Научная статья на тему 'Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе'

Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малушко Елена Юрьевна

Введение: статья посвящена применению такой формы реализации инноваций в вузе, как электронное обучение, которое позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Как показывает автор статьи, за последние годы в современном высшем образовании Российской Федерации произошли глобальные изменения. Они были вызваны новыми требованиями государства и общества, а также инновациями в экономике страны. В современном высшем образовании существует необходимость развития инноваций и их постоянного совершенствования. Материалы и методы: в статье разработаны вопросы, связанные с внедрением электронного обучения в высшем учебном заведении, рассмотрена проблема создания, развития и распространения педагогических инноваций. Выявлены различные аспекты изучения проблем образования, которые раскрывают положительное влияние информационных технологий на систему образования. Дано определение инновации в системе профессионального образования: инновация представлена как результат практических и теоретических исследований, разного рода разработок в области профессионального образования, которые приводят к повышению его эффективности. Результаты исследования: анализ применения электронных курсов в электронной образовательной среде вуза показал, что готовность педагога использовать электронную среду значительно возросла. Обсуждение и заключения: существующие средства и технологии применения инновационных методов обучения имеют множество преимуществ, и совместное их использование позволяет максимально упростить процесс обучения, сделать его более удобным и интенсивным. Разработанные педагогами вуза электронные курсы в электронной среде позволяют повысить качество обучения студентов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малушко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COURSE AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF INNOVATION IN HIGH SCHOOL

Introduction: The article is devoted to the use of e-learning as a form of implementation of innovations in the university, which allows to improve the quality of education through the use of rapidly growing world educational resources and due to the fact that the use of e-learning elements and distance learning technologies increases the share of independent work of students in mastering the material . As the author of the article shows: in recent years, global changes have occurred in the modern higher education of the Russian Federation. They were caused by the new demands of the state and society, as well as innovations in the country's economy. In modern higher education there is a need for the development of innovations and their continuous improvement. Materials and methods: the article developed the question of the introduction of e-learning in higher education. For this, the problems of creation, development and dissemination of pedagogical innovations were considered. Identified various aspects of studying the problems of education, which reveal the positive impact of information technology on the education system. The definition of innovation in the vocational education system is given as a result of practical and theoretical research, various developments in the field of vocational education, which lead to an increase in its effectiveness. Results: The article analyzes the use of electronic courses in the electronic educational environment of the university, which showed that the teacher’s readiness to use the electronic environment has increased significantly. Discussion and Conclusions: the article discusses the existing tools and technologies for the application of innovative teaching methods that have many advantages and their joint use makes it possible to simplify the learning process as much as possible, to make it more convenient and intensive. The electronic courses developed by university teachers in the electronic environment allow to improve the level of development and the quality of education of students in general.

Текст научной работы на тему «Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе»

Управление образованием Статья/Article

УДК 372.864

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-2

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ВУЗЕ

Е. Ю. Малушко1*

1 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация

*e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение: статья посвящена применению такой формы реализации инноваций в вузе, как электронное обучение, которое позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Как показывает автор статьи, за последние годы в современном высшем образовании Российской Федерации произошли глобальные изменения. Они были вызваны новыми требованиями государства и общества, а также инновациями в экономике страны. В современном высшем образовании существует необходимость развития инноваций и их постоянного совершенствования.

Материалы и методы: в статье разработаны вопросы, связанные с внедрением электронного обучения в высшем учебном заведении, рассмотрена проблема создания, развития и распространения педагогических инноваций. Выявлены различные аспекты изучения проблем образования, которые раскрывают положительное влияние информационных технологий на систему образования. Дано определение инновации в системе профессионального образования: инновация представлена как результат практических и теоретических исследований, разного рода разработок в области профессионального образования, которые приводят к повышению его эффективности. Результаты исследования: анализ применения электронных курсов в электронной образовательной среде вуза показал, что готовность педагога использовать электронную среду значительно возросла.

Обсуждение и заключения: существующие средства и технологии применения инновационных методов обучения имеют множество преимуществ, и совместное их использование позволяет максимально упростить процесс обучения, сделать его более удобным и интенсивным. Разработанные педагогами вуза электронные курсы в электронной среде позволяют повысить качество обучения студентов в целом.

Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс, инновационная деятельность, электронная среда, образовательный процесс, вуз.

Для цитирования: Малушко Е.Ю. Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 2.

E-COURSE AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF INNOVATION IN HIGH SCHOOL

Elena Malushko1 * 1Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation *e-mail: [email protected]

ABSTRACT

Introduction: The article is devoted to the use of e-learning as a form of implementation of innovations in the university, which allows to improve the quality of education through the use of rapidly growing world educational resources and due to the fact that the use of e-learning elements and distance learning technologies increases the share of independent work of students in mastering the material . As the author of the article shows: in recent years, global changes have occurred in the modern higher education of the Russian Federation. They were caused by the new demands of the state and society, as well as innovations in the country's economy. In modern higher education there is a need for the development of innovations and their continuous improvement. Materials and methods: the article developed the question of the introduction of e-learning in higher education. For this, the problems of creation, development and dissemination of pedagogical innovations were considered. Identified various aspects of studying the problems of education, which reveal the positive impact of information technology on the education system. The definition of innovation in the vocational education system is given as a result of practical and theoretical research, various developments in the field of vocational education, which lead to an increase in its effectiveness.

Results: The article analyzes the use of electronic courses in the electronic educational environment of the university, which showed that the teacher's readiness to use the electronic environment has increased significantly.

Discussion and Conclusions: the article discusses the existing tools and technologies for the application of innovative teaching methods that have many advantages and their joint use makes it possible to simplify the learning process as much as possible, to make it more convenient and intensive. The electronic courses developed by university teachers in the electronic environment allow to improve the level of development and the quality of education of students in general.

Keywords: innovative technologies, educational process, innovation activity, electronic environment, educational process, university.

For citation: Malushko E. E-course as a form of implementation of innovation in high school // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р. 2.

Введение

Глубокое влияние на процессы, происходящие в современном обществе и связанные с формированием новой идеологии, социальной системы, развитием культуры, техники и технологий, конвергенцией наук и построением на этой основе принципиально новых технологий, оказывает стремительное развитие информации и информационно-коммуникационных технологий. Наметившийся переход к обществу знания как новой фазе

развития современного высокотехнологичного общества требует изменений в различных сферах современного общества, прежде всего, в сфере образования [3]. В связи с этим следует отметить, что трансформация образовательной деятельности за счет появления новых образовательных подсистем и их структурных элементов довольно значительна [7].

Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала.

Особенно актуальным электронное обучение становится в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение открывает новые возможности [1 ].

Для успешного внедрения системы электронного обучения в высших учебных заведениях необходимо видеть внедрение всех предметов образовательной деятельности в электронный формат [2].

Ключевым фактором успешного внедрения электронных курсов является подготовка педагогов для приобретения необходимых навыков для проведения этого вида деятельности [8].

Таким образом, педагога нужно не только подготовить, но и научить, как использовать наиболее эффективные методы организации работы со студентами и взаимодействия с ними [11]. Одним из положительных аспектов внедрения курсов электронного обучения для студентов является возможность дистанционного обучения. Однако оборотной стороной является чрезвычайно высокая степень самостоятельности учащихся в образовательной деятельности, которая увеличивает нагрузку на преподавателей. Следовательно, для того, чтобы педагог адекватно выполнял свою деятельность, необходимо разработать стандарты, которые будут соотноситься с затратами на рабочую силу педагога, а также выплачивать ему достойную заработную плату, которую можно отслеживать с помощью мониторинга [24]. Сложность также заключается в том, что техническая поддержка в рамках электронных курсов должна осуществляться практически днем и ночью [13]. Следующий фактор, влияющий на эффективность внедрения системы электронного обучения, заключается в том, была ли уже разработана качественная методологическая поддержка и содержание соответствующего типа [9]. Различные решения проблемы также подходят для этого.

Таким образом, высшая школа может приобретать готовые курсы, изучать материалы с соответствующим содержанием или разрабатывать необходимые курсы через своих преподавателей [12]. Контент, в свою очередь, представляет собой все учебные материалы, необходимые для проведения образовательной деятельности между педагогом и учащимся [7]. Развитие системы электронных курсов в образовательной организации должно осуществляться не сразу, а постепенно.

Выбор решения проблемы зависит от области науки и практики, то есть от конкретного случая [15]. Постепенное развитие системы электронного обучения подразумевает, что высшая школа будет шаг за шагом выполнять свои цели и задачи [19]. К ним относятся: инициация и планирование; проектирование и инжиниринг; мониторинг и контроль.

Первым этапом работы над системой электронных курсов в образовательной организации является:

— выявление проблем, стоящих перед вузом, и постановка задач, что также предполагает выбор категории студентов высших учебных заведений;

— реализация прогноза в рамках реализации разработки системы электронных курсов, возможность и время достижения желаемых результатов, выбор технологий для достижения цели [16].

На втором этапе определяется содержание учебного плана, а также методы, позволяющие его представить. Содержание учебного плана, в свою очередь, имеет наивысший приоритет. Содержание электронных курсов - это форма разделов и режим работы, который позволяет образовательной деятельности быть интерактивной и дистанционной.

Обзор литературы

Проблемам создания, развития и распространения педагогических инноваций посвящены работы таких ученых, как В.П. Майборода, Н.Л. Смирнова, А.А. Харин,

A.В. Хуторской, О.Г. Хомерики. Выявлены различные аспекты изучения проблем образования как социального института в сотрудничестве с другими социальными институтами общества. Исследователи Дж. Аллак, Р. Акофф, Ю.С. Борцов, Б.С. Гершунский, Э. Дюркгейм, Э.Д. Днепров, Ю.С. Колесников, Ф. Кумбс, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Б. Симон, Н. Смелзер, Ю.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкин и другие обращались к проблемам инноваций в связи с разработкой стандартов и содержанием образования в целом.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в работах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева,

B.Я. Ляудиса, А.И. Пригожина, Б. Твисс и других.

Деятельность, связанная с инновациями, имеет своей целью развитие системы образования. Концепция инновационного обучения была добавлена в научный оборот во второй половине ХХ века, а именно в 1970-х годах, в Докладе Римскому клубу «Нет образовательных ограничений». Эта концепция в отчете была определена как тип образовательной деятельности, который способствует появлению инновационных изменений как в современной культуре, так и в обществе.

В такой научной области, как педагогика, эта проблема стала наиболее актуальной в 1980-х годах. Понятия «инновации в обучении» и «образовательные инновации» использовались как синоним. Эти понятия были обоснованы в научном сообществе, дополнены категориальным аппаратом научной дисциплины [20].

Инновации в педагогике в этом отношении являются особой самостоятельной сферой педагогических наук. У нее своя собственная методология исследования. Существуют нелогические, аксиологические и праксиологические особенности термина «инновация в педагогике». Нелогические характеристики неразрывно связаны с получением чего-то нового, разработкой показателей, этапов и критериев уровня новизны инновационных технологий. Аксиологическая инновационная черта связана с ценностями в аспектах методологии оценки педагогических процессов [23].

Праксиологический атрибут выражается в адаптации инноваций в педагогической системе. В исследованиях по социальной и культурной антропологии рассматривались понятия традиции и новации, их структурная взаимосвязь. Традиция в этом отношении - это вид деятельности по использованию определенного культурного опыта.

В современной реальности в Российской Федерации развивается новая система образования. Она направлена на выход в международное информационное пространство образования. Информационные технологии необходимы для системы образования как части образовательного процесса, поскольку они значительно повышают его эффективность [25].

Положительное влияние информационных технологий на систему образования заключается в следующем:

- в системе образования существуют возможности для передачи, сбора, хранения и преобразования необходимых для образовательного процесса данных, которые различны по своей природе;

- повышение доступности образования, что также связано с его диверсификацией;

- обучение становится ориентированным на ученика;

- организационная поддержка учебного процесса значительно расширяется и совершенствуется;

- предметы обучения становятся наиболее активными в процессе организации обучения;

- информационная среда, которая так важна для системы образования, становится доступной не только в региональных рамках, но и в международных;

- образовательный процесс постепенно становится суверенным;

- информационные технологии позволяют быстро улучшать методическое и программное обеспечение;

- существует выбор индивидуального способа получения образования для студентов;

- самостоятельная деятельность студента, связанная с поиском необходимой информации, все больше развивается с использованием информационных технологий;

- повышается уровень мотивации учащихся образовательных учреждений [21].

Болгарский академик К. Ангеловский говорит, что образовательные инновации - это изменения, направленные на улучшение образовательного процесса. В свою очередь Н.Р. Юсуфбекова дает следующее определение понятия педагогической инновации: различные виды возможных изменений образовательной реальности, способствующие прогрессу в теоретической педагогике и практике образовательной деятельности.

Из определения, данного Н.Р. Юсуфбековой, можно сделать вывод, что педагогическая инновация не является чем-то совершенным, а является лишь возможным изменением. В.А. Сластенин и Я.С. Подымова подчеркивают, что инновация - это средство и прогрессивный процесс.

Инновационная деятельность в системе профессионального образования - это деятельность, результатом которой является эффективная трансформация через развитие и адаптацию инноваций, которая должна качественно развивать систему образования и ее структурные элементы [26]. Инновации в системе профессионального образования являются результатом практических и теоретических исследований, разного рода разработок в области профессионального образования, что приводит к повышению его эффективности. Существуют следующие инновации: управленческие, методологические, общественные, финансовые, технические и образовательные.

Методология исследования

В нашей работе мы отметили этапы и сроки реализации внедрения курсов электронного обучения в образовательной деятельности высшего учебного заведения 2019-2021:

2019 - первый этап (вводный);

2020 - второй этап (контроль);

2021 - третий этап (последний).

В процессе исследования среди педагогов был проведен опрос. Это позволило нам определить, как они связаны с внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. В исследовании приняли участие 40 человек.

Мы также проанализировали результаты тестов. В 2018 году была внедрена электронная образовательная среда в деятельность университета, и средний балл студентов значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами. После внедрения разработанных педагогами электронных курсов в 2018 году мы снова опросили педагогов (количество респондентов не изменилось). А на вопрос «Готовы ли вы внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность?» 85% респондентов ответили положительно. Таким образом, внедрение электронного обучения положительно сказывается на развитии инновационной деятельности в Волгоградском государственном университете.

Результаты исследования

Электронные курсы - это сложные мультимедийные разработки. Эти курсы обеспечивают обучение всем существующим видам речевой деятельности. Создавая рекомендации по разработке программы электронного обучения, мы можем определить следующие цели обучения:

- умение использовать методы электронных курсов в образовательной деятельности, а также информацию в Интернете;

- повышение уровня электронного общения и взаимодействия между студентами;

- создание нового типа специалистов, которые знают определенный иностранный язык и могут использовать его в процессе осуществления различных видов деятельности.

Материально-техническая база высшего учебного заведения является важным аспектом внедрения электронных курсов в систему образования университета [21]. Необходимо, чтобы материально-техническая база создавала такую образовательную среду, в которой были бы все соответствующие компоненты - речь о них пойдет ниже. Компонент деятельности представляет собой комплекс различных видов деятельности, которые необходимы для обеспечения высокого уровня образования студентов [15].

Основные виды деятельности: исследования, создание проектов, активное творчество. В компоненте деятельности также важно создать индивидуальные планы обучения для соотнесения дистанционной и внутривузовской подготовки, формирования эффективной системы оценки результатов, которая должна включать оценку ее деятельности студентами.

Коммуникативный компонент представляет собой сочетание прямого и косвенного взаимодействия студентов в различных формах. Важными аспектами коммуникативного компонента являются:

- выполнение как самостоятельной работы, так и совместного обучения с помощью педагога;

- коммуникативное взаимодействие педагога и обучающего;

- взаимодействие и общение всех субъектов образовательного процесса.

Пространственно-объективный компонент представляет собой комплекс,

реализующий эти действия и поведение субъектов процесса формирования среды. Наиболее значимыми с точки зрения организации процесса опосредованного образования являются: образовательная среда с использованием информационных технологий; совместная деятельность студентов по учебному материалу; подкасты как метод передачи образовательного контента студенту и для его творческого самовыражения.

Для успешного функционирования электронной среды необходимо и методическое обеспечение педагогов для эффективной и качественной разработки электронных курсов.

Методическое обеспечение построено на таких принципах, как сложность, оптимальность, информация, социализация, учитывает принцип индивидуальности систем дистанционного обучения, включает постановку целей, информационный блок, процедурный блок, отражает методы (мотивация, стимулирование инноваций, организация и реализация инновационной деятельности, методы самообразования, дистанционные проекты), средства (тестовые и диагностические материалы, тренинги, научно-методическая литература, методологические разработки и рекомендации) и формы (семинар-игра, деловая игра, конференции, защита проекта, проблемный семинар, круглый стол), благодаря которым активность в электронной среде становится более разнообразной и помогает повысить эффективность обучения студентов.

Организационно-педагогические условия включают создание нового типа методологической службы и новой нормативно-правовой базы. Электронное обучение позволяет организовать эффективное взаимодействие участников образовательного процесса.

Виды методического обеспечения: диагностическое, информационное, деятельностное, технологическое.

Функции: управление учебным процессом; распределение прав доступа к электронным образовательным ресурсам; разграничение взаимодействия участников в образовательном процессе; обучение и оценка знаний в интернет-среде, в корпоративных и локальных сетях. Эффективный компонент отражает улучшение качества обучения студентов.

На основе видов и функций электронного обучения были разработаны рекомендации по внедрению электронного обучения в Волгоградском государственном университете. Требования к материальной базе больше всего связаны с применяемыми методами обучения.

Тем не менее независимо от того, какие методы используется, необходимо обеспечить возможности для обеспечения высокой пропускной способности соединительных каналов.

Электронная система опосредованного образования должна поддерживать отображение всех типов электронного контента, таких как Microsoft Office, OpenOffice, flash, видеозаписи и аудиозаписи, которые могут храниться совершенно разными способами. Следует также предоставить возможности для применения широкого спектра образовательных технологий, в том числе лекций и глоссария, их различных вариаций.

Электронная система опосредованного образования также должна поддерживать довольно традиционные сервисы обучения: тест с использованием единой базы данных

тестовых вопросов, используемых при тестировании отдельных курсов, возможность удаленной оценки и выбора различных типов параметров.

От внедрения и применения системы электронного обучения требуется высокий уровень подготовки, который обеспечивает его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг как одного из ведущих центров Российской Федерации, где способны обучать квалифицированный персонал.

Основные результаты в этом аспекте являются:

- использование электронных курсов в более чем четверти основных образовательных программ высшего образования, что способствует активному обучению и повышению эффективности самостоятельной работы студентов вуза;

- использование электронных курсов в более чем четверти основных образовательных программ высшего образования с целью контроля знаний и навыков по учебным дисциплинам и учебным курсам;

- наличие в университете дополнительных образовательных программ, которые можно завершить, не находясь на территории вуза, но дистанционно;

- наличие в университете программ высшего профессионального образования, для изучения которых требуется обучение в высшем учебном заведении не чаще одного раза в год;

- наличие университетских программ высшего профессионального образования, изучение которых не требует присутствия на территории вуза;

- наличие в университете программ высшего профессионального образования, полностью адаптированных для студентов с ограниченными возможностями;

- система электронного обучения должна способствовать повышению эффективности деятельности по контролю и оценке;

- проведение регулярного мониторинга образовательной деятельности с использованием электронного обучения;

- на электронных курсах повсеместно используется система балльно-рейтинговых оценок успеваемости студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие в вузе договоров, связанных с получением и передачей прав на использование электронных курсов другими университетами;

- наличие в вузе договоров, связанных с сетевой формой применения учебных программ с другими университетами или образовательными организациями.

Таким образом, для внедрения электронного образования в вузе необходимы материальные, технические, образовательные, нормативные и программные условия для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; обеспечение доступа к открытым базам данных и электронным ресурсам издательств, профессиональным базам данных и информационным справочным системам через службу электронного обучения; предоставление учащемуся возможности создания индивидуальных образовательных маршрутов для освоения основной профессиональной образовательной программы, в том числе возможности выбора профиля или переменных модулей (дисциплин) с записью в индивидуальном учебном плане из личного кабинета; развитие электронных образовательных ресурсов в университете от плохо организованной до высокоорганизованной и регулируемой сферы деятельности с возможностью проведения процедур оценки результатов обучения (электронный журнал) через LMS Moodle; расширение открытых форм взаимодействия для всех участников

образовательного процесса; предоставление возможностей для формирования электронного студенческого портфолио.

Мы провели исследование по внедрению методологического обеспечения инноваций в электронной среде.

Важнейшим направлением политики образовательной организации, которая внедряет электронную интерактивную систему образования, является создание эффективной информационной образовательной среды, которая будет использоваться в образовательном пространстве организации.

Создание такой среды должно соответствовать требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта, согласно которому весь учебный процесс должен осуществляться в информационной среде и регистрироваться в информационной электронной среде организации.

Развитие информационной электронной среды осуществляется через систему дистанционного обучения. В рамках этой системы различные специалисты совместно осуществляют разработку необходимого контента и его публикацию в электронных курсах.

Среди педагогов был проведен опрос. Это позволило нам определить, как создание электронных курсов связано с инновационной деятельностью образовательного процесса.

В исследовании приняли участие 60 человек. Респонденты ответили на вопросы, представленные в анкете:

1. Готовы ли вы внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность?

2. Что будет способствовать развитию электронной среды в вузе?

На рисунке 1 показаны результаты ответов респондентов на вопрос 1.

Рисунок 1 - Результаты ответа на вопрос «Готовы ли вы внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность?» / Figure 1 - Results of the answer to the question "Are you ready to introduce the electronic environment in your professional activity?"

Большинство педагогов согласны внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность. Тем не менее этот процент является относительно низким. 59% опрошенных педагогов готовы внедрить электронную среду в свою деятельность и готовы активно использовать ее инструменты для обучения студентов. 41% респондентов

склонны отвечать «скорее нет», потому что они больше привыкли ориентироваться в традиционных условиях.

На вопрос «Что, по вашему мнению, будет способствовать развитию электронной среды в высшем образовании?» большинство отметило такие показатели, как: готовность к техническому и программному электронному обучению - 20%; наличие сертифицированных курсов электронного обучения во всех образовательных программах, реализуемых через систему электронного обучения - 30%; организация поддержки работы преподавателей, сотрудников и студентов в информационно-образовательной среде электронного обучения -35%. То есть педагоги считают необходимым в своей работе использовать электронные курсы, которые позволяют учащимся выполнять задачи удаленно, делая их более мобильными. В то же время им нужна поддержка специалистов.

Обратите внимание, что следующие варианты возможны для включения онлайн-курсов в основную образовательную программу высшего образования.

Вариант 1. Онлайн-курс вводится как обязательный элемент образовательной программы для овладения в соответствии с учебным планом или индивидуальным учебным планом.

Вариант 2. Онлайн-курс предлагается студентам в качестве модуля-дисциплины для альтернативного модуля-дисциплины, который осваивается по выбору с использованием как классических, так и смешанных технологий, включая нагрузку на аудиторию.

Вариант 3. По инициативе студента, согласно прецеденту представления студенту документа, подтверждающего успешное завершение онлайн-курса, вуз устанавливает тест для конкретной дисциплины - модуля учебной программы. Результаты изучения учебной программы должны совпадать с результатами, достигнутыми прецедентом изучения онлайн-курса.

Вариант 4. Электронный курс по прецеденту предоставления студентам документа, подтверждающего успешное завершение онлайн-курса, высшая школа вводит в документ об образовании в качестве дополнительного факультативного курса.

Реализация онлайн-курса, вероятно, будет одним из правильных методов:

Метод 1. Внедрение онлайн-курса самими вузами, в котором реализуется ведущая образовательная программа, в которой применяется онлайн-курс.

Метод 2. Высшее учебное заведение использует онлайн-курс, который внедряется другой образовательной организацией при применении договора между ними.

Метод 3. Реализация курсов вне образовательной программы с вероятностью дальнейшего зачисления в результате их развития.

Для внедрения онлайн-курса высшая школа обязана внедрить в свою систему электронную среду, которая, в свою очередь, должна включать электронные информационные ресурсы.

Эта среда обязана гарантировать, что учащиеся в полной мере осваивают дисциплину или модуль независимо от места нахождения учащихся и без проведения занятий в аудиториях средней школы.

При внедрении онлайн-курса старшая школа гарантирует непрямую контактную работу преподавателей со студентами через электронную среду в информационно-образовательном пространстве в виде консультаций, анализа хода обучения и принятия выводов об изменении учебного плана и основных событий при необходимости, а также при подключении дополнительных учебных материалов в рамках онлайн-курса. Мы также проанализировали результаты тестов. Показатели были следующими.

Рисунок 2 - Средний балл студентов за период с 2016 по 2018 год / Figure 2 - The average

student score for the period from 2016 to 2018

В 2018 году мы внедрили электронные курсы в деятельность университета, и, как видим, средний балл студентов значительно вырос по сравнению с предыдущими годами.

После внедрения электронных курсов в 2018 году мы снова опросили педагогов (количество респондентов не изменилось). А на вопрос «Готовы ли вы внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность?» были получены следующие ответы:

Рисунок 3 - Результаты ответа на вопрос «Готовы ли вы внедрить электронную среду в свою профессиональную деятельность?» / Figure 3 - Results of the answer to the question "Are you ready to introduce the electronic environment in your professional activity?"

После применения электронной образовательной среды педагоги проявляют наибольшую готовность использовать электронные инструменты в своей деятельности, они стали более лояльными к разработке электронных курсов.

Обсуждение и заключения

Таким образом, изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние на характер общения преподавателя и студентов, на атмосферу их взаимодействия (партнерство, равенство субъектов в образовательной деятельности, взаимная ответственность при принятии решения, положительный эмоциональный фон).

В современном образовательном процессе, исходя из целей и содержания образования, направленных на формирование той или иной компетентности, на развитие и воспитание личности будущего специалиста, в основу технологии образования необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач (проблем). Нами были выявлены наиболее эффективные методы развития инновационных технологий в процессе образования - создание электронных курсов обучения в электронной среде вуза. При этом студент не получает готовых знаний, а добывает их; причем знания как таковые не являются целью образования, а становятся средством решения поставленных задач. Результатом такого обучения становятся не только новые знания, но и умение их применять для решения задач.

Список использованных источников

1. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13, №4. С. 11-14.

2. Аминул Л.Б. Формирование информационной культуры студентов втуза с внедрением в учебный процесс системы ИСПОР // Alma mater. 2012. №3. С. 90-93.

3. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета.

2014. №4(6). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/546 (дата обращения: 30.05.2019).

4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

5. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, №1(26). С. 277-280.

6. Вдовина И.А. Основы информационной культуры. Н. Новгород: Издательство НИРО,

2015.

7. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. №5. С. 58-69.

8. Груздева М.Л. Дополнительное информационное образование в системе повышения квалификации специалиста // Дополнительное образование и воспитание. 2006. №10. С. 52-55.

9. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию

электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.

10. Малушко Е.Ю. Мировой опыт перспектив развития и расширения сферы применения подхода conceive-design-implement-operate (CDIO) при подготовке студентов // Инновации в образовании. 2018. №1. С. 17-28.

11. Смирнова Ж.В. Методологические основы развития системы подготовки педагогов профессионального обучения. Н.Новгород: Мининский университет, 2018.

12. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Итоговая государственная аттестация как способ комплексной оценки компетенций «Финальная государственная сертификация как способ комплексной оценки компетенций» // Карельский научный журнал 2017. Т. 6, №3(20). С. 74-77.

13. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 3.

14. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 5.

15. Смирнова Ж.В., Чайкина Ж.В., Соколов В.А. Рейтинговая система как оценка качества подготовки студентов вуза // Мир науки. 2018. Т. 6, №1. С. 37.

16. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Management Issues Around the World // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 15. Pp. 191-199.

17. Davis N., Ergunova O., Malushko E. Phenomenon of Migration and Its Manifestations in the Modern World. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.07.02.70.

18. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf (accessed: 30.05.2019).

19. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11(11s). Pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed: 16.05.2019).

20. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.05.2019).

21. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i22/95568.

22. Manzuoli C.H., Cifuentes Y.S. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers // American Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1, no. 9. Pp. 406-412. DOI: 10.12691/education-1-9-9.

23. Lera Eva de, Almirallb M., Fernandezb C., Gisberta M. Designing Innovative Open Spaces for Learning: The Case of the Open University of Catalunya // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 55. Pp. 1000-1008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.590.

24. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology: 5th International scientific conference 23th December, 2014. Vienna, 2014. Pp. 182-186.

25. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoglu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Spiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. Pp. 258-267.

26. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. Vol. 41, no. 3. Pp. 155-158.

27. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues // Modern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/mas.v9n5p314

28. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes // Journal of Information Science. 1999. Vol. 25, no. 3. Pp. 193-200. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/016555159902500303 (accessed: 19.05.2019).

29. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

References

1. Aleshugina E.A. On improving the content of language training based on the opinions of graduates. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2007, vol. 13, no. 4, pp. 11-14. (In Russ.)

2. Aminul L.B. Formation of the information culture of high school students with the introduction of the ISPOR system in the educational process. Alma mater, 2012, no. 3, pp. 90-93. (In Russ.)

3. Vaganova O.I., Ermakova O.E. System-activity approach in the development of professional and pedagogical education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4(6). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/546 (accessed: 30.05.2019). (In Russ.)

4. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Development of the content of professional and pedagogical education in the context of the implementation of the competency-based approach. Baltijskijgumanitarnyj zhurnal, 2017, vol. 6, no. 2(19), pp. 97-99. (In Russ.)

5. Vaganova O.I., Smirnova ZH.V., Abramova N.S. Designing the educational process in the discipline using online courses. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2019, vol. 8, no. 1(26), pp. 277-280. (In Russ.)

6. Vdovina I.A. Fundamentals of information culture. Nizhny Novgorod, NIRO Publishing House, 2015. (In Russ.)

7. Gendina N.I. Information literacy and information culture of an individual: international and Russian approaches to solving a problem. Otkrytoe obrazovanie, 2007, no. 5, pp. 58-69. (In Russ.)

8. Gruzdeva M.L. Additional information education in the system of professional development of a specialist. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, 2006, no. 10, pp. 52-55. (In Russ.)

9. Kostylev D.S., Salyaeva E.YU., Vaganova O.I., Kutepova L.I. Implementation of the requirements of the federal state educational standard for the functioning of the electronic information and educational environment of the institute. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya, 2016, vol. 5, no. 2(15), pp. 80-82. (In Russ.)

10. Malushko E.YU. World experience in the prospects for the development and expansion of the scope of application of the conceive-design-implement-operate (CDIO) approach in preparing students. Innovacii v obrazovanii, 2018, no. 1, pp. 17-28. (In Russ.)

11. Smirnova ZH.V. Methodological foundations for the development of a vocational education teacher training system. Nizhny Novgorod, Minin University, 2018. (In Russ.)

12. Smirnova ZH.V., Vaganova O.I., Trutanova A.V. Final state certification as a method of comprehensive assessment of competencies "Final state certification as a method of comprehensive assessment of competencies". Karel'skij nauchnyj zhurnal, 2017, vol. 6, no. 3(20), pp. 74-77. (In Russ.)

13. Smirnova ZH.V., Gruzdeva M.L., Krasikova O.G. Open electronic courses in the educational activities of the university. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 4(21), p. 3. (In Russ.)

14. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Training of employees of service enterprises using information technology. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 5. (In Russ.)

15. Smirnova ZH.V., CHajkina ZH.V., Sokolov V.A. Rating system as an assessment of the quality of university students. Mir nauki, 2018, vol. 6, no. 1, p. 37. (In Russ.)

16. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Management Issues Around the World. Man in India, 2017, vol. 97, no. 15, pp. 191-199.

17. Davis N., Ergunova O., Malushko E. Phenomenon of Migration and Its Manifestations in the Modern World. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.07.02.70.

18. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf (accessed: 30.05.2019).

19. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11(11 s), pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed: 16.05.2019).

20. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 11, pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.05.2019).

21. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 22. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i22/95568.

22. Manzuoli C.H., Cifuentes Y.S. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers. American Journal of Educational Research, 2013, vol. 1, no. 9, pp. 406-412. DOI: 10.12691/education-1-9-9.

23. Lera Eva de, Almirallb M., Fernândezb C., Gisberta M. Designing Innovative Open Spaces for Learning: The Case of the Open University of Catalunya. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 55, pp. 1000-1008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.590.

24. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils. European Conference on Education and Applied Psychology: 5th International scientific conference 23th December, 2014. Vienna, 2014. Pp. 182-186.

25. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect. Kurbanoglu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Spiranec

S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science, 2013, vol. 397, pp. 258-267.

26. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare. Scientific and TechnicalInformatwn Pmcessing, 2014, vol. 41, no. 3, pp. 155-158.

27. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues. Mоdern Applied Science, 2015, vol. 9, no. 5, pp. 314-322. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/mas.v9n5p314

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes. Jоurnal оf Informatwn Science, 1999, vol. 25, no. 3, pp. 193-200. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/016555159902500303 (accessed: 19.05.2019).

29. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges. Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 101-114.

© Малуш^ Е.Ю., 2019

Информация об авторах Малушко Елена Юрьевна - дoцент института филoлoгии и межкультурнoй шммуникации, Вoлгoградский государственный университет, Вoлгoград, Рoссийская Федерация, e-mail: e [email protected]

Information about the authors Malushko Elena Yuryevna - ass.professor, Institute of Philology and Intercultural communication, Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation, e-mail: e [email protected]

Псступила в редакцию: 08.06.2019 Принята к публикации: 10.07.2019 Опубликсвана: 09.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.