Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. МНОГОГРАННИКИ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. МНОГОГРАННИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕРФЕЙС / HOTPOTATOES И MY TESTX / КОМПАС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ELECTRONIC COURSE BOOKS / ELECTRONIC INFORMATION RESOURCE / RESOURCE PACK / USER INTERFACE / HOT POTATOES AND MY TESTX / INTERACTIVE TESTS / COMPASS / SKILLS CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков М.Э., Воробьев А.А.

Рассматривается проблема создания электронного информационного ресурса по математическому моделированию, раздел «Многогранники». Освещено содержание электронного учебника, раскрыты принципы и возможности его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC COURSE BOOK "MATHEMATICAL MODELING FOR ENGINEERS. POLYHIDRONS"

The work presents the problem of creating electronic resource in mathematical modeling, which outlines the topic Polyhedrons. The author presents the content of the electronic book and describes in details the application of the resource.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. МНОГОГРАННИКИ»

УДК 51

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. МНОГОГРАННИКИ

М. Э. Быков, А. А. Воробьев

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум» Российская Федерация, 662500, г. Сосновоборск, ул. Юности, 7 Е-mail: chereshkevich.77@mail.ru

Рассматривается проблема создания электронного информационного ресурса по математическому моделированию, раздел «Многогранники». Освещено содержание электронного учебника, раскрыты принципы и возможности его использования.

Ключевые слова: электронные учебники, электронный информационный ресурс, методический комплекс, интерфейс, HotPotatoes и My testX, Компас, интерактивные тесты, контроль знаний.

ELECTRONIC COURSE BOOK "MATHEMATICAL MODELING FOR ENGINEERS. POLYHIDRONS"

M. E. Bykov, A. A. Vorobyov

State Regional Budgetary Institution of Professional Education "Sosnovoborsk College of Mechanics and Technology" 7, Yunosti Str., Sosnovoborsk, 662500, Russian Federation Е-mail: chereshkevich.77@mail.ru

The work presents the problem of creating electronic resource in mathematical modeling, which outlines the topic Polyhedrons. The author presents the content of the electronic book and describes in details the application of the resource.

Keywords: electronic course books, Electronic information resource, Resource Pack, User interface, Hot Potatoes and My testX, Interactive tests, Compass, Skills control.

Сегодня развитие аэрокосмической и ракетной промышленности невозможно без совершенствования уровня подготовки студентов, обучающихся по специальностям технической направленности, при помощи интернет-ресурсов и современных электронных средств. Среди них и электронные учебники, которые стали актуальны при получении образования. Возникла идея создания универсального электронного информационного ресурса по моделированию, содержащего материалы по разделу «Многогранники», которые пригодятся при освоении технических специальностей, в том числе, ракетно-космической направленности. Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования.

Цель исследования: разработать электронный учебник, содержащий теоретические сведения и практикум по математическому моделированию многогранников.

Для осуществления цели необходимо решить задачи:

1. Исследовать и проанализировать уровень знаний студентов.

2. Провести анализ и подборку материала.

3. Разработать структуру электронного учебника.

4. Сконструировать содержание материала каждого раздела.

Объект исследования: обучающиеся специальностей технической направленности.

Методы исследования: изучение и анализ источников Интернета; анкетирование.

В результате проведенного анкетирования среди студентов старших курсов, обучающихся по техническим специальностям, 79 % ребят отметили, что математику необходимо знать при

Секция «Молодежь, наука, творчество (направленияСПО)»

изучении профессиональных дисциплин, 72 % считают, что они не знают эту дисциплину в достаточно полном объёме и электронный учебник по математике с примерами и заданиями помог бы им в освоении технических дисциплин, расчете курсовых проектов.

Работая над теоретической частью, мы определились с понятием электронного учебника, как интегрированного средства, предназначенного для изучения курса материала, содержащего теорию, практику и другие компоненты [1]. Среди достоинств подобных ресурсов можно выделить: компактность, легко редактировать, комбинировать, рассылать по электронной почте или по скайпу, общедоступность, экономия денежных средств на издание, возможность проверить пройденный материал [1]. К недостаткам можно отнести: необходимость дополнительного программного и аппаратного обеспечения (компьютер, колонки и т. п.), утомляемость, вызванная чтением с экрана, ограничение общения [1].

Продумав структуру и внешний вид, учебник был создан в формате PowerPoint, используя гиперссылки внутри презентации и на внешние приложения. Объединив теоретический материал в блоки, подключены бесплатные приложения с простым интерфейсом HotPotatoes, My testX, Фабрика кроссвордов [2], которые представлены на рис. 1.

Главная страница содержит три основных раздела: теоретический аспект, практикум и контроль знаний. Материалы первого раздела рассчитаны для изучения теории потеме «Многогранники». Кнопка Выход позволяет вернуться в основное меню. Страницы учебника оснащены основными теоретическими сведениями, примерами, чертежами, рисунками, что облегчает уровень восприятия материала. После изучения теории, можно оценить свой уровень практических умений, нажав на кнопку Проверь себя или перейдя в раздел Практикум, как представлено на рис. 1.

Чтобы оценить уровень теоретических знаний, можно разгадать кроссворд по теме, кликнув на одноименную кнопку. Кроссворды разработаны в программе HotPotatoes 6 с удобным интерфейсом и на сайте «Фабрика кроссвордов». Раздел Задания позволяет пройти учебный курс по созданию моделей и их чертежей, сечений на бумаге, в реальном и 3-D виде, с помощью программных продуктов (Компас, Pascal), представлены на рис. 2.

Рис. 1. Основные разделы учебника

Рис. 2. Раздел «Практикум»

В программе Компас мы создали чертежи разверток некоторых многогранников и представили в сборке 3-Омодели пирамиды, призмы, правильных многогранников, их усеченных форм [3]. При нажатии на кнопку Листовое тело и кнопку Развертка чертеж сворачивается в 3-Омногогранник.

Интерактивные тесты разработаны в оболочке HotPotatoes и в программе MytestX. Выполняя задания, можно увидеть свои ошибки, вносить коррективы. Вкладка Контроль знаний позволяет оценить уровень усвоенного материала по любой теме.

Представленная разработка способствует развитию пространственного мышления, поможет старшекурсникам вспомнить материал, а первокурсникам сориентироваться в новом. Учебник можно использовать для заочной и дистанционной форм обучения. В дальнейшем мы продолжим формировать его базу. Сотрудничая с преподавателями, дополним материалы, содержащие математические расчёты, из курсовых или дипломных работ. Надеемся, что наш учебник не оставит без внимания студентов и преподавателей техникума и будет надежным помощником для освоения специальности.

Библиографические ссылки

1. Явич М. П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2012/10/16884 (дата обращения: 22.12.2017).

2. Фабрика кроссвордов [Электронный ресурс]. URL: http://puzzlecup.com/crossword-ru/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Сайт создания реальных моделей многогранников [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4854407/post337433185 (дата обращения 16.01.2018).

© Быков М. Э., Воробьев А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.