Известия ТРТУ
Тематический выпуск
комплекс конструирования экспертных систем реального времени G2 + GDA (Gensym Cor., USA) [4].
Литература
1. Еремеев А.П., Симонов Д.Н., Чибизова Н.В. Реализация прототипа сисистемы поддержки принятия решений реального времени на основе инструментального комплекса G2 // Программные продуты и системы, N 3, 1996, с.21-26.
2. Вагин В.Н., Еремеев А.П. Реализация концепции распределенного искусственного интеллекта и многоагентности в системах поддержки принятия решений на базе инструментального комплекса G2 + GDA / Ргос. Of the International Workshop "Distributed Artificial Intelligence and Multi-Agent Systems" DAIMAS'97, June 15-18, 1997, St.Pctersburg, Russia, p.262-268.
3. Башлыков A.A., Вагин B.H., Еремеев А.П. Экспертные системы поддержки интеллектуальной деятельности операторов АЭС // Вестник МЭИ, N 4, 1995, с.27-36.
4. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Э.В. Попов, И.Б. Фоминых, Е.Б. Кисель, М.Д. Шапот,- М.: Финансы и статистика, 1996, 320 с.
УДК 658.512
Сидоркина И.Г.
Электронный учебник автоматизированного проектирования
Научные достижения последних лет в области информатики трансформировали традиционную форму автоматизированного обучения. Обучение становится процессом приобретения знаний на основе интеграции в одной среде автоматизированных инструментов познания. Современный электронный учебник - это гипертекстовая система, реализованная в архитектуре "клиент-сервер", обладающая возможностями экспертной системы, работающий под управлением интеллектуального ядра, основанная на принципах функционирования инструмента познания, при отображении реального мира в виде когнитивных графических и видео представлений. В системе используются путеводители по предметной области, энциклопедии, телеконференции и созданы средства самоконтроля и самообучения пользователя.
Включение интеллектуального ядра позволяет автоматизировать управление различными информационными потоками (от пользователя, из базы знаний, из базы данных, по локальной сети, по глобальным сетям и т.д.) и унифицировать общение с пользователем вне зависимости от проблемной области.
Электронный учебник автоматизированного проектирования представляет собой активный справочник с мультимедиа информацией, построенный в виде гипермедиа. Последняя состоит из узлов, которые являются основными единицами хранения информации и включают в себя страницы текста, звуковую информацию, видеоклип. Доступ к узлам осуществляется через выделенные связи (линейные, ассоциативные, динамические). С помощью механизма формирования динамических связей система обучения адаптируется к уровню знаний пользователя.
Учебник предоставляет пользователю контекстно-зависимый обучающий материал по проектированию, оценивает знания обучаемого, выставляет оценку, вызывается из любой проектирующей подсистемы или может работать автономно. Графический редактор подготовки материала для обучения позволяет адаптировать систему к изучению любой другой дисциплины. Среда обучения позволяет совмещать получение теоретических знаний с закреплением их в процессе автоматизированного проектирования.