Научная статья на тему 'Электроприводы трубопроводной арматуры с многосекционным аккумулятором'

Электроприводы трубопроводной арматуры с многосекционным аккумулятором Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД / ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА / АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЗАКОН УПРАВЛЕНИЯ / ELECTRIC / VALVES / SELF-CONTAINED SOURCE OF ELECTRICAL POWER / CONTROL LAW

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мозжечков Владимир Анальевич, Зайцева Наталья Владимировна

Предложен метод оптимизации структуры и законов управления источником автономного питания электропривода, обеспечивающего реализацию программного движения запорного элемента трубопроводной арматуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мозжечков Владимир Анальевич, Зайцева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC CONTROL PIPELINE VALVES USING MULTI-SECTION ELECTRICAL BATTERY

A method of optimizing the structure and control laws source of autonomous power actuator, ensuring the implementation of the program of movement of the locking element of pipe fittings.

Текст научной работы на тему «Электроприводы трубопроводной арматуры с многосекционным аккумулятором»

УДК 681.5.08

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ С МНОГОСЕКЦИОННЫМ АККУМУЛЯТОРОМ

В. А. Мозжечков, Н.В. Зайцева

Предложен метод оптимизации структуры и законов управления источником автономного питания электропривода, обеспечивающего реализацию программного движения запорного элемента трубопроводной арматуры.

Ключевые слова: электропривод, трубопроводная арматура, автономный источник электроэнергии, закон управления.

В промышленности находят применение разнообразные типы электроприводов трубопроводной арматуры (ТПА) [1-11]. Новым классом электроприводов ТПА, который находит широкое применение являются электроприводы с автономным источником электроэнергии [12-15], основой которого являются электроаккумуляторы и/или суперконденсаторы [16-20]. Такой источник электроэнергии, как правило, содержит несколько секций постоянно соединенных между собой и с магистралью электропитания привода.

Анализ литературы показал, что вопросы оптимизации электроприводов на основе рационального включения и выключения отдельных секций автономного источника питания (ИП) недостаточно изучены.

Применение законов управления электроприводами, учитывающих возможность рационального включения и выключения отдельных секций ИП, позволяет существенно повысить энергоэффективность рассматриваемого класса приводов.

Потребный запас энергии в ИП можно сократить, если произвести секционирование (разбиение на не сообщающиеся части) ИП и питать потребителей (электроприводы), подключаемых и отключаемых от ИП в заранее известные моменты времени, отражаемые циклограммой потребления (ЦП), в различные моменты времени от различных секции ИП.

Сокращение потребного запаса энергии при этом обусловлено возможностью на участках ЦП с низким уровнем запрашиваемого напряжения дорасходовать энергию тех секций ИП, которые ранее работали на участках ЦП с высокими уровнями запрашиваемо го напряжения.

В результате секционирования ИП и рационального управления процессом использования его секций удается сократить вес и габариты ИП в сравнении с несекционируемым вариантом его исполнения, что весьма важно при проектировании ИП автономных объектов.

Достигаемое значение коэффициента полезного использования энергии ИП (т.е. отношения использованной энергии к оставшейся в ИП) потенциально тем выше, чем больше в нем секций и магистралей питания.

117

Однако, увеличение числа секций и магистралей приводит к усложнению ИП, что ведет к росту его стоимости и снижению надежности. Таким образом, при оптимизации структуры ИП должны приниматься во внимание разнообразные критерии качества. В частности, следует учитывать необходимость поиска рационального компромисса между достигаемыми значениями массы, габаритов ИП и вероятности его безотказной работы.

Проведем формализацию рассматриваемой задачи и укажем возможный метод ее решения.

Без существенного снижения общности получаемых результатов далее будем считать, что в качестве ИП выступает батарея суперконденсаторов.

Будем считать, что состояние ИП характеризуется вектором P = (pьp2,.,pi,...,pn), где p , - электрический потенциал ¿-ой секции ИП, п -число секций. Заданы векторы задающих воздействий: Я = (дь Я 2,...,%...,Чш), g=(gl,g2,...,gj,...,gm), где $ - функции времени, определяющие для каждого момента времени соответственно минимально необходимые напряжение и ток в ■-ой магистрали питания, ш - число магистралей.

Функции времени я(), определяются в результате распределения потребителей между магистралями. Отнесение потребителя к конкретной магистрали, означает его подключение к этой магистрали через стабилизатор, понижающий напряжение до уровня, запрашиваемого данным потребителем и поддерживающий его на уровне, соответствующем данному потребителю. Таким образом, напряжение в ■-ой магистрали должно быть больше максимального напряжения, запрашиваемого в текущий момент времени потребителями, отнесенными к данной магистрали. Это требование опишем системой условий

п

X р iи ■■ >я¿■=1,2,...,ш, (1)

i=1

где

и ¿■■е {0,1} (2)

- "проводимость" линии от ¿-ой секции ИП к ■-ой магистрали, случай и 0 соответствует закрытию линии, а случай и ■ = 1 ее открытию. Переменные и ■ образуют матрицу управления и= (и ■), ¿=1,2,...,п, ■=1,2,...,ш. Процесс изменения векторар во времени определяется уравнениями

йр,Ш = -I/С, , (3)

где С, - емкость ¿-ой секции; t - время.

ш

I г= X(и ■ ■ (4)

■=1

- значение тока, протекающего из ¿-ой секции ИП к потребителям.

В каждый момент времени к магистрали может быть подключена только одна из секций ИП. Учтем это, потребовав выполнение условия:

п

X и 1} £1, ]=1,2,..,ш. (5)

г =1

Напряжения в секциях ИП не должны превышать известной предельно допустимой величины ртах :

р г £ртах, 1=1,2,...,п. (6)

Таким образом, неизвестными решаемой задачи являются: число секций и магистралей в ИП, распределение потребителей между магистралями, закон Ц(1) соединения секций и магистралей, емкость каждой секции и начальное напряжение газа в каждой из них. Выбор значений перечисленных неизвестных должен обеспечивать в каждый момент времени совместное выполнение соотношений (1)-(6).

Число секций и магистралей в ИП, линии связи между секциями и магистралями, распределение потребителей между магистралями (линии подключения потребителей к магистралям), определяют структуру ИП. Закон и^), определяющий порядок соединения секций и магистралей представляет собой закон управления ИП.

В представленной формулировке задача допускает многовариантное решение, в связи с чем можно осуществить оптимизацию выбираемых вариантов структур и законов управления ИП. В качестве показателей качества, подлежащих минимизации, целесообразно рассматривать: остаточный заряд в ИП в конечный момент времени 1е

п

ае = Х[ Ср&)] (7)

г=1

число линий, связывающих секции и магистрали ИП

п т

Ь = X X тах(игу), , ?е] (8)

г=1 у=1

число переключений (подключений и отключений) секций и магистралей

п т N

4 = XXX [и^к+1)-и ^)], (9)

г =1 у=1 к=1

где 1к, 1к+1 - предыдущий и последующий моменты времени, к= 1,2...N - номер отрезка времени из интервала [Ше], поделенного на N частей.

Представленные частные показатели качества (7-9) определяют значения обобщенных показателей, например, таких как стоимость ИП и надежность его функционирования. Набор обобщенных показателей, их связь с первичными критериями и их относительная значимость могут существенно различаться в зависимости от конкретного назаначения и условий использования ИП. По этой причине целесообразно решить задачу выявления вариантов структур и законов управления, оптимальных по век-

торному критерию Ь, й), то есть Парето- оптимальных по Qe, Ь, й, и передать проектировщику функцию окончательного выбора единственного варианта из найденного множества парето-оптимальных с учетом специфики конкретной решаемой задачи.

В предложенной постановке рассматриваемая задача является задачей оптимального управления. Однако, результативное применение к ней классических методов оптимального управления затруднительно.

Это обусловило необходимость и целесообразность разработки специального метода ее решения.

Предлагаемый метод решения рассматриваемой задачи состоит в выполнении следующих действий.

Последовательно увеличивается: число секций п, число магистралей ш, максимально допустимое число переключений О. Для каждого набора значений ш, п, О оптимизируется закон управления и^) по остатку заряда Qe и производится расчет соответствующего ему значения числа переключений й и числа линий Ь в структуре ИП. В результате получаем очередной вариант структуры и закона управления ИП. Производится отсев тех вариантов, для которых найден вариант, превосходящий их одновременно по всем показателям качества, т.е. по Qe, Ь, й одновременно. В результате выявляется множество вариантов Парето- оптимальных по показателям Qe, Ь, й. Выбор конкретного варианта из найденных Парето- оптимальных осуществляется проектировщиком.

В рамках предложенного метода разработана эффективная процедура оптимизации закона управления и(0 по остатку заряда Qe, сводящая исходную задачу оптимизации для произвольного значения ш, п к многократному решению существенно более простой задачи для ш=п=1, для которой получено аналитическое решение.

Представленная выше математическая постановка задачи и метод ее решения могут быть распространены на случай ИП пневматической и механической энергией, если вместо электрического напряжения и тока рассматривать соответственно напряжение, расход и силу, скорость и соответствующие аналоги емкости секций ИП.

Список литературы

1 Гуревич Д.Ф. Трубопроводная арматура: справочное пособие. М.: Энергоатомиздат, 1981. 368 с.

2. Трубопроводная арматура с автоматическим управлением: Справочник / Гуревич Д. Ф., Заринский О. Н., Косых С. И. и др.; под общ. ред. С. И. Косых. Л.: Машиностроение, 1982. 320 с.

3. Гуревич Д.Ф., Ширяев В.В., Пайкин И.Х.. Арматура атомных электростанций: справочное пособие. М.: Энергоиздат, 1982. 312 с.

120

4. Мозжечков В.А. Общие тенденции развития электроприводов трубопроводной арматуры // Арматуростроение, 2009. №6. С. 34 - 40.

5. Мозжечков В.А., Савин А.С. Математическая модель электропривода трубопроводной арматуры с червячным механизмом измерения крутящего момента // Мехатроника, автоматизация, управление, 2012. № 1. С. 21 - 25.

6. Мозжечков В.А., Савин А.С. Модель датчика момента силы с подпружиненным червяком в качестве чувствительного элемента // Датчики и системы, 2012. № 2. С. 17 - 21.

7. Мозжечков В. А., Савин А.С. Анализ динамики функционирования электроприводов трубопроводной арматуры // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 133 - 142.

8. Мозжечков В. А., Савин А.С. Компьютерное моделирование электроприводов трубопроводной арматуры // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 5. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 341 - 346.

9. Mozzhechkov V.A., Savin A.S. Industrial Valves with Electric Actuators: Technical Diagnostics by a Moment Sensor within Smart Actuator Worm-and-wheel Gearbox. Automation and Remote Control, 2013. Vol. 74. No.12. P. 2131 - 2136.

10. ГОСТ Р 55510-2013. Арматура трубопроводная. Приводы вращательного действия. Присоединительные размеры.

11. ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.

12. Купрюхин А.И. Исследование автономных замкнутых систем регулирования, получающих питание от энергетических батарей : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Новосибирск: НЭТИ, 1974. 22 с.

13. Аносов В.Н., Кавешников В.М. Синтез статических характеристик автономного тягового электропривода // Системы и устройства электромеханики: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : НЭТИ, 1982. С. 69-72.

14. Кандратюк О.В., Китаев Ю.В., Логанов Ю.Д. Автономные системы дистанционного управления приводной запорной арматурой на базе автономных комплексов телеметрии "Актел" // Арматуростроение, 2011. 5(74). С. 74 - 76.

15. Кандратюк О.В. Автономные системы для дистанционного управления запорной арматурой и телеметрического контроля // Территория нефтегаз, 2012. №8. С. 14-19.

16. Петленко Б.И., Логачев В.Н. Электромобили с комбинированными энергоустановками. Исследование и оптимизация // Электричество. 1991. № 1. С. 51 - 56.

17. Подобедов Е.Г., Машихин А. Д., Шипаев Г. А. Системы электроснабжения тягача с аккумуляторным источником энергии // Электротехника, 1995. № 10. С. 6 - 9.

18. Шурыгина В. Суперконденсаторы. Помощники или возможные конкуренты батарейным источникам питания // Электроника: наука, технология, бизнес, 2003. № 3. С. 20 - 24.

19. Деспотули А. Суперкондесаторы для электроники Ч. 1 // Современная электроника, 2006. № 5. С. 10 - 14.

20. Деспотули А. Суперкондесаторы для электроники Ч. 2. // Современная электроника, 2006. № 6. С. 46 - 51.

Мозжечков Владимир Анальевич, д-р техн. наук, гл. инженер, vam@tula.net, Россия, Тула, ЗАО "ИТЦПривод",

Зайцева Наталья Владимировна, магистрант, nata@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ELECTRIC CONTROL PIPELINE VALVES USING MULTI-SECTION ELECTRICAL

BATTERY

V.A. Mozzhechkov, N. V. Zaitseva

A method of optimizing the structure and control laws source of autonomous power actuator, ensuring the implementation of the program of movement of the locking element of pipe fittings.

Key words: electric, valves, self-contained source of electrical power, the control

law.

Mozzhechkov Vladimir А natolevich, doctor of technical science, main engineer, vam@tula.net, Russia, Tula, JSC "ETC Privod",

Zaytseva Natalia Vladimirovna, undergraduate, nata@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.