Научная статья на тему 'Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций'

Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ В ФОРМАТЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / МОНИТОРИНГ И ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА / MONITORING AND ESTIMATION OF A STUDENT'S COMPETENCES / QUALITY OF PREPARATION IN THE FORMAT OF COMPETENCES / MODULE-RATING TRAINING / ELECTRONIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна, Литвинцева Марина Викторовна

Статья посвящена решению актуальной проблемы измерения и оценивания качества подготовки студента в педагогическом вузе в формате компетенций. Предложена научно обоснованная концепция электронного портфолио как средства фиксации и накопления образовательных достижений студента и как технологии оценивания их компетенций. Определены принципы, структура и педагогические функции портфолио. Выявлены основные организационно-педагогические условия его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Людмила Васильевна, Литвинцева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PORTFOLIO AS MEANS OF FIXATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL RESULTS AND TECHNOLOGY OF ESTIMATION OF THEIR COMPETENCES

The article is devoted to solving a topical problem of measuring and estimating the quality of the preparation of a student in a pedagogical high school in the format of competences. The scientifically-based concept of an electronic portfolio as means of fixing and accumulation of a student's educational achievements and as a technology of estimation of their competences is offered. The principles, structure and pedagogical functions of a portfolio are defined. The basic organizational and pedagogical conditions of its realization are revealed.

Текст научной работы на тему «Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФИКСАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТА И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЕГО КОМПЕТЕНиИЙ

Качество подготовки в формате компетенций, модульно-рейтинговое обучение,

электронный портфолио, мониторинг и оценивание компетенций студента.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению педагогической подготовки (ФГОС ВПО), в котором требования к качеству подготовки студентов описаны с позиций компетентностного подхода, ставит задачу поиска соответствующих форм, методов и средств формирования, измерения и оценивания результатов образования в формате компетенций. Существующая в настоящее время система контроля и оценивания качества подготовки специалистов сформировалась в условиях предметно-знаниевой парадигмы в отечественном образовании и основана на применении количественных шкал. Однако компетенции как результат образования не могут быть адекватно оценены на основе только количественных шкал, так как они характеризуются, помимо знаниевой и деятельностной составляющих, еще и социально-личностными качествами учащегося, для оценивания которых целесообразно использование дескриптивных шкал. В этой связи для решения обозначенной выше задачи представляется возможным использование портфолио как одного из вариантов вербальной оценки компетенций студентов педагогического вуза.

Для обеспечения современного качества подготовки выпускников педагогического вуза портфолио студента имеет свои специфические цели, задачи и функции. Основную цель портфолио мы видим в уточнении оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях реализации ФГОС ВПО, определяющих состав общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров и магистров и виды их профессиональной деятельности. В таком уточнении заинтересованы все участники образовательного процесса. Преподавателям и всем, кто обеспечивает образовательный процесс, портфолио необходим для мониторинга не только учебных, но и внеучебных достижений студента. Что позволит расширить возможности преподавателя в выявлении уровня сфор-мированности компетенций студента и прогнозировании их развития. Для студента портфолио актуален как для его настоящего, так и для будущего. Во-пер-вых, портфолио как технология дает возможность студенту проявить свои способности, выбрать индивидуальную образовательную траекторию, развить самооценку. Во-вторых, портфолио как портфель достижений студента, не отраженных в дипломе, но существенных для работодателя, полезен выпускнику при трудоустройстве в условиях конкуренции на рынке труда.

В отечественном образовании накоплен и описан в специальной литературе определенный опыт по созданию и использованию портфолио учащегося в общеобразовательной и в профессиональной школе. Одни авторы рассматривают пор-

тфолио как технологию контроля и оценивания достижений учащихся, другие — как продукт их деятельности, в котором фиксируются индивидуальные достижения за определенный период времени, третьи — как инструмент создания индивидуальной траектории обучения [Григоренко, 2007; Полежаев, Полежаева, 2008; Скорнякова, 2010]. В настоящей статье портфолио рассматривается как средство фиксации и накопления образовательных достижений студента и как технология их оценивания в формате компетенций.

С позиций компетентностного подхода к обучению необходимым условием формирования и развития любой компетенции учащегося является реализация им соответствующего вида деятельности, в которой она и проявляется. По уровню освоения студентом этой деятельности и ее результатам можно идентифицировать и оценить его компетенции. В этой связи среди основных задач использования портфолио студента как средства и как технологии выявления и оценивания его компетенций мы выделяем:

— мониторинг развития учебной, проектной, исследовательской и других видов деятельности студента;

— мониторинг развития общекультурных и профессиональных компетенций студента;

— стимулирование образовательной активности студента.

Для решения поставленных задач портфолио должен удовлетворять определенным принципам. Среди них сформулируем пять основных.

Полнота представления видов деятельности в структуре портфолио (учебная, исследовательская, проектная, профессиональная и др.). Так как любая компетенция формируется в соответствующей деятельности студента, то полнота представления результатов определенного вида деятельности позволит адекватно оценить сформированность той или иной его компетенции.

Вариативность наполнения портфолио и добровольность его формирования студентом. Следование этому принципу позволяет оценивать успешность студента, в том числе реализующего индивидуальную образовательную траекторию.

Сопровождение студента в наполнении портфолио. Наличие регламента (в той или иной его форме) наполнения портфолио будет способствовать планированию студентом всех видов своей учебной и внеучебной деятельности и своевременному оформлению их результатов в соответствующей форме. Согласно этому принциу, в структуре портфолио должен быть перечень основных продуктов по каждому виду деятельности студента, которые могут быть представлены в портфолио.

Обеспечение условий для оценки и самооценки продуктов деятельности и их личной значимости. При наличии этих условий студент имеет возможность на основе рефлексии полученных результатов планировать свою дальнейшую деятельность и прогнозировать ее результаты.

Включенность в модульно-рейтинговую систему обучения. Это требование способствует созданию условий для целостного восприятия студентом возможностей образовательной среды для самореализации и комплексной оценки своих достижений.

В соответствии с вышеперечисленными принципами в структуре портфолио студента педагогического вуза выделим следующие компоненты.

1. Презентационный

1.1. Титульный лист. Оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: наименование вуза; название факультета (института); номер студенческой группы; фамилия, имя, отчество студента; период формирования портфолио.

1.2. Содержание портфолио. Оформляется на отдельных листах, пополняется в течение всего периода формирования портфолио и состоит из перечня названий всех выполненных студентом проектных, исследовательских, курсовых и других работ с указанием сроков их выполнения.

2. Содержательный

2.1. Учебная и учебно-исследовательская деятельность (рефераты, кейсы и ДР-)-

2.2. Проектная деятельность.

2.3. Научно-исследовательская деятельность.

2.4. Профессиональная деятельность.

2.5. Другая внеучебная деятельность (художественно-литературное творчество, социальная, спортивная деятельность и др.).

3. Оценочный

3.1. Внешняя оценка— оценка достижений студента, полученная вне вуза (диплом победителя региональной олимпиады, спортивного соревнования, сертификат лауреата межвузовского конкурса и т. п.).

3.2. Внутренняя оценка — оценка достижений студента, полученная внутри вуза.

Самооценка (самоотчет студента о выполненной работе, самоанализ результатов деятельности, оценка своих достижений и способностей, перспектив развития и т. п.).

Портфолио студента с такой структурой в современных условиях целесообразно реализовать в электронной форме. Однако при необходимости возможен и бумажный вариант. В авторской концепции обязательными условиями реализации любой формы портфолио являются следующие организационно-педагогические условия.

1. Включение портфолио в качестве элемента в модульно-рейтинговую систему обучения. В традиционной модульно-рейтинговой системе обучения существует дефицит оценочных инструментов качества подготовки специалистов в формате компетентностного подхода. В этом аспекте портфолио выступает в роли как технологии развития, так и средства оценивания компетенций студента.

2. Обеспечение студента предметом деятельности, результаты которой могут быть представлены в портфолио. Каждый студент может сам определить, какой продукт деятельности он представит в портфолио. Однако для достижения целей портфолио необходим определенный комплекс заданий, выполнение которых предусматривает виды деятельности и их продукты, соответствующие оцениваемым компетенциям.

3. Предоставление студенту возможности самостоятельно выбрать предмет деятельности за рамками предложенного. Выполнение этого условия стимулирует активность студента в отношении тех видов образовательной деятельности, которым он отдает предпочтение, что способствует мотивированному развитию его компетенций.

4. Наличие критериев, по которым продукт деятельности студента может быть размещен в портфолио. Существуют различные подходы к наполнению портфолио учащегося. Мы не разделяем точку зрения, при которой любой продукт образовательной деятельности студента может быть включен в портфолио. Например, в соответствии с целями предлагаемого портфолио, представление в нем результатов контрольной работы, коллоквиума, зачета, экзамена и т. п. не предусматривается, так как эта информация не является той дополнительной характеристикой качества подготовки студента, которая соответствует целям портфолио. Поэтому необходимо иметь перечень критериев отбора продуктов образовательной деятельности студента, соответствующих решаемым задачам.

5. Наличие рекомендаций для студентов и преподавателей по формированию портфолио. Портфолио как портфель достижений студента является официальным документом, имеющим специальную структуру. Он должен наполняться в соответствии с заданным регламентом. Для сопровождения студента и преподавателя в этой работе будут полезны определенные методические рекомендации.

6. Обеспечение каждому студенту возможности размещения портфолио в сети университета. Это позволит студенту своевременно пополнять портфолио и проводить мониторинг своих достижений, будет способствовать развитию его ответственности и самостоятельности.

7. Комплексное использование количественных, дескриптивных и ранговых оценочных шкал [Бершадский, Гузеев, 2003]. Результаты деятельности студента, размещенные в портфолио, как правило, оцениваются по дескриптивной шкале. В системе модульно-рейтингового обучения студента педагогического вуза традиционно используются количественные и ранговые оценочные шкалы. Поэтому портфолио должен предлагать механизмы соотнесения результатов оценивания его составляющих на основании этих шкал.

8. Проведение оценки достижений студентов на основе конкурса портфолио по видам деятельности. Это, с одной стороны, позволит учитывать портфолио в общей рейтинговой оценке достижений студента, а с другой — будет стимулировать его к пополнению портфолио.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что портфолио студента как технология оценивания результатов его образовательной деятельности несет в себе следующие педагогические функции:

— стимулирование учебной и внеучебной деятельности студента;

— развитие способности студента к проектированию индивидуального образовательного маршрута;

— развитие способности студента к целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю;

— развитие способности студента к рефлексивной деятельности;

— развитие способности студента к самооценке и самопрезентации;

— формирование готовности студента к использованию технологии портфолио в будущей профессиональной деятельности.

Проведенные анализ и обоснование основных положений авторской концепции портфолио как элемента системы модульно-рейтингового обучения студента педагогического вуза позволяют утверждать, что портфолио, формируемый в соответствии с этой концепцией, позволит оценивать качество подготовки студента в формате компетенций.

Библиографический список

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.

2. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: метод, рекомендации по созданию и использованию. Томск, 2007. 64 с.

3. Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 17-19.

4. Скорнякова А.Ю. Электронное портфолио в математической подготовке студентов педвуза // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 176-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.