УДК 378.147 ББК 81.2РУС
ЭЛЕМЕНТЫ ФОНОСТИЛИСТИКИ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА ФАКУЛЬТЕТА ЯЗЫКОВ БАГДАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
| Али Аднан Машуш, Аббас Ясин Хамза
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению элементов фоности-листики на этапе углубления знаний по русскому языку у студентов кафедры русского языка факультета языков Багдадского университета в процессе обучения иностранным языкам. Определено, что в современной лингводидактике главное место занимает функционально-стилистический подход, в основе которого лежит принцип целостного изучения языка и речи — лексики, фонетики, грамматики, стилистики; предложена система ключевых и важных стилистических упражнений: фонетико-стилистические, лексико-стилистические,
157
ELEMENTS OF PHONOSTILISTICS AT THE STAGE OF KNOWLEDGE DEEPENING IN RUSSIAN LANGUAGE AMONG STUDENTS OF THE RUSSIAN LANGUAGE DEPARTMENT OF LANGUAGES FACULTY, BAGHDAD UNIVERSITY
| Ali Adnan Machos, Abbas Yasin Hamza
Abstract. The article deals with the analysis of the elements of phonetic stylistics at the stage of deepening knowledge of the Russian language among students of the Russian Language Department at the Faculty of Languages of the Baghdad University in the process of teaching foreign languages. It has been determined that the functional-stylistic approach plays the dominant role in modern lingua-didactics, the basis of which is the principle of integral study of language and speech — vocabulary, phonetics, grammar,
грамматико-стилистические.
Ключевые слова: фоностилистика, русский язык, студент-филолог, высшее учебное заведение, функционально-стилистический подход.
stylistics; a system of key and important stylistic exercises is offered including phonetics-stylistic, lexical-stylistic, grammatical-stylistic.
Keywords: phonetic stylistics, Russian language, student-philologist, higher educational institution, functional-stylistic approach.
158
Рост социальной роли личности, ее активное творческое самовыражение нацелены на создание модели высшей школы, ориентированной на органическое единство содержания обучения, современных форм организации образовательного процесса, инновационных технологий, новейших форм оценки качества. Одним из ведущих направлений профессионального становления интеллектуально-культурного развития личности в условиях современности является переход к профильному обучению, что обеспечивает выполнение программы «Образование (Россия XXI веке).
Введение профильного уровня в высшей школе дает возможность создать основы для существенной дифференциации содержания обучения, эффективной подготовки выпускников институтов, университетов.
Анализ научных источников по психологии, дидактике, лингвистике, психолингвистике, лингводидактике показывает, что в теории и практике обучения русскому языку в высшей накоплен определенный опыт, который может стать основой модернизации профессионального направления: 1) определение научных основ в учебно-методическом процессе заведений нового типа (Е.В. Каблуков, Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин и др.); 2) выяснение психологических основ обучения языку в целом и фонетики в частности (Н.Д. Арутюнов, А.В. Бон-
дарко, Н.Ю. Шведова и др.); 3) исследования фонетической системы языка (Р. Аванесов, И. Бодуэн де Курте-нэ, Л. Бондарко, Л. Зиндер, Ф. де Сос-сюр, Л. Щерба и др.); 4) теория и практика обучения фонетики в высших учебных заведениях (М. Вашу-ленко, С. Дорошенко, А. Караман, И. Хомяк, И. Юшук и др.); 5) овладение основами различных видов речевой деятельности (В. Капинос, А. Никитина, М. Стельмахович, Г. Шелехо-ва и др.) [см.: 1-46].
Взаимосвязь между определенными разделами дисциплины по языку лучше всего проявляется в овладении стилистическими нормами, которые устанавливают способы более совершенной реализации содержания и формы выражения, регулирующих функционирование языковых единиц в текстах разных стилей. Усваивая лексические, фонетические, грамматические явления языка, студенты-филологи, с точки зрения И.Д. Сали-стры, должны осознать стилистические особенности звуковой системы русского языка, грамматические формы и категории в связи с определенными стилями [33, с. 182]. Именно поэтому в высшей школе стилистика изучается наряду с лексикой, фонетикой и грамматикой, что способствует практическому овладению языка.
О функциональном аспекте в обучении русскому языку немало написано в научной литературе [35]. Так, в «Методике изучения русского язы-
ка в высшей школе» (1986 г.) обосновывается позиция автора о том, что «...сознательное и систематическое усвоение материала по стилистике является необходимым условием глубоких и устойчивых знаний в формировании практических навыков» [23]. Отмечается и взаимосвязь фонетики со стилистикой: «Во время изучения фонетики, которая в высшей школе изучается лишь частично, тоже имеется возможность для работы над стилистическими явлениями звуковой системы языка. Поскольку студенты получают лишь те знания по фонетике, которые необходимы для усвоения основных правил орфоэпии и орфографии» [22, с. 222]. Мнение об ограниченности фоностилистической работы сейчас, очевидно, является устаревшим, ведь в современной лингводидактике главное место занимает функционально-стилистический подход [24, с. 21], в основе которого лежит принцип целостного изучения языка и речи — лексики, фонетики, грамматики, стилистики. Идею усвоения фонетики на стилистической почве поддерживает и К.В. Горшкова: «изучение стилистики в высшей школе происходит в процессе усвоения всех разделов программы», ознакомление со стилями речи необходимо «для обеспечения функционально-стилистического подхода к изучению материала по фонетике, лексике» [14, с. 363].
Одним из эффективных способов обучения русскому языку является освоения и усвоения студентами языковых (фоностилистических) закономерностей, понятий, терминов и правил. Поэтому необходимо указать на лингвистические основы обучения фонетической стилистики.
В связи с развитием антропоцентрических подходов к описанию языковых явлений, активизировались исследования по фонетическому строению языка. Изучение звуковой организации текста в зависимости от стиля речи, количественных и качественных характеристик звуков в разных стилистических условиях — являются актуальными как в лингвистике, так и в лингводидактике. Сфера фоностилистики пока что не является в достаточной степени научно обоснованной, так как отсутствует единое мнение относительно выделения раздела в составе стилистики [18], все же установление, исследование и анализ фоностилистических явлений представлены в работах таких лингвистов, как: С. Воронин, П. Дудик, И. Качуровский, В. Левицкий и др.
В процессе обучения важно указать на то, что фонетика русского языка изучает звуки в акустическом, анатомо-артикуляторном, лингвистическом аспектах. Стилистика русского языка, раздел Фо- ^ сп ностилистика, отличается от фо- 159 нетики: «Опираясь на нее, изучает частоту употребления фонем в разных стилях, их сочетаемость и соотношение, выбирает из ряда акусти-ко-артикуляторных и лингвистических признаков, исследованных фонетикой, способных создавать звуковой эффект, мотивированный содержанием и образностью текст» [4, с. 31]. Стилистическая фонетика изучает средства звуковой организации речи, определяет наиболее целесообразные способы использования природных и функциональных признаков звуков для определенного типа речи. К системе стилистических
160
приемов относят фонетические средства, или средства фонетической стилистики, различные явления звукового оформления прозаической и стихотворной речи: ритмическое членение, достижения выразительности рифм, аллитерация и ассонансы, звукоподражания, звуковые формы, выполняющие важные стилистические функции и др. [7].
Некоторые исследователи считают, что русский язык имеет определенное благозвучие (эвфоничность), которое проявляется в плавности, мелодичности, интонационной выразительности речи. Эвфоничность — это одна из естественных тенденций русского языка, которая, как правило, достигается с помощью фонетического строения слов, словосочетаний, предложений и всего текста, чередованием звуков, звуковыми повторами (Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина). Средства эвфонии используются во всех стилях, но по-разному. В художественном стиле с их помощью речь приобретает эмоционально-экспрессивную окраску, в нехудожественных они используются ограниченно и «не выполняют выразительно-изобразительных функций» [7, с. 5]. В нехудожественных стилях звуковые повторы теряют свои положительные качества, «портят» звучание текстов. Читая художественные произведения (как показывают наблюдения) студенты почти не задумываются над тем, что образцы искусства отличаются не только богатством колоритной лексики, фразеологии, синтаксиса, стилистическими приемами словообразования, но и звуковым строением [27, с. 5].
Часто поэты используют звук, придумывают различные литератур-
ные игры, в основу которых кладут либо звуковые повторы и комбинации, или труднопроизносимые звуковые сочетания, или заранее заданные рифмы. На завершающем этапе обучения фонетики студентов можно ознакомить с таким явлением, как каламбур — игра слов, стилистический прием, основу которого составляет использование различных значений какого-то одного слова или нескольких семантически различных слов похожих фонетическим своим звучанием [10, с. 357].
Русский язык, имея определенное благозвучие, гармоничное соотношение гласных и согласных звуков, предоставляет широкие возможности для инструментовки. Н.М. Шанский указал процентное соотношение гласных и согласных русского языка: 48:52 [36]. Анализируя исследования частотности употребления фонем в текстах разных стилей, Дж. Дьюи поддерживает мнение о том, что «.. .в научно-популярных и газетных текстах чаще, чем в текстах художественных, принимаются многосложные слова», «в драматических произведениях низкую частотность имеют сонорные согласные, в поэтических тестах среднюю частотность имеют мягкие согласные, а гласные — низкую» [15, с. 123].
Для более глубокого понимания частотности употребления фонем в текстах разных стилей студентам целесообразно предложить справку И. Качуровского.
Российский язык, несмотря на имеющееся большое количество звонких согласных, на самом деле является глухим, поскольку некоторые из звонких (б, д, г, ж) превращаются в свой глухой коррелят как перед глухими, так и на конце слов.
Кроме этого, русский язык, выполняя эстетическую функцию, выступает в форме поэтической речи, где единицы его различных уровней имеют два плана — содержание и выражение. В поэтической речи выделяются различные уровни: 1) лексический; 2) синтаксический; 3) звуковой уровень с аспектами: фонический, фономорфологический; 4) ритмичный [38, с. 5]. М.В. Кларин также подтверждает идею о различных путях, с помощью которых до читателя «доходит» поэтическое произведение:
1) семантика, смысл слов, объединенных в определенные предложения;
2) ритм стихов; 3) фоника [20, с. 4].
В языке художественных произведений широко используется звуковые инструментовки (звукопись), которое заключаются в закономерном размещении и повторяемости отдельных звуков, в связи с чем и выделяют повторы.
Главным элементом звуковой организации художественной, преимущественно стихотворной речи, является звуковой повтор. Его «характеризуют такие стилистические процессы и фигуры художественно-поэтической речи, как: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, рифма, ритмика и др.». Простой звуковой повтор реализуется в виде ассонанса — повторения ударных или слабо редуцированных безударных гласных — и аллитерации — повторение согласных [39, с. 18, 33]. Аллитерацией обусловлено прежде общая музыкальность произведения.
Необходимо отметить, что повтор гласных наблюдается реже. Опирается он на акустические свойства звуков. Для воспроизведения «печальных, мрачных картин больше
используют звуки заднего ряда ([а], [о], [у]), а для воспроизведения светлых и радостных — переднего ряда [е], [и]» [25, с. 12]. Например, в фоно-символизации звук [и] ассоциируется с нежностью, светом, любовью, спокойствием, молитвенностью, восторгом, удивлением; звук [о] обозначает светло-желтый или белый цвет, который соответствует состоянию просветления, восхождение, открытости, прощение (слова: одиночество, боюсь, насмешкой).
Для осознания студентами явлений фоносимволизма можно предложить к изучению текст К. Бальмонта.
Фоносимволисты для гласных зву-ко-цветные соответствия характеризует так: А — насыщенно-красный; О — светло-желтый или белый; Е — зеленоватый; И — голубой; У — синий; Ы — коричневый, черный [25, с. 102].
А. Сербенская показывает, что длительное время в русском языкознании бытовало безапелляционное утверждение о связи между словом — звуковым комплексом и понятием как произвольное явление [34, с. 14]. В научных трудах советского време- 161 ни авторы сознательно избегали рассуждений на тему о звуковом содержание текста, о значении звуковой формы в языке. В последнее время ситуация меняется, и примером может быть внимание к теории звуко-символизма и фоносемантики, выявляющих проблемы, которые сегодня могут объединить в совместных поисках филологов и математиков, психологов и художников, поэтов и кибернетиков. Речь идет о поиске гармонии между звучанием и значением слова, соответствия между внешней, так называемой материальной формой слова и его значением.
Древнегреческий философ Платон также считал, что носители языка свободны в выборе имени предмета, но это не дело случая, не воля анархии. Как правило, свобода выбора является ограниченой свойствами звуков речи, а также предмета. С точки зрения Платона, в речи существуют звуки быстрые, большие, круглые и др. И есть предметы быстрые, круглые. Поэтому «быстрые» явления и предметы получают названия (имена), в корпусе которых представлены «быстрые» звуки; «тонким» явлениям и предметам подходят названия (имена) с «тонким» звучанием; в корпусе имен для «больших» предметов должны входить «большие» звуки. Например, когда мы произносим звук [р], язык вибрирует очень быстро, поэтому [р] является «быстрым» звуком, и слова, обозначающие очень быстрое движение, имеют обычно этот звук: река, трепет, рвать и др. [28].
В фоностилистике достаточно тесно переплетаются такие явления, как звуковоспроизведение (имеется тогда, когда текст наполнен звуками 162 определенных объектов природы, криками животных, шумами машин) и звукоподражания (ономатопея) — в художественном языке один из способов описания звука, который заключается в оптимальном сближении звучания слова и его содержания, имитация звуков природы с помощью прямого их наследования.
Во всех словах, напоминающих скрип (скрежет), — резкий, неприятный звук [р]; в словах царапать также имеется наличие звуков [к], [г]. Выразительные средства согласных оказываются весьма яркими. Так, глагол свист благодаря двум согласным с и в передает порыв ветра.
Звук тик-так — замечательная ономатопея, ведь такой звук образуется при покачивании часового маятника, который подает два коротких сухих звука, которые несколько отличаются друг от друга. Чередование двух аналогичных составов доказывает повторяемость звуков: оба являются достаточно короткими и сухими. Это свойство еще более усиливается двумя согласными, которые открывают и закрывают состав слова [12, с. 177].
Среди основных проблем фоно-стилистики отдельно стоит вопрос об изучении интонации как составной части фонологии. Рассмотрение интонационного строения как стилистического средства произведений художественной литературы в русском языкознании представлены в трудах Л. Булаховского и др. Ученые отмечают, что «.очень мало внимания уделяется анализу и сопоставлению свойств звуковой материи языка в различных функциональных стилях» [29, с. 30].
Интонация очень часто служит средством грамматической организации высказывания, средством синтаксической связи между составными частями предложения. Однако кроме грамматически-организационной роли, предмет информации, которую несет в себе ритмо-интонационное строение речи, составляет стилистическая функциональность. Интонацию считают компонентом стиля. Благодаря своей физической субстанции в художественном стиле интонация является эстетической стоимостью, «иначе говоря, ритмо-интонационное строение художественной речи, во-первых, помогает передать красоту эмоций и мыслей, выраженных с помощью ис-
кусства слова, во-вторых, она является эстетическим явлением как физическая реальность и, в-третьих, она является источником эстетических ощущений художественного произведения читателем» [29, с. 18].
Лингвистическая интерпретация ритма как универсального закона организации материи предполагает два основных аспекта, первый из которых побуждает рассматривать ритм как совокупность ритмообразующих факторов, присутствующих на всех языковых уровнях: фонетическом, грамматическом, лексико-семанти-ческом. В работах по фонетике преобладает традиционное понимание ритма как организованной системы, в которой закономерно чередуются отдельные измеримые сегменты и процессы в зависимости от уровня членения речевого потока (Л. Златоустова, В. Потапов, В. Н. Трунин-Донской).
Второй аспект указывает на изучение ритма стихотворного, художественного прозаического и разговорного разновидностей речи, объективное разграничение которых в конечном итоге привело к необходимости исследования ритма в функционально-стилевом аспекте.
В. Н. Трунина-Донская определяет базу (сочетание ударных и безударных слогов между собой), на основе которой формируется ритмическая структура слова [17, с. 72]. Впервые формулу ритмической структуры 5-составляющего русского слова с ударением на среднем составе на основе всеобщего принятия соотношение ударных и безударных слогов (эмпирически) предложил В. Богоро-дицкий. В.Н. Трунина-Донская, исходя из представленной диаграммы, свидетельствует о том, что «...ритми-
ческая структура русского слова свойственно более-менее равномерное чередование усиления и ослабления отмеченной... » [там же].
Ритм составляет основу любого стихотворного произведения, вызывая реализацию принципа повторения и тем самым выступая как фактор, организующий содержание. Он «способствует смысловому упорядочению строки и произведения в целом» [38, с. 29]. Ритмическое построение стихотворения определяет важные особенности стихотворной интонации, шлифует звуковой материал, выделяет эстетический аспект в самой поэтической речи, превращая его в произведение искусства, благодаря чему стихотворение вкладывает в наше сознание предметную материю речи.
Для понимания сведений по стилистике и формирования стилистических умений и навыков студентов М.Т. Баранов немалое значение придает стилистическим упражнениям — особым разновидностям задач, выполняемых студентами в процессе усвоения родного языка. Ученым раз- 163 работаны ключевые принципы для моделирования системы, которая включает определенные стилистические упражнения: 1) контекстуальное содержание текста; 2) воспроизводство межпредметных взаимосвязей и сопоставление фрагментов текстов, имеющих различные стили; 3) полное соответствие целей упражнений тому материалу, который соответствует программным разделам; 4) отбор разных видов и типов упражнений не зависимо от приемов и методов их реализации. Следовательно, была предложена система ключевых и важных стилистических упражнений: фоне-
тико-стилистические, лексико-сти-листические, грамматико-стили-стические. Кроме того, М.Т. Баранов фонетико-стилистические упражнения разделяет на устные (выразительное чтение текстов различных стилей, упражнения на правильное ударение слов, интонирование предложений, на исправление нарушений благозвучия русского языка) и письменные (запись исправленных текстов, редактирование предложений с нецелесообразным накоплением одинаковых звуков, слогов, подбор фонетических вариантов и конструирование с ними предложений) [24].
Фонетико-стилистические упражнения, которые целесообразно использовать в изучении русского языка в высшем учебном заведении можно, на наш взгляд, несколько конкретизировать. Поэтому предлагаем систему упражнений с фоности-листики уточнить:
1) эвфонические — направленные на совершенствование и развитие навыков языкового чутья, или формирование умений использовать
164 средства благозвучия в речи;
2) количественные или математические — предусматривают анализ частотности использования фонем в текстах разных стилей;
3) звукописные — направленные на выявление и анализ таких стилистических процессов речи, как аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора и др.;
4) звуковоспроизводящие и звукоподражательные — формируют умение студентов прослеживать в тексте отображения звуков окружающей действительности через использование говорящим специально отобранных звуков.
Такие упражнения вполне естественно отражают фоностиличтиче-ские особенности русского языка и помогают ученикам глубже понять закономерности развития родного языка, познать ее красоту и богатство, научиться им пользоваться.
Таким образом, в языковой функционально-стилистической работе следует способствовать формированию у студентов-филологов умений стилистически целесообразно, с учетом стиля высказывания, пользоваться языковыми средствами в собственной речи. Во время обработки программного материала по русскому языку стилистические функции языковых единиц, отчетливо характеризующие каждый стиль, должны стать предметом особого внимания преподавателя, поскольку работа над осознанием стилистического богатства языка — важное звено в формировании языковой личности, реализации основных содержательных линий (лингвистической, коммуникативной, социокультурной и дея-тельностной), представленных в действующих документах современной высшей школы. Чтобы методично обоснованно построить работу по стилистике, преподавателю необходимо знать содержание стилистических понятий, предусмотренных действующей программой, особенности КЙЖ" дого стиля речи и возможности их обработки во время обучения фонетике. Признаки стилей и различия между ними студенты могут усвоить лишь тогда, когда изучение различных уровней языковых явлений будет рассматриваться в стилистическом аспекте и проводиться на текстовой основе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Berry, M. Introduction to systemic linguistics: Structures and systems [Text] / M. Berry. — London; Sydney: Batsford, 1975. — 209 p.
2. Jakobson, R. Linguistics and poetics [Text] / R. Jakobson // Style in language. — New York; London, 1960. — P. 353-357.
3. Аванесов, Р.И. Фонетика русского литературного языка [Текст] / Р.И. Аванесов.
— М.: Изд-во Московск. ун-та, 1956. — 240 с.
4. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика: учебн. пособ. для студ. пед. ин-тов [Текст] / Р.И. Аванесов.
— М.: Просвещение, 1974. — 287 с.
5. Акишина, А. Русская фонетика [Текст] / А. Акишина, С. Барановская. — 2-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1990. — 102 с.
6. Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. — 1993. — № 3. — С. 17-21.
7. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Введение в языковедение [Текст] / И.А. Бодуэн де Куртенэ. — 5-е изд. — Пг., 1917. — 223 с.
8. Бондарко, Л В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи [Текст] / Л.В. Бондарко. — Л.: Изд-во Ле-нинградск. ун-та, 1981. — 200 с.
9. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л.В. Бондарко. — М.: Просвещение, 1977.
— 176 с.
10. Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учебн. пособ. [Текст] / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. — Л.: Изд-во Санкт-Петербургск. ун-та, 1991.
— 152 с.
11. Борисова, Р.И. Использование фоноупраж-нений на первом этапе обучения английскому языку в вузах неязыковых специальностей: дис... кандидата пед. наук [Текст] / Р.И. Борисова. — К., 1976. — 158 с.
12. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики [Текст] / В.В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1981. — 320 с.
13. Воронин, С.В. Основы фоносемантики [Текст] / С.В. Воронин. — Л.: Изд-во Ле-нинградск. ун-та, 1982. — 244 с.
14. Воронин, С.В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения: учебн. пособие [Текст] / С.В. Воронин. — Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1990. — 200 с.
15. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 27-34.
16. Горшкова, К.В. О развитии фонологических идей в европейской славистике [Текст] / К.В. Горшкова // Вестник Мо-сковск. ун-та. Серия 9: Филология. — 1993. — № 4. — С. 3-8.
17. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Джон Дьюи; пер. с англ. М. Никольской. — М.: Лабиринт, 1999. — 190 с.
18. Златоустова, Л.В. Общая и прикладная фонетика [Текст] / Л.В. Златоустова, Р.К. Потапова, В.Н. Трунин-Донской. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1986. — 304 с.
19. Златоустова, Л.В. Универсалии в просодической организации текста [Текст] / Л.В. Златоустова // Вестник Московск. унта. Серия 9: Филология. — 1983. — № 4.
— С. 69-78.
20. Зубкова, Л.Г. Единство внутреннего и внешнего в звуковой форме слова [Текст] / Л.Г. Зубкова // Филологические науки.
— 1988. — № 5. — С. 55-62.
21. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. — 3-е изд. стереотип. — М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 218 с.
22. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. — М.: Знание, 1989. — 78 с.
23. Кодухов, В.И. Введение в языкознание [Текст] / В.И. Кодухов. — М. : Просвещение, 1979. — 351 с.
24. Менчинская, Н.А. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 213 с.
25. Методика изучения русского языка: пособие для учителя [Текст] / под ред. Г.М. Иваницкой, Н.А. Пашковской. — К.: Радянська школа, 1986. — 288 с.
165
166
26. Методика преподавания русского языка: учебн. пособ. для студ. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М.Т. Баранова. — М. : Просвещение, 1990. — 368 с.
27. Михайловская, Г.А. Лингводидактиче-ские основы формирования речевых умений в процессе обучения русскому языку: монография [Текст] / Г.А. Михайловская.
— К.: Изд. центр ОАО УКРНИИПСК, 1999. — 208 с.
28. Петрянкина, В.В. Функционально-семантический аспект интонации [Текст] / В.В. Петрянкина. —М.: Изд-во УДИ, 1988. — 192 с.
29. Пешковский, А.М. Интонация и грамматика [Текст] / А.М. Пешковский // Избранные труды. — М.: Госиздат, 1959. — С. 177-191.
30. Платон. Сочинения: в 3-х томах. Т. 1 [Текст] / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и
B.Ф. Асмуса. — М., 1968. — 624 с.
31. Приступа, Г.Н. О методических принципах обучения правописанию [Текст] / Г.Н. Приступа // Русский язык и литература в школе. — 1978. — № 3. — С. 19-22.
32. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст] / Н.Ю. Шведова, Н.Д. Арутюнов, А.В. Бондарко и др.
— М. : Наука, 1982. — 783 с.
33. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест [Текст] / АН СССР Ин-т рус. яз.; отв. ред. Е.А. Земская. — М.: Наука, 1983. — 238 с.
34. Русский язык: учебн. для студ. высш. пед. учебн. заведений [Текст] / Л.Л. Касаткин, Е.В. Каблуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Касаткина. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 768 с.
35. Салистра, И.Д. Система упражнений и система занятий [Текст] / И.Д. Салистра // Очерки методов обучения иностранным языкам — М. : Высшая школа, 1966. —
C. 144-149.
36. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев. — М.: Аркти, 2004. — 80 с.
37. Сидоров, В.Н. О Московской фонологической школе [Текст] / В.Н. Сидоров //
Развитие фонетики современного русского языка. — М., 1971. — С. 13-20.
38. Современный русский язык [Текст] / Под ред. В.А. Белошапковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. — 800 с.
39. Современный русский язык: в 3-х частях: учебн. пособ. для студентов пед. ин-тов. Ч. 1: Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография [Текст] / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
40. Тарасов, А.Ф. Поэтическая речь (Типологический аспект) [Текст] / А.Ф. Тарасов. — Харьков: Вища школа, 1976. — 140 с.
41. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии [Текст] / Н.С. Трубецкой. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 372 с.
42. Щерба, Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении [Текст] / Л.В. Щерба. — Спб., 1912. — 155 с.
43. Щерба, Л.В. Фонетика французского языка: Очерк французского произношения в сравнении с русским / Лев Владимирович Щерба. — 6-е изд. — М.: Изд. лит. на иностр. яз., 1957. — 311 с.
44. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. — Л.: Наука, 1974. — 428 с.
45. Якиманская, И.С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. — М., 1996. — 96 с.
46. Якобсон, Р.О. Избранные работы [Текст] / Р.О. Якобсон; сост. В. А. Звегинцева. — М. : Прогресс, 1985. — 455 с.
REFERENCES
1. Akishina A., Baranovskaya S., Russkaya fonetika, 2nd., Moscow, Russkii yazik, 1990, 102 p. (in Russian)
2. Avanesov R.I., Fonetika russkogo literaturn-ogo yazyka, Moscow, 1956, 240 p. (in Russian)
3. Avanesov R.I., Russkaya literaturnaya i diale-ktnaya fonetika: uchebnoe posobie dlya stu-dentov pedagogutheskih institutov, Moscow, Prosveshchenie, 1974, 287 p. (in Russian)
4. Baranov M.T., Vybor uprazhnenij dlya formirovaniya umenij i navykov, Russkij
yazyk V shkole, 1993, No. 3, pp. 17-21. (in Russian)
5. Berry M., Introduction to systemic linguistics: Structures and systems, London, Sydney, Batsford, 1975, 209 p.
6. Boduehn de Kurteneh I.A., Vvedenie v ya-zykovedenie, 5nd., Petrograd, 1917, 223 p. (in Russian)
7. Bondarko L.V., Foneticheskoe opisanie yazyka i fonologicheskoe opisanie rechi, Leningrad, 1981, 200 p. (in Russian)
8. Bondarko L.V., Verbickaya L.A., Gordina M.V, Osnovy obshchej fonetiki: uchebnoe posobie, Leningrad, 1991, 152 p. (in Russian)
9. Bondarko L.V., Zvukovoj stroj sovremenno-go russkogo yazyka, Moscow, Prosveshche-nie, 1977, 176 p. (in Russian)
10. Borisova R.I., Ispolzovanie fonouprazhnenij na pervom ehtape obucheniya anglijskomu yazyku v vuzah neyazykovyh specialnostej, Phd dissertation (Pedagogy), Kiev, 1976, 158 p. (in Russian)
11. Dyui Dzh., Psihologiya i pedagogika myshleniya, trans. M. Nikolskoj, Moscow, Labirint, 1999, 190 p. (in Russian)
12. Gorshkova K.V., O razvitii fonologicheskih idej v evropejskoj slavistike, Vestnik Mos-kovskogo universiteta, Seriya 9, Filologiya, 1993, No. 4, pp. 3-8. (in Russian)
13. Jakobson R., "Linguistics and poetics", in: Style in language, New York, London, 1960, pp. 353-357.
14. Karaulov Yu. N., Russkijyazyk iyazykovaya lichnost, 3nd., Moscow, 2003, 218 p. (in Russian)
15. Klarin M.V., Pedagogicheskaya tekhnologi-ya v uchebnom processe: Analiz zarubezh-nogo opyta, Moscow, Znanie, 1989, 78 p. (in Russian)
16. Koduhov VI., Vvedenie vyazykoznanie, Moscow, Prosveshchenie, 1979, 351 p. (in Russian)
17. Menchinskaya N.A., Bogoyavlenskij D.N., Psihologiya usvoeniya znanij v shkole, Moscow, 1959, 213 p. (in Russian)
18. Metodika izucheniya russkogo yazyka: posobie dlya uchitelya, ed. G.M. Ivanickoj, N.A. Pashkovskoj, Kiev, Radyanska shkola, 1986, 288 p. (in Russian)
19. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: uchebnoe posobie dlya studentov, ed. M.T. Ba-ranov, T.A. Ladyzhenskaya, M.R. Lvov,
M. T. Baranova, Moscow, Prosveshchenie, 1990, 368 p. (in Russian)
20. Mihajlovskaya G.A., Lingvodidakticheskie osnovy formirovaniya rechevyh umenij v processe obucheniya russkomu yazyku: monografiya, Kiev, 1999, 208 p. (in Russian)
21. Peshkovskij A.M., "Intonaciya i grammati-ka", in: Izbrannye trudy, Moscow, Gosizdat, 1959, pp. 177-191. (in Russian)
22. Petryankina V.V., Funkcionalno-semantiche-skij aspekt intonacii, Moscow, 1988, 192 p. (in Russian)
23. Platon, Sochineniya, v 3 vols., Vol. 1, ed. A.F. Loseva, V.F. Asmusa, Moscow, 1968, 624 p. (in Russian)
24. Pristupa G.N., O metodicheskih principah obucheniya pravopisaniyu, Russkij yazyk i literatura v shkole, 1978, No. 3, pp. 19-22. (in Russian)
25. Russkaya grammatika: Fonetika. Fonologi-ya. Udarenie. Intonaciya. Slovoobrazovanie. Morfologiya, ed. N.Yu. Shvedova, N.D. Aru-tyunov, A.V. Bondarko, Moscow, Nauka, 1982, 783 p. (in Russian)
26. Russkaya razgovornaya rech: Fonetika. Morfologiya. Leksika. Zhest, ed. E.A. Zemskaya, Moscow, Nauka, 1983, 238 p. (in Russian)
27. Russkij yazyk: uchebnik dlya studentov vys-shih pedagogitheskih uchebnih zavedenij, L.L. Kasatkin, E.V. Kablukov, L.P. Krysin, ed. L.L. Kasatkina, 2nd., Moscow, Akademi-ya, 2004, 768 p. (in Russian)
28. Salistra I.D., "Sistema uprazhnenij i sistema zanyatij", in: Ocherki metodov obucheniya inostrannym yazykam, Moscow, Vysshaya shkola, 1966, pp. 144-149. (in Russian)
29. Sergeev I.S., Kak organizovat proektnuyu deyatelnost uchashchihsya: prakticheskoe posobie dlya rabotnikov obshcheobrazo-vatelnyh uchrezhdenij, Moscow, Arkti, 2004, 80 p. (in Russian)
30. Shcherba L.V., Fonetika francuzskogo yazyka: Ocherk francuzskogo proiznosheniya v sravnenii s russkim, 6nd., Moscow, 1957, 311 p. (in Russian)
31. Shcherba L.V., Russkie glasnye v kachest-vennom i kolichestvennom otnoshenii, St. Petersburg, 1912, 155 p. (in Russian)
32. Shcherba L.V., Yazykovaya sistema i reche-vaya deyatelnost, Leningrad, Nauka, 1974, 428 p. (in Russian)
167
33. Sidorov V.N., "O Moskovskoj fonologiches-koj shkole", in: Razvitie fonetiki sovremen-nogo russkogo yazyka, Moscow, 1971, pp. 13-20. (in Russian)
34. Sovremennyj russkij yazyk, ed. V.A. Be-loshapkovoj, 2nd., Moscow, Vysshaya shko-la, 1989, 800 p. (in Russian)
35. Sovremennyj russkij yazyk: v 3 parts, ucheb-noe posobie dlya studentov pedagoguthe-skih institutov, Part. 1, Leksika. Frazeolo-giya. Fonetika. Grafika i orfografiya, ed. N.M. Shanskij, V.V. Ivanov, Moscow, Pros-veshchenie, 1981, 191 p. (in Russian)
36. Tarasov A.F., Poehticheskaya rech (Tipo-logicheskij aspekt), Harkov, Vishcha shkola, 1976, 140 p. (in Russian)
37. Trubeckoj N.S., Osnovy fonologii, Moscow, 1960, 372 p. (in Russian)
38. Vinogradov V.V., Problemy russkoj stilistiki, Moscow, Moscow, Vysshaya shkola, 1981, 320 p. (in Russian)
39. Voronin S.V., Fonosemanticheskie idei v za-rubezhnom yazykoznanii: Ocherki i izvlech-eniya: uchebnoe posobie, Leningrad, 1990, 200 p. (in Russian)
40. Voronin S.V., Osnovy fonosemantiki, Leningrad, 1982, 244 p. (in Russian)
41. Vygotskij L.S., "Problemy obucheniya i um-stvennogo razvitiya v shkolnom vozraste", in: Izbrannye psihologicheskie issledovani-ya, Moscow, 1958, pp. 27-34. (in Russian)
42. Yakimanskaya I.S., Lichnostno-orientiro-vannoe obuchenie v sovremennoj shkole, Moscow, 1996, 96 p. (in Russian)
43. Yakobson R.O., Izbrannye raboty, ed. V.A. Zveginceva, Moscow, Progress, 1985, 455 p. (in Russian)
44. Zlatoustova L.V., Potapova R.K., Trunin-Donskoj V.N., Obshchaya i prikladnaya fonetika Moscow, 1986, 304 p. (in Russian)
45. Zlatoustova L.V., Universalii v prosodiches-koj organizacii teksta, Vestnik Moskovs-kovskogo universiteta, Seriya 9, Filologiya, 1983, No. 4, pp. 69-78. (in Russian)
46. Zubkova L.G., Edinstvo vnutrennego i vneshnego v zvukovoj forme slova, Filo-logicheskie nauki, 1988, No. 5, pp. 55-62. (in Russian)
Али Аднан Машуш, доктор философских наук, Багдадский университет, Ирак, dr.aliadnan79@ gmail.com
Ali Adnan Machos, ScD in Philosophy, University of Baghdad, Iraq, [email protected] Аббас Ясин Хамза, доктор философских наук, Багдадский университет, Ирак, [email protected] 168 Abbas Yasin Hamza, ScD in Philosophy, University of Baghdad, Iraq, [email protected]