СЕКЦИЯ: Реализация курсов дополнительных
общеразвивающих программ с использованием
истанционных образовательных технолотй
д
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
29
УДК 37.08; 378.046.4
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Нечаев Михаил Петрович1
'доктор педагогических наук,
профессор кафедры методики воспитания и
дополнительного образования,
Академия социального управления, г. Москва
Статья посвящена развитию электронного повышения квалификации учителей как одной из движущих сил непрерывного развития профессионального мастерства педагогов. Особое внимание уделено реализации проекта электронного повышения квалификации в Московской области. Рассматривается такой конструкт дополнительного профессионального
образования, как электронный учебный курс. Описывается его структура как действующий на практике образовательный ресурс для реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с электронной поддержкой, включающий модули онлайн обучения и самостоятельной работы в интерактивной образовательной среде курса.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, электронное обучение, электронный учебный курс, дистанционные образовательные технологии.
Анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в российской системе образования отмечается возрастающая значимость поиска новых конструктов дополнительного профессионального
педагогического образования, которые бы позволяли бы восполнить имеющиеся дефициты, обеспечивая профессионально-личностное развитие каждого педагога. Действующая система подготовки в педагогических вузах не отличается вариативностью и адресностью, не в полной мере отвечает интересам и потребностям обучающегося педагога [1; 8].
Из этого следует, что назрела острая необходимость существенного обновления системы дополнительного профессионального образования. В изменении нуждается не только содержание педагогического образования, но и новые технологии его организации [5].
Использование дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения было рассмотрено достаточно широким рядом отечественных авторов (Андреев А.А. [1], Вайндорф-Сысоева М.Е. [2], Горбунова Л.Н. [3], Комлева Н.В. [4], Панюкова С.В. [6], Полат Е.С. [7], Чернобай Е.В. [10] и др.).
Теоретический обзор литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, о том, что электронное обучение можно рассматривать как новую образовательную парадигму, являющуюся мощным ресурсом повышения качества дополнительного профессионального образования.
В Академии социального управления в рамках реализации проекта «Новая система электронного повышения квалификации учителей» был разработан комплекс разномодельных электронных курсов, который сокращает трудозатраты для обучающихся, обеспечивая при этом высокое качество дополнительного профессионального
образования [8].
Кафедра методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления осуществляет электронное обучение по 19 дополнительным профессиональным программам на основе пяти моделей электронных курсов.
Рассмотрим одну из эффективных моделей такого электронного курса как электронный учебный курс.
Электронный учебный курс (ЭУК) представляет собой образовательный ресурс для реализации дополнительной
профессиональной программы повышения квалификации с электронной поддержкой, включающий модули онлайн обучения и самостоятельной работы в интерактивной образовательной среде курса.
В структуре курса 12 шестичасовых модулей, в т. ч. 2 модуля очного обучения, модули онлайн обучения и модуль самостоятельной работы в интерактивной образовательной среде курса.
Последовательность и сроки изучения модулей задаются изначально.
30
Предусмотрена вариативность
освоения курса. По итогам входного тестирования (по инициативе обучающегося и по согласованию с преподавателем курса) обучающиеся, показавшие результаты не менее 75% выполнения теста, могут произвести замену 3-х модулей, в т.ч., самостоятельную работу (всего 18 часов) на индивидуальное задание по описанию и представлению собственной практики, содержащей
инновационные приемы обучения и воспитания, организационные формы, средства контроля и др.
Материалы занятий должны быть вариативными и обеспечивать возможность выбора обучающимися заданий для индивидуальной работы с учетом профессиональных дефицитов и потребностей обучающихся.
Элементы и модули ЭУК:
Информационный элемент: учебный план; расписание; категория слушателей; аннотация курса; интеллект-карта курса; презентация курса (видеоролик или озвученная презентация);
• информация об авторах курса (с фотографиями).
Вводный модуль - модуль очного обучения:
• должен содержать краткую аннотацию или план очного занятия как элементы курса;
• должен иметь тест входной диагностики с числом вопросов не менее 20.
Учебное занятие включает выполнение обучающимися входного теста в компьютерном классе или посредством собственных мобильных устройств в любой аудитории, имеющей доступ к интернет через 'ШИ.
В ходе занятия организуется знакомство с обучающимися через использование специально отобранных приемов, экспресс-опросов,
профессионального общения в лайт-формате.
Обучающихся инструктируют по вопросам техник и технологий обучения в используемой среде ЭО.
Итогом знакомства является согласованное назначение отдельным
обучающимся индивидуального
образовательного маршрута.
В ходе вводного занятия рассматриваются вопросы методологии курса, разъясняются важные теоретические положения, другие вопросы согласно учебному плану (УП).
Каждый учебный модуль должен завершаться контролем освоения учебного материала:
• в форме промежуточного теста (4 теста на курс в 72 часа, содержащих 5 вопросов);
• в форме эссе;
• в форме опроса (не менее 7 вопросов);
• контрольной работы или др. формы контроля (факультативные дополнения).
Аттестационный модуль - очный:
• должен содержать итоговый тест, включающий 30 вопросов, для проведения тестирования как формы итоговой аттестации;
• методические рекомендации по подготовке обучающимися практико-значимой разработки (ПЗР);
• шаблон экспертного листа;
• обеспечивает сбор ПЗР -проектов применения материалов курса в собственной профессиональной практике в виде видеороликов или презентаций (или других типов файлов);
• содержит методические рекомендации по подготовке материалов представления индивидуальной педагогической практики, по выбору обучающихся;
• регламент проведения итоговой конференции (факультативная форма итоговой аттестации);
• регламент комплексного зачета (факультативная форма итоговой аттестации);
Учебные онлайн модули строятся на основе УП.
Лекции как вид учебного занятия (УЗ), включенные в УП, должны быть представлены в формате видеолекции, лекции-презентации, гипертекста и содержать задания на взаимодействие обучающихся при помощи интерактивных элементов - форума, чата, WiKi и комплекта заданий для совместной работы.
31
Каждая лекция должна иметь аннотацию и план.
В состав курса входят следующие
лекции:
• лекции - видео 15\15\15 с методическими инструкциями по работе с видеозаписью лекции, содержащими задания и комментарии - не менее 1 видеолекции на курс;
• лекции - гипертекстовый документ с заданиями и вопросами по тексту, которые завершается актуализированным списком основных источников - не менее 1 лекции в указанном формате на курс;
• лекция - презентация с комментариями и звуковым сопровождением -
не менее 1 лекции на курс;
• лекция - слайд-конспект и др.
Онлайн УЗ могут быть
сконструированы:
• как семинар в формате вебинара (онлайн или офлайн) с методическими рекомендациями и или инструкциями, заданиями по работе с видеозаписью вебинара; с планом и заданиями для вебинара, планируемого в формате онлайн, извещение о котором размещается в среде курса как новость;
• как мастер-класс в формате видеозаписи с методическими рекомендациями и или инструкциями, заданиями по работе с видеозаписью мастер-класса;
• как учебная или научно -практическая конференция в формате видеозаписи с методическими рекомендациями и или инструкциями, заданиями по работе с видеозаписью конференции;
• как практическое занятие.
Практические занятия, включенные в
структуру онлайн УЗ должны содержать задания на взаимодействие обучающихся при помощи интерактивных элементов:
• форум;
• чат;
• WiKi и комплект заданий для совместной работы.
Практические занятия должны быть снабжены планом, методическими
инструкциями. Они могут иметь дополнительные материалы, представленные виртуальными лабораториями, учебными компьютерными играми и другими электронно-образовательным ресурсам (ЭОР) в формате аудио и видео записей, презентаций, в т.ч. веб-
квесты, ссылки на онлайн симуляторы, обеспечивающими выполнение практических работ, в единой информационной системе (ЕИС).
Изучение передовой педагогической практики.
Обязательным элементом курса должно быть изучение передовой педагогической практики (ППП) Московской области, которое может быть дополнены практиками образовательных систем других регионов Российской Федерации по теме курса.
Изучение материалов ППП должно входить в контент не менее, чем 2-х модулей. Изучение ППП может быть включено в любое учебное онлайн занятие. Материалы, представляющие ППП:
• карточка-аннотация,
• информационная карта ППП с гиперссылками на вебсайты объектов изучения, видеоролик ППП.
Кроме обязательных, могут быть дополнительные материалы - презентации, мультимедийные визитки и открытки и др.
Библиотека материалов:
• монографии;
статьи; УМК
• и др произведения.
Библиотека курса может обновляться за счет включения в нее материалов, рекомендуемых и предоставленных обучающимися.
Таким образом, использование электронного обучения в системе дополнительного профессионального
образования выводит его на качественно новый уровень, обеспечивает каждому слушателю свободный и открытый доступ к непрерывному развитию профессионального мастерства с учётом его интересов, возможностей и образовательных запросов.
Список источников и литературы:
1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999. -120 с.
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева. Т. С. Грязнова, В. А. Шитова; под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Юрайт, 2018. - 94 с.
3. Горбунова, Л.Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на
32
профессионально-личностное развитие // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 91 - 95.
4. Комлева, Н.В., Лебедев, С.А., Молчанов, А.С. Комплексный подход к организации системы онлайн обучения в современном университете // Открытое образование. - 2015. - №4 (111). - С.58-61.
5. Нечаев, М.П., Романова, Г.А. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М.П. Нечаев, Г.А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2016. - № 3. - С. 109-114.
6. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 224 с.
7. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 392 с.
8. Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsepku.mosreg.ru (дата обращения 27.05.2020).
9. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. -Самара: Новая техника, 2006. - 462 с.
10. Чернобай, Е.В. Подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: монография. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2009. - 103 с.
E-LEARNING COURSE IN THE INFORMATION ENVIRONMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Mikhail Petrovich Nechaev1
'doctor of pedagogical Sciences,
Professor of the Department of methods of education and additional education, Academy of social management, Moscow
Abstract. The article is devoted to the development of electronic professional development of teachers as one of the driving forces of continuous development of professional skills of teachers. Special attention is paid to the implementation of the project of electronic professional development in the Moscow region. We consider such a construct of additional professional education as an e-learning course. It describes its structure as a practical educational resource for implementing additional professional training programs with electronic support, including modules for online learning and independent work in an interactive educational environment of the course.
Keywords: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, электронное обучение, электронный учебный курс, дистанционные образовательные технологии.
Рукопись поступила: 24 июня 2020 г. Submitted: 24 June 2020
ЖУРНАЛ И ОБЩЕСТВО
наш журнал