Научная статья на тему 'Элементы государственного регулирования хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации'

Элементы государственного регулирования хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ECONOMIC SYSTEMS / STATE REGULATION / ECONOMIC POLICY / INSTRUMENTS OF STATE REGULATION / FISCAL POLICY / MONETARY POLICY / INVESTMENT POLICY / FOREIGN ECONOMIC POLICY / EMPLOYMENT POLICY. BESIDES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Эльмира Анатольевна

Государственное регулирование хозяйственных систем открытого типа важный вопрос для каждого современного государства. В зависимости от целей, руководство страны осуществляет выбор необходимых инструментов государственного регулирования, содержание которых изложено в настоящей статье. Кроме того, в статье выделяется роль отдельного элемента в государственном регулировании хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации таможенной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомина Эльмира Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELEMENTS OF THE STATE REGULATION OF THE OPEN TYPE ECONOMIC SYSTEMS UNDER GLOBALIZATION CONDITIONS

State regulation of open economic systems is an important issue for every modern state. According to the country's objectives, the leadership selects the necessary tools of state regulation, the content of which is set out in this article.

Текст научной работы на тему «Элементы государственного регулирования хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации»

Фомина Э.А.

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ОТКРЫТОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Государственное регулирование хозяйственных систем открытого типа - важный вопрос для каждого современного государства. В зависимости от целей, руководство страны осуществляет выбор необходимых инструментов государственного регулирования, содержание которых изложено в настоящей статье. Кроме того, в статье выделяется роль отдельного элемента в государственном регулировании хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации - таможенной политики.

Ключевые слова. Хозяйственные системы, государственное регулирование, экономическая политика, инструменты государственного регулирования, бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, внешнеэкономическая политика, политика занятости.

Fomina E.A.

THE ELEMENTS OF THE STATE REGULATION OF THE OPEN TYPE ECONOMIC SYSTEMS UNDER GLOBALIZATION CONDITIONS

Abstract. State regulation of open economic systems is an important issue for every modern state. According to the country's objectives, the leadership selects the necessary tools of state regulation, the content of which is set out in this article.

Keywords. Economic systems, state regulation, economic policy, instruments of state regulation, fiscal policy, monetary policy, investment policy, foreign economic policy, employment policy. Besides, the article highlights the role of a separate element in the state regulation of open economic systems under globalization conditions - customs policy.

Определений понятия хозяйственная система не так много. Одно из наиболее полных определений этого понятия дает в своей книге «Основные понятия теории порядков и политической экономии» А. Шуллер. По его мнению, она представляла собой «во-первых, ... природные и овеществленные ресурсы, а также людей, выполняющих функции производителей и потребителей; во-вторых, экономические отношения, то есть процесс производства, распределения, обмена и потребления; и в-третьих, экономический порядок, то есть комплекс правовых и институциональных ограничений, регулирующих хозяйственный процесс» [3, с. 10].

Государственное регулирование хозяйственных систем - это сложный процесс, зависящий как от правовых и институциональных установок, так и от политических воззрений руководителей страны на том или ином этапе. В связи с этим, фактически государственное регулирование прини-

ГРНТИ 06.03.07 © Фомина Э.А., 2018

Эльмира Анатольевна Фомина - старший государственный таможенный инспектор Балтийской таможни (Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 188680, Ленинградская обл., Всеволожский р -н, д. Старая, Верхняя ул., 1 (Russia, Leningrad reg., Vsevolozhsk distr., Staraia, Verkhnyaya str., 1). Тел.: +7 931 585 75 16. E-mail: zueva.elmira2011@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 11.11.2018.

мает форму экономической политики [4, а 8]. Не случайно понятия «государственное регулирование экономики» и «экономическая политика» зачастую отождествляются [2, а 248]. Государственное регулирование хозяйственных систем открытого типа осуществляется посредством широкого перечня инструментов, так как экономическая политика многогранна и представляет собой систему элементов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической политики и политики занятости (см. рис.).

Рис. Элементы экономической политики государства (составлено автором)

Инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные закупки, налоги и трансферты. К инструментам государственного регулирования в рамках денежно-кредитной политики относятся: процентная политика Банка России, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке, рефинансирование, валютное регулирование, прямые количественные ограничения, ориентиры роста показателей денежной массы. Государственное регулирование инвестиционной политики можно систематизировать в три группы мер: макроэкономические (меры бюджетно-налоговой политики), микроэкономические (льготное кредитование, ставки налогов, амортизационные правила и гарантии) и институциональные (участники инвестиционной деятельности). Государственное регулирование в рамках политики занятости осуществляется путем применения активных (обучение и переобучение работников, создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения) и пассивных (выплаты пособий по безработице) мер.

К инструментам внешнеэкономической политики государства можно отнести меры внешнеторговой, внешнеинвестиционной, валютной и таможенной политик как элементов экономической и, в свою очередь, внешнеэкономической политики. Меры валютной политики представляют собой валютные интервенции и почти все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Очевидно, что валютная политика взаимосвязана с денежно-кредитной политикой, кроме того, обе они проводятся Центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает в себя: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и меры экономического и административного характера. Механизмом таможенной политики является «совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации и поря-

док использования ее компетентными государственными органами инструментов государственного регулирования» [1, с. 195].

Учитывая типологию хозяйственных систем, следует отметить, что не всегда органы государственной власти в области таможенного дела (институты таможенной политики) осуществляют государственное регулирование. Это справедливо только для хозяйственных систем открытого типа в условиях рыночной экономики. Примерами современных таможенных институтов являются Финансовая полиция в Италии, Управление пошлин и акцизов в Германии, Федеральная таможенная служба в России и т.д. В плановой хозяйственной системе институты таможенной политики не имеют самостоятельности, они существуют только для выполнения команд руководства страны. В данном примере государство является главным регулятором, устанавливающим запреты или дающим разрешение на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Исходя из разницы моделей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) между плановыми и рыночными экономиками, интересным является вопрос инструментов государственного регулирования в хозяйственных системах открытого типа.

Действительно, в плановой экономике государственное регулирование осуществляется посредством тотального регулирования во всех областях экономики и во всех сферах жизни. Институты таможенной политики не имеют установленных на законодательном уровне полномочий по пропуску товаров и транспортных средств через таможенную границу. Их функция заключается лишь в контроле за пропуском разрешенного руководством страны количества товара с определенной стоимостью. Следовательно, основным инструментом государственного регулирования в хозяйственных системах открытого типа в условиях плановой экономики являются директивы и указания руководства страны.

В условиях рыночной экономики появившаяся самостоятельность организаций - участников ВЭД привела к росту их количества и соответственно к росту объемов экспортно-импортных операций, что вызвало необходимость делегирования полномочий по пропуску товаров и транспортных средств через таможенную границу институтам таможенной политики. Одним из главных условий осуществления торговых операций участниками ВЭД является уплата таможенных пошлин, поэтому в настоящее время в условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования ВЭД является таможенный тариф.

В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса ЕАЭС, к мерам государственного регулирования, применяемым институтами таможенной политики в отношении товаров и транспортных средств при пересечении таможенной границы, относятся: таможенно-тарифные меры, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения.

Таможенный тариф как инструмент имеет не одну функцию. Таможенный тариф позволяет обеспечивать конкурентные преимущества страны (играет защитную роль), является дополнительным источником дохода бюджета (имеет фискальную роль) и определяет условия функционирования на отечественном рынке, ограничивая количество импортируемой продукции (это - регулирующая роль). Кроме того, таможенный тариф обеспечивает компромисс, некий баланс экономических интересов между странами (балансировочная, торгово-политическая роль).

На протяжении многих веков проблема соотношения основных направлений таможенной политики: фритредерства (политики свободной торговли и отсутствия таможенного обложения) и протекционизма (защиты национального производителя путем повышения ставок таможенных пошлин), - активно обсуждалась. Условно можно выделить две группы ученых: сторонников фритредерства и сторонников протекционизма. Первая группа выступала за сокращение ставок таможенных пошлин, так как они считали, что пошлины негативно влияют на рост общественного благосостояния. Вторая группа ученых считала, что протекционизм (повышение ставок таможенных пошлин) необходим для защиты национальных производителей, которые смогут внести затем вклад в достижение высоких темпов экономического роста.

В настоящее время данная проблема снова приобрела свою актуальность. Подтверждением обозначенной проблемы выбора направления государственного регулирования в пользу фритредерства или протекционизма - являются последние события, происходящие в мире: обострение отношений между США и Китаем, США и Мексикой, выход США из Транстихоокеанского сообще-

ства, выход Великобритании из ЕС и др. Причина противоречий и выхода этих стран из наднациональных организаций, очевидно, связана с желанием обрести самостоятельность в принятии решений в рамках таможенной политики. Современная модель глобализации в виде либерализации таможенной политики не во всех странах отвечала национальным экономическим интересам.

В условиях глобализации произошла либерализация международной торговой деятельности. Это привело к унификации норм международной торговли, снижению торговых барьеров, установлению единой валюты для международных операций, большему взаимодействию национальных экономик, взаимопереплетению национальных хозяйственных систем и взаимозависимости, росту влияния внешних факторов на развитие внешней торговли. Однако, последствия такой политики для различных хозяйственных систем довольно разные. Это связано с тем, что, во-первых, в систему мировых хозяйственных связей национальные экономики интегрировались, имея разный уровень экономического развития, во-вторых, современная модель глобализации несовершенна и не позволяет в сложившихся условиях улучшить уровень экономического развития в мире в целом.

Решить эту проблему может каждая отдельная хозяйственная система путем выбора направления государственного регулирования, соответствующих инструментов государственного регулирования с учетом своих особенностей развития и сложившейся ситуации. Каждый из элементов государственного регулирования, рассмотренных в статье, несомненно, играет огромную роль. Однако в современных условиях все более значение приобретают те элементы, которые обеспечивают защиту национальных экономических интересов в условиях глобализации. Особую роль при этом играют меры таможенной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/gosudarstvennaya-tamozhennaya-politika-v-sovremennoy-rossii-dinamika-izmeneniy (дата обращения 09.09.2018).

2. Чермошенцева Ю.И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6 (027-028). С. 246-250.

3. Schueller A., Kruesselberg H.G. Grundbegriffe zur Ordungstheorie und Politischen Ökonomik. Marburger Gesellschaft für Ordnungsfragen der Wirtschaft, 2002.

4. Welfens P. Grundlagen der Wirtschaftspolitik. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.