Научная статья на тему 'Электронный PR как инструмент формирования внешнеполитического имиджа Украины'

Электронный PR как инструмент формирования внешнеполитического имиджа Украины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ PR / УКРАИНА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / ИНТЕРНЕТ / E-PR / UKRAINE / FOREIGN POLICY / PUBLIC RELATIONS / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терещук Виталий Иванович

В статье рассматривается роль Интернета как глобального средства коммуникации в PR-поддержке реализации внешней политики Украины. В частности, рассматриваются особенности веб-сайтов МИД Украины и дипломатических представительств страны как имиджевых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PR as an instrument of forming the foreign policy image of Ukraine

The article discusses the role of the Internet as a global communication tool in the PR-support of the implementation of Ukraine's foreign policy. The article pays particular attention to the features of the websites of the Ministry of Foreign Affairs and diplomatic missions of Ukraine as an image-forming tool.

Текст научной работы на тему «Электронный PR как инструмент формирования внешнеполитического имиджа Украины»

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

УДК 327(477):659.4:004.738.5

ЭЛЕКТРОННЫЙ PR КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА УКРАИНЫ

Терещук В.И.

В статье рассматривается роль Интернета как глобального средства коммуникации в PR-поддержке реализации внешней политики Украины. В частности, рассматриваются особенности веб-сайтов МИД Украины и дипломатических представительств страны как имиджевых ресурсов.

Ключевые слова: электронный PR, Украина, внешняя политика, паблик рилейшнз, Интернет.

E-PR AS AN INSTRUMENT OF FORMING THE FOREIGN POLICY IMAGE OF UKRAINE Tereshchuk V.I.

The article discusses the role of the Internet as a global communication tool in the PR-support of the implementation of Ukraine's foreign policy. The article pays particular attention to the features of the websites of the Ministry of Foreign Affairs and diplomatic missions of Ukraine as an image-forming tool.

Keywords: E-PR, Ukraine, foreign policy, public relations, Internet.

Появление Украины на международной арене как суверенного государства поставило на повестку дня вопрос о необходимости распространения в мире объективной информации о себе. В условиях развития независимого Украинского государства первоочередную задачу приобретает вопрос формирования за рубежом позитивного имиджа страны. Ведь от того, какой образ Украины будет создан в мире, во многом зависит ее будущее. Ключевую роль в формировании имиджа государства играет внешнеполитическая служба страны. Можно сказать, что имидж страны - это образ государства как социально-политического института и страны, которую оно представляет [6, с.128].

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

Внешнеполитический имидж государства являются составной частью его имиджа и определяется местом государства на мировой арене, участием в международных многосторонних встречах, членством в международных организациях, участием в миротворческих операциях, отношениями с другими государствами и т.д. [1, с.122].

Для эффективного осуществления имиджевых внешнеполитических коммуникаций необходимо комплексно применять все возможные каналы, среди которых одним из важнейших и перспективных является использование информационно-коммуникационных средств электронного PR. Интернет позволяет эффективно и экономично решать многие проблемы с помощью доступных средств, среди которых центральное место занимают сайты, а простота и удобство обратной связи дает возможность оперативно вносить изменения в тактику и стратегию осуществляемых PR-мероприятий. Важным элементом внешнеполитического PR в Интернете являются имиджевые информационные порталы. В первую очередь речь идет как о веб-сайте внешнеполитического ведомства страны, так и о веб-сайтах дипломатических представительств за рубежом.

В первую очередь необходимо отметить портал Министерства иностранных дел Украины (www.mfa.gov.ua). На этом портале, кроме информации, связанной непосредственно с деятельностью министерства, представлен широкий спектр материалов имиджевого и внешнеполитического характера. В частности, портал содержит широкий спектр информации об Украине (общие сведения, история, государственное устройство, общество, культура, регионы, экономика), европейской и евроатлантической интеграции Украины и другие информационные материалы, связанные с вопросами внешней политики. Кроме того, на портале широко представлена информация о двусторонних отношениях Украины с другими государствами. Также присутствует информация для средств массовой информации (пресс-релизы, сведения о брифингах и другие мероприятия). В последние годы произошли существенные изменения в дизайне сайта МИДа, благодаря которым сайт стал

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

выглядеть более современно и привлекательно, а информация стала удобнее структурированной.

В целом, в структуре веб-сайта можно выделить следующие структурные разделы:

- «Об Украине»: раздел содержит общие сведения об Украине, ее внешнеполитической деятельности, дипломатических представительствах иностранных государств в Украине, проблемах двустороннего сотрудничества и т.п;

- «О МИД»: раздел содержит сведения о деятельности

внешнеполитического ведомства Украины, его истории и руководстве, а также о дипломатических представительствах за рубежом и т.д.;

- «Консульские вопросы»: раздел содержит информацию о деятельности департамента консульской службы, консульской защиты граждан, иммиграционных вопросов и т.п.;

- «Пресс-центр»: раздел содержит информацию, ориентированную на масс-медиа;

- «Публичная информация»: раздел ориентирован на выполнение украинского законодательства о доступе к публичной информации;

- «Министр» (по сути, раздел является выделенным подразделом

раздела «О МИД»): содержит сведения о главе внешнеполитического

ведомства, включая его биографию, тексты интервью, статей и выступлений.

Портал имеет две языковые версии - украинскую и английскую.

Следует отметить все более активное использование МИД Украины социальных медиа, а именно следующие аккаунты:

- социальная сеть Facebook: страница МИД Украины запущена 24 декабря 2010 года, на данное время более 22 тысяч "лайков" [4];

- сервис микроблогинга Twitter: страница МИД Украины появилась в декабре 2010 года, на данное время опубликовано более 25 тысяч твитов, страница имеет более 50 тысяч читателей и 1300 "лайков" [9];

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

- социальная сеть ВКонтакте: страница МИД Украины на данное время имеет почти 1400 записей и почти 30 тыс. подписчиков [3];

- сервис видеохостинга YouTube: страница (канал) МИД Украины создана 12 декабря 2012 года, на данное время имеет 345 подписчиков и почти 130 тысяч просмотров [12];

- социальная сеть Google+: страница МИД Украины создана в начале 2014 года (судя по датам первых публикаций на странице), на данное время имеет всего 6 подписчиков и более 5700 просмотров [13] (низкая популярность страницы, вероятно, связана в первую очередь со сравнительно низким уровнем популярности данной социальной сети, в частности, в Украине);

- сервис для создания веб-сайтов и блогов WordPress: блог МИД Украины создан в июне 2015 года (судя по датам первых публикаций), информация по подписчикам не представлена (см. [10]);

- платформа для социальной журналистики Medium: страница МИД Украины создана в июне 2015 года (судя по датам первых публикаций), на данное время имеет более 1 тыс. подписчиков (см. [7]);

- сервис для создания блогов Blogger: блог МИД Украины создан в июне 2015 года (судя по датам первых публикаций), поскольку сервис принадлежит компании "Google" и интегрирован с другими ее онлайновыми сервисами, подписка осуществляется через социальную сеть Google+, и количество подписчиков блога, соответственно, совпадает с количеством подписчиков в данной социальной сети (см. [11]);

- сервис интеграции контента с разных социальных медиа Storify: страница МИД Украины создана в сентябре 2014 года (судя по датам первых публикаций), на данное время опубликовано 12 "историй", страница имеет всего 22 подписчика (см. [5]). Необходимо отметить низкую активность обновления страницы;

- сервис фотохостинга Instagram: на данное время страница МИД Украины содержит 94 публикации и имеет более 300 подписчиков (см. [2]);

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

- сервис видехостинга Vine (характеризуется возможностью публиковать 6-секундые видеоролики): страница МИД Украины создана в мае 2015 года (судя по дате первой публикации), на данное время опубликовано всего 5 видеороликов, страница имеет более 200 подписчиков (см. [8]); более 5 месяцев страница не обновлялась.

Веб-сайты отечественных дипломатических представительств за рубежом (посольств, консульств, представительств при международных организациях) начали появляться еще в 1990-х годах. Как правило, они создавались усилиями самих дипломатических представительств, имели различный дизайн и различные модели информационного наполнения. Начиная с 2007 года, начался процесс создания новых веб-сайтов украинских посольств на портале Министерства иностранных дел Украины. В 2013 году были существенно изменены как дизайн этих сайтов, так и модель представления информации.

Сейчас на всех сайтах дипломатических представительств реализована единая модель представления информации, в которой можно выделить следующие разделы:

- «Об Украине»: раздел содержит общие сведения об Украине, ее внешнеполитической деятельности, дипломатических представительствах иностранных государств в Украине и т.д. (этот раздел фактически дублирует соответствующий раздел веб-сайта МИД);

- «Посольство»: раздел содержит сведения о деятельности

дипломатического представительства, его истории и действующего руководителя, контактную информацию (для других типов диппредставительств названия раздела выглядят соответственно «Консульство» и «О представительстве»);

- «Украина и страна» (присутствует только на сайтах посольств): раздел посвящен освещению отношений между Украиной и страной пребывания посольства, особенностям жизни украинской диаспоры в этой стране;

- «Украина и организация» (присутствует только на сайтах постоянных

представительств при международных институтах): раздел посвящен

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

освещению сотрудничества между Украиной и данной международной институтом;

- «Консульские вопросы» (присутствует только на сайтах посольств и консульств): раздел содержит информацию о консульской защите граждан, иммиграционных вопросов и тому подобное;

- «Пресс-центр»: раздел содержит информацию, ориентированную на масс-медиа;

- «Посол» (или «Генеральный консул», или «Представитель»): содержит сведения о главе диппредставительства.

Большинство веб-сайтов дипломатических представительств Украины имеют 2 языковые версии: украинскую и на языке страны пребывания.

Необходимо отметить, что информационное наполнение этих сайтов осуществляется с использованием материалов с самого портала Министерства иностранных дел, что, во-первых, обеспечивает единый подход в подаче материалов, и, во-вторых, делает возможным быстрое обновление и изменение этих материалов. Также реализована модель наполнения новостных разделов на этих сайтах с использованием материалов МИД Украины, что обеспечивает оперативное обновление новостей.

Что касается использования социальных медиа, то если еще несколько лет назад лишь единичные диппредставительства использовали этот канал коммуникации, то начиная с 2014 года, практически для всех дипломатических миссий были созданы страницы в социальной сети Facebook и сервисе микроблогинга Twitter.

Веб-сайты всех дипломатических представительств Украины имеют унифицированную форму адресов, расположенных в доменной зоне МИД Украины, что, во-первых, облегчает их запоминание, и, во-вторых, делает их легко управляемыми:

1) Для сайтов посольств - cmpaHa.mfa.gov.ua. Например, poland.mfa.gov.ua - адрес веб-сайта посольства Украины в Польше.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

2) Для сайтов консульств - 8opod.mfa.gov.ua. Например, gdansk.mfa.gov.ua - адрес веб-сайта Г енерального консульства Украины в Г даньске (Польша).

3) Для сайтов дипломатических представительств при международных организациях - организация.mfa.gov.ua либо 8opod.mfa.gov.ua. Например: nato.mfa.gov.ua - адрес веб-сайта Миссии Украины при НАТО; geneva.mfa.gov.ua - адрес веб-сайта Постоянного представительства Украины при отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

Стоит отметить, что на сайте МИД и на сайтах дипломатических представительств Украины размещены баннеры, ведущие на специально созданные веб-порталы, которые также выполняют имиджевую функцию. В частности, это созданный по инициативе Украинского кризисного медиацентра и при поддержке Администрации Президента Украины портал "Ukraine Under Attack" (ukraineunderattack.org) и новостной портал "Dokaz" (dokaz.org.ua). Оба ресурса посвящены освещению войны в Украине, имеют по две действующие языковые версии (украинская и английская), и активно используют возможности социальных медиа.

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что Украина в последние годы резко активизировала использование информационно -коммуникационных возможностей Интернета как для формирования позитивного имиджа своей внешней политики, так и для продвижения свой позиции по внутренне- и внешнеполитическим проблемам на международной арене. Будучи задействованным вместе с другими средствами массовой коммуникации (в частности, с телевидением), электронный PR сможет существенно усилить позиции страны в мировом информационном пространстве, что особенно важно в контексте сложной политической ситуации, в которой сейчас находится Украина.

Список литературы:

1. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия

формирования. М.: Известия, 2003. 450 с.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

2. МЗС Украши/MFA of Ukraine (@mfa_ukraine) [Электронный ресурс] // Instagram [сайт] 2015. URL: https://instagram.com/mfa Ukraine (дата обращения: 22.11.2015).

3. МИД Украины / МЗС Украши [Электронный ресурс] // ВКонтакте. [сайт] 2015. URL: http://vk.com/mfa ukraine (дата обращения: 22.11.2015).

4. Мшютерство закордонних справ Украши [Электронный ресурс] // Facebook. [сайт] 2015. URL: https://www.facebook.com/UkraineMFA (дата обращения: 21.11.2015).

5. Мшютерство закордонних справ Украши^ social stories [Электронный ресурс] // Storify [сайт]. 2015. URL: https://storify.com/MFA Ukraine (дата обращения: 22.11.2015).

6. Тихомирова С.Б. Паблш рилейшнз у глобашзованому свт: Монографiя. К.: Наша культура i наука, 2004. 489 с.

7. MFA of Ukraine [Электронный ресурс] // Medium [сайт]. 2015. URL: https://medium.com/@MFA Ukraine (дата обращения: 22.11.2015).

8. MFA of Ukraine [Электронный ресурс] // Vine [сайт]. 2015. URL: https://vine.co/u/1208191974160109568 (дата обращения: 22.11.2015).

9. MFA of Ukraine [Электронный ресурс] // Twitter [сайт]. 2015. URL: https://twitter.com/MFA Ukraine (дата обращения: 21.11.2015).

10. Official WordPress account of the Ministry of Foreign Affairs of Ukraine (mfaukraine) [Электронный ресурс] // WordPress [сайт]. 2015. URL: https: //mfaukraine. wordpress .com (дата обращения: 22.11.2015).

11. Ministry of Foreign Affairs of Ukraine [Электронный ресурс] // Blogger [сайт]. 2015. URL: http: //mfaukraine. blogspot.com (дата обращения: 22.11.2015).

12. UkraineMFA [Электронный ресурс] // Google+ [сайт]. 2015. URL: https://www.youtube.com/user/UkraineMFA (дата обращения: 22.11.2015).

13. UkraineMFA [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 2015. URL: https://plus.google.com/109877871230000478932 (дата обращения: 22.11.2015).

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru

Сведения об авторе:

Терещук Виталий Иванович - кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и информации Университета экономики и права «КРОК» (Киев, Украина).

Data about the author:

Tereshchuk Vitaliy Ivanovych - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of International Relations and Information Department, "KROK" University (Kyiv, Ukraine).

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.