Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленкова И.В.

Статья посвящена организации электронной информационной образовательной среды с помощью электронных учебных курсов, позволяющих формировать компетенции в области подготовки будущих учителей информатики. В статье рассматриваются особенности создания и использования электронного курса на основе нового формата представления информации разного вида, а также новых возможностей взаимодействия участников образовательного процесса. Проанализированы возможности дистанционных образовательных технологий, позволяющие будущим педагогам реализовывать образовательную деятельность в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беленкова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING COURSE AS AN ELEMENT OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the organization of electronic information educational environment with the help of electronic training courses that allow forming competencies in the field of training future computer science teachers. The article discusses the features of creating and using an electronic course based on a new format for presenting different types of information, as well as new opportunities for interaction between participants in the educational process. The possibilities of distance learning technologies that allow future teachers to implement educational activities in modern conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

Беленкова И. В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле г. Нижний Тагил, Россия

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация

Статья посвящена организации электронной информационной образовательной среды с помощью электронных учебных курсов, позволяющих формировать компетенции в области подготовки будущих учителей информатики. В статье рассматриваются особенности создания и использования электронного курса на основе нового формата представления информации разного вида, а также новых возможностей взаимодействия участников образовательного процесса. Проанализированы возможности дистанционных образовательных технологий, позволяющие будущим педагогам реализовывать образовательную деятельность в современных условиях.

Ключевые слова: электронный учебный курс, дистанционные образовательные технологии, информационная образовательная среда.

Belenkova I. V.,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology

Branch of the RGPPU in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

E-LEARNING COURSE AS AN ELEMENT OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Annotation

The article is devoted to the organization of electronic information educational environment with the help of electronic training courses that allow forming competencies in the field of training future computer science teachers. The article discusses the features of creating and using an electronic course based on a new format for presenting different types of information, as well as new opportunities for

interaction between participants in the educational process. The possibilities of distance learning technologies that allow future teachers to implement educational activities in modern conditions are analyzed.

Keywords: e-learning course, distance learning technologies, information educational environment.

Современное состояние образования и тенденции развития российского общества требуют сегодня совершенно новых подходов в области организации и развитии информационно-образовательной среды каждого образовательного учреждения.

В настоящее время термин «электронная информационно-образовательная среда» основательно вошел в деятельность каждого ВУЗа, являясь одним из элементов системы формирования компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Определений термину дается много. В статье 16. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, говорится, что электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) образовательной организации включает электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1].

В условиях сегодняшних реалий, образование вынуждено было реализовывать процесс обучения на всех уровнях (школа, ВУЗ, СПО) исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для решения этого вопроса необходимо было выполнить две основные вещи. В первую очередь, дать повсеместно доступ к компьютерной сети Интернет, а во вторую очередь - создать условия для разработки электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Такая среда должна обеспечивать освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся и состоять из следующих компонентов (рис. 1).

эиос:

• электронные информационные и образовательные ресурсы,

• информационно-коммуникационные технологии,

• телекоммуникационные технологии,

• технологические средства.

Рис. 1. Компоненты ЭИОС Кроме указанных компонентов ЭИОС должна осуществлять информационную поддержку, организацию образовательного процесса, и осуществлять консультирование студентов (онлайн и оффлайн). ЭИОС не может возникнуть стихийно, ее формирование - целенаправленный управленческий процесс. В связи с этим совершенствованию электронной среды в учебном заведении уделяется постоянное внимание.

Основной целью внедрения в образование электронного обучения и использования при этом дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является обеспечение доступности образования для всех обучающихся, независимо от особенностей здоровья, места пребывания и социального статуса. Выделенные виды ДОТ (кейсовая технология, телевизионные (спутниковые) и сетевые технологии) позволяют формировать ЭИОС, гибко выполняя разработку и редактирование электронных учебных курсов.

Электронный учебный курс (ЭУК) сегодня — программно-методический комплекс, позволяющий студенту самостоятельно освоить учебный курс или раздел (разделы) курса. Структурно ЭУК может объединить в себе возможности учебника, учебно-методического пособия, задачника, справочника, практикума, а, может быть, даже и виртуальной лаборатории. Основным назначением каждого разработанного электронного курса будет формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области в указанном объеме, как в индивидуальном режиме, так и при методической помощи преподавателя (ответы на вопросы, чат, форум).

Электронные учебные курсы являются одним из инструментов реализации образовательных программ, предназначены для сетевой поддержки учебного процесса и формирования единой информационно-образовательной среды вуза. Для разработки курсов могут быть использованы различные

программные средства, среди которых LMS Moodle, Eduardo, edX, Stepik, Ispring и др.

В нашем вузе для реализации электронного обучения и разработки ЭУК используется система LMS Moodle (https://moodle.org/). Мы уже писали об использовании указанной среды в обучении студентов нашего вуза [3].

Электронный учебный курс, размещенный в системе Moodle, представляет собой информационную систему, которая реализует различные возможности информационно-коммуникационных технологий, используемых в процессе обучения. Электронный курс рассматривается системой дистанционного обучения в качестве самостоятельной изучаемой учебной единицы.

В целях подготовки будущих учителей информатики по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Физика и информатика» в план подготовки введен курс «Инновационные технологии электронного обучения». Один из модулей курса посвящен разработке ЭУК в LMS Moodle, позволяет будущим учителям информатики получить знания и умения, выработать компетенции, касающиеся работы в современной информационной образовательной среде образовательного учреждения, в том числе и с целью создания ЭУК.

В рамках изучения курса студенты рассматривают современные модели для разработки образовательного контента в новом формате для своего электронного учебного курса. При этом можно использовать различные модели реализации контента (рис. 2).

»электронные образовательные ресурсы (рекомендованные в комплект учащегося),

• электронные образовательные ресурсы, разработанные в рамках Федеральных программ (ФСИОР)

»разработанные методические материалы и ЭОР, созданные преподавателями,

»приобретение методических материалов и ЭОР у сторонних разработчиков

»сайты, порталы.

Рис. 2. Модели образовательного контента электронного курса

Порталы: «Российское образование» (https://edu.ru/), «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http: //window.edu.ru/).

Платформы «Открытое образование» (https: //openedu.ru/), Udemy (https://www.udemy.com/ru/), Eduardo (http s: //lms .eduardo. studio/), Stepik (https://stepik.org/) и т.п.; сетевые сервисы Web-2.0 (smart-технологии, вики-технологии, подкасты, вебинары) и т.д. В настоящее время при создании электронного учебного курса для реализации образовательных программ целесообразно использовать информационный контент, представленный в новом цифровом формате (видео лекции, например).

Электронный учебный курс может включать четыре блока: теоретический, практический, контролирующий и коммуникативный (рис. 3).

Теоретический

Практический

Контролирующий

Коммуникативный

тексты лекций

презентации

электронный учебник

видеолекции

дополнительн ый материал

задания

упражнения

семинары

лабораторные работы

методические указания для выполнения работ

опросы

проекты

вопрсы для самостоятельн ого изучения

форум

тренинги

видеоконфере нции

электронная почта

чат

Рис. 3. Компоненты электронного учебного курса Выделенные компоненты соответствуют требованиям документов, разработанных в разное время: «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», а так же «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг».

Таким образом, электронный учебный курс является интерактивным образовательным ресурсом электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Он может быть создан в качестве поддержки учебного процесса (или его части) как в рамках изучения отдельных

образовательных программ, так и для поддержки всего образования и иметь определенную структуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2020).

2. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь. Москва, 2008. [Электронный ресурс]: - URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar-2008-g.html (дата обращения: 15.11.2020).

3. Лопатина К.Е., Беленкова И.В. Возможности системы управления курсами MOODLE для высших учебных заведений // Наука и перспективы. -2017. - № 3. - URL: nip.esrae.ru/ru/15-126 (дата обращения: 13.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.