УДК .001.12
ЭЛЕМЕНТЫ ЭРГОНОМИКИ ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА
© Т.Ю. Забавникова
Ключевые слова: пользовательский интерфейс, эргономика, дизайн интерфейса.
Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают в настоящее время с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат. Изложены основные аспекты эргономичного пользовательского интерфейса.
В понятие пользовательского интерфейса входит не только и даже не столько картинка на экране - трехмерная, анимированная, просто выполненная в эргономичном дизайне, а способы взаимодействия пользователя с продуктом.
Эргономика включается в процессы разработки и тестирования программного продукта как часть системы качества. Разработка пользовательского интерфейса ведется параллельно дизайну программного продукта в целом и в основном предшествует его реализации. Именно на этом этапе требуется учесть параметры эргономики при проектировании интерфейса программного продукта.
Эргономика изучает деятельность человека в условиях современного производства и быта, определяет требования к качеству продукта. Основная задача эргономики - оптимизация инструментов и условий труда, а также обеспечение необходимого удобства деятельности человека с целью сохранения его здоровья и работоспособности. Эргономичные показатели качества - показатели степени соответствия параметров продукта психологическим и психофизическим характеристикам пользователей, подразделяемые на следующие группы:
- антропометрические;
- физиологические;
- психофизические.
Антропометрическую составляющую эргономического показателя продукта можно отнести к элементам дизайна интерфейса. Физиологические и психофизические показатели определяют соответствие характеристик инструментальной среды скоростным, зрительным, слуховым, осязательным возможностям человека. Эргономика как научная дисциплина обогащает дизайн интерфейса научными данными, способствуя тем самым эффективной эксплуатации готового продукта.
К элементам отображения информации, в данном случае - графическому изображению элементов управления, предъявляются следующие эргономические требования:
- по содержанию - элементы отображения информации должны адекватно отображать объекты управления, внешнюю среду и состояние самого продукта;
- по количеству информации - элементы отображения информации обязаны обеспечить информационный баланс, т. е. представлять исчерпывающую информацию;
- по форме и композиции - следует обеспечить соответствие элементов отображения информации задачам, поставленным перед разработчиками интерфейса.
Оптимальная организация прототипа разрабатываемого интерфейса позволит быстро и точно воспринять отображаемую ситуацию в целом. Один из способов решения задачи оптимизации - хороший дизайн информационной модели, то есть взаимосвязанность ее частей, наглядность и эргономичность.
Таким образом, при проектировании интерфейса важным является постоянное взаимодействие дизайнера и программиста для достижения соответствия разрабатываемого интерфейса всем требованиям к качеству, в т. ч. и эргономическим. Другим вариантом решения данной проблемы может быть наличие необходимой суммы знаний из области дизайна и эргономики у разработчика интерфейса. Таким образом, показатель коммерциализации программного продукта с разработанным интерфейсом на основе элементов эргономики и дизайна будет значительно выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама // Компьютерные технологии: справочное и практическое руководство. М.: ДМК, 2002. 432 с.
2. Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 320 с.
3. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб.: Символ-Плюс, 2007. 368 с.
4. Андреев А. Разработка пользовательского интерфейса. Режим доступа: Ьир//:шшш. usability.ru
Поступила в редакцию 15 нобря 2008 г.
Zabavnikova T.Yu. Elements of ergonomics for the problem of interface design. The requirements to convenience and comfort of interface are increasing now, as complexity of works and user’s responsibility for the end results increases. In the theses, basic aspects of ergonomic user interface are stated.
Key words: user interface, ergonomics, interface design.
LITERATURE
1. Romanycheva E.J., Yatsyuk О.G. Design and advertising // Computer technologies: reference and practical guide. M.: DMK, 2002. 432 pp.
2. Grozhan D. Reference book of a designer-beginner (2nd ed.). Rostov-on-Don: Feniks, 2004. 320 pp.
3. Kirsanov D. Web-design: Dmitry Kirsanov’s Book. SPb: Symbol-Plus, 2007. 368 pp.
4. Andreev А. Elaboration of user interface. http//: www.usability.ru
УДК 519.95
ОБ ОДНОМ КРИПТОГРАФИЧЕСКОМ РАСШИРЕНИИ Java
© М.С. Зуев, К.Г. Мирошников
Ключевые слова: криптографические алгоритмы, технология Java.
В статье рассматриваются особенности JCE-библиотеки Bouncycastle. Приводится краткое описание пакетов, входящих в библиотеку Bouncycastle, и пример программы, использующей алгоритм AES для шифрования байтового массива.
В данной статье приводится обзор возможностей одного из пакетов криптографических алгоритмов, предназначенных для java-разработчиков. Наиболее известным таким пакетом является Sun JCE, предоставляющий удобный API для выполнения различных криптографических преобразований. Однако в связи с законами, регулирующими экспорт технологий из США, пакет Sun JCE нельзя загружать и использовать людям, не проживающим на территории США или Канады. Поэтому этот пакет не входит в стандартную поставку Java.
В связи с этим сторонними разработчиками были разработаны аналогичные криптографические пакеты, среди которых часть коммерческих (такие как IAIK JCE, Digt Trusted Java и др.), а другая часть - бесплатные. Одним из самых известных бесплатных решений являлся пакет Cryptix JCE, но его поддержка прекращена с 2005 года. Другим решением является пакет Bouncy Castle, совместимый с новейшими поставками JDK и обладающий следующими основными характеристиками:
- содержит криптографические API для языков Java и C#;
- содержит провайдер для JCE и JCA;
- содержит реализации JCE 1.2.1, реализованные разработчиками самостоятельно (т.е. пакет не содержит кодов JCE 1.2.1 от Sun, следовательно, на него лицензии Sun не распространяются);
- поддерживает спецификации ASN.1 кодирования объектов;
- поддержка сертификатов X.509 различных версий;
- поддержка стандартов Open PGP, OCSP, TSP и др.
Лицензионное соглашение для данного пакета разрешает практически любые действия, включающие передачу, продажу, модификацию, публикацию и др., следовательно, разработчик ПО может свободно ис-
пользовать все его возможности. Реализации большого количества алгоритмов и протоколов, включая криптоалгоритмы, описанные в документах ГОСТ, делают этот пакет интересным как для разработчиков криптографического ПО, так и для преподавателей по дисциплинам «Криптографическая защита информации» и «Программирование на Java» на специальности «Организация и технология защиты информации».
Библиотека Bouncycastle включает в себя пакеты: org.bouncycastle.jce - пакет утилит, использующихся с JCE;
org.bouncycastle.openssl - пакет, включающий классы для работы с PEM OpenSSL-файлами;
org.bouncycastle.asn1 - пакет, использующийся для работы с протоколом ASN. 1;
org.bouncycastle.crypto - пакет, содержащий основные криптографические алгоритмы;
org.bouncycastle.x509 - пакет, используемый для поддержки X.509 - сертификатов.
Пакет org.bouncycastle.crypto - основной пакет, содержащий реализации различных криптографических алгоритмов. Он содержит следующие подпакеты:
org.bouncycastle.crypto.agreement - пакет, содержащий реализацию протокола Диффи-Хеллмана, включает версию алгоритма с эллиптическими кривыми.
org.bouncycastle.crypto.digests - пакет, содержащий основные классы для вычисления бесключевых хэш-функций сообщений. Включает алгоритмы ГОСТ 34.11-94, MD2, MD4, MD5, Tiger, RIPEMD, SHA разных длин свертки и др.
org.bouncycastle.crypto.encodings - пакет, включающий алгоритмы кодирования информации, предназначенной для обработки асимметричными алгоритмами (например, алгоритм PKCS 1).
org.bouncycastle.crypto.engines - пакет, включающий классы, выполняющие симметричное шифрование. Классы этого пакета позволяют выполнить шифрование массива байтов по алгоритмам ГОСТ 28147-