Научная статья на тему 'Электронный тьюторинг как новая форма учебного сопровождения'

Электронный тьюторинг как новая форма учебного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРИНГ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / TUTORING / BUSINESS COMMUNICATION / NET COMMUNICATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегенева Елена Ильинична

Предметом рассмотрения данной статьи являются две разновидности тьюторинга онлайн и офлайн тьюторинг. В качестве факторов, необходимых для грамотной педагогической поддержки e-learning студента, автор отмечает соблюдение тьютором норм делового, сетевого и межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic tutoring as a new form of educational support

This article is focused on both kinds of tutoring online and offline tutoring. As factors which are necessary for providing efficient educational support of e-learning student the author notes some norms of business communication, net communication and interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Электронный тьюторинг как новая форма учебного сопровождения»

сопровождения инновационной деятельности образовательного учреждения, поможет

обеспечить руководителю оценку степени готовности коллектива к инновационной деятельности с точки зрения человеческого и психологического факторов, даст возможность руководителю вовремя вносить коррективы в свою руководящую позицию, будет способствовать повышению результативности деятельности организации.

1. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. К вопросу о мотивации инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений // Мир психологии. 1999. № 2. С. 63.

2. Лаздина Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в

общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003.

3. Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М., 2006.

4. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб., 2005.

Поступила в редакцию 10.03.2009 г.

Yasukevich M.V. Innovative activity of college: a role of the Head. In the article the role of the head of college in creation of organizational-pedagogical conditions for the pedagogical workers providing high motivation and professional readiness for innovative activity is considered.

Key words: innovative activity, the motivational management, the motivational-stimulating function, competence-developing function, organizational-activity function, psychological climate, unhealthy psychological climate.

УДК 37:811.161.1

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЬЮТОРИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

© Е.И. Бегенева

Предметом рассмотрения данной статьи являются две разновидности тьюторинга - онлайн и офлайн тьюторинг. В качестве факторов, необходимых для грамотной педагогической поддержки е-1еагт^ студента, автор отмечает соблюдение тьютором норм делового, сетевого и межличностного общения.

Ключевые слова: тьюторинг, деловое общение, сетевое общение, межличностное общение.

В современной российской индустрии обучения (в т. ч. корпоративного) должность тьютора является настолько экзотической, что до сих пор (и в вузах в особенности!) не решен окончательно вопрос оплаты труда преподавателей-тьюторов. Подтверждением тому может служить активное обсуждение темы в профессиональных блогах [1].

Тьюторинг - особая форма сетевого преподавания, под которой подразумевается проведение синхронных и асинхронных учебных мероприятий, тестирование, сбор и анализ учебных результатов, а также контрольные и текущие учебные проверки. К синхронному тьюторингу обычно относят

1) управление работой виртуального класса (virtual class), в т. ч. модерирование работы ereakout rooms («комнат прорыва»), а именно, презентацию информации и упражнений

(часто с использованием whiteboarding’a, т. е. техники применения электронной панели в функции классной доски), реакцию на вопросы аудитории в реальном времени (с помощью встроенных мессенджеров - ICQ, SKYPE, чатов), оценку усвоения знаний etc.;

2) проведение видео и аудиоконференций, а также онлайн вебинаров.

Работа в синхронном времени на сегодняшний день предполагает владение тьютором средствами коллаборативного синхронного обучения, такими как: 1) совместная работа с приложениями - инструмент, с помощью которого преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым [2]; 2) интерак-

тивный опрос - технология, которая позволяет быстро создавать опросник, редактировать его и размещать в том же виртуальном классе или других синхронных электронных средствах обучения; 3) вебтур (webtour) -совместный веб-серфинг - технология, позволяющая преподавателю и ученикам совместно «путешествовать» по предметным веб-сайтам; 4) совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких учащихся или учебной группы, как правило, в удаленном режиме [2].

Наиболее популярной асинхронной формой обучения в настоящее время является электронный учебный курс, в рамках которого тьютор контролирует деятельность учащихся с помощью особой системы управления обучением (LMS). Асинхронными средствами общения в этом случае выступают электронная почта, социальные сети (реже) и форум.

В странах с продвинутым уровнем e-leaming в последнее время получают все большее развитие технологии blended в-learning (смешанного электронного on- и off-line обучения). Они подразумевают построение программы обучения как из элементов синхронного, так и из элементов асинхронного сетевого обучения (одна часть учебного материала реализуется в виде учебных электронных курсов, а другая в виде занятий в виртуальном классе и т. д.).

В какой бы форме ни работал сетевой тьютор, его непосредственными задачами является анализ потребностей и реакций обучаемых и оперативное на них реагирование. Тьютор подбирает темп, удобный для группы, следит за вовлеченностью обучаемого в учебный процесс и, при необходимости, «возвращает» его в группу. В области международного сетевого обучения успешность такой деятельности зависит от владения тьютором спецификой делового, сетевого и межличностного общения (все три имеют свои отличия в разных странах), а также знания факторов, определяющих активность и результативность обучения.

Верно сориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций и оптимизировать отношения с инокультурной общественностью тьютору позволит знание полярных особенностей западной (евро-амери-

канской и западноевропейской) и восточной (конфуцианских Японии, Китая, Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга и стран ислама) деловых культур.

И.В. Алешина определяет деловую культуру Запада в таких чертах, как «независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность и оптимизм», противопоставляя им «уклончивость, иерархию, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, клановость, кумовство, хитрость, фатализм и взяточничество», которые, по ее мнению, обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики восточной культуры [3]. Знание тьютором норм делового поведения носителей разных этнокультурных кодов (И.В. Алешина определяет эти нормы через категории «индивидуализм -коллективизм», «иерархичность - эгалитаризм», а также времени и работы), вдобавок к умению вести общение по сценариям культур противоположного типа («высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культур, которые отличаются в категориях «прямолинейность - учтивость»), поможет снять барьеры и возможные недоразумения в сетевом сопровождении учащихся и в целом оптимизировать учебный процесс.

С телекоммуникационным деловым этикетом непосредственно связана лингвистика виртуальной коммуникации, или нетикета (netiquette). Сетевой этикет Н.А. Оганесянц определяет как «базовые правила, регулирующие обмен сообщениями по электронной почте, стилистику сетевой коммуникации в чате и конференциях и правила написания публикуемых текстов в Интернет» [4].

Н.А. Оганесянц отмечает, что виртуальная коммуникация характеризуется прагматикой удобства и простоты, где экономия усилий достигается максимальным редуцированием, а графическая информация используется для передачи эмоционального сегмента сообщения [4].

В виртуальном общении выделяют специфические факторы, влияющие на продуктивность и удовлетворенность таким общением. Эксперимент, в ходе которого активным пользователям web-сайтов (молодым

людям в возрасте 18-24 лет) было предложено оценить виртуального консультанта как идеального помощника и идеального собеседника, показал следующее. Виртуальный консультант как идеальный помощник должен сочетать в себе такие качества, как оптимизм, активность, снисходительность и компетентность [5]. Оптимизм приписывается ему, вероятно, потому что в факторе оптимизма пользователям видится способность не унывать даже в самой трудной ситуации. Ожидание от виртуального помощника своеобразной психологической поддержки, которая заключается в его постоянном присутствии, позволяет пользователям почувствовать, что «они не одни в этом огромном пространстве информации» [5]. Активность виртуального помощника заключается в том, что он не должен заставлять себя ждать, когда требуется его помощь. В этом состоит основное отличие активности от навязчивости; последняя является отталкивающим фактором. Снисходительность, по мнению Е. Блохиной, в данном случае ассоциируется с интеллигентностью; «делая замечания или давая рекомендации, виртуальный помощник не должен язвить в адрес того, кто к нему обращается» [5]. И, наконец, виртуальный помощник - это всезнающий наставник; он обладает статусом компетентности и авторитетности. Такие факторы, как пол, возраст, внешность, не играют определяющей роли в формировании образа виртуального помощника. Это также подтверждает вывод о том, что виртуальный помощник воспринимается как партнер, в котором для пользователя прежде всего важны деловые качества [5]. «Эмоциональные» качества, на которые ориентируются люди при реальном межличностном восприятии, не влияют на восприятие виртуального консультанта. Факторы, выделенные в образе виртуального консультанта как идеального помощника, по версии Е. Блохиной, практически совпадают с факторами, выделенными в образе виртуального консультанта как идеального собеседника [5].

Данные психологических исследований Интернет-коммуникации позволяют рассматривать Интернет как среду скорее социальную, нежели безлично-информационную [6]. Неопределенность Интернет-коммуникации, ее анонимность, безопасность, невидимость субъектов, значительное разнообразие

сред общения и деятельности позволяют говорить о Сети как о среде со «слабыми» социальными ситуациями, где поведение определяется в большей мере личностными, чем ситуационными переменными. Для учебного консультирования важно понимание того, что выраженность определенного типа поведения в Сети (активности в восприятии альтернатив, активности в действии, интернет-зависимости) связана не только с целями прихода в Сеть, но и с особенностями идентичности пользователей. Именно поэтому первоосновой успешного тьюторинга является умение распоряжаться данными модели студента - сведениями из его сетевого «паспорта» [7] и показателями его учебной статистики («досье» студента).

1. Тихомирова Е. Синхронное обучение или как стать современным преподавателем // Живое обучение (про e-learning и не только). URL: http://eleamingtime.blogspot.com (дата обращения 3.02.2009).

2. Скиба Е. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения. URL: http:// www.trainings.ru (дата обращения 04.05.2008).

3. Алешина И.В. Западная и восточная деловые культуры. URL: http://vestnik.tripod.com.

4. Оганесянц Н.А. Педагогический дизайн и информационно-коммуникационные технологии по специальности PR. URL: http:// svarkhipov.narod.ru.

5. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником. URL: http://flogiston.ru.

6. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: http://flogiston.ru (дата обращения 28.06.2002).

7. Раунтри Д. Кто ваши дистанционные студенты? / Институт образовательных технологий. Открытый университет. Milton Keynes MK7 6AA, UK. URL: http://www.prosv-ipk.ru.

Поступила в редакцию 18.03.2009 г.

Begeneva E.I. Electronic tutoring as a new form of educational support. This article is focused on both kinds of tutoring - online and offline tutoring. As factors which are necessary for providing efficient educational support of e-learning student the author notes some norms of business communication, net communication and interpersonal communication.

Key words: tutoring, business communication, net communication, interpersonal communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.