Научная статья на тему 'Электронный портфолио в вузе'

Электронный портфолио в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко И. И.

Идея применения портфолио в методике возникла в 80-х годах в США. Портфолио стал популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в обучении, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое количество российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital portfolio in university

The idea of portfolio in methodics appeared in 1980-s in the USA. In 1990-s Russian specialists in education began to talk about portfolio. The number of publications and books dedicated to the topic of portfolio in teaching grew in quite a short time. In this article the topic of web-portfolio is discussed and its main functions described: stimulating students to the work with multimedia learning resources; development of informational culture of students; most effective use of didactic potential of IT.

Текст научной работы на тему «Электронный портфолио в вузе»

№>6(18)2008

И.И. Павленко

Электронный портфолио в вузе

Идея применения портфолио в методике возникла в 80-х годах в США. Портфолио стал популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в обучении, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое количество российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

На запрос по ключевым словам «портфолио образование» в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных сайтов. Количество запросов «портфолио» в Яндексе за месяц превышает 15 000.

В наиболее распространенной своей трактовке портфолио (англ. portfolio — портфель) означает собрание документов, образцов работ, фотографий и др., дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. Чаще всего под такими специалистами подразумеваются художники, архитекторы, фотографы и фотомодели. Однако обширное и качественное портфолио, собранное в течение длительного периода времени, при построении карьеры играет на руку специалистам и в других сферах (в частности, в сфере информационных технологий). Традиционно при собеседовании с кандидатом на должность, связанную с разработкой программного обеспечения (например, на должность программиста), потенциального работодателя в первую очередь волнует его общий интеллектуальный уровень и воплощенные, реализованные им проекты и только во вторую — его документы об образовании. Таким образом, формирование портфолио еще на этапе обучения может оказать серьезную поддержку будущему выпускнику.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образова-

тельных достижений обучаемого. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1) проследить индивидуальный прогресс обучаемого, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучаемых;

2) оценить его образовательные достижения, дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатахтести-рования.

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• содействовать индивидуализации (пер-сонализации) образования;

3

N96(18)2008 ^

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Традиционно выделяют 3 основных типа портфолио:

• портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений;

• портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучаемого, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение курсов по выбору (элективных), различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.);

• портфолио отзывов — включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями и другими экспертами.

Однако общепринятой концепции портфолио все еще нет. Еще более пестрая картина прослеживается по проблеме электронного портфолио.

При изучении сайтов, посвященных теме электронного портфолио, можно получить представление о различных подходах к определению этого портфолио. ® Некоторые авторы трактуют электрон-§ ный портфолио как набор документов, Л сформированных на компьютере. Если бу-¡^ мажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то элек-| тронный портфолио — в виде файлов на ^ магнитном носителе. ^ Предлагается трактовка электронных портфолио как студента, так и преподавателя как формы интернет-поддержки их 4 >

деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает описание и указания по ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации студентов, исследовательские и творческие работы [3].

На сайте http://design.gossoudarev.com/ portfolio.html автор приводит следующее определение: «Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, которые используются им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений — например, результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях» [1].

В проанализированных источниках фигурируют термины «web-portfolio», «web based portfolio» и даже «webfolio» (им примерно синонимичен термин «e-portfolio»). Общий смысл этих терминов сводится к тому, что благодаря размещению личных достижений студента на веб-странице можно осуществлять мониторинг прогресса обучаемого.

Если электронный портфолио студента применяется в рамках виртуальной обучающей среды вуза, по нашему мнению, наиболее оправданно говорить о портфолио работ.

Данный вид электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио, без труда может быть переведен в электронный формат.

Если портфолио работ содержит текстовые документы, достаточно просканиро-вать изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов — текстовые файлы). Если в портфолио работ

представлены рисунки или фотографии, достаточно их просканировать или сфотографировать на цифровую камеру.

Другие элементы студенческого творчества (проекты, творческие и учебные активности и пр.) представлены в бумажном портфолио описаниями, следовательно, они также могут быть переведены в электронный формат.

Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен в Интернете. Однако проблема представления портфолио работ не ограничивается только переводом документов в электронный формат. Для того чтобы коллекции творческих работ были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска, необходима единообразная схема (структура) описаний. Это требование совершенно естественно, так как вытекает из технологии создания информационных систем [2].

Основным преимуществом электронного портфолио в вузе по сравнению с традиционным — бумажным является возможность его наполнения мультимедийными работами студентов, представляющими собой неотъемлемую часть практических и лабораторных занятий (например, по информатике и другим сопутствующим ей дисциплинам). Это могут быть не просто электронные версии печатных или письменных работ, но и такие работы, как:

• веб-квесты, созданные самими студентами, в виде веб-страниц или в других форматах;

• результаты выполнения веб-квестов студентами: презентации PowerPoint, вебстраницы, электронные брошюры, учебные пособия и др.;

• результаты выполнения компьютерных тестов;

• творческие работы студентов;

• итоговые работы по любым другим проектам;

• веб-сайты студентов, посвященные изучаемым темам, и т. д.

№>6(18)2008

Существуют также различные мнения g по поводу способа и места размещения ¡а электронных портфолио. На наш взгляд, g наиболее оптимальным вариантом являет- ss ся размещение портфолио в рамках еди- s ной обучающей среды вуза в формате HTML либо в веб-среде интранет, либо в среде оболочки, подобной Moodle, либо в Интернете.

В любом из перечисленных вариантов уместнее говорить не просто об электронном портфолио, а о веб-портфолио (или вебфолио), к основным преимуществам которого можно отнести:

• доступность;

• поддержку любых форматов представления мультимедийных данных;

• соответствие условиям создания виртуальной образовательной среды.

Таким образом, основными функциями электронного портфолио в виртуальной образовательной среде вуза, помимо функций бумажного портфолио студента, являются:

• стимулирование студентов к работе с мультимедийными ресурсами обучения информационным технологиям, что способствует практической отработке компетенций, полученных на занятиях;

• развитие информационной культуры студентов;

• эффективное использование дидактического потенциала современных информационных технологий в полном объеме.

Список литературы

1. Государев И. Б. Электронный портфолио [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// design.gossoudarev.com/ portfolio.html

2. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm

3. Портфолио преподавателя информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// filippovatn.narod.ru/ portfolio.htm

X 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.