Научная статья на тему 'Элементы энтропийного анализа методов экономичности двигателей внутреннего сгорания'

Элементы энтропийного анализа методов экономичности двигателей внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Янкин Евгений Михайлович

В работе проводится расчетное исследование одного из методов анализа экономичности двигателей внутреннего сгорания с помощью TS-диаграмм. Рассмотрен индивидуальный вклад ряда факторов на формирование цикла, его качественных и количественных показателей. Отмечена важность величины показателя адиабаты в исследуемом методе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of the entropic analysis of internal-combustion engines profitability methods

Calculated investigation of one of methods of the analysis of cycle efficiency of internal-combustion engines with the help of the TS-diagrams is spending in paper. The individual contribution of a series of the factors on cycles forming, its qualitative and quantitative indexes are surveyed. The importance of magnitude of an adiabatic curve index in an investigated method is marked.

Текст научной работы на тему «Элементы энтропийного анализа методов экономичности двигателей внутреннего сгорания»

УДК 621.436.2.018

Е.М. Янкин

Элементы энтропийного анализа методов экономичности двигателей внутреннего сгорания

В поршневых двигателях эффективность преобразования химической энергии в работу газов оценивают индикаторным КПД ^-. Существует комплекс факторов, причастных к преобразованию энергии в рабочем цикле (термодинамических условий подвода теплоты в цикл). Для индивидуальной оценки влияния каждого из них предназначены методы анализа индикаторной экономичности.

Зарождение методологии связано с разработкой Н.Р. Брилингом [1] в 30-х гг. метода относительного коэффициента для количественной оценки влияния на значение таких факторов как теплоотдача в стенки, несвоевременность и неполнота сгорания. Уже тогда широкое применение получил анализ посредством тепловых диаграмм (ТБ-диаграмм).

Любые построения в тепловой диаграмме следует рассматривать не только в отношении количественной оценки протекания рабочего процесса, но одновременно качественной оценки отдельных потерь и всего рабочего процесса в целом.

Важность применения тепловой диаграммы при анализе экономичности двигателей заключается в том, что энтропия выступает в качестве меры необратимого рассеяния энергии. Все необратимые процессы (к каковым относится и преобразование химической энергии топлива в работу газов) сопровождаются обесцениванием энергии, которая из более полезной формы переходит в менее полезную, сохраняясь количественно; энтропия увеличивается.

В результате совершенствования методологии (применение метода элементарных циклов и установление аналитической связи значения с характеристикой ввода теплоты[2], принятие в качестве эталона идеального «воздушного» цикла Отто с постоянным показателем адиабаты к = 1.41 и подводом теплоты в верхней мертвой точке [3]) аналитическое выражение метода анализа приняло следующий вид:

^.= 1 ^ ^нс хнп

где (§№ - интегральные потери, определяемые наличием теплообмена; (5НС - интегральные потери, определяемые несвоевременностью ввода теплоты (отсутствует мгновенный подвод в верхней мертвой точке); (5т - интегральные потери, определяемые отводом теп-

лоты в эталонном цикле с к=1.41, а также изменением состава и температуры рабочего тела; хнп - величина неполноты сгорания.

Расчетные исследования проводились на основе индикаторной диаграммы дизельного двигателя типоразмера 13/14 с параметрами: степень сжатия - е = 15.5; коэффициент избытка воздуха а = 1.67, число оборотов п = 1800 об/мин, эффективная мощность N = 147.2 кВт. Индикаторная диаграмма синтезировалась на основе алгоритма расчета рабочего цикла дизельного двигателя (математической модели) и переносилась в ТБ-диаграмму. Характеристика тепловыделения задавалась моделью И.И. Вибе с осредненными для дизелей параметрами: продолжительность сгорания ф = 80 градусов поворота коленчатого вала и показатель характера сгорания т = 0.2.

Рассмотрим индивидуальный вклад каждого из факторов на процесс формирования тепловой диаграммы, количественное и качественное преобразование энергии.

на рисунке 1 представлена действительная тепловая диаграмма. на всех остальных рисунках эта диаграмма изображена тонкой линией в целях сравнения влияния различных факторов на формирование цикла. Данная диаграмма дает наглядное представление как об изменении температуры рабочего тела, так и его энтропии. Для точки начала рабочего цикла (точка «а» - окончание закрытия впускных

т, к

15001-------------------------------------------

зооо--------------------------------------------

2500-------------------------------------------

2000

1500

1000

500

-200 0 200 400 600 800 1000 1200 1400

Э.ДжЖ

Рис. 1. Действительная тепловая диаграмма (ТБ-диаграмма)

клапанов) принято равенство нулю значения энтропии вследствие свойства аддитивности, а также упрощения определения изменения энтропии в цикле. Точка с соответствует началу подвода теплоты, точка г - максимальному значению температуры, точка Ь - началу открытия выпускных клапанов. площадь а-с-г-Ь-а соответствует теплоте, затраченной на совершение индикаторной работы в рабочем цикле с учетом всех термодинамических потерь. Незначительное уменьшение энтропии на участке а-с вызвано уменьшением объема рабочего тела, несмотря на рост температуры из-за теплопритока от стенок цилиндра (температура рабочего тела в начале цикла ниже температуры стенок цилиндра). Участок диаграммы с-г характеризуется плавным повышением температуры и ростом энтропии, обусловленными постепенным вводом теплоты. после достижения максимальной температуры в точке г происходит дальнейшее незначительное увеличение энтропии, что вызывается догоранием незначительной части топлива. Достигнув максимального значения в точке б, энтропия снижается до уровня, соответствующего точке Ь на линии цикла. Это обусловливается уменьшением температуры в связи с наличием теплообмена и прекращением сгорания топлива к этому моменту.

Максимальное достигаемое значение энтропии составило 1000 Дж/К, значение энтропии в точке Ь равно 940 Дж/К, ^ 1 = 49,0%.

Обозначения точек на других рисунках то же, но с соответствующими индексами.

при рассмотрении диаграммы без учетов процесса теплообмена (рис. 2) индикаторная работа представляется площадью а№-с№-г№-Ь№-ада. Отсутствие теплообмена приводит к выравниванию участков ада-с№ и гда-Ь№, росту максималь-

ной температуры и энтропии. Точки Ь№ и совпадают. Максимально достигаемое значение энтропии составило 1060 Дж/К, = 53,0%.

на рисунке 3 представлена тепловая диаграмма с мгновенным подводом теплоты в ВМТ. Индикаторная работа представляется площадью анс-снс-гнс-Ьнс-анс. Мгновенный подвод теплоты приводит к резкому росту температуры и энтропии, которая при таких условиях достигает максимального значения 1220 Дж/К при = 51,5%. Точки г и б совпадают.

Рис. 3. ТБ-диаграмма с мгновенным подводом теплоты

на рисунке 4 изображена диаграмма с постоянным в течение всего цикла показателем адиабаты к = 1.41. Особенности этой диаграммы следующие: достигается более высокая максимальная температура в точке гк; максимальное значение энтропии 820 Дж/К значительно ниже значений, приведенных на предыдущих диаграммах (рис. 2-3). Значение энтропии в точке Ьк равно 770 Дж/К, ^ = 60,5%.

Эталонная «воздушная» диаграмма с мгновенным подводом теплоты в ВМТ без тепло-т.к

Э.Дж/К

Рис. 2. ТБ-диаграмма без учета процесса теплообмена

Рис. 4. ТБ-диаграмма с постоянным показателем адиабаты к = 1.41

ФИЗИКА

т. к

з.дак

Рис. 5. TS-диаграмма «воздушного» цикла Отто

обмена с постоянным показателем адиабаты приводится на рисунке 5. Как видно из рисунка, все линии цикла представляют собой ломаную, состоящую из прямых, характеризующих отдельные идеальные процессы: адиабатическое сжатие a-c., мгновенный подвод теплоты с-z., адиабатическое расширение z. -b. , мгновенный отвод теплоты теплоприем-нику b-a . . Здесь максимум энтропии равен 870 Дж/К. КПД такого цикла может быть также рассчитан с помощью среднеинтегральных температур подвода и отвода теплоты и сведением к КПД цикла Карно. Здесь индикаторный КПД равен термическому h = 67,5%

Качественные и количественные показатели циклов, полученные посредством TS-диаграмм, приведены в таблице. В ней указаны максимальные значения энтропии SMAX, значе-

Цикл S MAX, Дж/К Sb, Дж/К %

Действительный 1000 940 49,0

Без теплообмена 1060 1060 53,0

Без несвоевременности подвода 1220 1080 51.5

С постоянным показателем адиабаты 820 770 60,5

Эталонный «воздушный» Отто 870 870 67,5

ния энтропии Бь в точках Ь и величина индикаторного КПД ^ ¡.

Из анализа таблицы и рисунков 2-5 можно сделать следующие выводы:

1. Предлагаемое энтропийное приложение к методу анализа экономичности поршневых ДВС позволяет наглядно оценить влияние термодинамических условий в цикле не только на количественный, но и качественный показатель преобразования энергии.

2. Важное значение при качественном анализе действительного цикла в рассматриваемом методе играет показатель адиабаты. В циклах без учета влияния теплообмена и несвоевременности подвода теплоты индикаторный КПД рос с увеличением энтропии. В цикле с постоянным показателем адиабаты происходит одновременное улучшение количественных и качественных показателей (повышение КПД и меньшая величина роста энтропии). Видимо, в приближении действительного показателя адиабаты к «воздушному» заключается один из эффективных способов преобразования энергии в цикле ДВС.

Литература

1. Брилинг Н.Р., Вихерт М.М., Гутерман И.И. Быстроходные дизели. М., 1951.

2. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя. М., 1960.

3. Дудкин В.И. Метод анализа использования теплоты в рабочем цикле поршневого ДВС // Молодые ученые и специалисты Алтая - народному хозяйству. Барнаул, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.