Научная статья на тему 'Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы'

Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1753
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / ELECTRONIC FORMS OF DOCUMENTATION / EVALUATION / SOFTWARE AND HARDWARE PROVISION / LOCAL ACTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровик Владимир Григорьевич

Цель и назначение электронного классного журнала. Ожидаемые результаты перехода на электронную версию классного журнала для обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и администрации образовательного учреждения. Условия для перехода на ведение классного журнала в электронной форме. Требования к защите информации от несанкционированного доступа. Требования к сохранности информации, программному и техническому обеспечению. Цель перехода на электронный школьный дневник. Отличительные признаки электронных учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы»

ЭЛЕК ТРОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы

Владимир Григорьевич Боровик,

начальник отдела Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора, заслуженный учитель России

Учитель математики, закончив урок, разместил домашнее задание в электронном дневнике. Но в этом классе у нескольких учеников дома нет доступа в Интернет, и они не могли получить домашнее задание. На вопрос, как им быть с домашним заданием, учитель, недолго думая, посоветовал обратиться к одноклассникам, имеющим дома доступ в Интернет. На этом разговор в классе был закончен. Его продолжает автор публикуемой статьи.

• электронные формы документации • оценивание • программно-техническое обеспечение • локальные акты

Электронный классный журнал

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» школы должны перейти на электронный журнал и электронный дневник до 1 января 2014 года. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» школа осуществляет индивидуальный учёт результатов освоения учащимися образовательных программ, хранит в архивах данные об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях, самостоятельно выбирает форму ведения учёта результатов освоения образовательных программ.

Должностные обязанности учителя, определённые квалификационной ха-

рактеристикой Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, предусматривают обязанность учителя осуществлять «контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учащихся)».

Цель электронного журнала — повысить качество образования за счёт повышения уровня прозрачности учебного процесса: автоматизации учётных функций; повышения объективности оценивания учебных достижений; удобства учёта и анализа учебной деятельности.

Электронный классный журнал предназначен для учёта выполнения учебных программ, в том числе учёта

проведённых учебных занятий, домашних и других учебных заданий, результатов выполнения учебной программы, посещаемости занятий. Электронные способы обработки информации позволяют лучше отразить индивидуальную успеваемость школьников.

Рассмотрим ожидаемые результаты перехода на электронную форму ведения классного журнала для всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты для школьников и родителей

Электронный классный журнал — электронная версия традиционного классного журнала, которая доступна для удалённого просмотра по электронной связи. Электронный классный журнал позволяет перевести отношения между школой и семьёй на более высокий технологический уровень, поскольку при ведении учёта успеваемости в такой форме ученикам и их родителям обеспечивается возможность автоматически получать соответствующую учебную информацию. При этом родители могут ознакомиться не только с успехами своего ребёнка, но и общей информацией.

В целом в результате перехода на электронный журнал школьники и их родители получают оперативный доступ к сведениям о результатах текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации; о посещаемости уроков, об изменениях в расписании, о содержании образовательного процесса с описанием тем и материала, изученного на уроке, общем и индивидуальном домашнем задании. Фактически ученики и их родители получают всю информацию, связанную с обучением школьника.

Ожидаемые результаты для педагогических работников

Электронный классный журнал позволяет педагогическим работникам школы учитывать

проведённые уроки (занятия), зафиксировать дату проведения урока, тему, описание пройденного материала, домашнее задание; регистрировать факт присутствия/отсутствия ученика на уроках (занятиях); выставлять текущие и итоговые оценки в принятой в школе системе оценивания; отмечать факты замены или совмещения занятий при отсутствии основного педагогического работника; вводить неформализованные комментарии об учебной деятельности учащихся; вносить результаты испытаний по окончании учебных периодов при выведении итоговой оценки; отражать информацию о выполнении образовательной программы; формировать сводки по итоговым отметкам (оценкам) на учебных курсах, аналитические отчёты успеваемости и посещаемости, вносить исправления в данные учёта (темы уроков, оценки, домашние задания), контролировать исправления в соответствии с регламентом школы.

Ожидаемые результаты классных руководителей

Переход на электронную версию классного журнала позволяет классным руководителям корректировать списки класса и учебных групп; данные учащихся, анализировать успеваемость и посещаемость.

Ожидаемые результаты для администрации школы

Электронный классный журнал позволяет администрации просматривать и редактировать всю информацию электронного классного журнала в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа; формировать сводную ведомость итоговых отметок по стандартной форме на бумажном носителе; оперативно анализировать текущие и итоговые результаты учебной деятельности учеников и педагогических работников, переносить информацию из электронного классного журнала в стандартные форматы

данных для анализа и/или формирования отчётных форм; вводить списки учащихся, классов, учебных групп, педагогических работников школы; отражать перевод учеников из одного класса в другой; выстраивать структуру учебного года (периоды обучения), систему оценивания.

Условия для перехода к классному электронному журналу

Полная замена традиционного документооборота школы на бумажных носителях требует обеспечения инструментария для отражения в электронной форме как минимум тех же функций. Для перехода к электронному классному журналу необходимо: сформировать соответствующую нормативную правовую базу (локальные акты); провести организационные мероприятия с педагогическими работниками (напомним, что в соответствии со статьёй 74 Трудового кодекса РФ «Изменение определённых сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» о переводе учёта учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца); ИКТ-компетент-ность сотрудников школы, их психологическая готовность к инновационной деятельности должны быть на соответствующем уровне, так же как техническое оснащение школы.

Защита информации

Использовать электронный классный журнал нужно в соответствии с действующим законодательством, в том числе с Федеральным законом от 27.07.2006 152-ФЗ «О персональных данных». В школе необходимо предусмотреть средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечивающие разграничение прав доступа пользователей электронного классного журнала. Информация об учащихся может быть доступна исключительно сотрудникам школы, участвующим в образовательном процессе. Следует протоколировать действия пользователей при внесении и изменении информации в электронном классном журнале (регистрировать время и авторство).

Электронный классный журнал должен обеспечивать архивное хранение данных (в том числе на внешних электронных и бумажных носителях) минимально на двух носителях (хранить в разных помещениях).

Архивное хранение учётных данных должно предусматривать контроль за их целостностью и достоверностью на протяжении всего необходимого срока, например, с помощью электронной подписи. В электронном классном журнале должна быть предусмотрена возможность резервного копирования информации ответственным сотрудником школы, в том числе на внешние электронные носители.

Электронный классный журнал также должен обеспечить достоверность хранимой информации, предусмотренную правилами ведения электронного документооборота; обеспечивать возможность ввода, хранения и использования структуры учебного года, списков изучаемых предметов, списков учащихся, педагогических работников, классов, учебных групп, текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Программное и техническое обеспечение

Электронный классный журнал может устанавливаться непосредственно в школе либо использоваться в виде внешнего интернет-сервиса. Журнал должен функционировать в соответствии с требованиями к надёжности существующей ИКТ-инфраструктуры школы с действующей локальной вычислительной сетью или при её отсутствии. При необходимости использовать данные из электронного классного журнала, в качестве печатного документа информация выводится на печать и заверяется в установленном порядке. При учёте в электронном виде необходимость выводить данные на печать

для применения в качестве документа определяется соответствием используемой информационной системы «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Данные электронного классного журнала школы не должны размещаться на серверах внешних организаций, размещённых за пределами страны.

Подчеркнём, что электронный классный журнал не отменяет традиционный журнал на бумажном носителе. Эти два документа должны вестись параллельно.

Электронный школьный дневник

Электронный школьный дневник, как и электронный классный журнал — электронная версия обычного школьного дневника, и содержит ту же информацию, что и традиционный школьный дневник.

Цель электронного школьного дневника — ускорить процесс обмена учебной информацией между участниками образовательного процесса, сделать доступ к этой информации более удобным. Электронный дневник позволяет перевести большую часть оперативной информации в электронный вид с последующим обеспечением доступа к нему участникам образовательного процесса — родителям, ученикам, педагогическим работникам по электронной связи. Родители могут следить за расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, общаться в режиме онлайн с учителями и администрацией школы с удалённого компьютера, подключённого к сети Интернет. Электронные школьные дневники также выполняют роль современного инструментария для мониторинга и контроля успеваемости и посещаемости, облегчают консолидацию статистических данных.

Для перехода к электронному дневнику необходимо обеспечить соответствующий уровень технического оснащения школы (сервер, постоянный системный администратор,

ответственный за ведение электронного дневника); наличие компьютера с выходом в Интернет у родителей; соответствующий уровень ИКТ-компетентности сотрудников школы, оборудованные рабочие места (предпочтительно в каждом учебном кабинете).

Как и классный журнал, электронный и традиционный школьные дневники должны вестись параллельно.

Электронные учебники

Учебник по-прежнему — основной инструмент передачи информации в процессе получения образования. Как традиционный печатный, так и электронный учебник должен иметь общие признаки: учебный материал излагается из определённой области знаний, освещается на современном уровне достижений науки и культуры, материал излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершённое произведение. Отметим, что под электронным учебником, как правило, сегодня понимается электронная копия традиционного печатного учебника.

Электронный учебник — обучающее программное средство, ориентированное на организацию и проведение учебного процесса; представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно осваивать учебный курс или большой раздел. Дополняет электронный учебник электронное пособие — компонент поддержки учебного процесса, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Существуют также электронные обучающие курсы, содержащие тесты, кроссворды, обучающие игры.

От электронной копии традиционного печатного учебника электронный учебник отличают дополнительные возможности: например, возможность обновлять учебные материалы позволяет обеспечивать более высокую степень актуальности

и отражения современного состояния предметных областей в электронном учебнике по сравнению с традиционными печатными изданиями. Особенность электронного учебника — тесное взаимодействие всех его разделов: должен быть предусмотрен моментальный переход по ссылке от одного раздела к другому. Важное значение имеет применение средств мультимедиа — комплексное использование различных форм представления информации (текст, графика, звук, видео, фото) как статичной, так и динамической совместно с возможностями интерактивной работы пользователей.

Благодаря мультимедиа во многих дисциплинах повышается скорость и улучшается качество усвоения учебного материала, поскольку ученик, используя интерактивный мультимедиа, действует быстрее и активнее. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности, обеспечивая многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Все задания и тесты можно предлагать в интерактивном и обучающем режиме; при неверном ответе можно дать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Электронные учебники по своей структуре — открытые системы, их можно дополнять, корректировать, модифицировать. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру.

В учебнике — как электронном, так и печатном выделяются две основные части: содержательная и процессуальная. В электронном учеб-

нике к ним добавляются ещё две части: управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника состоит из познавательного и демонстрационного компонентов. Процессуальная часть включает моделирующий, контрольный, закрепляющий компоненты. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

Вместе с тем качество существующих электронных учебников не позволяет в полной мере использовать те возможности, которые предоставляют электронные средства хранения и передачи информации, в частности, совместить видеоматериалы, аудиоматериалы, тексты, таблицы, справочники, изображения и т.п. Электронный учебник ещё не может заменить традиционный печатный учебник, используется как вспомогательное средство.

Вместо послесловия

Безусловно, за электронными и информационными технологиями в сфере образования — будущее, было бы непростительной ошибкой этого не понимать. Но они должны внедряться в образовательный процесс при наличии соответствующих условий, и, самое главное, не навредив его участникам, прежде всего, детям. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.