электронный самоконтроль студентов в процессе занятий по физической культуре
УДК/UDC 796:004.9
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 01.11.2021 г.
Кандидат политических наук, доцент Ш.Р. Юсупов1 ORCID: 0000-0001-8380-9144
Кандидат социологических наук, доцент Т.Ю. Покровская1 ORCID: 0000-0001-5191-7407
Доцент Е.Б. Титова1 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0890-0452
Н.А. Волик1 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9139-2094
1Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева КАИ, Казань
SELF-TEST ELECTRONIC DIARY FOR ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
PhD, Associate Professor Sh.R. Yusupov1 PhD, Associate Professor T.Yu. Pokrovskaya1 Associate Professor E.B. Titova1 N.A. Volik1
1 Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev-KAI, Kazan, Russia
Аннотация
Цель исследования - разработка электронного дневника самоконтроля студентов для самостоятельной оценки физической подготовленности в процессе занятий по физической культуре.
Методика и организация исследования. Дневник разработан в соответствии с программой дисциплины «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) и действующими образовательными стандартами. Для создания электронного дневника самоконтроля выбраны язык программирования C# и среда разработки Microsoft Visual Studio.
Результаты исследования и выводы. Разработанный электронный дневник предоставляет возможность студентам самостоятельно рассчитывать и давать оценку своего физического состояния, а также определять его динамику. Программа состоит из нескольких модулей: обработки входных данных; расчета выходных показателей; выходных данных. Внедрение электронного дневника планируется на платформе дистанционного обучения «МООДУС». Преимуществом разработанного программного средства является его использование в дистанционном формате. С помощью применения программной разработки можно выстраивать систему критериев объективной оценки качества учебного процесса.
Ключевые слова: дигитализация, физическая культура, студенты, система, компьютер, программирование, дневник физического самоконтроля, результат.
Abstract
Objective of the study was to develop a self-test electronic diary (STED) for the physical progress rating and analyzing in academic physical education classes. Methods and structure of the study. The diary was designed compliant with the elective academic physical education and sports curriculum and the relevant educational standards. We used the C# language and Microsoft Visual Studio toolkit for the self-test electronic diary programming. The self-test electronic diary processes the following input data: body length, body mass, inhaled chest size, exhaled chest size, waist size, hip size, heart rate, age, gender, health group, and the physical fitness test data flow. The output data includes: individual body mass index, chest index, Erisman index, waist-hip index, Cooper test, Pinier index, quiescent/ post-training heart rate, physical fitness squats test, Harvard step test, hypoxic and hypercapnic training tolerance test, vital capacity, and the physical fitness data flow.
Results and conclusion. The self-test electronic diary computes the physical fitness test rates for the physical progress tracking and analyzing purposes. The self-test electronic diary software modules are the following: input data processing; output test data computing; and the output data storage ones.
Keywords: digitalization, physical education, students, system, computer, programming, self-test electronic diary, result.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. В условиях информационной дигитали-зации одним из способов повысить степень информатизации на занятиях по дисциплине «физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» в высших учебных заведениях является создание системы электронного дневника самоконтроля для студентов, с помощью которого они могли бы осуществлять контроль регулярности, качества и, что особенно важно, безопасности выполняемых упражнений. Использование электронного дневника позволит наряду с методами промежуточного контроля организовать тесное взаимодействие преподавателя и студента, проводить систематический мониторинг показателей функционального и физического развития обучающихся, своевременно выявлять проблемы их здоровья,
что является наиважнейшей составляющей всего педагогического процесса.
Необходимость поиска оптимального сочетания оригинального дневника самоконтроля и определение параметров для его оцифровки, что непосредственно облегчает работу преподавателя и улучшает образовательный процесс, обусловила актуальность выбранной темы.
Цель исследования - разработка электронного дневника самоконтроля студентов для самостоятельной оценки физической подготовленности в процессе занятий по физической культуре.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использованы анализ научной литературы, язык программирования С# и среда разработки
50
http://www.teoriya.ru
№2^ 2022 Февраль | February
Microsoft Visual Studio. Для получения данных о физическом развитии студента были применены следующие измерительные приборы: секундомер, сантиметровая лента, электронные весы, ростомер.
Для расчетов данных параметров были выбраны следующие характеристики студента: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность грудной клетки при вдохе, окружность грудной клетки при выдохе, окружность талии, окружность бедер, частота сердечных сокращений, возраст, пол, медицинская группа здоровья, результаты выполнения тестов физического развития.
В качестве выходных данных были определены следующие параметры: индекс массы тела, показатель развития грудной клетки, показатель Эрисмана, индекс талии-бедра, тест Купера, индекс Пинье, показатели частоты сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки, которые отражают степень интеграции и адекватности функций выполняемой работы, функциональная проба с приседаниями, гарвардский степ-тест, оценка устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии, жизненная емкость легких и уровень физической подготовленности студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки системы электронного дневника самоконтроля использовались язык программирования C# и среда разработки Microsoft Visual Studio [1].
Модель дневника самоконтроля состоит из нескольких модулей: обработки входных данных; расчета выходных показателей; выходных данных. Все созданные модули представлены на рис. 1 [2].
Рис. 1. Схема работы модулей программы
Физические нормативы
Бег 100м (с) Бег 3000 м (пи. сек) Подтягивание из виза лежа на высокой пеоеклапине Сгибание рук в упоре лежа на полу Наклон вперед413 положении стоя Прыжок в длину с места, толчком двумя ногами (см) Поднимание туловища {пресс кол-во раз за 1 мин) Плавмле 50 м (мин, сек) Бег на лыжах 5 км (м»н, сек) Рывок гири 16 кг количество раз)
Отлично
Удовлетворительно
Удовлетворительно
Хорсаис
Отлично
Отлично
Хор<шо
Хорошо
Отлично
Не Удовлетворительно
I Результат |
Рис. 2. Окно главного меню
Рис. 3. Окно модуля «физические нормативы»
На рис. 2 представлено окно главного меню с разделами электронного дневника.
Модуль «Физические нормативы» предназначен для вывода результатов оценки сдачи тестов физической подготовленности (рис. 3).
Внедрение электронного дневника планируется на платформе дистанционного обучения «МООДУС». Данная система обеспечивает студентам доступ в электронный образовательный ресурс (ЭОР) с использованием технологий ДОТ на платформе LMS Blackboard [4]. В этом случае создается синхронизация данных о студентах. Внесение данных студентом в систему предполагается не менее одного раза в семестр. В этом случае как преподаватель видит результаты выбранной программы занятий для студента или учебной группы, так и обучающийся мгновенно узнает о своих достижениях и недочетах. Данная система ускоряет процессы получения преподавателями, обучающими разные группы студентов, необходимой информации для дифференцированного применения методик. Также разработанную систему возможно использовать и при сдаче норм ГТО.
Выводы. Разработанный электронный дневник предоставляет возможность студентам самостоятельно рассчитывать и давать оценку своего физического состояния и определять его динамику. Еще одним преимуществом разработанного программного средства является его использование в дистанционном формате. Таким образом, с помощью применения данной разработки можно выстраивать систему критериев объективной оценки качества учебного процесса.
Литература
1. Джон Скит, C# in Depth. Учебное пособие 3-е издание, 20 Baldwin Road, PO Box 761, Shelter Island, NY 11964, Manning Publications Co2019, С.25-36.
2. Роберт Сесил Мартин. Clean Code, Учебное пособие, Boston, Packt Publishing2008, С. 54-65.
3. Спирин В.К. Практическая направленность школьных уроков физической культуры Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 7-8.
4. Электронное обучение КНИТУ-КАИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: - URL: https://bb.kai.ru:8443/webapps/portal/execute/ tabs/tabAction?/. Закрытый (дата обращения: 30.04.2О20).
References
1. John Skeet C# in Depth. Tutorial. 3rd ed., 20 Baldwin Road, PO Box 761, Shelter Island, NY 11964, Manning Publications Co2019, pp. 25-36.
2. Robert Sesil Martin. Clean Code. Tutorial, Boston, Packt Publishing. 2008, pp. 54-65.
3. Spirin V.K. Prakticheskaya napravlennost shkolnykh urokov fizicheskoy kultury [Practical orientation of school physical education lessons]. Fizicheskaya kultura v shkole. Scientific and methodical journal. 2018. No. 1. pp. 7-8.
4. Elektronnoe obuchenie KNITU-KAI [E-learning KNRTU-KAI] [Electronic resource]. Available at: https://bb.kai.ru:8443/ webapps/portal/execute/tabs/tabAction?/. closed (date of access: 30.04.2020).
№2 • 2022 Февраль I February
http://www.teoriva.ru