Научная статья на тему 'Электронный след личности: вынужденная публичность'

Электронный след личности: вынужденная публичность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
586
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛЕД ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СФЕРА ПУБЛИЧНОГО / WEB 2.0 / МЕДИБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Елена Игоревна

Социальные медиа расширили «сферу публичного» личности, вынуждая оставлять персональные данные в процессе информационного потребления. Более того след личности в информационном пространстве появляется без ведома и желания персоны, что требует нового осмысления и регулирования информационной приватности, этики сбора, обработки и распространения личных данных, фото и другого медиаконтента, с участием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный след личности: вынужденная публичность»

Е. И. Морозова

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛЕД ЛИЧНОСТИ: ВЫНУЖДЕННАЯ ПУБЛИЧНОСТЬ

Социальные медиа расширили «сферу публичного» личности, вынуждая оставлять персональные данные в процессе информационного потребления. Более того след личности в информационном пространстве появляется без ведома и желания персоны, что требует нового осмысления и регулирования информационной приватности, этики сбора, обработки и распространения личных данных, фото и другого медиаконтента, с участием человека.

Ключевые слова: электронный след личности, социальные медиа, сфера публичного, web 2.0., медибезопасность.

Социальные медиа и современное глобальное информационное пространство открывает много новых возможностей для развития личности и социальных связей. Теперь возможно делать карьеру, развивать свои профессиональные знания и навыки, искать работодателей и проходить обучения, имея только доступ в интернет и определенные навыки поиска информации.

И. В. Лысак приводит тезис о том, что электронные СМИ, к которым относятся новые и социальные медиа, «способны конструировать новую символическую среду повседневной жизни. Они моделируют отношение людей к миру действи тельности и предлагают интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие образцы, в той или иной степени управляющие людьми» [1]. Однако доступ к информационным ресурсам имеет свою цену. Пользователь сведениями о себе, которые необходимо указывать при регистрации аккаунтов в социальных сетях, форумах, специальных онлайн-сервисах и т. д. И это только малая часть электронных следов, который оставляет каждый пользователь интернета. Электронные письма, документы, тексты сообщений и документов, фото, данные о социальных связях, геолокационные данные, история поисковых запросов и это досье мы пополняем ежедневно.

Так какие же данные составляют сегодня электронные следы личности? Их можно разделить на три блока:

1. Статические, редко меняющиеся данные, описывающие атрибуты личности - имя, фамилия, место рождения. номер счета и банковской карты СНИЛС, номер паспорта, водительского удостоверения, ИНН и т. п.

2. Динамические (непостоянные) - телефонный номер, адрес электронной почты, аккаунты в социальных сетях. Привязки к координатам — географическим (место рождения и жительства), временным (дата рождения, окончания института).

3. Отношения и события. Семейные связи, рабочие отношения, членство в общественных организациях и религиозных группах.

Совокупность подобных связей представляет собой семантическую сеть, содержащую достаточно полные знания о личности. Эти данные создают личность виртуальную, являющуюся полным или частичным отождествлением реальной личности человека. Легальное создание полной виртуальной личности, не имеющей связи с реальным человеком, сегодня крайне проблематично, поскольку требует достаточно большого объема информации, в том числе подтвержденного государственными органами. Тема анализа и построения семантических сетей выходит за рамки теории о коммуникациях и затрагивает базовые понятия инжениерии знаний. В частности, первые попытки осмысления термина «семантическая сеть» произведены еще в 70-е годы XX века [2].

Социальные медиа в идеальном воплощении могли развиться в новую модель «сферы публичного» - явления, описанного Ю. Хабермасом [3]. Возможность обращения к единой социальной арене как к источнику актуальной, верифицированной информации, влияющей на общественное благо, характеризуется широкой доступностью. Для этой благородной цели и была назначена плата. Каждый пользователь сферы публичного жертвует долей личной приватности для формирования единой социальной арены, где формируется нормативная ориентация и создается «общественное мнение», контролирующего и рационализирующего воздействие государственной власти и коммерческих организаций.

Однако в случае социальных медиа функциональные возможности этой площадки расширяются, но вместе с тем размывается их целевая направленность. Интерактивные сообщества не служат цели кристаллизации групповой морали и ценностей. Коммерческие цели, манипулирование общественным мнением, политические влияния - негативные факторы еще в XX веке показали утопичность идеи «сферы публичного», а в XXI лишь еще раз доказали невозможность существования объективной информационной реальности.

Кроме того, существует проблема того, что индивидуум, как активный участник, так и потребитель контента социальных медиа представляет собой не только единицу общества, но и личность с ее индивидуальными целями и интересами, реализуемыми средствами различных каналов коммуникации. Что углубляет вопрос этичности взаимоотношений участников системы массовых коммуникаций.

На заре развития интернет-коммуникаций и социальных медиа анонимность была гарантом безопасности личности, но анонимность отдельных личностей - фактор небезопасности и нестабильности системы в общем. Поэтому постепенно интернет-коммуникации двигаются по пути идентификации пользователей. Если обратиться к основным вехам развития социальных медиа, то можно проследить тенденции деанонимизации участников сообществ.

1. Анонимный период - в России 1990-e - 2000-е годы (FidoNet, Icq, Livejournal и проч.) Для создания эккаунта достаточно было никнейма и пароля. То есть каждый пользователь имел возможность зарегистрировать неограниченное количество аккаунтов с одного IP, аккаунты не имели привязки ни по номеру телефона, ни по другим идентификаторам.

2. Период персональных профилей - 2005-2012 г.г. (Web 2.0 - Одноклассники, Вконтакте, Мой.Мир). В социальных сетях пропогандируется принцип открытости - реальные имена, фотографии на аватарах, реальные данные в профилях. Администрация социальных сетей проводит регулярные «чистки» пользователей без реальных аватаров и с вымышленными именами.

3. Гиперперсонификация - 2012 - по наст. время (склеивание профилей и всей персональной информации). Переломным моментом можно назвать новое пользовательское соглашение Google, которое вступило в силу 1 марта 2012 года [4] (актуальная редакция от 30 апреля 2014 года). Согласно этой политике, компания может собирать и хранить: личную информацию о пользователях, оставленную при создании учетной записи, информацию из служб, с которыми работает пользователь, информацию из журналов серверов компании (поисковые запросы, IP-адреса, информация о маршруте SMS-сообщений и прочее), сведения о местоположении пользователя, определенные сведения, хранимые на устройствах пользователей, Cookie файлы и анонимные идентификаторы.

После внесения изменений, которые были сделаны в одностороннем порядке (пользователю, имеющему почту, документы и другие данные в Google ничего другого не оставалось), конечно, была сохранена политика конфиденциальности, но она также претерпела значительные изменения. Пользователь может удалить свою личную информацию из служб Google, но компания оставляет за собой право хранить ее резервные копии.

Все собираемые данные призваны быть использованными в благих целях: для обмена информации между пользователями, поддержки, защиты и развития существующих служб, а также для повышения эффективности поисковых запросов. Но ряд публичных конфликтов компании говорит об обратном. В частности, в 2012 году Google выдала властям США содержание почтовых отправлений, метаданные, информацию о подписках и другие данные сотрудников WikiLeaks, только спустя два с половиной года уведомила пользователей об этом [5].

Социальная сеть Facebook ушла дальше, согласно пользователькому соглашению владельцы эккаунтов обязаны иметь актуальную информацию на своей странице. Например, номер телефона должен быть заменен в течение 48 часов после его смены. Претерпевает изменение и диктаторское отношение компаний по отношению к пользовательскому контенту. Так, Instagram, согласно правилам использования, которые опубликованы для пользователей только на английском языке [6], фиксирует передачу всех авторских прав на опубликованные фото и видео компании Facebook, официально являющейся владельцем социальной сети Instagram.

Проникновение в частную жизнь пользователей сегодня тотально. А онлайн-репутация неотделима от реальной жизни. Все опубликованные тексты, изображения, фото и видео остаются на внешних серверах и не доступны для полного удаления самим пользователем. Кроме того, публикация начинается еще до самостоятельного выбора личностью. По данным компании AVG,

занимающейся защитой данных в Интернете, 92 % американских детей оставляют первые электронные следы еще до достижения двух лет, у 7 % детей электронный адрес появляется еще до рождения, а у пяти процентов в это время уже есть аккаунт в социальной сети (и почти четверть всех новорожденных уже отметились в интернете своими фотографиями, так как 23 % родителей выкладывают в интернет фотографии узи-скрининга) [7]. И по мере распространения социальных сетей, эти показатели только растут.

Пользователь, принявший решение о удалении своих данных из аккаунтов электронной почты и социальных сетей, не может сделать это в полной мере, как мы уже писали выше. Пользовательские соглашения сервисов позволяют деактивировать аккаунт, скрыть информацию и другие возможности, но данные о пользователе так и останутся на серверах.

В настоящее время появилось даже отдельное явление, такое как «виртуальное самоубийство». Для пользователей, решивших очиститься от электронных следов созданы специальные сервисы. помогающие удалить себя из виртуального пространства. Например, Accountkiller [8]. Есть неафишируемые инструменты Google, а также специальный сервис Web 2.0 suicide machine [9] и другие.

Новое понимание публичности несет самые различные последствия. С одногой стороны, большое количество данных о психологических особенностях, информационном потреблении, поведенческих моделях и многом другом дает ученым огромную базу для анализа. Благодаря возможности сбора большого количества данных создано новое междисциплинарное исследовательское поле, в котором могут быть объединены подходы математики, биологи, физики, инженерии, экономической теории, психологии, социологии, коммуникационных дисциплин. Современные исследования требуют серьезного математического аппарата, поскольку позволяют обрабатывать огромное количество эмпирических наблюдений, строить модели, создавать прогнозы.

Вот пример того, как Ричард Колбау и Кристин Гласс из Sandia National Laboratories создали модель прогнозирования процессов распространения «вирусных» идей, а также раннего оповещения о вспышках болезней и т. д. [10]. Алгоритм анализа и моделирования данных учитывает такие параметры, как внутри- и межгрупповые связи людей в соцсетях, наличие лидеров и ведомых, центра и периферии внутри каждой группы. Методика исследователей была проверена на распространении интернет-мемов (высказывание, картинка, видео и т. д., спонтанно приобретшее большую популярность) по базе 2008 года.

Но у этой медали есть и обратная сторона, повсеместная публичность и вовлеченность в социум стирает границы личности и индивидуальности. Скорлупа, сохраняющая индвивидуальные черты отдельного индивидуума, становится очень тонкой. Кто-то превращается в общий омлет, кому-то удается поддерживать собственные границы. Социальное давление - один из мощнейших стимулов влияния на поступки человека - становится слишком велико.

С свете обозначенных выше тенденций мы видим наиболее актуальными развития следующих направлений в исследованиях о массовых коммуникациях в сфере социальных медиа и интернет-коммуникаций.

• Новые принципы и реализация медиабезопасности личности в пространстве интернета.

• Этика распространения пользовательского контнента,

• Верификация пользователького контента.

И это далеко не все проблемы, которые сегодня набирают силу. Эти аспекты требуют оперативной рефлексии, вынесения на общественное обсуждение и принятие к реализации.

Список литературы

1. Лысак, И. В. СМИ как средство конструирования социальной реальности в современном мире [Текст] / И. В. Лысак // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. -2009. - № 7 (26): в 2-х ч. Ч. I. - С. 92-93.

2. Roussopoulos, N. D. A semantic network model of data bases [Text] / N. D. Roussopoulos. - TR No 104, Department of Computer Science, University of Toronto, 1976.

3. Habermas, Jürgen (1962 trans 1989) The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society [Text] / Jürgen Habermas. - Polity, Cambridge.

4. Условия использования Google от 1 марта 2012 года [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.google.ru/intl/ru/policies/terms/archive/20120301/regional.html

5. Wikileaks writes Google a letter about staff emails handed over to the FBI. [Electronic resource]. - URL: http://www.upi.com/Top_News/World-News/2015/01/25/Wikileaks-writes-Google-a-letter-about-staff-emails-handed-over-to-the-FBI/8451422227058/

6. Terms of Use (on January 19, 2013) [Electronic resource]. - URL: https://www.instagram.com/ about/legal/terms/

7. Milian, Mark. Study: 82 percent of kids under 2 have an online presence. [Electronic resource] / Mark Milian. - URL: http://edition.cnn.com/2010/TECH/social.media/10/07/baby.pictures/index.html.

8. AccountKiller.com [Electronic resource]. - URL:https://www.accountkiller.com/en/.

9. The Suicide Machine [Electronic resource]. - URL:http://suicidemachine.org/.

10. Colbaugh, Richard. Proactive defense for evolving cyber threats [Electronic resource] / Richard Colbaugh, Kristin Glass // Conference paper: Intelligence and Security Informatics (ISI). - 2011.

E. I. Morozova

ELECTRONIC IMPRESS: FORCED PUBLICITY

Social media expanded «public sphere», forced to leave the personal data in the process of information consumption. Moreover the next person in the information space there without the knowledge and consent to person, which requires new thinking and regulation of information privacy, ethics, data collection, processing and dissemination of personal data, photos and other media content, with the participation of the person.

Keywords: electronic impress, social media, new media, public sphere, web 2.0., media security.

References

1. Lysak, I. V. (2009) SMI kak sredsvvo konstruirovaniya socialnoy realnosti v sovremennom mire [= The media as a means of constructing the social reality in the Modern World], in: Almanakh sovremennoy nauki i obrazovania [=The Almanac of modern science and education], no. 7, pp. 92-93. (In Russ).

2. Roussopoulos, N. D. (1976) A semantic network model of data bases, TR No. 104, Department of Computer Science, University of Toronto.

3. Habermas, Jürgen (1962 trans 1989) The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society, Polity, Cambridge.

4. Usloviya ispolzovaniya Google ot 1 marta 2012 goda [=Google Terms of Service from 1 March 2012], available at: http://www.google.ru/intl/ru/policies/terms/archive/20120301/regional.html, accessed 23.12.2015. (In Russ).

5. Wikileaks writes Google a letter about staff emails handed over to the FBI, available at: http:// www.upi.com/Top_News/World-News/2015/01/25/Wikileaks-writes-Google-a-letter-about-staff-emails-handed-over-to-the-FBI/8451422227058/, accessed 23.12.2015.

6. Terms of Use (on January 19, 2013), available at: https://www.instagram.com/about/legal/terms/, accessed 23.12.2015.

7. Milian, Mark (2010) Study: 82 percent of kids under 2 have an online presence, available at: http://edition.cnn.com/2010/TECH/social.media/10/07/baby.pictures/index.html accessed 23.12.2015

8. AccountKiller.com, available at: https://www.accountkiller.com/en/, accessed 23.12.2015.

9. The Suicide Machine, available at: http://suicidemachine.org/, accessed 12.01.2015.

10. Colbaugh, Richard and Glass, Kristin (2011). Proactive defense for evolving cyber threats, in: Conference paper: Intelligence and Security Informatics (ISI), 2011.

Морозова Елена Игоревна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

elena.igorevna.morozova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.