Научная статья на тему 'Электропривод с общим выпрямителем и индивидуальными инверторами для асинхронных электродвигателей деревообрабатывающей линии Амурского лесокомбината'

Электропривод с общим выпрямителем и индивидуальными инверторами для асинхронных электродвигателей деревообрабатывающей линии Амурского лесокомбината Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ / ОБЩИЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ИНВЕРТОРЫ ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ И РЕЖИМЫ ГЕНЕРАТОРНОГО ТОРМОЖЕНИЯ / ОБЩЕЕ ЗВЕНО ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ / FREQUENCY CONVERTERS / AUTONOMOUS VOLTAGE INVERTERS / INDUCTION MOTORS / RECTIFIER TOTAL / INDIVIDUAL STAND-ALONE INVERTERS FOR EACH MOTOR / MOTOR MODES AND THE GENERATOR BRAKING AND THE TOTAL DC VOLTAGE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Климаш Владимир Степанович, Петухов Александр Владимирович

В статье рассматривается система электропитания электропривода деревообрабатывающей линии. Особенностью электропривода является способ подключения автономных инверторов к источнику постоянного тока через общее звено постоянного напряжения. Результатом от применения системы электропитания является экономия электроэнергии за счет исключения из схемы тормозных резисторов и нормализация теплового режима в электронной системе управления. Приведены результаты исследования физических процессов, полученные в процессе имитационного моделирования модели электропривода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Климаш Владимир Степанович, Петухов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electric drive with common rectifier and individual inverters of wood processing line of Amur timber processing plant

In the article the power supply system of the electric drive of a woodworking line is considered. A special feature of the electric drive is the method of connecting the autonomous inverters to the direct current source through a common link of a constant voltage. The result of using the power supply system is the saving of electricity by eliminating braking resistors from the circuit and normalizing the thermal regime in the electronic control system. The results of a study of physical processes obtained in the process of simulation modeling are presented.

Текст научной работы на тему «Электропривод с общим выпрямителем и индивидуальными инверторами для асинхронных электродвигателей деревообрабатывающей линии Амурского лесокомбината»

УДК 621.314.5

РО!: 10.25206/1813-8225-2018-159-22-26

В. С. КЛИМАШ А. В. ПЕТУХОВ

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре

ЭЛЕКТРОПРИВОД С ОБЩИМ ВЫПРЯМИТЕЛЕМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ИНВЕРТОРАМИ ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ЛИНИИ АМУРСКОГО ЛЕСОКОМБИНАТА

В статье рассматривается система электропитания электропривода деревообрабатывающей линии. Особенностью электропривода является способ подключения автономных инверторов к источнику постоянного тока через общее звено постоянного напряжения. Результатом от применения системы электропитания является экономия электроэнергии за счет исключения из схемы тормозных резисторов и нормализация теплового режима в электронной системе управления. Приведены результаты исследования физических процессов, полученные в процессе имитационного моделирования модели электропривода.

Ключевые слова: преобразователи частоты, общий выпрямитель, индивидуальные автономные инверторы для асинхронных электродвигателей, двигательные режимы и режимы генераторного торможения, общее звено постоянного напряжения.

Введение. В настоящее время частотно-регулируемый электропривод стремительно внедряется во все отрасли промышленности, аграрный комплекс, на электрифицированном транспорте. Различают две модификации преобразователя частоты [1—3] со звеном постоянного напряжения:

1. На основе диодного выпрямителя, С-фильтра, инвертора напряжения с ШИМ и блока динамического торможения с тормозными резисторами.

2. На основе транзисторного выпрямителя с двухсторонним обменом энергии, ЬС-фильтром, инвертором напряжения и блоком регулирования с обеспечением интенсивного торможения и рекуперации энергии в сеть.

Недостатком первой модификации является потеря электрической энергии при торможении. Во второй модификации исключена потеря электроэнергии за счёт усложнения схемы преобразователя частоты, имеющего по два комплекта систем управления и силовых частей. Недостатком второй модификации является сложность системы управления и высокая стоимость преобразователя частоты. Устранить перечисленные недостатки удалось за счёт изменения схемы электропитания автономных инверторов.

Отличительной особенностью рассматриваемой схемы электропитания является использование общего звена постоянного напряжения к которому подключены все автономные инверторы, входящие в состав электропривода автоматизированной де-

ревообрабатывающей линии, получающие электропитание от общего источника постоянного тока. В процессе работы электропривода через общее звено постоянного напряжения происходит взаимный энергообмен между асинхронными электродвигателями, переведёнными в режим торможения и вырабатывающими электрическую энергию и находящимися в двигательном режиме, подключенными к выходам автономных инверторов.

В преобразователях частоты в процессе динамического торможения электродвигатель вырабатывает электроэнергию, которая рассеивается в окружающей среде на специальных тормозных резисторах. При генераторном торможения, в отличие от динамического, энергия возвращается в питающую сеть через управляемый обратимый выпрямитель. Проведённые исследования имитационной модели в пакете МЛТЬЛБ показали, что в схеме с общим звеном постоянного напряжения одновременно происходят физические процессы, характерные как для динамического, так и для генераторного торможения [4 — 6].

Целью данной публикации является описание комплекса электропривода с общим звеном постоянного напряжения и исследование физических процессов, происходящих в имитационной модели электропривода.

Электропривод автоматизированной линии. В Центре по глубокой переработке древесины, расположенном в г. Амурске Хабаровского края,

Рис. 1. исходная структурная схема электропривода с электропитанием преобразователей частоты от сети переменного тока

Узел№1 Узел №2 Узел №5

Рис. 2. Структурная схема электропривода с общим звеном постоянного напряжения

эксплуатируются автоматизированные деревообрабатывающие линии по производству шпона. Деревообрабатывающие линии являются сложными автоматизированными устройствами, имеющими электродвигатели различной мощности и частотные преобразователи со специальным точным управлением, входящие в состав электропривода. Комплекс электроприводов деревообрабатывающей линии по производству шпона рассмотрен в работе [7].

На рис. 1 представлена исходная структурная схема электропривода деревообрабатывающей линии с электропитанием преобразователей частоты от сети переменного тока [7]. В состав электропривода автоматизированной линии входят пять узлов, в каждом из которых установлены преобразователи частоты 4, к выходам которых подключены асинхронные электродвигатели 5. Все преобразователи частоты получают электропитание от трёхфазной внутризаводской сети переменного тока 3 с рабочим напряжением 0,4 кВ. Внутризаводская сеть 3 подключена через понижающий трансформатор 2 к источнику электроснабжения 1. Всего электропривод линии по производству шпона содержит 36 асинхронных электродвигателей мощностью от 0,75 кВт до 28 кВт и такое же количество преобразователей частоты с промежуточным звеном постоянного напряжения. Мощность электропривода составляет 600 kW.

В состав каждого преобразователя частоты 4 входят: трёхфазный диодный выпрямитель с входным L-фильтром, автономный инвертор напряжения, к входам которого подключен электролитический конденсатор C-фильтра, который одновременно является накопителем энергии, вырабатываемой асинхронным электродвигателем в режиме генераторного торможения. Кроме этого, у большей части преобразователей частоты имеется блок торможения, состоящий из тормозного резистора с транзистором, регулирующим интенсивность торможения с одновременным гашением избыточной энергии, накопленной в конденсаторе C-фильтра.

В процессе эксплуатации автоматизированной линии были выявлены следующие недостатки: нерациональное потребление электроэнергии, частое срабатывания защиты от максимального напряжения в процессе работы электропривода вследствие превышения напряжения на конденсаторах С-фильтров частотных преобразователей в момент перевода электродвигателей в режим динамического торможения, приводивших к остановке линии и незавершённому технологическому процессу. Перебои в работе линии снижали её производительность, приводили к браку продукции. Наличие в схеме электропривода тормозных резисторов с тормозными транзисторами приводило к потерям электроэнергии, а их нагрев в процессе работы —

Рис. 3. имитационная модель электропривода с общим звеном постоянного напряжения

к нарушению температурного режима электронной части электропривода.

Для повышения надёжности электропривода и улучшения технико-экономических показателей была применена схема электропитания, в которой все автономные инверторы автоматизированной линии подключены через общее звено постоянного напряжения к источнику постоянного напряжения. В схеме электропитания (рис. 2) входы всех автономных инверторов напряжения 5 подключены к общему звену постоянного напряжения 4, получающего электропитание от общего выпрямительного агрегата 3. Выпрямительный агрегат подключен к источнику электроснабжения 1 через понижающий трансформатор 2 [7].

Применение схемы электропитания автономных инверторов напряжения от общего выпрямителя позволило демпфировать переходные процессы и стабилизировать напряжение в звене постоянного напряжения 4 до значения, при котором не происходит срабатывание электронных и электрических защит электрооборудования.

В процессе дальнейшей эксплуатации деревообрабатывающей линии с изменённой схемой электропитания снизилось потребление электроэнергии на 10 %, уменьшилось количество технических остановок из-за влияния переходных процессов в звене постоянного напряжения на систему защиты автономных инверторов, исключены из схемы штатные тормозные резисторы и транзисторы. Исключение из схемы тормозных резисторов позволило нормализовать температурный режим силового электронного оборудования без установки дополнительных средств охлаждения в узлах управления.

На рассмотренное техническое решение получен патент на полезную модель: заявка № 2017130399/13

(052972) РФ, МПК B 27 L 5/02 «Электропривод деревообрабатывающей линии по производству шпона» / Климаш В. С., Петухов А. В. Решение ФИПС о выдаче патента от 26.03.2018. Схема электропитания автономных инверторов напряжения от общего источника постоянного тока внедрена в эксплуатацию на промышленном предприятии ООО «Амурский центр по глубокой переработке древесины» в г. Амурске Хабаровского края и успешно работает с декабря 2016 года по настоящее время.

Ввиду сложности аналитических расчётов исследование физических процессов, происходящих в системе электропитания электропривода деревообрабатывающей линии, реализованного по схеме с общим звеном постоянного напряжения, проводилось в программном пакете MATLAB. Для получения результатов расчёта была составлена имитационная модель электропривода деревообрабатывающей линии (рис. 3).

Имитационная модель электропривода деревообрабатывающей линии содержит пять блоков, в каждом из которых расположены автономные инверторы напряжения. Параллельно входам каждого из автономных инверторов АИН, имеющих систему управления СУ, расположенных внутри блока (рис. 4), подключены конденсаторы С-фильтра, а к выходам — асинхронные электродвигатели с элементом, имитирующим механическую нагрузку. Промежуточная сеть постоянного напряжения, соединяющая блоки между собой и общим выпрямителем, получает электропитание через понижающий трансформатор от блока, имитирующего работу источника электроснабжения.

Имитация режимов генераторного торможения асинхронных электродвигателей осуществляется за счёт изменения значения механической на-

Рис. 4. Имитационная модель узла № 5, привод токарного узла

грузки, приложенной к валам асинхронных двигателей в заданном интервале времени при помощи таймеров. Параметры всех элементов имитационной модели соответствуют паспортным данным устройств, входящих в состав автоматизированной

линии. Количество и мощность асинхронных электродвигателей и автономных инверторов в блоках имитационной модели соответствуют установленным в автоматизированной деревообрабатывающей линии. В модель электропривода деревообрабатывающей линии (рис. 3) введены рассчитанные по методике, приведённой в [8], значения индуктивности Ь и сопротивления Я элементов, образующих промежуточное звено постоянного напряжения, соединяющих между собой автономные инверторы и общий источник постоянного тока. Расчёт емкостей конденсаторов С-фильтров (рис. 4), включенных на входе автономных инверторов, выполнялся по методике, приведённой в [9]. Расчёт индуктив-ностей ЬДр1 и ЬДр2 сглаживающего фильтра, установленного на выходе общего выпрямителя (рис. 3), производился в соответствии с рекомендациями, приведёнными в [10].

Исследование физических процессов, протекающих в звене постоянного напряжения, проводилось в программном пакете МЛТЬЛБ. Применение программного пакета для имитационного моделирования в процессе исследования позволило снизить трудоемкость и время проведения расчетов, а также одновременно увеличить количество исследуемых режимов и вариантов схемного исполнения электропривода с общим звеном постоянного напряжения с учетом параметров источника электроснабжения и режимов генераторного торможения асинхронных электродвигателей. Основной целью

ею Значение напряжения в звене постоянного напряжения

1 1 I ! !

........ ..............

400 300

........ ..............

200 100

1 1 1 1 : ' 1

к | Щ 0.02 0.04 0.06 0.08 0.1 0112 0.14 0. 6 0.18 0.2

б)

г)

Рис. 5. Экспериментальные осциллограммы, полученные в процессе исследования: а — осциллограмма напряжения в общем звене постоянного напряжения; б — осциллограмма тока, потребляемого автономным инвертором № 1; в — осциллограмма тока, потребляемого автономным инвертором № 2; г — осциллограмма тока, потребляемого автономным инвертором № 3

а)

в)

исследования являлся анализ изменения значения напряжения в общем звене постоянного напряжения в процессе энергообмена между асинхронными электродвигателями, переходящими из режима генераторного торможения в режим потребления электроэнергии. Для этого в имитационной модели электропривода с общим звеном постоянного напряжения (рис. 3) часть электродвигателей, входящих в каждый блок, переводилась в режим генераторного торможения, в то время как остальные асинхронные электродвигатели находилась в режиме энергопотребления. Исследование проводилось в диапазоне механических нагрузок от 0 до 45 N/M в различных режимах работы электропривода.

На рис. 5 представлен один из результатов расчёта, выполненных в программном пакете MATLAB, в виде осциллограмм значения силы тока, потребляемого автономными инверторами напряжения (осциллограммы на рис. 5б, в, г), и напряжения (осциллограмма на рис. 5а) в общем звене постоянного напряжения, полученные в процессе проведения исследования.

В результате исследования было установлено, что перевод части электродвигателей в режим генераторного торможения не приводит к существенному увеличению напряжения в звене постоянного напряжения (осциллограмма на рис. 5а). Измерение значения напряжения в общем звене постоянного напряжения проводились как на выходе общего источника тока, так и на входах автономных инверторов. В момент перевода асинхронных электродвигателей в режим генераторного торможения, полностью прекращалось потребление электроэнергии от общего источника постоянного тока, при этом напряжение в звене постоянного напряжения (осциллограмма на рис. 5а) не изменялось вследствие возникновения энергообмена через общее звено постоянного напряжения между узлами (рис. 3) и автономными инверторами в составе токарного узла (рис. 4) (осциллограммы на рис. 5б, в, г). В процессе исследования было установлено, что ток, протекающий между автономными инверторами (рис. 4), изменяет своё направление как в режиме генераторного торможения, так и в установившемся режиме, при этом среднее значение напряжения в звене постоянного напряжения не изменяется.

Установлено, что в системе электропитания автономных инверторов от общего источника постоянного тока изменяется характер электромагнитных процессов, поскольку индуктивность проводников, образующих общее звено постоянного напряжения, имеет значительную величину и выполняет роль сглаживающего реактора в цепи постоянного тока.

Полученные в процессе исследования модели электропривода результаты показали, что применение рассмотренной системы электропитания позволяет исключить из схемы тормозные резисторы, так как электродвигатели, находящиеся в двигательном режиме, потребляют энергию, вырабатываемую электродвигателями в режиме динамического торможения, а в звене постоянного напряжения при этом не происходит повышения напряжения выше допустимого уровня. Эксплуатация рассмотренной системы электропитания электропривода на промышленном предприятии подтвердила её работоспособность и надёжность.

Библиографический список

1. Белов М. П., Новиков В. А., Рассуцов Л. Н., Сумни-ков А. А. Автоматизированный электропривод — современная основа автоматизации технологических процессов // Электротехника. 2003. № 5. С. 12-16.

2. Зиновьев Г. С. Основы силовой электроники. Изд. 2-е, испр. и доп. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. 664 С. ISBN 5-7782-0323-3.

3. Ефимов А. А., Шрейнер Р. Т. Активные преобразователи в регулируемых приводах переменного тока: моногр. Ново-уральск: Изд-во НГТИ, 2001. 250 с.

4. Воробьев А. А., Колб А. А. Групповое питание электропривода с общим накопителем энергии как новое направление энергосбережения // Вестник национального технического ун-та «ХПИ». Темат. вып. «Проблемы автоматизированного электропривода». Харьков: Изд-во НТУ «ХПИ», 2003. Вып. 10. С. 224-228.

5. Беляев В. Л. Повышение энергетической эффективности в морском торговом порту «Южный» // Ефектившсть та яюсть електропостачання промислових шдприемств: зб. праць VI Мiжнародноi науково-техшчно! конф. Марiуполь: Вид-во ПДТУ, 2008. С. 168-171.

6. Кириленко А. В., Волков И. В. Энергосберегающий асинхронный электропривод // Вестник национального технического ун-та «ХПИ». Темат. вып. «Проблемы автоматизированного электропривода». Харьков: Изд-во НТУ «ХПИ». 2008. Вып. 30. С. 22-27.

7. Климаш В. С., Петухов А. В. Опыт эксплуатации комплекса электроприводов автоматизированных линий по производству шпона // Материалы 47-й науч.-техн. конф., Комсомольск-на-Амуре, 10-21 апреля 2017 г. / редкол. Э. А. Дмитриева (отв. ред.) [и др.]. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2017. С. 858-860.

8. Немыкина О. В. Исследование процессов в сети, питающей группу частотно-регулируемых приводов для крановых установок // Электротехнические и компьютерные системы. 2011. № 3 (79). С. 355-356.

9. Микитченко А. Я., Могучев М. В., Шевченко А. Н. Выбор емкости конденсатора в звене постоянного напряжения двухзвенного преобразователя частоты // Электроприводы переменного тока: тр. междунар. XIV науч.-техн. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 2007. С. 39-42.

10. Лукевски М., Осетер А., Хебровски А. [и др.]. Повышение энергосбережения электроприводов переменного тока с преобразователями частоты за счет использования дросселей фирмы Elhand Transformatory // Вестник национального технического ун-та «ХПИ». Темат. вып. «Проблемы автоматизированного электропривода». Харьков: Изд-во НТУ «ХПИ». 2008. Вып. 30. С. 489-492.

клиМАШ Владимир Степанович, доктор технических наук, профессор кафедры «Промышленная электроника».

ПЕТУХоВ Александр Владимирович, магистрант гр. 6ПЭм-1 электротехнического факультета. Адрес для переписки: Petuhovaleasandr@yаndex.ru

Для цитирования

Климаш В. С., Петухов А. В. Электропривод с общим выпрямителем и индивидуальными инверторами для асинхронных электродвигателей деревообрабатывающей линии Амурского лесокомбината // Омский научный вестник. 2018. № 3 (159). С. 22-26. Б01: 10.25206/1813-8225-2018-159-22-26.

Статья поступила в редакцию 14.04.2018 г. © В. С. климаш, А. В. Петухов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.