Научная статья на тему 'Элементы модели конкурентной стратегии развития потребительской кооперации'

Элементы модели конкурентной стратегии развития потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETITIVE MODEL / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE STRATEGY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЭКСПОРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / IMPORT SUBSTITUTION AND EXPORT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадоматов Далержон Нишонбоевич, Джамолидинов Сухроб Рустамжонович

Данная статья посвящена определению некоторых элементов модели развития потребительской кооперации в условиях рынка, которые опираются на категорию конкуренции, которая означает формирование стратегии развития отрасли. Автором проведена серьезная работа по определению вариантов конкурентной стратегии системы потребительской кооперации, которые позволяют завоевать новые потребительские рынки и он предлагает уделять внимание тщательному изучению и прогнозированию национального или местных рынков потребительских товаров частного и общественного секторов, на их слабые и сильные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадоматов Далержон Нишонбоевич, Джамолидинов Сухроб Рустамжонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Element of Competitive Model in Reference to the Market Development Strategy of Consumers'' Cooperation

The article dwells on a determination of some elements of model of consumers' cooperation development under market conditions; the formers proceeding from the category of competitiveness signifying a formation of branch development strategy. The author has conducted a profound work on a determination of the variants of competitive strategy of consumers' cooperation system which afford to gain new consumers' markets, he proposes to pay attention to thorough studies and prognostication of both national and local markets dealing with consumers' goods produced in private and social sectors, to strong and weak aspects of theirs.

Текст научной работы на тему «Элементы модели конкурентной стратегии развития потребительской кооперации»

Дадоматов Далержон Нишонбоевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП Джамолидинов Сухроб Рустамжонович, соискатель кафедры менеджмента Института экономики и торговли ТГУК

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Обстоятельства, складывающиуся в условиях рынка, вынуждают хозяйствующие субъекты, в том числе предприятия системы потребительской кооперации, использовать разные виды моделей конкурентной стратегии и их элементов. Некоторые элементы модели развития потребительской кооперации в условиях рынка опираются на категорию конкуренции, которая означает формирование стратегии развития отраслей данной системы.

В литературе также отмечают, что «идею модели конкурентной стратегии можно выразить в двух словах: «быть непохожим». Следовательно, модель конкурентной стратегии развития означает продуманный выбор ряда видов деятельности, которые позволят предоставлять уникальный портфель создаваемой ценности» [4,73]. Более конкретно и четко конкурентная стратегия формулируется следующим образом: «Конкурентную стратегию можно рассматривать как процесс поиска новых позиций, которые обеспечивают приток потребителей, уже существующих на этом рынке, или привлечение на рынок совершенно новых потребителей» [4,75].

Для решения данной проблемы торговая отрасль системы потребительской кооперации Таджикистана имеет два варианта модели конкурентной стратегии, которые позволяют завоевать новые рынки.

Первый вариант. Нужно отметить, что в доходах потребителей торговая отрасль занимает лишь 15%. Чтобы быть ведущим игроком, этого явно недостаточно. Основная проблема здесь заключается в том, что издержки отрасли товаров высокие, а прибыль низкая. Решение этих проблем требует реализации следующих факторов: задействова-ние организационно - экономических резервов роста, эффективное распределение ресурсов, развитие менеджмента, маркетинга и рекламы, применение новых форм организации труда и торговли, мотивация труда, изживание несправедливых форм распределения доходов, применение новых форм торговли и сервиса, налаживание устойчивых связей с поставщиками и потребителями, объединение кооперативов, подготовка лидеров - предпринимателей и т.д. Но предварительно надо тщательно изучить и спрогнозировать национальный или местный рынок потребительских товаров частного и общественного секторов, их слабые и сильные стороны. Если игроки этого рынка имеют такие же планы, то надо

выработать более сильную стратегию. Эти пути должны привести к росту эффективности кооперативов, а значит - к снижению издержек на единицу продукции, росту производительности труда и росту объемов производства и продаж.

Необходимо отметить один очень важный момент. Факторы, влияющие на уровень конкуренции в торговой отрасли, изменчивы. В одном случае поставщики могут стать основным фактором интенсивности конкуренции в отрасли, а в другом -потребители или товары - заменители [6,86]. Поэтому нужен постоянный анализ ситуации на рынке, и отсюда вытекает необходимость в специалистах в этой области. «У компании, не сумевшей занять позицию на основе низких издержек или уникальности продукции и вынужденной продавать свою продукцию кому придется, нет будущего, поскольку по мере роста ее продаж она становится все более уязвимой. Возможно, ей придется, набравшись мужества, свернуть масштабы своего бизнеса и продавать свои товары только наименее влиятельным потребителям» [4,56].

Второй вариант. Необходимость иной модели конкурентной стратегии вытекает из того, что доходы населения исследуемой территории низкие, что заранее обрекает экономику хозяйствующих субъектов на получение низких прибылей. Следовательно, массовые масштабы производства продукции для крупного потребителя исключаются. Приемлемым направлением здесь является импортозамещение, экспортная ориентация и развитие приграничной торговли системы потребительской кооперации.

Другим моментом для повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, является изучение опыта работы иностранных компаний относительно конкуренции на международном рынке. Это особенно важно в условиях вступления Республики Таджикистан в состав Всемирной Торговой Организации. То, что 40% продовольственных товаров и до 80% непродовольственных товаров мы импортируем, означает, что иностранные игроки имеют значительную долю этих товаров и являются монополистами в этой области. Поэтому Майкл Портер пишет: «Ряд других авторитетных специалистов также подчеркивали необходимость перехода от товарно - ориентированного подхода к функциональному расширению его за национальные рамки для оценки потенциала международной конкуренции, а также за рамки существующих конкурентов, для тех, кто, возможно, появится на сцене завтра» [4,63].

К сожалению, отечественные ученые уделяют мало внимания изучению аспектов международной конкуренции в тех отраслях где иностранные предприятия захватили наши рынки. В данном направлении основной целью является определение их слабых сторон, чтобы вернуть эту долю рынка. Это утверждает Майкл Портер: «В результате появления этих идей объектом бесчисленных дебатов стало адекватное определение понятия отрасли или отраслей, в которых работает компания. Один из мотивов этих дебатов - желание открыть новые рынки. Второй и, возможно, более важный - страх просмотреть скрытые источники конкуренции, которые в один прекрасный день возникнут в виде реальной угрозы в отрасли». В последнем случае из существующей у нас обстановки можно сделать вывод, что

адекватного ответа не ожидается. Первый этап решения данной проблемы -скрупулезный, тщательный, комплексный анализ сильных и слабых сторон и возможностей и угроз иностранных компаний, товары которых мы будем замещать в рамках своих отраслей или отрасли республики. Идентичную работу мы должны делать в отношении иностранных рынков, куда мы должны войти достойно и с большой потенциальной силой. Другой период - разработка стратегии входа и функционирования на международных рынках [5,85]. Для этого нам надо определить, что, сколько и куда экспортировать. Решение этой проблемы требует выработки такой стратегии, которая не идентична другой отрасли. При подражании другим отраслям национальной и иностранных экономик через определенный период времени компании будут тщательно изучать их опыт и внедрять у себя. Тогда конкурентные преимущества превращаются в неконкурентные достоинства.

В системе японского менеджмента 80-х годов прошлого столетия появилась теория и практика организационной культуры, которая отрицала ранее существующие школы менеджмента. Был найден оптимальный компромисс между издержками производства и качеством продукции. Преобладающими стали системы старшинства и пожизненного найма, компания считалась второй семьей, и взаимоотношения между работниками приобрели характер взаимопомощи и сотрудничества. В компаниях стали сглаживать неравенство в способностях и доходах. Эта система была противовесом американской школе ситуационного подхода, эгоизму и операционной конкурентности работников. Японская система операционной эффективности привела к невиданному росту производительности труда и качества продукции. «Однако, по мере того, как разница в операционной эффективности сглаживается, японские производители попадают в ловушку собственного производства. Чтобы не свести на нет достижения в производительности, японские компании должны заняться изучением стратегии» [5]. Конечно, с позиций развития торговой отрасли системы потребительской кооперации Таджикистана подражание операционной эффективности развитых стран является необходимой фазой развития. «Как операционная эффективность, так и стратегия одинаково важны для достижения успеха, что, в конечном счете, является первой задачей любого предприятия».

Нам необходимо освоить и внедрить достижения западной экономики в области операционной эффективности: управление качеством, бенчмаркинг, конкуренцию, основанную на времени, аутсорсинг, партнерство, реинжиниринг и управление изменениями. Важными элементами являются развитие маркетинга и бренда предприятий кооперативной торговли. Здесь центральной фигурой должен быть потребитель, его потребности, вкусы, удобность и комфортабельность обслуживания. Необходимо иметь в виду, что новые формы операционной эффективности и их совершенствование имеют определенные пределы, и в этом смысле их производственные возможности ограничены. Параллельно надо развивать стратегию на новых основах. В этом контексте выбор продукции отрасли поставщиков потребительской кооперации падает на развитие отрасли органичного сельского хозяйства или экологически чистых продуктов, которые имеют экспортную ориентацию, так как в Китае, России и некоторых других государствах

она интенсивно развивается. Развитие этой отрасли в Республике Таджикистан и Согдийской области имеет определенные конкурентные преимущества:

1.Республика является горной, и кооперативные и подсобные хозяйствасистемы потребительской кооперации имеют возможность производить в горных и предгорных районах экологически чистые продукты в виде овощей и фруктов.

2.Этот вид сельского хозяйства (отрасль органичного сельского хозяйства или экологически чистых продуктов) не относится к интен-сивным формам аграрной экономики, что в данный период является преимуществом кооперативных и подсобных хозяйств системы потребительской кооперации.

3.Для предприятий системы потребительской кооперации в условиях рынка трудоемкие и капиталосберегающие технологии - самые подходящие. Поскольку экономика нашей республики нуждается в новых рабочих местах, мы «должны разрабатывать свои собственные технологии» или найти их в тех государствах, где они имеются. Использование новых технологий развитых стран требует квалифицированных работников, умело использующих новую, передовую технологию. Поэтому для развития человеческого капитала потребительской кооперации необходимо затрачивать немалые объемы инвестиций, которые необходимо изыскать.

4.Очень важным конкурентным преимуществом этой сферы является то, что решающим фактором на первоначальном этапе развития отрасли является рост прибыли не за счет снижения издержек производства, требующих эффекта масштаба и использования технологических нововведений, а за счет ценности продуктов для потребителей, цена которых значительно выше издержек производства. Такой вариант решения проблемы имеет свои пределы, ибо нельзя бесконечно повышать цены. Кроме этого, будут появляться новые конкуренты, которые будут использовать возможности снижения издержек производства за счет внедрения новых достижений технологического прогресса. К этому надо быть готовым. Тем более, что к тому времени у нас будут высокие доходы, которые необходимо капитализировать.

5.Развитие отрасли органичного сельского хозяйства и производство экологически чистых продуктов позволит обеспечить пороговую продовольственную безопасность республики.

К этому должна готовиться и система потребительской кооперации. Она будет крупным потребителем массового производства, и поэтому необходимо наладить сети оптовой торговли для крупных потребителей, которые имеют особую ценность. Нужна большая подготовительная работа. Предварительно необходимо четко определить объем и географию экспортной продукции. На рынках, куда мы должны войти, нас не ждут, и поэтому мы должны иметь ясную и четкую картину конкурентных противоборствующих факторов, сильные и слабые стороны игроков, их возможности и угрозы. Подготовительную работу надо вести в следующих направлениях:

^ реорганизовать свою (операционную эффективность) деятельность наиболее оптимальным образом в рамках существующей стратегии и в соответствии с международными стандартами;

^ подготовить квалифицированных работников, умеющих работать в условиях изменчивой международной конкурентной среды;

^ интенсивное использование рекламы для показа потребителям этих продуктов, их полезных свойств, укрепляющих здоровье человека. Следует учесть, что эти потребители новые, и для того, чтобы завоевать и сделать их постоянными клиентами, надо максимально удовлетворять их субъективный спрос. Речь идет о получении ими удовольствия. Очень важной проблемой является рост численности потребителей за счет переключения потребления продуктов с химическим составом на экологически чистые продукты;

^ маркетинговые исследования для определения параметров потребностей потребителей и перестройка системы от распределения ресурсов до розничных продаж и доведения продуктов до потребителей;

^ выбор системы менеджмента в соответствии с международными стандартами, который приводит к росту эффективности и Х - эффективности;

^ выбор системы распределения ограниченных ресурсов, обеспечивающих минимальные затраты при максимальных результатах;

^ мотивация труда работников в соответствии с их вкладом в е ^ обеспечение справедливого распределения доходов кооперативов; ^ четкое определение географии экспорта продукции. Ими могут быть развитые государства, такие как Россия, Иран и Китай. Их население имеет более высокие доходы и понимает значение экологически чистых продуктов для укрепления здоровья человека. Учитывая ножницы доходов и ценность продуктов для потребителей, можно установить более высокую цену, которая обеспечивает высокие прибыли;

^ форсированное развитие производственной инфраструктуры государством.

Данную работу надо провести и в отношении приграничных районов, что связано с узостью емкости национального и местного рынков республики. Приграничная торговля расширяет рамки местных рынков, увеличивая кругооборот товаров и ресурсов.

С точки зрения краткосрочного периода имеются другие варианты стратегии развития отрасли: торговля фруктами, сухофруктами и лимонами. Их экспорт может обеспечить большую выгоду отраслям системы потребкооперации.

Давая общую оценку уровню конкуренции в системе потребительской кооперации республики, можно сказать, что она носит слабый характер и этот двигатель рыночной экономики отсутствует. Главными показателями этой оценки являются высокие издержки и получение выгоды только за счет роста цен и яя отражением упущенной выгоды.

Список использованной литературы:

1. Азизов Ф.Х., Орипов А.О., Турсунов А.Х. Региональные аспекты фискальной политики -М., Спутник+, 2004.

2. Валиев С.Х., Усмонов И.У. Управление организациями потребительской кооперации. - Душанбе: ООО «Бебок», 2012.

3. Комарова Г.Б. Оптовая торговля потребительской кооперации Республики Таджикистан в условиях переходной экономики. - Душанбе: Ирфон, 2006.

4. Портер Майкл, Э. Вильямс. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2005.

5. Рахимов А.М. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан. - Худжанд: Рахим Джалил, 2004.

6. Шарипов М.М. Концептуальная модель формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации. - Душанбе: Шамсиддин, 2011.

Д.Н. Дадоматов, С.Р. Джамолидинов

Элементы модели конкурентной стратегии развития потребительской кооперации

Ключевые слова: конкурентная модель, конкурентная стратегия, импортозамещение и экспортная ориентация

Данная статья посвящена определению некоторых элементов модели развития потребительской кооперации в условиях рынка, которые опираются на категорию конкуренции, которая означает формирование стратегии развития отрасли.

Автором проведена серьезная работа по определению вариантов конкурентной стратегии системы потребительской кооперации, которые позволяют завоевать новые потребительские рынки и он предлагает уделять внимание тщательному изучению и прогнозированию национального или местных рынков потребительских товаров частного и общественного секторов, на их слабые и сильные стороны.

D. N. Dadomatov, S.R. Djamoliddinov

Element of Competitive Model in Reference to the Market Development Strategy of

Consumersл Cooperation

Key words: competitive model, competitive strategy, import substitution and export orientation

The article dwells on a determination of some elements of model of consumers' cooperation development under market conditions; the formers proceeding from the category of competitiveness signifying a formation of branch development strategy.

The author has conducted a profound work on a determination of the variants of competitive strategy of consumers' cooperation system which afford to gain new consumers' markets, he proposes to pay attention to thorough studies and prognostication of both national and local markets dealing with consumers' goods produced in private and social sectors, to strong and weak aspects of theirs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.