живущих в столице России армян.
Отметим, что характерной чертой того времени в среде армянской диаспоры России, и в частности Москвы, стало стремление к консолидации и образованию специфических армянских институций. Параллельно армянская община оказалась открытой к контактам со своим социокультурным окружением как никогда до того и никогда после. Члены армянской диаспоры уверяют себя, что ценностные доминанты и доминанты среды, ее окружающей, едины, чем снимается психологическая преграда для тесной связи с общиной ассимилированных армян (Лурье С.В., 1997). Общественно-культурные объединения, фор-
мирующие Диаспору, представляют для армян не столько место периодических встреч и времяпрепровождения, сколько средство сохранения своей идентичности, в условиях культурного, политического и экономического влияния иных государств и, следовательно, в решении вопросов самоорганизации и интеграции в общественную, политическую, культурную и гражданскую жизнь страны проживания (Лурье С.В., 1997).
Испокон веков вопросами сохранения национально-культурных традиций в армянских семьях занимались женщины. Армянская мать, особенно армянка в диаспоре, отвечает за обучение детей армянскому языку, приобщение их к культуре народа. Известный армянский писатель Раффи в своем произведении «Хент» писал: «Женщина дала нам язык, национальность и сохранила основы нашей семьи» (Раффи, 1962).
Однако следует отметить, что, несмотря на это, в армянских семьях нисколько не игнорируется культура страны проживания, наоборот, выбираются те элементы, которые отвечают ценностным доминантам армян (АНИВ, 2006).
События последних 15 лет все еще продолжают существенно влиять на армянскую семью, на ее состав, структуру и социально-демографическую характеристику (Корякин К.В., 2006).
Инструменты для сохранения «армянства» в Москве
В этой связи, на сегодняшний день, согласно действующей Стратегии национальной безопасности Республики Армения от 2007 г., сохранение армянской идентичности и развитие национальной самобытности армянского народа в Армении и в Диаспоре являются основополагающими ценностями национальной безопасности (Стратегия национальной безопасности Республики Армения, 2007).
В деле сохранения армянской идентичности особое внимание уделяется развитию армянского языка, литературы и культуры, а также других ветвей арменоведения как факторов, обеспечивающих сохранение национального духовного наследия и олицетворяющих национальную самобытность (Концепция развития сотрудничества Армения - Диаспора, 2009).
Для вышеозначенных целей в Москве действует целый ряд образовательных учреждений, в которых молодое поколение армян-
ской диаспоры имеет возможность приобщиться к культуре и истории своего народа. Старейшей армянской школой в Москве является воскресная школа «Верацнунд», действующая при Посольстве Республики Армения в Российской Федерации (Ноев Ковчег, 2013). Кроме того, в 1990-х годах была образована средняя общеобразовательная армянская школа № 1650. Директором школы является Офелия Аракелян. В школе изучаются такие предметы, как культурология, этнология, россиеведение, этика и этикет народов мира. Средняя общеобразовательная школа № 2042 с углубленным изучением восточных языков (армянский, арабский, персидский) (создана на базе средней общеобразовательной армянской школы № 1110) находится в Юго-Западном округе Москвы. Директором является Седа Галоян. Школа имеет государственный статус. Обучение в школе проводится на базе государственной программы в соответствии с московским региональным базисным учебным планом национальной школы. В дополнение к базовому курсу изучаются армянский язык, культура, литература и история Армении. При школе также действуют различные кружки и секции. Силами работников школы была подготовлена к публикации серия книг «Армянские сказки» на русском языке, иллюстрированная учениками школы. В школе была разработана образовательно-воспитательная программа по адаптации и интеграции детей мигрантов в российскую социокультурную среду. Задаче сохранения и развития армянской культуры в Москве способствует и система дополнительного образования, Центр культуры русско-армянской дружбы, при котором действуют курсы армянского языка для взрослых, кружок армянской кулинарии и прикладного искусства.
Роль Армянской Апостольской церкви в сохранении национально-культурной традиции и ДПЦ «Айордеац тун»
На протяжении многих веков Армянская Апостольская церковь играет исключительную роль для армянского народа (Концепция развития сотрудничества Армения - Диаспора, 2009). В условиях вынужденного переселения со своей исторической родины, Церковь
стала для армян главной консолидирующей силой, а причастность к ней - свидетельством этнической принадлежности к армянскому народу (Арутюнян П.В., 2009). Именно поэтому наше исследование мы провели на примере учащихся духовно-просветительского центра «Айордеац Тун» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви.
Этот центр был основан в Москве в 2006 году. Полуразрушенное здание в центре Москвы по адресу 1-й Щемиловский переулок, дом 18 при поддержке национальных благодетелей за короткий срок было отреставрировано и полностью оборудовано. В сентябре 2006 года «Айордеац Тун» (буквально - «дом армянских детей») открыл двери перед первыми немногочисленными учениками, которые начали учить армянский язык, получать духовное воспитание, знакомиться со своей историей. Создание в Москве такого образовательного учреждения стало возможным благодаря преданности делу национального самосохранения Патриаршего экзарха в России, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ епископа Езраса Нерсисяна. Директор центра - Амаяк Геворгян, духовный наставник - Тер Аракел Амирян. Первыми учениками центра стали 25 человек, а сейчас количество учащихся превышает 800 человек.
Залогом успеха явилось то, что вокруг благородной цели воспитания подрастающего поколения сплотились преданные и талантливые педагоги. В результате «Айордеац Тун» за очень короткий промежуток времени стал центром сохранения и развития национально-культурных традиций среди армянской молодежи Москвы (Езрас Нерсисян: Россия - родина, дом для всех проживающих в РФ народов, 2016).
За десять лет своего существования «Айордеац Тун» перестал быть просто воскресной школой, а превратился в многопрофильный образовательный комплекс, целью которого является воспитание поколения московских армян, родившихся или выросших вне исторической родины, в духе любви к Армении, к святой Армянской церкви, а также сохранение национальной идентичности, приобщение к многовековой культуре и традициям армянского народа. Но все же основой центра по-прежнему остается воскресная школа, где первостепенное внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения, где профессиональные педагоги
закладывают основы духовного и патриотического воспитания. Учащиеся самых младших возрастных групп изучают предмет «Моя первая Библия», а воспитанники среднего и старшего возраста изучают предмет «История и вероучение Армянской церкви». В программу воскресной школы также входят два обязательных предмета - армянский язык и история Армении. В остальные дни недели проводятся духовные беседы и дополнительные занятия по армянскому языку. При изучении истории особое внимание уделяют истории Армянской апостольской церкви.
В «Айордеац Тун» традиционно проходит большое количество мероприятий под эгидой Министерства диаспоры и Министерства образования Республики Армения, под эгидой ЮНЕСКО и под патронажем правительства Москвы. Здесь отмечаются все основные церковные праздники, государственные праздники Армении и России, проводятся различные мероприятия: утренники, литературно-художественные вечера, встречи с интересными людьми, организуются многочисленные паломничества учащихся в Армению и по святым местам России. Особый акцент в этой работе ставится на формировании сознания достойных граждан многонациональной России как одном из важнейших факторов межнационального сосуществования.
Для развития творческих способностей и активной жизненной позиции учащихся «Айордеац Тун» организованы многочисленные кружки, студии и секции. Созданы все условия для тех, кто хочет освоить игру на армянских национальных музыкальных инструментах (дудук, доол, канон), заниматься хоровым пением, армянскими национальными танцами, обучаться актерскому мастерству, заниматься спортивными единоборствами (дзюдо, кекушинкай карате) и футболом, рисованием, освоить технику объемного гобелена, обучиться ювелирному ремеслу. Эти занятия помогают воспитанникам найти себя, свое национальное «я» с помощью привлечения их к интересным и активным формам досуга.
Особой гордостью «Айордеац Тун» являются коллективы, которые по своему отношению к делу и своим достижениям приблизились к статусу профессиональных. Это столпы, на которых стоит культурная жизнь центра: хореографический ансамбль «Айаса», театр «Гавит», хоровой коллектив «Овсанна» с вокальным коллективом «Норараш». С недавних пор к
этим коллективам примкнул ансамбль народных инструментов «Акунк», в котором собрались профессиональные музыканты, а также самый молодой ансамбль, исполняющий народные армянские патриотические песни -«Рашацан». В планах руководства центра - открытие класса армянской национальной кухни и клуба исторической реконструкции. Еще одной особенностью данного центра является то, что учениками могут быть не только армяне, но и представители других национальностей.
Итоги опроса в «Айордеац тун»
В апреле-мае 2016 г. на площадке Духовно-просветительского центра «Айордеац Тун» был проведен опрос среди армянских детей (в возрасте до 15 лет), родителей (в возрасте от 35 до 50 лет), а также учителей (в возрасте от 35 до 50 лет). В ходе исследования было собрано 30 анкет. Анкетирование проводилось на армянском языке, в два этапа, включавшие, соответственно, формализованное и неформализованное интервью. Такая процедура была использована для получения более детальной информации. Сначала участники опроса кратко предоставляли сведения на основе анкеты. Неформализованное интервью, не предполагающее жестко сформулированных вопросов, их порядок и т.д., позволило более широко взглянуть на проблему сохранения национально-культурных традиций в армянских семьях Москвы.
К анкетированию были привлечены армяне, приехавшие в Москву с разными волнами миграции. Выборка предоставила возможность проследить взаимосвязь между длительностью нахождения в иноэтничном сообществе и желанием сохранять национально-культурные особенности своего народа.
Большинство участников опроса (60%) переехали из Армении в Россию в начале 1990-х годов в связи с началом Нагорно-Карабахского конфликта (Тер-Саркисянц А.Е., 2015), ухудшением экономического положения, обострения межнациональных отношений в соседних республиках. Особенность миграции того времени состояла в том, что переезжало в основном мужское работоспособное население, оставляя на родине свои семьи. В Москву приезжали в основном выходцы из Еревана, Гюмри, армяне Сумгаита, Баку в основном находили пристанище в южных регионах России. Еще 20% опрошенных переехали в Россию в конце 1990-х и 20% в 2000-х гг.
Среди взрослых большинство опрошенных имеют высшее образование, однако женщины трудовую деятельность в России начали в первой половине 2000-х. Согласно данным опроса, стало очевидно, что члены армянской диаспоры Москвы стремятся к тому, чтобы их дети, рожденные в иноэт-ничной среде, воспитывались в армянской культуре, учили армянский язык и общались со своими сверстниками-армянами. Именно это побудило родителей привести своих детей в «Айордеац Тун».
Практически все дети пошли в «Айордеац Тун» не по принуждению родителей, а по собственному желанию. Интересно отметить, что среди детей подросткового возраста встречаются заявления о том, что получать армянское образование необходимо, но так, чтобы это было не в ущерб основному обучению в школе. Посещение Армении детьми в подростковом возрасте в рамках программы «Ари Тун» («иГЬ ЗИМ.» &pшq^pp, 2016), проводимой Министерством диаспоры Республики Армения, оказывает мощное воздействие на их психологическое состояние, после этого они выражают особо сильное желание сохранять элементы национально-культурной традиции и армянской идентичности. В этой связи следует подчеркнуть то, что эти же респонденты, отвечая на вопрос «Что значит быть армянином?», среди прочего указывают важность хорошего обучения в школе, вписывая это в концепт «армянин христианин» и «армянин патриот».
Говоря уже непосредственно об элементах национально-культурной традиции в семейном воспитании детей в армянской диаспоре Москвы, в первую очередь следует отметить, что языком бытового общения в семьях опрошенных является армянский. Приобщение к армянской культуре начинается с крещения в Армянской Апостольской церкви, что является главным маркером при определении этнической принадлежности. Для довольно внушительной части армянской диаспоры Москвы Церковь представляется главным консолидирующим элементом, а глава епархии - истинным лидером диаспоры.
В 2012 году в Москве на Олимпийском проспекте состоялось торжественное открытие крупного храмового комплекса Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви (Ъпр ^фш&^Ь" hшUШ]h Ати^п иШ]ршрш^шрпЫ, 2009). Данное событие стало переворотным моментом в жиз-
ни армянской диаспоры Москвы. После этого резко увеличилось количество прихожан, не только в праздничные дни (например, в Пасху), но и на воскресной литургии.
В армянских семьях Москвы малолетним детям сказки читают на армянском языке, однако не обходят вниманием русские народные сказки, а также сказки народов мира (Саргсян А.Л., 2014).
Большую роль в процессе сохранения и передачи национальных традиций играет непосредственная связь с материнским государством (Солопова О.В., 2016). Культурная жизнь народа постоянно трансформируется. Известны случаи, когда диаспоральные группы, проживая обособленно, сохраняли культуру в том состоянии, в котором она была на момент их отъезда, а реалии жизни в стране происхождения этноса кардинально менялись. Примером такого может служить армянская диаспора Франции или США, члены которой в основном переехали с исторической родины в 1915 г. или ранее (Солопова О.В., 2016). 90% респондентов из армянской диаспоры Москвы сообщили, что регулярно посещают Армению, вывозят туда своих детей. Так, они постоянно поддерживают связь с материнским государством и транслируют именно современную культуру армянского народа.
Для семей, где дети приближаются к 18-летию, в контексте сохранения национально-культурной традиции армянского народа, актуальным становится вопрос замужества / женитьбы. Перед жителями Москвы - многонационального мегаполиса - безусловно, встает вопрос смешанных браков. И тут респонденты оказались единодушны - не осуждая смешанные браки в принципе, большинство опрошенных выразило уверенность в необходимости создать именно «армянскую семью». А большинство родителей ответили, что не хотели бы именно для своего ребенка брака с представителем другой национальности.
Таким образом, можно смело говорить, что в среде армянской диаспоры Москвы, сформированной в условиях кризисных явлений, вызванных дезинтеграцией Советского Союза, желание сохранять и воспроизводить свою национальную культуру ярко выражено. С одной стороны, активную поддержку в этом оказывает Армянская Апостольская Церковь, Министерство диаспоры Республики Армения, Посольство
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
В
Республики Армении в Российской Федерации, Министерство образования Республики Армения, а с недавнего времени структуры ЕАЭС, а с другой стороны - столица Российской Федерации, как давний центр сосредоточения армян, предоставляет широкие возможности для воспроизводства национально-культурных традиций.
Проведенный опрос в Духовно-просветительском центре «Айордеац тун» позволил выявить определенные закономерности в области воспитания детей в армянских семьях Москвы. Так, семейное воспитание детей в армянских семьях Москвы основывается на ценностях, культивируемых Армянской апостольской церковью, армянском языке, уважении к национальным традициям, в том числе в сфере межродственных отношений. Ключевую роль в сохранении национальных традиций в армянской семье играет женщина. На ее плечах лежит задача воспитания детей согласно канонам, установленным в армянском обществе. Именно мать прививает ребенку любовь к Родине, ее культуре, традициям, в связи с этим неслучайно то, что в армянском языке выражение «родной язык» можно дословно перевести как «материнский язык» ]Ья.П1).
Москва - мегаполис, в котором проживает огромное количество людей различных национальностей и смешанные браки здесь не редкость. Вопрос воспроизводства этноса, по мнению некоторых респондентов, напрямую зависит от того, на ком женится (за кого выходит замуж) представитель / -ница армянского народа. Именно по этой причине в армянской диаспоре Москвы присутствует ярко выраженное желание создавать «армянские семьи».
Также стоит отметить, что большую роль в процессе сохранения и передачи национальных традиций играет непосредственная связь с материнским государством. Совершая регулярные поездки на свою историческую Родину, армяне из московской диаспоры знакомят своих детей с традиционной культурой, но не архаичной, а современной, подстроенной под жизнь XXI века. ■
Литература
1. Арутюнян П.В. Догматико-культовые особенности Армянской апостольской церкви // Культура народов Причерноморья. -Симферополь: Крымский научный центр НАН Украины, 2009.
2. «Воспитание детей» - круглый стол. -АНИВ, №2(5), 2006.
3. Корякин К.В. Проблемы адаптации и интеграции армян-мигрантов в Краснодарском крае. - Академиздатцентр «Наука» РАН, 2006.
4. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М., 1997.
5. Московской армянской воскресной школе «Верацнунд» - 25 лет // Ноев Ковчег. -2013. - №7(213).
6. Нерсисян Езрас. Россия - родина, дом для всех проживающих в РФ народов // http:// press-unity.com/stati/2598.html (последнее обращение 01.05.2016).
7. Раффи. Хент. - Ереван, 1962.
8. Саргсян А.Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. - 2014. - №27.
9. Солопова О.В. Особенности становления новейших диаспор в странах ближнего зарубежья (на примере российских белорусов) // Многоликий и беспокойный славянский мир: Научный сборник в честь 50-летия Юрия Аркадьевича Борисенка. -М., 2016.
10. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха. История. Культура. Традиции. - М., 2015.
11. Энциклопедия армянской диаспоры. -Ереван, 2003.
12. "Ъпр hmüm]h flmu^n йш]ршршцшрпЫ // «Армянская Церковь», М., 2009.
Источники
1. Всероссийская перепись населения // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата последнего обращения 01.05.2016).
2. Концепция развития сотрудничества Армения - Диаспора. - Ереван, 2009.
3. Опрос учеников Духовно-просветительского центра «Айордеац Тун» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви. - Москва, апрель 2016.
4. Стратегия национальной безопасности Республики Армения. - Ереван, 2007.
5. «игь SHM.» Ьpшq^pp // http://aritun. am/about-the-project-2/ (дата последнего обращения 01.05.2016)
Статья поступила в редакцию 11.08.2016 г.