Позитивные опыт позволяет сделать вывод: следует расширить круг образовательных медиа-проектов - инновационных субъектов открытого образования, помогающих подросткам познавать реальную жизнь и участвовать в ее преобразовании.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации ». - М.: Издательство «Омега-Л».2013.-134с.
2. Алиева Л.В. Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования. Информационнометодический сборник. - М.ФЦТТУ.-2013.
3. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й международной конференции в 2-х частях. Сост. Н.А.Лобанов; под научн. ред. Н.А.Лобанова и В.Н.Скворцова. Вып. 12. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина. - 2014.
4. Синягина Н.Ю., Артамонова Е.Г. От развития нового педагогического мышления - к поиску прогрессивных форм обучения и воспитания // Образование личности. 2014. №2. С. 6.
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation." - M .: Publishing house "Omega-L" .2013.-134c.
2. Aliyeva L.V.The role of children's organizations in the modernization of the education system. Information and methodical collection. - M.FTSTTU. 2013.
3. Lifelong Education: Continuing Education for Sustainable Development: Proceedings of the 12th international conference in 2 parts. Comp. N.A.Lobanov; Under the scientific. Ed..Lobanova N.A and.Skvortsova V.N. Vol. 12 - St. Petersburg: Leningrad State University. Pushkin. - 2014.
4. Sinyagina N.Y., Artamonov E.G. From the development of new pedagogical thinking - to seek progressive forms of training and education // Obrazovanie lichnosti 2014. №2.6 S.
Черникова А.Н
Студент, Курский государственный университет
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье рассмотрены возможности использования электронного образовательного ресурса для развития познавательной активности как вспомогательного ИКТ средства при проведении урока, так и для самообразования школьников средней возрастной группы.
Ключевые слова: развитие познавательной активности, электронный образовательный ресурс, самообразование школьника.
Chernikova A.N.
Student, Kursk State University
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE AS MEANS OF SELF STUDY SCHOOL STUDENT
Abstract
The article is considered possibilities of using electronic educational resource for development of informative activity as auxiliary ICT means when carrying a lesson and for self study of secondary-school students.
Keywords: development of informative activity, electronic educational resource, self study of school students.
Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют множество новых возможностей. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. В рамках современного образования каждый, кто ведёт преподавательскую деятельность, должен не только владеть знаниями в области применения и работы с ИКТ технологиями, но и активно их использовать в своей профессиональной деятельности [2]. Многие обратят внимание на то, что не все имеют в своем багаже навыков опыт дистанционного образования, но давайте обратим внимание на то, что в условиях широкого распространения глобальной сети Интернет мы имеет возможность делиться своим опытом и наработками с коллегами посредством электронного ресурса. При применении же немного большего количества усилий можно превратить обычный преподавательский электронный ресурс в полноценный электронный образовательный портал.
Еще более ста лет назад, изучив реальную работу школ России, Германии, Швейцарии и Франции, Лев Толстой заявил: «Образовательное влияние современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада, в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках. Образование идет мимо школы, а школа со своими начетническими псевдонаучными курсами идет мимо жизни. Народ получает свое образование не благодаря школе, а вопреки ей» [1]. Современные дети немногим отличаются от своих предшественников, они всё так же любознательны и всё так же любят искать знания самостоятельно. На самом деле познавательная активность любого ребенка берет свои источники от любопытства, которое постепенно перерастает в любознательность. Можно отнести первоисточник к личностным характеристикам учащегося, так как именно он помогает формировать мировоззрение, миропонимание и мироощущение отдельного человека.
Любопытство побуждает человека к преобразованию действительности через различную деятельность, ведь любая деятельность несет в себе познавательное начало. При этом интерес активирует любую деятельность. Но в педагогической практике больше всего внимания уделяется познавательной. Исследуются различные способы и подходы для активации познавательного интереса. Занимательность в интерпретации Г.И. Щукиной способствует оживлению непосредственного интереса, влияя при этом на внутренний мир ученика [3].
Под собой занимательность подразумевает внесение различных элементов оживления в повседневную педагогическую деятельность, что может быть осуществлено при реализации учебной программы по любому предмету, но больше всего возможностей для этого предоставляется при ведении курса информатики. Так как при должном знании и умении возможно занимательную часть уроков, чаще всего представленную для наглядности в виде мультимедиа, разместить для самостоятельного изучения, дополнив, либо преобразовав для автономного восприятия учеником. Как правило, в среднем, время, отводимое на самообучение школьника, составляет от одного до двух часов два раза в неделю. Это время исключает из себя подготовку домашнего задания к каждому уроку, что, несомненно, занимает важное место в обучении информатике наряду с самоподготовкой. Это именно то время, которым при должной заинтересованности мы можем дополнительно располагать по своему предмету.
Познавательные интересы подростков обеспечивают достаточно высокую активность в учебном процессе и в поиске дополнительной информации по значимым для них вопросам. Своими знаниями подростки нередко опережают прохождение программного материала, и могут использовать в учебном процессе информацию, полученную ими самостоятельно. Поэтому следующая ступень развития познавательной активности - теоретический интерес, ярче всего выражается именно в этой возрастной группе. Подобный интерес рождает в учащемся стремление познать сложные теоретические вопросы конкретной науки и использовать эти знания как призму для восприятия окружающей действительности. При этом преподавателю необходимо тщательно следить за тем, чтобы преобладание интересов в отдельной области знаний не препятствовало всестороннему образованию и развитию личности школьника.
39
Можно сделать вывод, что в руках каждого педагога возможность посеять зерно познавательного интереса к своему предмету. Но иногда этого бывает недостаточно, необходимо предоставлять возможности и пути для самообразования школьников, именно тут и играет большую роль электронный образовательный ресурс, который не только не противоречит выбранной преподавателем программе, но дополняет и углубляет её, в зависимости от конкретной направленности интересов школьника.
Литература
1. Гессен С.И. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»/ Отв. Ред. и сост. П.В. Алексеев, М.: «Школа -Пресс», 1995. - 448 с.
2. Методическая библиотека Российского государственного университета им. Герцена. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm (дата обращения 5.05.2015)
3. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе», М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
References
1. Gessen S.I. «Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju»/ Otv. Red. i sost. P.V. Alekseev, M.: «Shkola - Press», 1995. - 448 s.
2. Metodicheskaja biblioteka Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. Gercena. Informacionnye tehnologii v obrazovanii [Jelektronnyj resurs] URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm (data obrashhenija 5.05.2015)
3. Shhukina G.I. «Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v uchebnom processe», M.: Prosveshhenie, 1979. - 160 s.
Шакирова А.М.1, Лукоянова М.А.2
'Студент, 2кандидат педагогических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Аннотация
В статье рассмотрено решение нестандартных задач обработки данных, возникающих в работе педагогов, для автоматизации мониторинга результатов обучения, диагностики и представления отчетности. Представленные способы и разработанный код обработки числовых и текстовых данных будут интересны педагогам, лингвистам, филологам, а также специалистам, занимающимся проблемами компьютерной обработки данных.
Ключевые слова: образовательный процесс, автоматизация, электронные таблицы.
Shakirova A.M.1, Lukoyanova M.A.2
'Student, 2PhD in Pedagogy, Kazan (Volga) Federal University
SOLUTION OF SPECIFIC PROBLEMS OF EDUCATIONAL PROCESS MONITORING BY MEANS OF SPREADSHEETS
Abstract
The article deals with the solution of specific data processing tasks, existing in the work of teachers, to automate the monitoring of learning outcomes, diagnosis and reporting. The presented methods and developed code for handling numeric and text data will be of interest to teachers, linguists, philologists and specialists engaged in computer data processing.
Keywords: educational process, automation, spreadsheets.
В условиях современного информационного общества возрастают требования к педагогам по применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Одной из решаемых педагогами задач является мониторинг результатов образовательного процесса: проведение различных видов диагностики, применение статистических методов для обработки данных и представление отчетности в графическом виде, который требует от педагогов хорошей подготовки в области информационных технологий, значительного количества времени и усилий.
Электронная таблица, например MS Excel, позволяет учителю автоматизировать процесс обработки результатов диагностики учебно-воспитательного процесса, провести сравнение по различным параметрам, представить полученные результаты в виде графиков и диаграмм, подготовить полноценный отчет, экономя при этом энергетические, временные и другие затраты.
Однако данная программа не позволяет решать нестандартные задачи, возникающие в работе педагога, с помощью инструментов и стандартных функций её пользовательского интерфейса. В данной статье представим решение двух нестандартных задач, требующих нетривиального подхода:
1) Найти средние значения успеваемости каждого ученика в классе. Вычислить среднее значение успеваемости по предмету для всего класса. Сделать гистограмму средних значений успеваемости всех учеников класса по предмету. Провести горизонтальную линию среднего значения успеваемости всего класса по предмету на полученной гистограмме.
2) Проанализировать в таблице успеваемости класса все ячейки, найти ячейки с двойками по каждому ученику, посчитать их количество и вывести количество ячеек с двойками с указанием фамилий и имен учеников. Найти в таблице успеваемости класса темы для повторения, соответствующие ячейкам с двойками. Сделать таблицу с рекомендациями для повторения с указанием тем для учеников, получивших двойки.
Исходными данными для поставленных задач является список класса с оценками, соответствующими темам, за определенный промежуток времени по математике.
Для определения среднего значения оценок по каждому ученику используется стандартная функция «СРЗНАЧ» электронной таблицы и выделяется необходимый диапазон оценок. Затем данная функция копируется с помощью автозаполнения на последующие строки с остальными учениками. Таким образом, мы получили средние значения оценок для каждого ученика
(рис. 1).
40