Научная статья на тему 'Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования'

Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СИНЕРГИЙНАЯ НЕЛИНЕЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА / REFLEXIVE COUNSELING / NONLINEAR SYNERGETIC DIALECTIC REFLEXION / MOTIVATION / STRONG-WILLED REGULATION / BASIC UNIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизикова Татьяна Эдуардовна

В статье раскрываются элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования. Рефлексивное психологическое консультирование раскрывается как способ работы с психологическими проблемами. Элементарная структурная единица этого способа «синергийная нелинейная диалектика» в которой заключен процесс развития рефлексивной деятельности, рефлексивного изменения мышления и сознания в рамках трех методологий частной, общей и всеобщей. На основе модели рефлексии описываются три элементарные единицы рефлексии: «разрыв ресурс», «разотождествление отождествление» и «систематизация синтез». Элементарной психологической, побудительной единицей процесса консультирования является сложная структура «рефлексия мотив воля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes basic units of reflexive psychlogical couseling

Reflexive psychological counseling is regarded as a way of dealing with psychological problems. The elementary structural unit of this method is “nonlinear synergetic dialectic” which consists of the reflexive activity development process, the reflexive change of thinking and consciousness in regards of three methodologies private, common and universal. Three basic units of reflection are described based on the model of reflection: “break resource”, “disidentification identification” and “systematisation synthesis”. Elementary psychological stimulating unit of the consultation process is a complex structure of “reflection motive will”.

Текст научной работы на тему «Элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования»

УДК 159.983

Сизикова Татьяна Эдуардовна

кандидат психологических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

tat@ccru.ru

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В статье раскрываются элементарные единицы рефлексивного психологического консультирования. Рефлексивное психологическое консультирование раскрывается как способ работы с психологическими проблемами. Элементарная структурная единица этого способа - «синергийная нелинейная диалектика» в которой заключен процесс развития рефлексивной деятельности, рефлексивного изменения мышления и сознания в рамках трех методологий - частной, общей и всеобщей. На основе модели рефлексии описываются три элементарные единицы рефлексии: «разрыв - ресурс», «разотождествление - отождествление» и «систематизация - синтез». Элементарной психологической, побудительной единицей процесса консультирования является сложная структура «рефлексия -мотив - воля».

Ключевые слова: рефлексивное психологическое консультирование, синергийная нелинейная диалектика, рефлексия, мотивация, волевая регуляция, элементарная единица.

Рефлексивное психологическое консультирование имеет большие перспективы применения в педагогической, психологической и психолого-социальной деятельности. В настоящее время этот способ проведения консультации по психологическим проблемам соответствует критериям эффективности, оптимальности, адекватности запросам о психологической помощи, запросам современности, может быть транслирован для обучения, развивает психолога и клиента, не требует дополнительных материальных затрат и относится к разделу развивающих ресурсных технологий для многомерных систем и объектов [3]. Наиболее близким, но не в психологиче-скомконсультировании и психотерапии, является подход СМД-методологии. Данное направление имеет отношение к деятельности и ОДИ - игро-практике. Мы трансформировали основные положения организации рефлексии в данном направлении в психологическое консультирование. Любой перенос и трансформация неизбежно порождают новое в новой предметной области. Благодаря этому мы разработали новый способ работы с рефлексией и, соответственно, новые методы и приемы психологического консультирования для разрешения определенных типов проблем.

Рефлексивное психологическое консультирование - это способ работы с рефлексией (Я). Методологической базой является мета - онтология: единство сознания, личности, деятельности, мышления и построенная на ее основе мета-модель рефлексии.

Мета-модель объединяет в единую структуру четыре модели рефлексии: онтологическую, гносеологическую, статическую, динамическую модели.

Онтологическая модель рефлексии представлена в виде средств, видов и форм рефлексии. Гносеологическая модель рефлексии описывает бытие рефлексии в деятельности, мышлении, сознании в качестве механизма и процесса. Эти две модели описывают рефлексию в ее связях с предметными областями. Статическая модель рефлексии пред-

ставляет собой три грани: сознательное - неосознаваемое, согласование, синхронизация. Динамическая модель рефлексии описывает ее механизмы, которые мы сгруппировали в три группы: одна группа (одна грань в модели) - механизмы самоотношения, социально-личностные, коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые, экзистенциальные; вторая группа - установочные механизмы, и третья - механизмы переживания времени. Эти две модели описывают рефлексию в «чистом» виде, независимо от предметных областей.

В двенадцати гранях куба фиксируется рефлексивная ситуация в каждый определенный момент. Соответствие друг другу «точек» пересечения указанных плоскостей дают полное представление об актуальной рефлексивной ситуации, подлежащей рассмотрению. Следствием внедрения данной модели в практическую деятельность является возможность разрабатывать методы диагностики рефлексии, а также разрабатывать новые методы работы с рефлексией в рамках рефлексивного психологического консультирования и любого другого вида рефлексопрактики.

За основу способа взяты три методологические рамки: (1) рамка частной методологии, (2) рамка общей методологии, (3) рамка всеобщей методологии. Процессуальной единицей рефлексивного консультирования на 1 уровне является: переход от рамки общей методологии к частной методологии и от нее к всеобщей, затем к частной, но с новым содержанием, последующее сравнение содержания начального и конечного содержания в рамках общей методологии. На втором уровне включаются дополнительные возможности. Процессы осуществляются параллельно: от нового содержания рефлексии в рамках общей методологии осуществляется переход одновременно в рамку частной и в рамку всеобщей методологии и продолжается процесс развития содержания в рамках общей методологии, на следующем шаге развития процесса наработанный материал рефлексии

© Сизикова Т.Э., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

81

психология

Рис. 1. Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии

в трех рамках методологии сводится путем синтеза к одной частной методологии. На третьем уровне процесса консультирования, выработанное путем синтеза, содержание рамки частной методологии переходит в рамку всеобщей методологии и затем в рамку общей методологии. При последующих действиях распадается на параллельно идущие процессы в рамке каждой их трех видов методологий и синтезируется материал двух всеобщей и частной методологий, который оказывает сильное влияние на перестройку содержания в рамках частной методологии, переходит в нее. Эти три уровня и алгоритм движения процесса в них является онтологической единицей процесса рефлексивного консультирования, иными словами, работы с рефлексией для ее качественного изменения, т.е. осуществления развития.

Данный способ заключает в себе движение от частного к общему и от общего к частному - это диалектические процедуры, а также охватывает разные, изначально не связанные между собой объекты разных предметных областей - это синергия [5]. Движение мысли чаще всего не линейно. Онтологическую единицу данного способа мы определили, как «синергийная нелинейная диалектика» и выразили схематично алгоритм. На схеме алгоритма цифрами обозначает уровень. RЗ - запрос клиента и его интерпретация событий, в которых есть противоречия, за разрешением которых человек пришел к психологу-консультанту. R - рефлексия, штрих «'» - наращивание дополнительных условий, возможностей, ресурсов, любого дополнительного материала в содержании рефлексии. В скобках через запятую обозначается параллельность идущих процессов, а через дефис - сравнительный анализ. Переход от одного уровня к другому (им) и обозначается стрелкой он осуществляется средствами диалектической логики и синтеза.

Онтологическая единица способа рефлексивного психологического консультирования - «синергийная нелинейная диалектика»:

первый уровень: ЖЗ ^ 2R^■ 1R ^ 3R ^ Ж' ^ 2R' (Ж -Ж') ^

второй уровень: (1Ж, 2R", 3R') ^ Ж" ^ третий уровень: 3R"^ 2R''' ^ (Ж'"', 2R"'', 3R'") ^ R ДО"", 3R'") ^ Ж'"" ^ т (Ж -Ж''"")... и далее новые витки спирали трех уровней по необходимости. Но в рамках консультирования для разрешения психологической проблемы, развития рефлексии клиента, запуска механизма саморазвития клиента, движения в рамках одного цикла (витка спирали) по трем рамкам методологий в большинстве случаев является достаточным. Все последующие циклы, клиент, обучившись рефлексии как деятельности и образу жизни, осуществляет за пределами консультации самостоятельно.

Внесем пояснения в разработанное нами понятие единицы способа. В.Н. Дробышев [2], анализируя философское наследие Платона, Делеза, считает, что «синергийная диалектика» представляет собой последовательно проведенный апофатизм. Мы ввели в понятие термин «нелинейная», следовательно, разомкнули поэтапный цикл прямой «это есть это» и обратной связи с положительным «не это» и отрицательным отрицанием: «не то и не это». Заложив в эту единицу познание не только логическим, рациональным способом, но и управление для интуиции, «инсайта», иррациональности и алогичности. Это определенным способом осуществляемая рефлексия, которую мы можем по источникам, дошедших до наших дней, реконструировать у мудрецов, Христа, Будды и др.

Данную онтологическую единицу рефлексивного психологического консультирования мы представляем в схеме (рис. 2).

На рисунке 2 в свободных кругах можно поместить любые объекты, феномены, предметы

Вестник КГУ Л 2017

82

- закрытая система

---открытая система

О

кластер

Рис. 2. Онтологическая единица способа рефлексивного психологического консультирования -

«нелинейная синергийная диалектика»

исследования, подлежащие рефлексии, рассмотреть между ними линейные и нелинейные связи. В больших кругах мы условно обозначаем закономерности и причинно-следственные связи, в формах, обозначенных пунктиром мы помещаем синтез. Обозначенные свободные места и связи являются творческой составляющей рефлексии -ресурс. Таким образом, данный способ является точкой сингулярности, в которой все изначально было, точкой «всего во всем». Это и единица способа, и конечный результат консультирования -расширение сознания, понимания клиента до точки сингулярности.

Единицами рефлексия (Д) является: онтологическая единица рефлексии как процесса - «2R» («разрыв - ресурс»), гносеологическая единица на первом уровне - <^0» («разотождествление - отождествление») на втором уровне «2S» («систематизация - синтез»), на третьем уровне - «2SRO», две единицы предыдущих уровней образовывают одну единицу на этом уровне.

На всех трех уровнях в рамках трех методологий предметом являются рефлексия психологической проблемы и рефлексия рефлексии психологической проблемы. Каждый из уровней - это новое качественное содержание рефлексии, создаваемое работой ее элементарных единиц.

«Синергийное нелинейное диалектическое» движение мысли и понимания в рефлексии, которая является отражением окружающей действительности с поправкой, благодаря фокусу отражения, состоящим из ценностей, убеждений,

привычных способов мышления, установок, заданное способом - рефлексивное психологическое консультирование, соотносится с постулатами современного программного технического обеспечения жизнедеятельности Web 3 и разрабатываемого Web 4, определяющими наш современный образ жизни. В интернет - ресурсе Web 4 каждый пользователь сможет создавать контент для себя и своего интернет-окружения и всего социума, он сможет оперировать контентом, включая его в разные системы и кооперируя с другими контентами [1; 6]. Это широкая личность с широкими связями. Объем личности, равно как и ее энергии расширяется, условно говоря, «на весь мир».

Сознание расширяется в Web 4 в ширину, а рефлексия призвана расширить его в глубину. Это новая социально-личностная культура с новым мышлением, для которой нужна определенным образом развитая рефлексия [1]. Рефлексия, осуществляемая алгоритмом «синергийная нелинейная диалектика», способствует развитию нового мышления, нового сознания, новой личности и определяет новую суть кооперативной деятельности. Предполагается, что Web 4 даст творческое самовыражение пользователям, кластеры кооперативного общения и деятельности, выполняющие высокоскоростную развивающую функцию как для людей, так и для системы, оперативные действия в online, кристали-зацию интересов и быстрое оперирование информацией на международном уровне. В целом, Web 4, разработанный на базе Web 3, позволит в ближайшее время ускоренно осуществлять саморазвитие

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

83

человека и системы в режиме online и осознавание происходящего, т.е. рефлексия, должно поспевать за этим процессом и в тоже время, тем как осуществляется осознавание, влиять на дальнейшее развитие мышления и деятельности, а также на технический прогресс.

Если раньше саморазвитие осуществлялось за счет рефлексии, то теперь появляется дополнительный механизм, который ранее рассматривался как ресурс: интернет-ресурс. Эти два механизма -кооперативная международная творческая сеть, полностью отвечающая интересам и развитию клиента, синтезирующая результаты его процессов интериоризации и экстериоризации, как механизм внешний, и рефлексия, как механизм внутренний, должны работать в паре, но один, принадлежащий человеку - «рефлексия» - как направленное и управляемое изменение, как способность выбирать и осуществлять изменения, должен быть более развит, чтобы осуществлять контролирующую функцию действия интернет-ресурса на развитие личности, мышления, сознания и деятельности.

Рефлексивное психологическое консультирование один из современных способов в рамках оказания психологической помощи для развития человека, соответствующего новым требованиям, могущего решать свои психологические проблемы, возникающие на неразвитой, регрессивной рефлексии, с помощью не только непосредственного взаимодействия с психологом на консультации «глаза в глаза», а дополнительно, с помощью современных технических информационных средств и тех, технологических средств, что заложены в элементарных единицах способа консультирования «синергийная нелинейная диалектика»: алгоритмизация процесса, выполнение технических заданий, конструирование свободных текстов, с использованием возможностей интернет-ресурсов и телефонии. В ходе интернет-переписки психолог-консультант, опираясь на элементарные единицы, может формировать задания для клиента, например, описать противоречия и найти ресурс, отождествить свой способ действия с образцом, имеющимся в культуре, а для этого клиент вынужден выйти в рамку общей или всеобщей методологии, за рамку своей проблемы и ее интерпретации, систематизировать наработанный им материал о самом себе и, в итоге, синтезировать в свою целостность. Интернет возможности ускоряют процесс нахождения необходимой информации для работы с категориями, законами и закономерностями, духовным культурным наследием (притчами, сказками, мифами), когда в ходе консультационной работы клиенту необходимо найти нужный материал для исследования себя и изменения себя в рамках всеобщей методологии. Работа с понятиями, историями, рассказанными мудрецами и духовными учителями, примеры из опыта жизни других

людей и современным аналогом - кейсами, легко осуществляется на базе интернет ресурса. Личная проблема клиента приобретает статус «всеобщей», но не способом, каким в древние время действовали мудрые учителя, отправляя жалующегося на свою судьбу, в путь для узнавания, как живут другие, что они несут за собой, а что сбрасывают, о чем помнят и о чем жалеют. Такой способ был долгим, эффективным, позволял постепенно изменяться сознанию и, следовательно, образу жизни человека. В современных условиях такого времени на решение волнующих вопросов нет. Технический прогресс всемирной сети ускорил все процессы перерабатывания информации, поэтому и проблемы, в соответствии с этой скоростью, приходится решать быстро. Критерии скорости, синергийности, многовекторности, кооперативности, творчества, трасцендентности и энтропии становятся актуальными для психологического консультирования.

Область психологических проблем уже сейчас, благодаря контенту Web 3 смещается из непосредственного личного общения в область реального, неверно было бы сказать виртуального, интернет общения. Технический прогресс современности не может не вносить новое в образ жизни людей, следовательно, и в научно обоснованные способы работы с людьми. Направленность и развитие рефлексии в трех рамках на трех уровнях в единице способа задается с помощью новых, разработанных нами методов. Эти методы призваны работать с многомерной, как человеческое сознание системой. В этом заключается реализация принципа природосообразности при разработке и внедрении методов работы с людьми. Наш мир, соответственно, сознание являются многомерной системой, так как имеет более 3 измерений: пространство (три измерения - высота, ширина, длина), время (три измерения - прошлое, настоящее, будущее), движение (развитие) - априори имеет несколько измерений и скорость. В такой и с такой системой может работать только вероятностное мышление, мышление, которое способно охватить «все во всем», галографическое с одной стороны, и с другой «рамочное», способное вычленять явные и неявные, прямые и обратные связи и отношения между объектами [1].

Основной метод работы с рефлексией - метод прогрессивной рефлексии, работающий с рефлексией психологической проблемы клиента, отсекающий регрессивную рефлексию клиента и актуализирующий методологическую, философскую, методическую и экзистенциальную виды рефлексии, и соответствующую рефлексию над рефлексией. Частные методы, направленные на расширение ресурсных возможностей, в которых клиент должен осуществить свой выбор и принять на себя ответственность: метод работы с фокусом рефлексии, метод багуа и матрица синтеза, метод работы

с внутренними противоречиями - «древо противоречий», метод конструирования и преобразования проблемного поля, метод философской рефлексии, метод углубленного осознавания действия законов мироздания в жизни, работа с понятиями и категориями, рефлексивная психологическая игро-практика, призваны работать на всех трех уровнях в рамках трех методологий и являются вспомогательными.

С помощью рефлексивного психологического консультирования осуществляется работа с определенным типом психологических проблем человека [2]. В работе необходимо запустить действие основной психологической единицы процесса консультирования, представляющую собой сложную конструкцию «рефлексия - мотив - воля». Эта конструкция является механизмом, побуждающим человека к действию. Для активизации рефлексии необходимо наличие противоречия во внутренних и внешних условиях ситуации, невозможность раз-решенности этих противоречий, что выбрасывает человека в ситуацию смены позиций, рассмотрение условий ситуации из условий «над ситуацией». В мыследеятельностном подходе названо «рефлексивным выходом». Силу и активность тех или иных мотивов определяют внешние и внутренние условия. В психологическом консультировании мы ориентируемся на две группы мотивов. Первая группа мотивов, связанных с достижением, преодолением затруднений, преобразующей направленностью в отношении к миру, конструктивным подходом к организации взаимодействия, социально направленным целеполаганием. Вторая группа мотивов связана с самоподтверждением, самоутверждением и самозащитой состояния привычки, стереотипа, шаблона в действии, мысли, личных качествах клиента. Активность первой группы мотивов в рефлексии определяют следующие условия - клиент не может разрешить противоречие без

Побудительная сила Деятельность

Воля Действие Изменения в материальном

К мире

С у Изменения

Мотив Рефлексия в идеальном ллане

Рис. 3. Структурная единица «рефлексия - мотив - воля»

выделения нового смысла, нового образа ситуации противоречия. Для поддержки второй группы мотивов в консультировании создаются провокационные условия. До тех пор, пока вторая группа не выявлена в ходе консультации, невозможно в полной мере оптимальными средствами активизировать первую группу мотивов. Благодаря волевому действию происходит смена ведущей группы мотивов. Волевое действие детерминировано смыслом, мотивами первой и второй групп. Его сила определяется опытом субъекта, силой мотивации, объективными условиями ситуации.

В ходе консультационной психологической деятельности цикл перехода от рефлексии к мотиву, и от мотива к воле имеет прямые и обратные связи между этими компонентами, он является замкнутым, как показано на рисунке 3, но имеет дополнительные связи с действием.

Данный побудительный механизм, который мы развернули как психологическую структурную единицу рефлексивного психологического консультирования, является побудительной силой действия, следовательно, преобразования происходят во внешнем квадрате, как показано на рисунке, в деятельности, в побудительных ее силах, результаты которой можно регистрировать и наблюдать в материальном и идеальном планах, как расширение сознания, изменение мышления, личностный рост. Действие включает в себя параметр цели, в рефлексии осознается и вырабатывается цель. В связи с этим, мы не уделили ей внимания и не внесли в структурную единицу. Цель есть в желании, мотивации изменения того что не устраивает клиента на то, что устраивает. В рефлексивном консультировании цель не является необходимым содержательным и формообразующим компонентом, она есть, но в тоже время в силу не жесткости ее конструкции она как бы «растворяется», это характерно для того мышления и сознания, которое развивается в рамках «синергийной нелинейной диалектики». Это процессуальность, а не результативность в конечном продукте взаимодействия психолога и клиента. Но цель есть у всего процесса консультирования, она же есть его интенция -повлиять на формирование нового образа жизни, нового мышления, сознания, и, как следствие, личности.

В случае, когда клиент входит в процессе жизнедеятельности или консультирования в состояние регрессивной рефлексии, для осуществления действия выхода из нее необходимо появление новых возможностей для дополнительных мотивов, появляющихся за счет расширения или смены смысла, активизирующего волевую активность. Для усиления волевой активности нужны новые мотивы и новые смыслы, рождаемые в рефлексии. Для появления рефлексии недостаточно наличия противоречивых условий, необходимы мотивы преодоле-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

85

ния противоречий и волевое состояние готовности занять рефлексивную позицию. Структура «рефлексия - мотив - воля» является замкнутой системой, но саморазвивающейся за счет наличия в ней рефлексии, способной вырабатывать в самой себе новые содержания и далее, по цепочке, влиять на новые мотивы и волевые действия. Эта психологическая единица в рефлексивном консультировании является саморазвивающейся замкнутой системой, в масштабном представлении - побудительным механизмом в открытой системе разных предметно-стей. Этой структурой определяется какие методы применяет психолог в ходе консультации. Каждый применяемый метод должен запустить в действие данную структуру, начиная от простого элементарного действия - текст клиента, до деятельности, осуществляемой необходимое личностное, поведенческое и другие виды изменений.

Если образно представить рефлексивное психологическое консультирование, то оно имеет форму кристалла, гранями которого являются единицы рефлексии: отождествление - разотождествление, разрыв - ресурс; основанием: «синергийная нелинейная диалектика» - онтологическая единица; рост, развитие задается единицей «рефлексия - мотив - воля».

В соответствии с параметрами: запрос клиента, время, интенсивность, готовность, скорость, протяженность осуществляется выбор форм проведения консультации - полная, не полная и экспресс-консультация. Полная форма включает в себя все три уровня действий в рамках трех методологий. Не полная форма имеет несколько вариантов: консультация строится на первом уровне действий или его сокращенном варианте: ЖЗ ^ 2R^■ Ж ^ 2R' (Ж -Ж'). Особенностью экспресс-консультации является быстрое помещение клиента в необходимость рефлексивного действия в рефлексивной ситуации, организованной психологом.

Принципиально новым является выделение единиц процесса рефлексивного психологического консультирования, что позволяет разрабатывать методы обучения данному виду консультирования.

Библиографический список

1. Волошина Т.В., Сизикова Т.Э., Стунжа Н.А. Контентное мышление - новая компетенция современного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 7-14.

2. Дробышев В.Н. Самость и различие // Философские науки. - М.: Гуманитарий, 2008. - № 2. -С. 47-67.

3. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В. Рефлексивное психологическое консультирование как новое направление оказания психологической помощи // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 183-188.

4. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В. Типология проблем для рефлексивного психологического консультирования. - Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 74-79.

5. Сизикова Т.Э. Рефлексивное психологическое консультирование. Часть 1: Психологическая сущность рефлексии. - Новосибирск: ФГБОУ ВО НГПУ, 2016. - 203 с.

6. Сизикова Т.Э., Стунжа Н.А. Методы рефлексивного психологического консультирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 79-82.

7. Щетинин В.И., Яковлева РА. Философия синергетики о методе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 7. - С. 34-39.

8. S Aghaei, MA Nematbakhsh, HK Farsani Evolution of the world wide web: From WEB 1.0 TO WEB 4.0. International Journal of Web & Semantic Technology3.1 (Jan 2012): 1-10. http://airccse.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.