ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»
© Н.Е. Копитова, Е.В. Никишина
В период становления информационной цивилизации изменяются требования к подготовке специалистов. В современном мире невозможно представить процесс организации учебного процесса без использования персональных компьютеров и сетевых технологий.
В условиях активного использования информационных технологий в сфере образования расширяется понимание учебно-методического обеспечения учебного процесса, появляются новые средства обучения, разрабатываются автоматизированные информационные системы организации учебного процесса.
Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению).
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям).
«Мировые информационные ресурсы» - это курс, читаемый студентам, обучающимся на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Поэтому актуальной является разработка электронного УМК по этой дисциплине.
В процессе работы рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки учебно-мето-
дического комплекса, разработана структура комплекса по курсу «Мировые информационные ресурсы», инструкции по установке и применению электронного учебно-методического комплекса, рекомендации для работы с курсом, определены программные и аппаратные средства реализации учебно-методического комплекса.
Нами создан электронный учебно-методический комплекс «Мировые информационные ресурсы», который включает стандарт по дисциплине, рабочую программу, программу курса, теоретический материал, лабораторные работы, презентацию по лекциям, контроль знаний (вопросы к зачету, темы рефератов), рекомендуемую литературу. Раздел «Ресурсы Интернет» содержит скрин-шоты сайтов по различным тематикам: библиотечные ресурсы, образовательные ресурсы и др.
Разработанный электронный учебно-методический комплекс может использоваться в учебном процессе для обучения на специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Прежде всего, он предназначен для студентов, которые не имеют возможности прослушать весь курс в полном объеме (для заочной формы обучения).
Поступила в редакцию 23 декабря 2007 г.
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»
© Е.В. Клыгина, Е.М. Петрова, А.О. Хохонь
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса является одним из направлений информатизации образования. В процессе обучения целесообразно использовать электронные издания, которые частично или полностью могут заменить или дополнить учебник. К таким изданиям относятся электронные учебные пособия (ЭУП).
Учебный материал для представления в электронном учебном пособии отбирается в соответствии с учебной программой и структурируется на фрагменты. ЭУП может содержать следующие компоненты: курс лекций; практические задания и упражнения; лабораторные работы; тестовые материалы; словари и т.д. Содержание курса должно позволять преподавателю оказывать консультацию студенту за минимально короткое время.
В электронном учебном пособии «Основы программирования на языке Паскаль» учебный материал разбит на две части. В первой части рассматриваются темы: понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойств алгоритма; алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы; данные, типы данных; этапы решения задач. Далее даются основные сведения языка Паскаль; запись алгоритмических конструкций, процедур и функций на языке программирования. Во второй части рассматривается работа с различными типами данных на языке Паскаль. Представлен материал по перечисленным и ограниченным типам данных; по регулярным, строковым, множественным, комбинированным типами данных; по обработке числовых и текстовых файлов.
Каждая тема представлена лекционным материалом. В блок практических заданий включены кон-