Научная статья на тему 'Электросбережение при разделении воздуха'

Электросбережение при разделении воздуха Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
347
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ / КОМПРЕССОР / ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА / COMPRESSED AIR / COMPRESSOR / INTERMEDIATE COOLING / AIR SEPARATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Демин Ю. К., Слепова И. О., Картавцев С. В.

Произведен анализ сокращения затрат электроэнергии на привод компрессора при промежуточном охлаждении сжатого воздуха жидким азотом или кислородом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Демин Ю. К., Слепова И. О., Картавцев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRO SAVINGS FOR AIR SEPARATION

The analysis reducing electricity costs to drive the compressor with intermediate cooling of compressed air with liquid nitrogen or oxygen.

Текст научной работы на тему «Электросбережение при разделении воздуха»

Энергоресурсосбережение

в электротехнических системах и комплексах

УДК 621.8.033.004.18

электросбережение при разделении воздуха

Ю.К. Демин, И.О. Слепоеа, С.В. Картавцев

ФГБОУВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск dyomin.ura@yandex. ru

Аннотация

Произведен анализ сокращения затрат электроэнергии на привод компрессора при промежуточном охлаждении сжатого воздуха жидким азотом или кислородом.

Ключевые слова: сжатый воздух, компрессор, промежуточное охлаждение, разделение воздуха.

electro savings for air separation

Ju.K. Dyomin, I.O. Slepova, S.V. Kartavcev

Nosov Magnitogorsk State Technical University Russia, Magnitogorsk dyomin.ura@yandex. ru

Abstract

The analysis reducing electricity costs to drive the compressor with intermediate cooling of compressed air with liquid nitrogen or oxygen.

Key words: compressed air, the compressor, intermediate cooling, air separation.

Актуальность работы

Спрос на продукты разделения воздуха в России постоянно увеличивается, особенно на азот и аргон. Стабильно высоким остается производство кислорода, основным потребителем которого является черная металлургия. Все крупные современные воздухоразделитель-ные установки (ВРУ), как правило, комплексные; в них одновременно получаются несколько различных продуктов, как в газообразном, так и

в жидком или сжатом виде. Многие установки позволяют переход на различные режимы, с тем, чтобы получить необходимые в данный момент продукты (жидкий азот или жидкий кислород).

Для снабжения современных крупных ВРУ сжатым воздухом в России применяют мощные турбокомпрессоры. Характерно, что затраты энергии на сжатие воздуха составляют, в зависимости от типа установок, от 70 до 90% всех энергозатрат установки [1].

Основные проблемы и решения

Для экономии энергии на привод компрессора применяют ступенчатое сжатие, с охлаждением сжатого воздуха между ступенями в специальных теплообменниках. Недоохлаждение воздуха в промежуточных охладителях турбокомпрессоров на каждые 10°С приводит к снижению производительности на 1-5%, что ведет к перерасходу электроэнергии на привод компрессора. В реальных условиях для охлаждения сжатого воздуха в качестве теплоносителя используется вода, при этом недоохлаждение в промежуточных воздухоохладителях достигает 40-50°С [2]. Таких значений оно достигает из-за несовершенства поверхностного охлаждения в воздухоохладителях и невозможности впрыска охлаждающей воды в поток сжатого воздуха. Так как это приведет к увлажнению, а следовательно дополнительным затратам на последующую осушку перед ВРУ.

Для решения этой проблемы предлагается впрыск жидкого азота или кислорода на входе в ступень сжатия. Благодаря этому сжатый воздух будет доохлажден без потери качества.

В качестве примера была рассчитана ВРУ КААр-15-3, с массовым расходом потребляемого сжатого воздуха 4,18 кг/с, при давлении 0,54 МПа. Производительность установки по жидкому кислороду -0,278 кг/с (давление 0,2 МПа), по жидкому азоту - 0,278 кг/с (давление 0,45 МПа). Сжатие в компрессоре трехступенчатое, давление воздуха после первой ступени 0,175 МПа, после второй 0,31 МПа. Таким образом, кислород можно использовать на входе во вторую ступень, азот на входе в третью. Температура недоохлаждения была принята 10-20°С.

Используя свойства воздуха и продуктов его разделения было рассчитано необходимое количество жидкого азота и кислорода, выигрыш в энергии привода компрессора (за счет ликвидации недоохлаждения), а также дополнительные затраты на сжатие обогащенного воздуха (за счет добавленной массы кислорода и азота). Разница между выигрышем и дополнительными затратами для одной ступени компрессора представлена на рис. 1.

s

s -

а

-.j s

m № S

s

о S о

■А Л

2 1,5 1

0,5 0

10

15

20

"кислород •азот

Температура недоохлаждения, °С

Рис. 1. Экономия электроэнергии в зависимости от температуры

недоохлаждения

Из рис. 1 видно, что использование кислорода более выгодно, чем азота. Годовая экономия электроэнергии на привод одной ступени воз -душного турбокомпрессора для ВРУ КААр-15-3, при температуре недоохлаждения 20°С, может составить около 50 тыс. кВт-ч для азота и 65 тыс. кВт-ч для кислорода.

Выводы

Таким образом, учитывая масштабы производства продуктов разделения воздуха, применение впрыска жидкого кислорода или азота в ступень сжатия воздушного компрессора может дать значительный энергосберегающий эффект.

Список литературы

1. Калинин Н.В., Кабанова И.А., Галковский В.А., Костюченко В.М. Системы воздухоснабжения промышленных предприятий: Учеб. пособие. - Смоленск: Смоленский филиал МЭИ (ТУ), 2005 — 122 с.

2. Рыбин A.A. Сокращение потерь энергии при производстве сжатого воздуха // Промышленная энергетика. — 2004. — № 7. — С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.