Научная статья на тему 'Электроривод - просто как "раз, два, три". Часть 1. Электродвигатели постоянного тока коллекторные и вентильные'

Электроривод - просто как "раз, два, три". Часть 1. Электродвигатели постоянного тока коллекторные и вентильные Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
386
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Волошин Сергей

В предыдущей части статьи были рассмотрены драйверы мощных транзисторов. Следующим элементом привода является непосредственно управляющая система, определяющая алгоритм работы привода. Рассмотрим ее реализацию для управления коллекторным двигателем на примере привода ходового двигателя троллейбуса и для управления вентильным двигателем в системе мощного рулевого привода. В основе каждого такого привода лежат разработанные «Электрум АВ» модули монолитной конструкции: МУКД7 — для коллекторного двигателя, МОУД7 — для вентильного двигателя. Остановимся подробнее на каждом из этих модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электроривод - просто как "раз, два, три". Часть 1. Электродвигатели постоянного тока коллекторные и вентильные»

Компоненты и технологии, № 5'2004

Окончание. Начало см. в № 4'2004

Привод - просто как «раз, два, три»

Часть I. Двигатели постоянного тока -коллекторные и вентильные

В предыдущей части статьи были рассмотрены драйверы мощных транзисторов. Следующим элементом привода является непосредственно управляющая система, определяющая алгоритм работы привода. Рассмотрим ее реализацию для управления коллекторным двигателем на примере привода ходового двигателя троллейбуса и для управления вентильным двигателем в системе мощного рулевого привода.

В основе каждого такого привода лежат разработанные «Электрум АВ» модули монолитной конструкции: МУКД7 — для коллекторного двигателя, МОУД7 — для вентильного двигателя. Остановимся подробнее на каждом из этих модулей.

Сергей Волошин

[email protected]

Коллекторный двигатель •

В состав привода входят силовые ЮБТ-модули, • драйверы, необходимые изолированные источники питания, токоизмерительный трансформатор • и модуль управления МУКД7 (рис. 13).

Полупроводниковый модуль МУКД7 предназначен для управления и регулирования частоты вра- • щения коллекторного двигателя постоянного тока в составе узла управления коллекторным двигателем УКД1. Модуль представляет собой гибридную сборку герметичной конструкции в пластмассовом корпусе.

На верхней поверхности корпуса расположены вертикальные выводы для подключения монтажных проводов либо для пайки на печатную плату.

Структурная схема МУКД7 приведена на рис. 15. МУКД является высокоинтегрированной гибридной схемой, включающей цифро-аналоговую монолитную схему управления, встроенный источник питания, схему преобразования кода скорости и схему драйверов выходных сигналов. МУКД позволяет управлять коллекторным двигателем постоянного тока, обеспечивая:

• регулирование частоты вращения двигателя;

• торможение двигателя;

• ограничение уровня тока, потребляемого обмоткой якоря двигателя от внешнего источника;

• выдачу сигнала «ОШИБКА» в критических режимах.

МУКД содержит следующие функциональные блоки:

• регулятор напряжения для питания элементов и узлов прибора;

• источник опорного напряжения с высокой температурной стабильностью, позволяющий организовать сигнал управления частоты вращения для систем с обратной связью;

• схему контроля необходимых уровней питающих напряжений для обеспечения безотказной работы прибора;

ШИМ-контроллер, реализующий регулирование частоты вращения ротора двигателя; генератор пилообразного сигнала для организации ШИМ-регулирования частоты вращения; цифро-аналоговый преобразователь, осуществляющий преобразование 4-разрядного двоичнодесятичного кода в аналоговый сигнал; коммутационную логику, управляемую при помощи трех логических сигналов, воспринимающую сигналы функциональных блоков, выдаю-

Наименование Назначение

и„ит1 Напряжение питания модуля (15-27 В)

ОБЩ Общий минус

и„ит2 Напряжение питания модуля +5 В

Uo„opH Источник опорного напряжения для формирования тока заряда времязадающей емкости Сг и организации Уупр

D0, D1, D2, D3 Входы сигнала управления частотой вращения (двоично-десятичный код)

UV Выход сигнала управления частотой вращения (аналоговый)

иу„р Вход сигнала управления частотой вращения, неинверсный вход усилителя ШИМ

-иу„р Дифференциальный вход сигнала рассогласования, инверсный вход усилителя ШИМ

ШИМ Дифференциальный вход сигнала рассогласования, инверсный вход компаратора ШИМ

ОСЦ Подключение времязадающих элементов Сг, 1?г, определяющих частоту генератора ШИМ

ВП/НЗ Вход управления направлением вращения ротора двигателя

РАЗР Вход разрешения работы и останова двигателя

ТОРМ Вход сигнала динамического торможения двигателя

/ОШИБКА Выходной сигнал, построенный по схеме ОК, имеющий активный низкий уровень при ухудшении одного из контролируемых параметров: наличие низкого уровня (0) на входе РАЗР; превышение тока потребления двигателя выше контролируемого предела; понижение напряжения питания ниже контролируемого уровня

Тс+; Тс- Сенсорные входы схемы контроля тока

/1Верхн, /1Нижн, /2Верхн, /2Нижн Выходы сигналов управления силовых ключей, включенных по схеме Н-моста

-Q-

Є

Компоненты и технологии, № 5'2004

Узел управления коллекторным УКД1 Двигателем (Росц=25кГц ^нт=1 ООмс)

Схема электрическая принципиальная

ІТАХ (0-6В)

6

оо 12

01 13

02 14

03 15

ОБЩ 16

вп/нз і 10

РАЗР 9

ТОРМ 11

1 _1_

/ОШИБКА 22

ІІопор ОСЦ

-ІІупр

ШИМ ІІупр

ІІАупр 00 01 02 03 ОБЩ

ВП/НЗ РАЗР ТОРМ

/ОШ

ІІПИТІ ОБЩ 11пит2

/ПЕРЕГРУЗКА

БЛОКИРОВКА

Рис. 13. Структурная схема привода коллекторного двигателя

Є~

щую сигналы управления драйверами выходных сигналов и сигнал «/ОШИБКА» в критических режимах;

• драйверы сигналов управления силовых ключей;

• схему контроля и ограничения тока, потребляемого обмоткой двигателя.

Варианты состояний МУКД при управлении коллекторным двигателем постоянного тока для случая задания максимальной частоты вращения приведены в таблице 6.

МУКД позволяет плавно регулировать в широких пределах частоту вращения мощных коллекторных двигателей постоянного

тока в составе узла управления коллекторным двигателем УКД1, в том числе и в системах автоматического управления. Регулирование частоты вращения производится изменением действующего значения напряжения, прикладываемого к обмотке якоря. Вход «РАЗР» подключен к внутреннему источнику 25 мкА. При поступлении на этот вход сигнала низкого уровня (0) на выходах МУКД появляется сигнал на закрытие всех силовых ключей Н-моста и выдается сигнал «/ОШИБКА». Вход «ТОРМ» имеет приоритет перед другими входами управления. Поступление сигнала высокого уровня (1) обеспечи-

вает переход МУКД в режим динамического торможения. При этом «верхние» транзисторы Н-моста, подключенные к «+Иком», закрываются. «Нижние» транзисторы Н-моста открываются, подключая обмотку якоря к «-Иком» (общий минус). Таким образом, обмотка оказывается замкнутой, этим создается тормозящая электромагнитная сила. Генератор ШИМ настраивается с помощью внешних элементов Иг и Сг (схема подключения показана на рис. 16 я).

Конденсатор Сг заряжается от источника опорного напряжения Иопор через резистор Иг и разряжается через внутренний транзис-

Є

Компоненты и технологии, № 5'2004

60

5,75 12x2,54=30,48

10,83 16x2,54=40,64

Рис. 14. Габаритный чертеж МУКД7

Таблица 6. Варианты состояний МУКД при управлении коллекторным двигателем постоянного тока

Входы Выходы

00=01=02=0: ВП/НЗ РАЗР =1 ТОРМ тока /1Верхн /1Нижн /2Верхн /2Нижн /ОШИБКА ние

1 1 0 0 0 1 1 0 1 *1' *2

0 1 0 0 1 0 0 1 1 *1' *2

Х 1 1 Х 1 0 1 0 1 *3

Х 0 1 Х 1 0 1 0 0 *4

X 0 0 Х 1 1 1 1 0 *5

X 1 0 1 1 1 1 1 0 *6

Примечания

*1 Двоичные входы «ВП/НЗ», «РАЗР», «ТОРМ», «00», «01», «02», «03» имеют ТТЛ-совместимые уровни.

Х — любое состояние. Двоичные выходы «/1Верхн», «/1Нижн», «/2Верхн», «/2Нижн» выдают инверсные логические сигналы, низкий уровень (0) — сигнал включения силового ключа Н-моста.

*2 Состояния входов «00», «01», «02», «03» от 1010 до 1111 соответствуют максимальной частоте вращения.

*3 При высоком уровне (1) на входах «РАЗР» и «ТОРМ» выходы «/1Нижн» и «/2Нижн» выдают сигналы включения нижних транзисторов Н-моста, это приводит к замыканию выводов обмотки двигателя между собой через шину «-иком» (общий минус), этим создается тормозящая электромагнитная сила (динамический тормоз)

*4 Если на входе «РАЗР» — низкий уровень (0), а на входе «ТОРМ» — высокий уровень (1), выходы

«/1Нижрн», «/2Нижн» находятся в режиме динамического торможения; построенный по схеме с открытым коллектором выход «/ОШИБКА» имеет активный низкий уровень (0).

*5 Если на входах «РАЗР» и «ТОРМ» — низкий уровень (0), то выходы «/1Верхн», «/1Нижн», «/2Верхн», «/2Нижн» неактивны; на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

*6 При уровне тока, потребляемого двигателем от внешнего источника, выше заданного предела выходы «/1Верхн», «/1Нижн», «/2Верхн», «/2Нижн» неактивны; на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

тор. Для снижения уровня акустического шума и создания при этом режима непрерывного тока якоря (для сохранения наклона механических характеристик двигателя — обеспечения их жесткости при минимальной скорости) предпочтительно частоту генератора ШИМ установить в диапазоне 20-30 кГц.

Зависимость частоты генератора ШИМ от величины Иг и Сг показана на номограмме рис.166. Например, оптимальная частота генератора 25 кГц устанавливается с помощью Сг = 0,01 мкФ, Иг = 4,7 кОм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МУКД контролирует величину тока, потребляемого двигателем от источника питания. Измерение производится при помощи токоизмерительного резистора. Возможная схема подключения показана на рис. 17. Дополнительные элементы И1, И2, С1 составляют ФНЧ, предотвращающий попадание импульсных помех на вход компаратора схемы ограничения тока. Величина токоизмерительного резистора ИС определяется по формуле:

ЯС =

0,1

Ітах

где 1тах — требуемый ток ограничения.

Для регулирования частоты вращения двигателя в МУКД используется метод мно-

ТС+ 8 г

и 1

МУКД7 _ С1 ' 0,01 мкФ

тс-

7

0

1 кОм

К2

+15 В

+

КС+ М Измеритель

VI тока

1 |нс

1?с- ,-15 В

1 кОм

Рис. 17. Подключение измерителя тока к МУКД7

Є

Компоненты и технологии, № 5'2004

гократной ШИМ, изменяющей среднее значение напряжения, приложенного к коллекторной обмотке двигателя. При этом верхний транзистор (подключающий якорь к «+иком») остается в проводящем состоянии, регулирование проводится переключением нижнего транзистора (подключающего якорь к «-иком»). Временная диаграмма ШИМ-регулирования скорости двигателя показана на рис. 18. Как только конденсатор Сг генератора ШИМ разрядится, силовой транзистор открывается, подавая в обмотку ток. Когда уровень нарастающего пилообразного напряжения на конденсаторе Сг станет больше, чем уровень сигнала на выходе усилителя ШИМ (вход ШИМ), нижний транзистор закрывается, отключая обмотку от напряжения источника питания. Если уровень сигнала на выходе усилителя ШИМ (вход ШИМ) превысит пиковую величину пилообразного напряжения генератора ШИМ, ШИМ-регулирование прекращается, двигатель вращается с максимальной скоростью. При превышении предельного значения уровня тока, потребляемого обмоткой двигателя (на входах «Тс+» и «Тс-» сигнал и > 100 мВ), происходит полное отключение транзисторов, на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень. Зависимость длительности токового сигнала управления обмоткой двигателя от напряжения на входе ШИМ показана на рис. 19.

МУКД можно использовать в режимах открытой петли обратной связи (когда задача стабилизации и управления скоростью решается другими устройствами) и закрытой петли обратной связи (когда управление скоростью двигателя в различных функциях осуществляется с помощью модуля).

100

80

^ Б 60

40

Ь » 20

X *

о°

0 1.0 2.0 3.0 4.0 5.0

Напряжение на входе ШИМ (В)

Рис. 19. Зависимость длительности токового

сигнала управления обмоткой двигателя

от напряжения на входе ШИМ

Управление уровнем сигнала частоты вращения может осуществляться двумя способами:

• при помощи потенциального сигнала, подаваемого на вход «Иупр» (возможная схема подключения показана на рис. 20);

• при помощи 4-разрядного двоично-десятичного кода (ДДК).

Изменение значения входного кода от 0000 до 1001 приводит к ступенчатому изменению уровня скорости от 0% до 90% приблизительно по 10%. Значения входного кода от 1010 до 1111 соответствуют 100% уровня скорости. Схема подключения показана нарис. 21.

В случае использования МУКД в режиме открытой петли обратной связи усилитель ШИМ работает в режиме повторителя напряжения (рис. 22).

Вариант применения режима управления скоростью по двум дифференциальным входам показан на рис. 23.

МУКД можно использовать в режиме управления ускорением и замедлением двигателя. Возможная схема включения представлена на рис. 24. Резистор И1 и конденсатор С1 определяют постоянную времени ускорения, а И2 и С1 — замедления. Величины сопро-

^

5 иупр

6 ІІАупр \

оо 12 1

01 13

02 14 1

03 15

Рис. 21. Управление

частотой вращения при помощи

4-разрядного двоично-десятичного кода

ІІА

ив

1*1

-Ш-

1*2

1*3

-Ш-

1*4

,[*3 + 1^ И2 ,1^4 ,, ■* иШим = иАх(^т^)х--(-хив)

Рис. 23. Применение режима управления скоростью по двум дифференциальным входам

Рис. 24. Использование МУКД в режиме управления ускорением и замедлением двигателя

тивлений И1 и И2 должны быть на порядок меньше, чем величина сопротивления ИЗ.

Вариант использования МУКД в режиме закрытой петли обратной связи показан на рис. 25.

Сигнал тахометра (6,5 В тах)

±С1

У01

^—и-

п С2

ПК1 +

1*3

1*2

1 иопор иупр

1*4 Г *1 5

5

4 —ІІупр

СЗ II сл СО ШИМ

С1 = 0,01 мкФ С2 = 0,1 мкФ С3 = 0,22 мкФ

1*1 = 10 кОм 1*2 = 1 МОм *3 = 100 кОм *4 = 10 кОм *5 = 1 Мом

Рис. 25. Использование МУКД в режиме закрытой петли обратной связи

е

Компоненты и технологии, № 5'2004

Вентильный двигатель

В состав привода вентильного двигателя входят ЮБТ-модули, соответствующие драйверные модули и модуль управления МОУД7, предназначенный для управления, регулирования и стабилизации скорости вращения синхронного двигателя с постоянными магнитами и датчиками положения ротора (рис. 26).

МОУД7 представляет собой гибридную сборку герметичной конструкции в пластмассовом корпусе, подобную МУКД7. На верхней поверхности корпуса расположены вертикальные выводы для подключения монтажных проводов либо для пайки на печатную плату.

МОУД7 является высокоинтегрированной гибридной схемой, включающей монолитную цифро-аналоговую схему управления, схему электронного тахометра, встроенный стабилизатор питания, схему преобразования кода скорости и схему драйверов выходных сигналов. Модуль позволяет управлять трехфазным двигателем постоянного тока с датчиками положения ротора, обеспечивая

регулирование и стабилизацию скорости вращения двигателя, торможение двигателя, ограничение уровня тока потребляемого обмотками двигателя от внешнего источника и выдачу сигнала «/ОШИБКА» в критических режимах.

МОУД7 содержит следующие функциональные блоки:

• Регулятор напряжения для питания элементов и узлов прибора.

• Источник опорного напряжения с высокой температурной стабильностью.

• Схему контроля необходимых уровней питающих напряжений для обеспечения безотказной работы прибора.

• Генератор пилообразного сигнала для организации ШИМ-контроля скорости.

• ШИМ-контроллер, реализующий регулирование (изменение и стабилизацию) скорости вращения ротора двигателя.

• Электронный тахометр, реализующий обратную связь системы регулирования. Преобразует сигналы ДПР в сигнал рассогласования, пропорциональный уровню скорости.

XX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

5,75

17x2,54=43,18

6 78 9 11 12 15

16 !

20'

3, .Т

□ 0,6

31 контакт

28 21

29

10,83 16x2,54=40,64

2,54

Рис. 27. Габаритный чертеж МОУД7

• Схему контроля и ограничения тока, потребляемого обмотками двигателя.

• Драйверы сигналов управления трехфазного инвертора.

е

Компоненты и технологии, № 5'2004

• Коммутационную логику, управляемую при помощи четырех логических сигналов, воспринимающую кодовые комбинации от ДПР, формирующую сигналы управления драйверами выходных сигналов и выдающую сигнал «/ОШИБКА» в критических режимах.

Сигнал датчика тока является внутрисхемным, с порогом срабатывания по уровню 100 мВ на токоизмерительном шунте. Логический ноль (0) вырабатывается при уровне < 85 мВ, логическая единица (1) — при уровне >115 мВ.

Входы «ДА», «ДВ» и «ДС» допускают возможность непосредственного подключения датчиков положения ротора (датчики Холла; оптронные датчики), имеющих выходы с открытым коллектором, либо выдающие сигналы ТТЛ-уровней.

МОУД позволяет применять различные алгоритмы фазирования ротора двигателя.

В зависимости от расположения датчиков возможны четыре алгоритма позиционирования двигателя (60°, 120°, 240°, 300°). Состояние датчиков в зависимости от положения ротора изменяется в соответствии с диаграммой, приведенной на рис. 29.

Алгоритмы 60° и 300° или 120° и 240° являются симметричными, но направление вращения ротора для них противоположно. Например, при подаче на входы «ДА», «ДВ» и «ДС» сигналов ДПР с алгоритмом фазирования 60° или 120°, МОУД выдает сигналы управления двигателем для вращения вперед, а при поступлении сигналов ДПР с алгоритмом фазирования в 240° или 300° — для вращения назад.

Изменить направление вращения двигателя позволяет сигнал низкого уровня (0), поданный на вход ВП/НЗ, при этом происходит инвертирование сигналов управления двигателем в соответствии с таблицей состояний.

Таким образом, МОУД, используя команды 60°/120° и ВП/НЗ, позволяет реализовать любой алгоритм фазирования из предложенных.

Эти алгоритмы соответствуют шести из восьми возможных комбинаций трехразрядного кода.

Две кодовые комбинации являются запрещенными. При поступлении на входы «ДА», «ДВ» и «ДС» неправильной для определенного алгоритма фазирования кодовой комбинации МОУД отключает выходные транзисторы и выдает сигнал «/ОШИБКА».

Вход «РАЗР» подключен к внутреннему источнику 25 мкА. При поступлении на этот вход сигнала низкого уровня (0) на выходах МОУД появляется сигнал на закрытие всех транзисторов трехфазного инвертора и выдается сигнал «/ОШИБКА».

Вход «ТОРМ» имеет приоритет перед другими входами управления. Поступление сигнала высокого уровня (1) обеспечивает переход МОУД в режим динамического торможения. При этом «верхние» транзисторы трехфазного инвертора, подключенные к «+иком», закрываются. «Нижние» транзисторы трехфазного инвертора открываются, подключая все обмотки двигателя к «-Иком» (общий минус). Таким образом, обмотки оказываются замк-

Схема

контроля Регулятор

снижения напряжения

напряжения

607120°®-ВП/НЗ <Ь-РАЗРф-ТОРМФ-/ОШИБКАс})-I

О

С

Е ^

5 §

15 т О. О

О.

С[

-фіІпит1(+27В)

11пит2(+5В)

Ч>ДА

4ДВ

-ф>дс

—XI) /Аверхн

-►ф

—►4

і

—►<?

/Вверхн

/Сверхн

/Анижн

/Внижн

—►Ф /Снижн

Рис. 28. Габариты и структурная схема модуля МОУД7

Таблица 7. Функциональное назначение выводов МОУД7

Наименование Назначение

+ипит1 Напряжение питания +27 В

ОБЩ Общий минус

ипит2 Напряжение питания +5 В

ДА, ДВ, ДС Входы контроля состояния датчиков положения ротора

Аверхн, Анижн, Вверхн, Внижн, Сверхн, Снижн Выходы сигналов управления трехфазного инвертора

иопор Источник опорного напряжения для формирования тока заряда времязадающих емкостей Ст и Сг

*т/Ст Подключение времязадающих элементов Ст и 1?т, определяющих длительность импульсов стабилизатора скорости (тахометра)

FТАХ Выход сигнала тахометра, частота которого определяется скоростью вращения двигателя, а длительность импульсов — величиной 1?т, Ст и скоростью двигателя

Р0, Р1, Р2, Р3 Сигнал управления скоростью

ВхТАХ1 Дифференциальный вход сигнала рассогласования, инвертирующий вход усилителя ШИМ

ВхТАХ2 Дифференциальный вход сигнала рассогласования, инвертирующий вход компаратора ШИМ

ОСЦ Подключение времязадающих элементов Сг и 1?г, определяющих частоту генератора ШИМ

60°/120° Управление режимом фазирования двигателя

ВП/НЗ Управление направлением вращения ротора двигателя

РАЗР Разрешение работы и останов двигателя

ТОРМ Динамическое торможение двигателя

/Ошибка Выходной сигнал, построенный по схеме ОК, имеющий активный низкий уровень при ухудшении одного из контролируемых параметров: неправильная кодовая комбинация датчиков; наличие низкого уровня (0) на входе «РАЗР»; превышение тока потребления двигателя выше контролируемого предела; понижение напряжения питания ниже контролируемого уровня

ТС+; ТС- Сенсорные входы схемы контроля тока

нутыми между собой, чем создается тормозящая электромагнитная сила.

Генератор ШИМ настраивается с помощью внешних элементов Иг и Сг (рис. 30а).

Конденсатор Сг заряжается от источника опорного напряжения Иопор через резистор Иг и разряжается через внутренний транзистор. Для снижения уровня акустического шума и обеспечения при этом эффективного уровня

токового сигнала управления двигателя необходимо частоту генератора ШИМ установить в диапазоне 20-30 кГц. Зависимость частоты генератора ШИМ от величин Сг и Иг показана на номограмме рис. 30б. Например, оптимальная частота генератора 25 кГц устанавливается при выборе Сг = 0,01 мкФ и Иг = 4,7 кОм.

При вращении вала двигателя электронный тахометр преобразует сигналы ДПР в импульс------------------------------------- 83

е

Компоненты и технологии, № 5'2004

Входы Датчик тока Выходы Примечание

60°/120° = 1 60°/120° = 0 Вперед/ назад э е а. з а а. Тормоз н х а. ф со А н * X н А н х о. ф со В н * X н В Сверхн Снижн /Ошибка

ДА ДВ ДС ДА ДВ ДС

1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0 1

1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1

1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 1 ВП/НЗ=1

0 1 1 0 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 (*1; *2)

0 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1

0 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1

1 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1

1 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1

1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 1 1 ВП/НЗ=0

0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 0 1 (*1; *2)

0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 0 1

0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 0 1 1 1 1 Х Х 0 Х 1 1 1 1 1 1 0 *0

0 1 0 0 0 0 X Х 0 Х 1 1 1 1 1 1 0 3

1 0 1 1 1 1 Х X 1 Х 1 0 1 0 1 0 0 * А

0 1 0 0 0 0 Х Х 1 Х 1 0 1 0 1 0 0 4

V V V V V V X 1 1 X 1 0 1 0 1 0 1 *5

V V V V V V X 0 1 X 1 0 1 0 1 0 0 *6

V V V V V V X 0 0 X 1 1 1 1 1 1 0 *7

V V V V V V X 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 *8

Примечания

*1 Двоичные входы «ДА», «ДВ», «ДС», «ВП/НЗ», «РАЗР», «ТОРМ», «60?/120?» имеют ТТЛ-совместимые уровни. Двоичные выходы «Аверхн», «Анижн», «Вверхн», «Внижн», «Сверхн», «Снижн» выдают инверсные логические сигналы, низкий уровень (0) — сигнал включения силового транзистора трехфазного инвертора.

*2 Высокий уровень (1) на входе «60°/120°» устанавливает режим фазирования в 60°, низкий уровень (0) — режим фазирования в 120°.

*3 При неправильной комбинации на входах «ДА», «ДВ», «ДС» и низком уровне (0) на входе «ТОРМ» на выходах «Аверхн», «Анижн», «Вверхн», «Внижн», «Сверхн» и «Снижн» устанавливается сигнал запрета; построенный по схеме с открытым коллектором выход «/ОШИБКА» имеет активный низкий уровень (0).

*4 При неправильной комбинации на входах «ДА», «ДВ», «ДС» и высоком уровне (1) на входе «ТОРМ» выходы «Аверхн», «Анижн», «Вверхн», «Внижн», «Сверхн», «Снижн» выдают сигналы включения нижних транзисторов трехфазного инвертора к «-иком», обмотки двигателя замкнуты между собой, чем создается тормозящая электромагнитная сила (динамический тормоз); на входе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

*5 При правильной комбинации на входах «ДА», «ДВ», «ДС» (V — любое правильное состояние на сенсорных входах, соответствующее фазированию в 60° или 120°) и высоком уровне (1) на входах «РАЗР» и «ТОРМ» выходы «Анижн», «Внижн», «Снижн» находятся в режиме динамического торможения; на выходе «/ОШИБКА» — высокий уровень (1).

*6 Если на входе «РАЗР» низкий уровень (0), а на входе «ТОРМ» — высокий (1), то выходы «Анижн», «Внижн» и «Снижн» находятся в режиме динамического торможения; на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

*7 Если на входах «РАЗР» и «ТОРМ» низкий уровень (0), то выходы «Аверхн», «Анижн», «Вверхн», «Внижн», «Сверхн» и «Снижн» выдают сигнал запрета; на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

*8 При превышении заданного предела уровня тока, потребляемого двигателем от внешнего источника, «Аверхн», «Анижн», «Вверхн», «Внижн», «Сверхн» и «Снижн» отключены; на выходе «/ОШИБКА» — низкий уровень (0).

ную последовательность выходного сигнала «БТАХ». Период следования генерируемых импульсов соответствует скорости вращения двигателя, длительность импульсов ТиМп задается величиной элементов Ят и Ст. Схема подключения элементов Ят и Ст показана на рис. 31, а. При этом максимальную скорость двигателя (для случая применения внутренней обратной связи) можно ограничить длительностью импульсов цепи Ят/Ст, то есть увеличение значения ТиМп уменьшает скорость двигателя:

10/(ЫхЛ)

где N — скорость двигателя, об/мин; А — количество циклов повторения кодовых комбинаций за один оборот вала двигателя.

Для выбора элементов Ят и Ст необходимо воспользоваться номограммой, представленной на рис. 31й Например, если скорость двигателя 5000 об/мин и за один оборот вала происходит два цикла изменений кодовых последовательностей на выходах ДПР, то Тимп = 1 мс. Для выбранных элементов Ят = 43 кОм, Ст = 22 нФ, длительность импульсов Тимп = 950 мкс.

МОУД контролирует величину тока, потребляемого двигателем от внешнего источника, на токоизмерительном шунте. Сигнал с потенциальных выходов шунта можно непосредственно подключить к схеме ограничения тока (входы «Тс+», «Тс-») или использовать в цепи внешней схемы ограничения тока. Возможная схема подключения показана на рис. 32. Дополнительные элементы Я1, Я2, С1 составляют ФНЧ, предотвращающий попадание импульсных помех на вход компаратора схемы ограничения тока.

Для регулирования скорости вращения двигателя в МОУД используется метод многократной однополярной двусторонней ШИМ, изменяющей среднее значение напряжения, приложенного к каждой обмотке статора двигателя, в течение цикла коммутации. При этом верхний транзистор трехфазного инвертора (подключающий обмотку статора

Є

Компоненты и технологии, № 5'2004

Рис. 33. Диаграмма ШИМ-регулирования скорости двигателя

к «+иком») остается в проводящем состоянии, регулирование производится переключением нижнего транзистора (подключающий обмотку двигателя к «-иком»). Временная диаграмма ШИМ-регулирования скорости двигателя показана на рис. 33. Как только конденсатор Сг генератора ШИМ разрядится, транзистор трехфазного инвертора открывается, подавая в обмотку статора ток. Когда уровень нарастающего пилообразного напряжения на конденсаторе Сг станет больше уровня сигнала на выходе усилителя ШИМ (ВхТАХ2), нижний транзистор трехфазного инвертора закрывается, прерывая ток в цепи питания обмотки статора двигателя. Если уровень сигнала на выходе усилителя ШИМ (ВхТАХ2) превысит пиковую величину пилообразного напряжения генератора ШИМ, ШИМ-регулирование прекращается, и двигатель вращается с максимальной скоростью. При уровне тока, потребляемого обмот-

кой двигателя, выше предельного значения (на входах «ТС+», «ТС-» сигнал и > 100 мВ) происходит полное отключение транзисторов трехфазного инвертора, и на выходе «/ОШИБКА» устанавливается низкий уровень (0).

Управление уровнем скорости двигателя производится при помощи 4-разрядного двоично-десятичного кода. Изменение значения входного кода от 0000 до 1001 приводит к ступенчатому изменению уровня скорости от 0% до 90% приблизительно по 10%. Значения входного кода от 1010 до 1111 соответствуют 100% уровня скорости.

В случае использования МОУД без внутренней обратной связи (стабилизация скорости производится другими устройствами), сигнал управления, пропорциональный уровню скорости, поступает по входам <Ф0», <Ф1», <Ф2» и <Ф3». При этом усилитель ШИМ работает в режиме повторителя напряжения. Пример подключения показан на рис. 34.

В случае использования МОУД с внутренней обратной связью (для стабилизации скорости используют возможности МОУД) необходимо ввести на инвертирующий вход усилителя ШИМ сигнал обратной связи, пропорциональный уровню скорости. Принцип формирования сигнала обратной связи показан на диаграмме рис. 35. Достаточно просто такой сигнал формируется интегрированием сигнала электронного тахометра <^ТАХ». Схема подключения элементов интегратора пропорционального регулирования (стабилизации) скорости показана на рис. 36. При условии правильно выбранных номиналов элементов интегратор-усилитель ШИМ будет вырабатывать свободный от пульсаций сигнал даже при низкой скорости двигателя. Однако при таком схемном решении на самой низкой скорости несколько ухудшается время реакции системы. Номиналы компонентов необходимо применять в соответствии с электромеханическими характеристиками двигателей. Для данных элементов постоянная времени интегратора равна 100 мс, что позволяет получить для большинства применений хорошую динамическую реакцию и стабильность.

Положение ротора в градусах электрических 180 240 300 360 420 480

I

540 600 660 720

І І І І I

----Постоянная скорость двигателя--------

І І І I

_____ Увеличивающаяся________

скорость двигателя

Рис. 35. Формирование сигнала обратной связи пропорционального регулирования скорости

-Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.