сопровождения инновационной деятельности образовательного учреждения, поможет
обеспечить руководителю оценку степени готовности коллектива к инновационной деятельности с точки зрения человеческого и психологического факторов, даст возможность руководителю вовремя вносить коррективы в свою руководящую позицию, будет способствовать повышению результативности деятельности организации.
1. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. К вопросу о мотивации инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений // Мир психологии. 1999. № 2. С. 63.
2. Лаздина Т.И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учителей в
общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003.
3. Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М., 2006.
4. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб., 2005.
Поступила в редакцию 10.03.2009 г.
Yasukevich M.V. Innovative activity of college: a role of the Head. In the article the role of the head of college in creation of organizational-pedagogical conditions for the pedagogical workers providing high motivation and professional readiness for innovative activity is considered.
Key words: innovative activity, the motivational management, the motivational-stimulating function, competence-developing function, organizational-activity function, psychological climate, unhealthy psychological climate.
УДК 37:811.161.1
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЬЮТОРИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
© Е.И. Бегенева
Предметом рассмотрения данной статьи являются две разновидности тьюторинга - онлайн и офлайн тьюторинг. В качестве факторов, необходимых для грамотной педагогической поддержки е-1еагт^ студента, автор отмечает соблюдение тьютором норм делового, сетевого и межличностного общения.
Ключевые слова: тьюторинг, деловое общение, сетевое общение, межличностное общение.
В современной российской индустрии обучения (в т. ч. корпоративного) должность тьютора является настолько экзотической, что до сих пор (и в вузах в особенности!) не решен окончательно вопрос оплаты труда преподавателей-тьюторов. Подтверждением тому может служить активное обсуждение темы в профессиональных блогах [1].
Тьюторинг - особая форма сетевого преподавания, под которой подразумевается проведение синхронных и асинхронных учебных мероприятий, тестирование, сбор и анализ учебных результатов, а также контрольные и текущие учебные проверки. К синхронному тьюторингу обычно относят
1) управление работой виртуального класса (virtual class), в т. ч. модерирование работы ereakout rooms («комнат прорыва»), а именно, презентацию информации и упражнений
(часто с использованием whiteboarding’a, т. е. техники применения электронной панели в функции классной доски), реакцию на вопросы аудитории в реальном времени (с помощью встроенных мессенджеров - ICQ, SKYPE, чатов), оценку усвоения знаний etc.;
2) проведение видео и аудиоконференций, а также онлайн вебинаров.
Работа в синхронном времени на сегодняшний день предполагает владение тьютором средствами коллаборативного синхронного обучения, такими как: 1) совместная работа с приложениями - инструмент, с помощью которого преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым [2]; 2) интерак-
тивный опрос - технология, которая позволяет быстро создавать опросник, редактировать его и размещать в том же виртуальном классе или других синхронных электронных средствах обучения; 3) вебтур (webtour) -совместный веб-серфинг - технология, позволяющая преподавателю и ученикам совместно «путешествовать» по предметным веб-сайтам; 4) совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких учащихся или учебной группы, как правило, в удаленном режиме [2].
Наиболее популярной асинхронной формой обучения в настоящее время является электронный учебный курс, в рамках которого тьютор контролирует деятельность учащихся с помощью особой системы управления обучением (LMS). Асинхронными средствами общения в этом случае выступают электронная почта, социальные сети (реже) и форум.
В странах с продвинутым уровнем e-leaming в последнее время получают все большее развитие технологии blended в-learning (смешанного электронного on- и off-line обучения). Они подразумевают построение программы обучения как из элементов синхронного, так и из элементов асинхронного сетевого обучения (одна часть учебного материала реализуется в виде учебных электронных курсов, а другая в виде занятий в виртуальном классе и т. д.).
В какой бы форме ни работал сетевой тьютор, его непосредственными задачами является анализ потребностей и реакций обучаемых и оперативное на них реагирование. Тьютор подбирает темп, удобный для группы, следит за вовлеченностью обучаемого в учебный процесс и, при необходимости, «возвращает» его в группу. В области международного сетевого обучения успешность такой деятельности зависит от владения тьютором спецификой делового, сетевого и межличностного общения (все три имеют свои отличия в разных странах), а также знания факторов, определяющих активность и результативность обучения.
Верно сориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций и оптимизировать отношения с инокультурной общественностью тьютору позволит знание полярных особенностей западной (евро-амери-
канской и западноевропейской) и восточной (конфуцианских Японии, Китая, Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга и стран ислама) деловых культур.
И.В. Алешина определяет деловую культуру Запада в таких чертах, как «независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность и оптимизм», противопоставляя им «уклончивость, иерархию, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, клановость, кумовство, хитрость, фатализм и взяточничество», которые, по ее мнению, обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики восточной культуры [3]. Знание тьютором норм делового поведения носителей разных этнокультурных кодов (И.В. Алешина определяет эти нормы через категории «индивидуализм -коллективизм», «иерархичность - эгалитаризм», а также времени и работы), вдобавок к умению вести общение по сценариям культур противоположного типа («высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культур, которые отличаются в категориях «прямолинейность - учтивость»), поможет снять барьеры и возможные недоразумения в сетевом сопровождении учащихся и в целом оптимизировать учебный процесс.
С телекоммуникационным деловым этикетом непосредственно связана лингвистика виртуальной коммуникации, или нетикета (netiquette). Сетевой этикет Н.А. Оганесянц определяет как «базовые правила, регулирующие обмен сообщениями по электронной почте, стилистику сетевой коммуникации в чате и конференциях и правила написания публикуемых текстов в Интернет» [4].
Н.А. Оганесянц отмечает, что виртуальная коммуникация характеризуется прагматикой удобства и простоты, где экономия усилий достигается максимальным редуцированием, а графическая информация используется для передачи эмоционального сегмента сообщения [4].
В виртуальном общении выделяют специфические факторы, влияющие на продуктивность и удовлетворенность таким общением. Эксперимент, в ходе которого активным пользователям web-сайтов (молодым
людям в возрасте 18-24 лет) было предложено оценить виртуального консультанта как идеального помощника и идеального собеседника, показал следующее. Виртуальный консультант как идеальный помощник должен сочетать в себе такие качества, как оптимизм, активность, снисходительность и компетентность [5]. Оптимизм приписывается ему, вероятно, потому что в факторе оптимизма пользователям видится способность не унывать даже в самой трудной ситуации. Ожидание от виртуального помощника своеобразной психологической поддержки, которая заключается в его постоянном присутствии, позволяет пользователям почувствовать, что «они не одни в этом огромном пространстве информации» [5]. Активность виртуального помощника заключается в том, что он не должен заставлять себя ждать, когда требуется его помощь. В этом состоит основное отличие активности от навязчивости; последняя является отталкивающим фактором. Снисходительность, по мнению Е. Блохиной, в данном случае ассоциируется с интеллигентностью; «делая замечания или давая рекомендации, виртуальный помощник не должен язвить в адрес того, кто к нему обращается» [5]. И, наконец, виртуальный помощник - это всезнающий наставник; он обладает статусом компетентности и авторитетности. Такие факторы, как пол, возраст, внешность, не играют определяющей роли в формировании образа виртуального помощника. Это также подтверждает вывод о том, что виртуальный помощник воспринимается как партнер, в котором для пользователя прежде всего важны деловые качества [5]. «Эмоциональные» качества, на которые ориентируются люди при реальном межличностном восприятии, не влияют на восприятие виртуального консультанта. Факторы, выделенные в образе виртуального консультанта как идеального помощника, по версии Е. Блохиной, практически совпадают с факторами, выделенными в образе виртуального консультанта как идеального собеседника [5].
Данные психологических исследований Интернет-коммуникации позволяют рассматривать Интернет как среду скорее социальную, нежели безлично-информационную [6]. Неопределенность Интернет-коммуникации, ее анонимность, безопасность, невидимость субъектов, значительное разнообразие
сред общения и деятельности позволяют говорить о Сети как о среде со «слабыми» социальными ситуациями, где поведение определяется в большей мере личностными, чем ситуационными переменными. Для учебного консультирования важно понимание того, что выраженность определенного типа поведения в Сети (активности в восприятии альтернатив, активности в действии, интернет-зависимости) связана не только с целями прихода в Сеть, но и с особенностями идентичности пользователей. Именно поэтому первоосновой успешного тьюторинга является умение распоряжаться данными модели студента - сведениями из его сетевого «паспорта» [7] и показателями его учебной статистики («досье» студента).
1. Тихомирова Е. Синхронное обучение или как стать современным преподавателем // Живое обучение (про e-learning и не только). URL: http://eleamingtime.blogspot.com (дата обращения 3.02.2009).
2. Скиба Е. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения. URL: http:// www.trainings.ru (дата обращения 04.05.2008).
3. Алешина И.В. Западная и восточная деловые культуры. URL: http://vestnik.tripod.com.
4. Оганесянц Н.А. Педагогический дизайн и информационно-коммуникационные технологии по специальности PR. URL: http:// svarkhipov.narod.ru.
5. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником. URL: http://flogiston.ru.
6. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: http://flogiston.ru (дата обращения 28.06.2002).
7. Раунтри Д. Кто ваши дистанционные студенты? / Институт образовательных технологий. Открытый университет. Milton Keynes MK7 6AA, UK. URL: http://www.prosv-ipk.ru.
Поступила в редакцию 18.03.2009 г.
Begeneva E.I. Electronic tutoring as a new form of educational support. This article is focused on both kinds of tutoring - online and offline tutoring. As factors which are necessary for providing efficient educational support of e-learning student the author notes some norms of business communication, net communication and interpersonal communication.
Key words: tutoring, business communication, net communication, interpersonal communication.