Научная статья на тему 'Электронный образовательный ресурс «Школа юного лесовода» как основной инструмент обучения членов школьного лесничества'

Электронный образовательный ресурс «Школа юного лесовода» как основной инструмент обучения членов школьного лесничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаттахова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный образовательный ресурс «Школа юного лесовода» как основной инструмент обучения членов школьного лесничества»

Фаттахова Г.А.

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», учитель; аспирантка Поволжского государственного

технологического университета galina-himik@mail.ru

Электронный образовательный ресурс «Школа юного лесовода» как основной инструмент обучения членов

школьного лесничества

Для реализации важнейших целей современного дополнительного образования актуальным является поиск и разработка эффективных образовательных технологий и технологических средств, способствующих развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания.

Использование электронных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования позволило бы:

• организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

• применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности;

• диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, уровень подготовки к занятию, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по внеурочной деятельности;

• создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

• обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

• создать основу для общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения [1].

Цель создания электронного пособия «Школа юного лесовода» -помочь педагогам, включившимся в процесс информатизации образования для повышения эффективности образовательного процесса, а также сократить время на подготовку к занятиям, используя предложенный цифровой контент.

Обучение с использование данного электронного образовательного ресурса позволит обеспечить формирование базовых компетентностей в

условиях перехода к новым образовательным стандартам через систему школьных лесничеств.

Ресурсы представлены по темам, изучаемым по программе экологической школы по направлению «Юные лесоводы» для обучающихся 8-10 классов общеобразовательной школы в рамках внеурочной деятельности или в системе дополнительного образования. Примерное тематическое планирование имеет рекомендательный характер. При его составлении исходили из принципа избыточности изучаемых тем, что позволит использовать данные материалы при работе с другими программами экологического направления.

Современные средства обучения в системе дополнительного образования

Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в школе и в системе дополнительного образования необходимо использовать современные средства обучения, которые должны обеспечивать выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы дополнительного образования невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения - как традиционных, так и средств обучения, функционирующих на базе компьютерных технологий [2].

Ключевой характеристикой образования становится формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира [3].

Возможности использования достижений новых технологий (свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения.

Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет обучающимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкретной теме на данный момент времени.

Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать изучаемый материал, провести автоматизированный контроль знаний по определенной теме или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе обучающихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Использование конкретной технологии проведения занятия по электронному пособию учитель может осуществлять с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также наличия различного рода интерактивного оборудования.

Программное обеспечение «Школы юного лесовода» позволяет педагогу экономить время при подготовке учебного материала, записывать его в память компьютера и в классе использовать материал, сопровождая показ только устными объяснениями и комментариями, что поднимает эффективность обучения на новый уровень.

Наглядная форма подачи материала, высокое качество изображения на интерактивной доске, удобная система навигации, постоянный доступ ко всем разделам способствуют лучшему усвоению материала и делают занятие интересным и неутомительным. Информативность и красочность представленного визуального материала облегчают восприятие и создают дополнительный стимул к изучению основ лесоведения и охраны окружающей среды.

Для контроля за качеством обучения и самоконтроля применяется компьютерное тестирование, которое представлено «классической» схемой тестирования с вопросами и несколькими вариантами ответов, что позволяет значительно сократить временные рамки, необходимые на обработку результатов проверки знаний и свести к минимуму субъектное влияние педагога на результат измерения.

Изучение каждой темы по программе направления «Юные лесоводы» можно заканчивать контрольным тестированием, которое позволяет ученику выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с педагогом, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Таким образом, организацию учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов можно производить в классе и индивидуально в виде самообразования школьников.

При изучении программы дополнительного образования электронные образовательные ресурсы можно применять как при изложении нового материала - визуализация знаний, так и осуществляя контроль и проверку.

Исследования, проведенные психологом школы, показали, что в ходе мультимедийного занятия объем поданного, и соответственно, усвоенного материала можно увеличивать без риска перегрузить учеников. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.

Структура электронного пособия «Школа юного лесовода»

Электронное пособие состоит из 8 разделов, названия которых расположены с левой стороны слайда.

Названия разделов:

- главная страница,

- программа,

- теория,

- практикум,

- контроль,

- глоссарий,

- литература,

- об авторе.

Переход с одного раздела на другой осуществляется с помощью гиперссылок, настроенных на каждой странице для быстрого доступа к необходимой информации.

На главной странице пособия обозначены ближние и дальние цели, способствующие мотивации обучающихся к изучению материала, показывающие значимость экологических знаний и сформированности основ экологической культуры.

В разделе «Программа» прописаны основные структурные дефиниции, такие как пояснительная записка, цели и задачи программы, условия ее реализации, ожидаемые результаты, тематический план, краткое содержание, список литературы вынесен для удобства пользователей в отдельный раздел.

Раздел «Теория» состоит из 8 слайдов в соответствии с блоками учебной программы.

м Главная Теория [ Охрана природы

Программа (Лесоводство

Теория [ Основы лесной таксации

Практикум Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания

Контроль (Лесовосстановление и лесоразведение

Глоссарий ( Механизация лесохозяйственных работ ]

Литература (Использование лесов

Об авторе [Охрана труда

Рис.1. Первая страница раздела «Теория» На каждой странице имеется заголовок темы раздела, например «Лесовосстановление и лесоразведение», далее идет маркированный список тем, рассматриваемых на странице, например «Заготовка и хранение семян». После названия теоретического вопроса в скобках указаны расширение документа .doc, .ppt или .pdf, а так же размер. На каждом слайде раздела расположена управляющая кнопка - возврат на первый слайд

«Теория».

Программа

Теория

Практикум

Контроль

Глоссарий

Литература

Об авторе

Теория

Лесовосстановление и лесоразведение

► Основы лесосеменного дела

- Заготовка и хранение семян ("doc, 54 КБ)

- Показатели и методы оценки качества семян (doc, 79 КБ)

- Способы подготовки семян к посеву (doc. 92 КБ)

► Лесные питомники

- Системы обработки почвы (doc. 38,5 КБ)

- Применение удобрений и гербицидов (doc, 100 КБ)

- Технология выращивания посадочного материала (doc, 195 КБ)

► Производство лесных культур

- Посадка лесных культур (doc, 32 КБ)

- Оценка качества лесокультурных работ и лесных культур (doc, 44,5 КБ) _

Рис.2.Пятая страница раздела «Теория» Раздел «Практикум» состоит из одной страницы.

Программа

Теория

Практикум

Контроль

Глоссарий

Литература

Об авторе

Практикум

Определение травянистых растений (ppt; 2,3 Мб)

Определение деревянистых растений (ppt,

Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев (ppt; 781 кб) Методика геоботанического описания вертикальной структуры леса (ppt; 2 Мб) Определение насекомых-вредителей (ppt; 4,5 Мб)

Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга (pdf, 780 кб)

Определение птиц (ppt; 10 Мб) Изучение экологии млекопитающих по следам (doc; 53,5 кб)

Рис.3. Страница раздела «Практикум»

Раздел «Контроль» составлен по всем теоретическим разделам курса и состоит из двух типов заданий: тестовые и контрольные вопросы. Тестовые задания выполнены в виде презентаций в программе MO PowerPoint 2003. На каждом слайде по одному вопросу и три ответа, правильный из которых только один, при наведении курсора на правильный ответ он выделяется другим цветом, меняется фон фигуры или появляется основная фигура.

Лесное законодательство состоит из:

A) Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов РФ

Б) Федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации

B) Лесного кодекса Российской Федерации

Лесное законодательство состоит из:

A) Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов РФ

Б) Федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации

B) Лесного кодекса Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Вопрос-ответ

Контрольные вопросы выполнены в программе MO Word 2003. В вопросниках не содержатся ответы, но их можно найти в теоретическом материале пособия, глоссарии или воспользовавшись методическими пособиями из списка литературы, предложенном в ЭОР «Школа юного лесовода».

Контроль

Программа

Теория

Практикум

Контроль

Глоссарий

Литература

Об авторе

Тестовый контроль

• Лесное законодательство (ppt, 168 КБ)

• Лесной фонд (ppt, 200 КБ)

■ Рубки леса (ppt, 676 КБ)

• Лесная таксация (ppt, 212 КБ)

■ Лесовосстановление (ppt, 206 КБ)

• Селекция и лесное семеноводство (ppt, 179 КБ)

• Охрана леса (ppt, 1 МБ)

• Болезни и вредители деревьев (ppt, 281 кб)

■ Животный мир (ppt, 936 кб) Контрольные вопросы

• Лесное законодательство (docr 33 КБ)

• Лесной фонд (doc, 30 КБ)

• Рубки леса (doc, 27 КБ)

• Лесная таксация (doc, 35 КБ)

• Лесовосстановление (doc, 24 КБ)

• Селекция и лесное семеноводство (doc, 33 КБ)

• Охрана леса (doc, 34 КБ)

• Болезни и вредители деревьев (doc, 27 КБ)

• Животный мир (doc, 63 КБ)

Рис.5. Страница раздела «Контроль»

Раздел «Глоссарий» состоит из нескольких страниц. На первой странице размещена таблица, в которой обозначены литеры, при нажатии на которые открывается страница с терминами на эту группу. На каждой странице терминологического словаря внизу расположены управляющие кнопки, которые позволяют вернуться на первую страницу глоссария либо перейти на следующую.

Для того, чтобы найти интересующее определение необходим свободный доступ к сети Интернет, так как глоссарий настроен на формулировки терминов, размещенных на сайте Федерального агентства лесного хозяйства по адресу http://www.rosleshoz.gov.ru/terminology/.

Глоссарий

Программа

Теория

Практикум

Контроль

Глоссарий

Литература

И

в г

к л

п

ц

ш

ш

д

м н

ф

ю

ж

Об авторе

Рис.6. Первая страница раздела «Глоссарий»

Раздел «Литература» включает подборку литературных источников по каждой теме раздела «Теория». К странице списка литературы по теме можно перейти из раздела «Теория», нажав на кнопку «Литература» на

соответствующем слайде, например страница теоретической темы «Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания» и страница списка литературы по этой же тематике.

Программа

Теория

Практикум

Контроль

Глоссарий

Литература

Об авторе

Литература

Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания

Абрамов, Н.В. Красная книга Республики Марий Эл:иРедкие и нуждающиеся в охране растения марийской флоы. - Йошкар-Ола: Марийкое книжное издательство, 1997. -128 с. Балдаев, Х.Ф. Красная книга Республики Марий Эл. Редкие и исчезающие виды животных. - Йошкар-Ола: Изд-во Мар1 " полиграфкомбината, 2002. - 164 с.

. А.И. Лесная энтомология. Учебник для вузов. 1,1975,-368 с. Горностаев, Г.Н. Определитель отрядов и ( России.-М.: Логос, 1999.- 176с Крушев, Л.Т.Био Лесная пром-ть, 1973. - 192 с

Обзор санигарнс—. -----------------------------------

Республики МарийЭлв 2009 годуй прогноз лесопатологической сигуациина 2010 год/Филиал ФГУ «Рослесозащига» «Центр защиты леса Республики Марий Эл».-Йошкар-Ола,2010.-145 с.

Шс

1Т вредителей. - М.

предотвращению лесных пожаров:

_____■ пособие / Под ред. чл.-кор. РАСХН Е.П.Кузьшиева. -

> «Весь мир», 2006. - 128 с.

о проектировании лесопатологического мошгториг Рослесхоза от 29.12.2007 №523 Щетинский, Е.А. Тушение лесш пожарных. Изд. 3-е, перераб. и д

1 к приказу

Рис.8. Страница рекомендуемого списка литературы по теме «Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания» На последней странице содержатся основные сведения об авторе образовательного ресурса: образование, место работы, значимые достижения, публикации.

Краткое содержание электронного пособия «Школа юного лесовода»

В разделе «Программа» представлена рабочая программа, по которой осуществляется теоретическая и практическая подготовка юных лесоводов в школьном лесничестве.

Раздел «Теория» состоит из семи тем, каждая из которых разбита на изучаемые вопросы с ответами.

Содержание темы «Охрана природы»:

- Научные основы охраны окружающей среды;

- Охрана атмосферного воздуха;

- Охрана водных ресурсов;

- Охрана почв и недр;

- Охрана растительного и животного мира;

- Экологические основы ресурсосберегающих технологий;

- Правовые основы охраны природы;

- Охрана окружающей среды на объектах работ».

При изучении темы «Лесоводство» в электронном пособии можно найти материал на следующие вопросы:

• Основы ботаники;

• Лесные почвы;

• Дендрология;

• Понятие о лесе;

• Лесное законодательство Российской Федерации;

• Рубки лесных насаждений;

• Содействие лесному возобновлению;

• Технология заготовки древесины;

• Транспорт древесины.

Содержание темы «Основы лесной таксации»:

- Таксация ствола растущего и срубленного дерева;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Таксация насаждения;

- Краткие сведения о лесном фонде;

- Подготовка лесосечного фонда;

- Основные понятия о лесоустройстве;

- Пороки древесины;

- Классификация и стандартизация лесных материалов;

- Обмер и учет лесоматериалов.

В теме «Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания» рассматриваются следующие вопросы:

• Основы лесной энтомологии;

• Основы лесной фитопатологии;

• Основы лесозащиты;

• Лесные звери и птицы;

• Охрана среды обитания;

• Основы лесной пирологии;

• Охрана лесов от лесонарушений.

Тема «Лесовосстановление и лесоразведение» состоит из трех блоков, которые в свою очередь представлены теоретическими вопросами. Первый блок «Основы лесосеменного дела»:

- Заготовка и хранение семян;

- Показатели и методы оценки качества семян;

- Способы подготовки семян к посеву. Второй блок «Лесные питомники»:

- Системы обработки почвы;

- Применение удобрений и гербицидов;

- Технология выращивания посадочного материала. Третий блок «Производство лесных культур»:

- Посадка лесных культур;

- Оценка качества лесокультурных работ и лесных культур.

Тема «Механизация лесохозяйственных работ» представлена презентацией.

В теме «Использование лесов» рассматриваются вопросы о видах пользования, таких как заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, рекреационная деятельность.

Тема «Охрана труда» содержит необходимую информацию о Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ», трудовом кодексе, производственной санитарии и гигиене труда, производственном

травматизме и его профилактике и иллюстративный материал по оказанию первой медицинской помощи.

По материалам раздела «Практикум» можно познакомиться с методиками проведения исследований в лесу по темам:

• Определение травянистых растений;

• Определение деревянистых растений;

• Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев;

• Методика геоботанического описания вертикальной структуры леса;

• Определение насекомых-вредителей;

• Руководство по проектированию, организации и ведению

лесопатологического мониторинга;

• Определение птиц;

• Изучение экологии млекопитающих по следам.

Предложенные методические рекомендации могут применяться как на практических занятиях после изучения темы, так и во время летней практики. Например, после изучения темы «Таксация леса» можно провести практикум по одному из блоков исследования (определение диаметра ствола, полноты и т.д.) по методике геоботанического описания вертикальной структуры леса.

Раздел «Контроль» представлен тестовыми заданиями. По каждой теме предлагается 10 вопросов с ответами.

Количество контрольных вопросов по темам разное и не включает готовые ответы, их необходимо найти самостоятельно пользуясь материалом ЭОР «Школа юного лесовода». Вопросы составлены по темам лесное законодательство, лесной фонд, рубки леса, лесная таксация, лесовосстановление, селекция и лесное семеноводство, охрана леса, болезни и вредители деревьев и животный мир.

В разделе «Глоссарий» рассмотрены основные понятия и термины, знание которых пригодится не только юным лесоводам, но и профессионалам, вся информация структурирована по буквам алфавита.

В разделе «Литература» приведены тематические списки литературных источников, доступных как в библиотеках, так и в электронных библиотеках сети Интернет.

Используя в работе электронное пособие, каждый педагог легко сможет выстроить логическую схему проведения занятия. Например, тема «Основы лесной энтомологии» ^ тест «Вредители леса» ^ практикум «Определение насекомых-вредителей» ^ практикум «Лесопатологический мониторинг» ^ контрольные вопросы «Болезни и вредители леса» ^ литература из раздела «Защита и охрана леса, животного мира и среды его обитания».

Выводы

5.Электронный образовательный ресурс «Школа юного лесовода» облегчает понимание изучаемого материала за счет различных способов

подачи материала и допускает адаптацию в соответствии с потребностями, уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями обучающегося;

6.Использование ЭОР на занятиях позволяет педагогу проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, индивидуализировать работу с обучающимися, с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания;

7.Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации и способствуют повышению мотивации обучающихся к обучению.

Занимаясь проблемой организации и успешного функционирования школьного лесничества с 2006 года в системе дополнительного образования, считаю, что данное направление перспективно и заслуживает особое внимание среди педагогов дополнительного образования и учителей занятых внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Изучение теоретического материала с использованием ЭОР, с последующим закреплением на практических занятиях дает высокий уровень усвоения знаний, возможности их применения в повседневной жизни, а значит, способствует формированию умения учиться.

Использование электронного пособия «Школа юного лесовода» позволяет успешно реализовать подготовку обучающихся не одного кружка или объединения, а охватить желающих со всего муниципального образования путем дистанционного обучения и тем самым повысить их экологическую культуру и результаты участия в конкурсах различного уровня.

Еще одним преимуществом использования электронного образовательного ресурса в подготовке юных лесоводов является то, что оно динамично и всегда может быть изменено с учетом всех пожеланий обучающихся по данной программе и их кураторов, а также сориентировано на уровень общей подготовки ученика.

Литература

1. Обзор цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / metod.magint.edu.ru/LEVEL 1 / theory/cor.aspx.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.