Научная статья на тему 'Электронный кампус в социально ориентированной модели Smart-общества'

Электронный кампус в социально ориентированной модели Smart-общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SMART-ОБЩЕСТВО / SMART-SOCIETY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАМПУС / E-CAMPUS / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPTUAL MODEL / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / FUNCTIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамыкова Жанл Джумангалиевна, Мутанов Галимкаир Мутанович, Бобров Леонид Куприянович

Кампус рассматривается как коммуникативная среда взаимодействия студентов, докторантов, преподавателей и научных работников университета. Формулируются задачи реализации концепции электронного кампуса КазНУ с учетом ее взаимосвязи с концепцией электронного правительства Республики Казахстан и тенденцией формирования Smart-общества и Smart-университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамыкова Жанл Джумангалиевна, Мутанов Галимкаир Мутанович, Бобров Леонид Куприянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic campus in socio-based model of smart-society

The university campus is considered as communicative environment interaction of students, teachers and researchers. Authors are formulated the problems of realization of the concept of the KazNU's electronic campus taking into account its relationship with the concept of e-government of the Republic of Kazakhstan and the tendency of formation of Smart-society and Smart-universities.

Текст научной работы на тему «Электронный кампус в социально ориентированной модели Smart-общества»

УДК 004.316.4

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАМПУС В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ SMART-ОБЩЕСТВА*

Ж.Д. Мамыкова, Г.М. Мутанов

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

zhmamykova@gmail.com

Бобров Л.К.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

bobrov@nsuem.ru

Кампус рассматривается как коммуникативная среда взаимодействия студентов, докторантов, преподавателей и научных работников университета. Формулируются задачи реализации концепции электронного кампуса КазНУ с учетом ее взаимосвязи с концепцией электронного правительства Республики Казахстан и тенденцией формирования Smart-общества и Smart-университетов.

Ключевые слова: Smart-общество, университет, электронный кампус, концептуальная модель, функциональные задачи

В современном мире все большее место начинают завоевывать идеи построения Smart-общества как очередного этапа развития информационного общества. Активно заговорили о нем и в России1, и в Ка-захстане2.

Сама идея Smart-общества как качественно нового уклада, где совокупность аппаратных, программных и сетевых средств, а также соответствующих информационных продуктов и услуг позволяет выйти на новую ступень межличностного взаимодействия и в

1 Как нам построить Smart-общество? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. nkj.ru/news/21220/

2 В РК планируется среализовать проект

Astana Smarter City Solution Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.profit.kz/ news/9229-V-RK-planiruetsya-realizovat-proekt-Astana-Smarter-City-Solution-Centre/

положительную сторону изменить жизнь человека. Поскольку на смену технологиям информационного общества, где доминировали информация и знания (в ряде случаев эти термины были даже взаимозаменяемы), приходят технологии «глобализации», основанные на коммуникациях и обмене опытом, то в дискуссиях о путях и этапах построения Smart-общества все большее место начали занимать проблемы формирования новой системы образования, способной адекватно генерировать кадры для Smart-мира3. Последнее явилось побудительным мотивом к возникновению концепции Smart-университета как очередного этапа формирования едино-

3 Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития Smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/ smart-smart.html#more

* Работа выполнена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, грант № 0709/ГФ, 2012-2014 гг.

го социально ориентированного, доступного, управляемого и технологичного образовательного пространства, построенного на базе интегрального использования новейших беспроводных коммуникационных достижений и развитых технологий формирования и предоставления разнообразных информационных ресурсов4.

Одной из стратегических задач развития Казахского национального университета им. аль-Фараби, релевантной идеям Smart-общества, является развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия для максимально полной реализации профессионального и личностного потенциала каждого студента и сотрудника. При этом важную роль играет ориентация на мотивы воспитательного и гуманистического характера, способствующие развитию духовных ценностей и творческой самореализации личности.

Ключевым звеном университетской инфраструктуры является кампус университета как коммуникативная среда взаимодействия студентов, докторантов, преподавателей и научных работников, что является неотъемлемой составляющей учебного процесса. В соответствии с доминирующими тенденциями, определяющими развитие современной системы образования и связанными с внедрением новых информационных технологий и формированием единого научно-образовательного про-странства5, коммуникативная среда кампу-

4 Иванченко Д.А. Smart-университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ibs.ru/content/ rus/other_files/7050/art_pdf.pdf

5 Бобров Л.К. В контексте интернационали-

зации образования // Высшее образование в Рос-

сии. - 2009. - № 9. - С. 49-56.

са должна базироваться на применении современных ИТ-решений6.

В такой постановке университетский электронный кампус («е-кампус») становится важным инфраструктурным элементом с полным циклом автоматизации важнейших задач деятельности университета, предоставлением персонализированного информационного пространства и соответствующих информационных услуг.

Исходя из сказанного под электронным кампусом понимается информационно-коммуникационная платформа с развитой коммуникационной магистралью передачи данных и единой точкой входа в интегральную научно-образовательную среду для доступа к ключевым информационным ресурсам и сервисам, обеспечивающая комплексную систему безопасности на уровне ИТ-ресурсов и ИТ-инфраструктуры.

Реализация концепции электронного кампуса университета предполагает развитие существующей ИТ-инфраструктуры

7

путем создания :

• конвергентной компьютерной сети, поддерживающей различные категории подсетей;

• компьютерных классов, построенных по «зеленым технологиям» с использованием терминальных решений;

6 Мутанов Г.М. О развитии и использовании ИТ-технологий в образовании и создании национальных исследовательских университетов // Вестник Национальной инженерной академии Республики Казахстан. - 2011. - № 3(41). - С. 188122.

7 Мутанов Г.М. Информационная инфраструктура «е-университета» ВКГТУ им. Д. Се-рикбаева / Г.М. Мутанов, Ж.Д. Мамыкова, С. К. Кумаргажанова,Е.М. Федькин / / ИзвестияКыргыз-ского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2009. - № 19. - С. 233-238.

• системы централизованного администрирования для эффективного управления парком компьютерной техники;

• корпоративного data-центра для оптимизации управления серверами, построения основного ядра ИТ-инфраструктуры и консолидации производительной мощности и дисковых массивов;

• центра распределенных вычислений для формирования платформы высокопроизводительной обработки данных и лабораторной базы для подготовки ИТ-специалистов в области параллельных вычислений;

• современной электронной библиотеки, построенной с учетом рыночных реалий8 и технологий Smart-общества9;

• электронной научно-образовательной среды как единой интегрированной автоматизированной информационной системы управления деятельностью вуза, предусматривающей полную автоматизацию основных задач и предоставление корпоративных услуг научного, информационного, учебного и административно-управленческого характера в электронном виде.

Концептуальная модель «электронного кампуса университета» (рис. 1) предусматривает взаимодействие аппаратно-технологической и программно-информа-

8 Воробьёва Д.П. О двойственности задач адаптации библиотек к рыночным условиям информационного обслуживания / Д.П. Воробьёва, Л.К. Бобров // Идеи и идеалы. — 2012. - Т. 1. - № 2. - С. 127-134.

9 Круглый стол «Библиотека без книг -неизбежность будущего?» / А.Г. Антипов, И.А. Гузнер, О.А. Донских, С.М. Ермоленко, !Ю.П. Ивонин, С.П. Исаков, ЮЮ.ЮЮ. Лесневский, И.В. Лизунова, Г.П. Литвинцева, Н.И. Макарова, Д.П. Муратов, Л.А. Осьмук, И.Н. Сивиринов, О.В. Смирнова, С.А. Тарасова, М.В. Удальцова, Н.Л. Чубыкина, А.В. Шаповалов, Л.К. Бобров и др. // Идеи и идеалы. - 2011. - Т. 1. - № 2. -С. 2-22.

ционной компонент на уровне клиент-серверных отношений. В комплексе эти компоненты обеспечивают решение следующих инфраструктурных задач:

• карточная система контроля доступа в здания и помещения сотрудников и студентов;

• система видеонаблюдения;

• осуществление малотиражной печати и размножения на условиях карточного доступа к устройствам коллективного пользования;

• предоставление услуг онлайн-типо-графии для поддержки сервисов издательства и библиотеки университета;

• развитие 1Р-телефонии и интернет-услуг;

• внедрение сетевого университетского телевидения;

• услуги электронной библиотеки;

• поддержка и развитие инфраструктуры суперкомпьютерного кластера для проведения сложных наукоемких вычислений и создания виртуальной лабораторной базы;

• мониторинг работы компьютерных классов и др.

Развитие коммуникационной среды университета на основе использования современных технологий коммуникации и современных решений в области формирования и предоставления информационных ресурсов позволяет сформировать единое информационно-образовательное пространство университета (рис. 2), базирующееся на парадигме управления знаниями и позволяющее решить следующие задачи:

• включение информационно-образовательного пространства университета в глобальную образовательную среду;

• широкое внедрение информационных технологий в процессы обучения и воспитания;

Рис. 1. Концептуальное представление модели электронного кампуса

Информационная инфраструктура

Рис. 2. Единое информационно-образовательное пространство университета

• наполнение информационно-образовательной среды качественным учебным и научным контентом в разнообразных формах его представления;

• обеспечение надежного высокоскоростного оперативного доступа к разнообразным источникам информации;

• развитие платформы для электронного обучения (e-learning);

• реализация корпоративной информационной системы управления вузом, представляющей собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный для эффективного управления основными бизнес-процессами вуза, ключевыми информационными ресурсами и сервисами;

• формирование фундамента для построения самоорганизующейся системы управления вузом;

• обеспечение оперативного мониторинга текущих процессов через электронную систему учета и отчетности с целью обеспечения обоснованности и качества принятия управленческих решений;

• обеспечение доступности и открытости образования;

• повышение рейтинга университета на мировом образовательном рынке;

• существенная активизация мобильности студентов и повышение конкурентоспособности выпускников;

• повышение производительности труда профессорско-преподавательского состава, качества преподавания и эффективности организации учебного процесса студентов;

• повышение результативности образовательного процесса в части усвоения студентами необходимых теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков;

• значительное улучшение сервиса корпоративной компьютерной сети для студентов и сотрудников.

Информационная инфраструктура представляется как совокупность решений собственных разработок университета, которые в основном направлены на автоматизацию учебной деятельности, применение дистанционных образовательных технологий, информационные сайты и отдельные локальные разработки, и решений сторонних производителей, нацеленных на автоматизацию финансово-экономической деятельности, реализацию системы электронного документооборота, использование управляющего программного обеспечения для администрирования ключевых ресурсов и сервисов, учебного программного обеспечения и программных решений по управлению ресурсами ИТ-службы.

Компонентная модель ИТ-инфраструктуры университета, графическая иллюстрация которой приведена на рис. 3, позволяет осуществлять интеграцию различных проектов на уровне данных, приложений, сервисов и бизнес-процессов.

Компоненты ИТ-инфраструктуры также отражают основные направления работы ИТ-службы университета:

• управление серверной инфраструктурой и ее обслуживание;

• организация и сопровождение аппаратно-программных средств мультимедийного характера;

• администрирование и обслуживание сетевой инфраструктуры;

• управление (в том числе администрирование и сопровождение) комплексом системного программного обеспечения, сетевыми приложениями и основными сервисами компьютерной сети.

V

Серверная платформа

ч_И

Система хранения данных

л

Вычислительная система научных расчетов

Система резервного копирования и восстановления

Средства виртуализации

Система администрирования вычислительных систем, ресурсов и сервисов

V

Система гарантированного электроп и тания

Система контроля

и мониторинга окружающей среды

Система пожаротушения

Парк компьютерной техники и оргтехники

Интерактивное мультимедийное оборудование

Система видеоконференц-связи

Аппаратные средства мобильного обучения

Система аудио- и видеосопровождения

Щ

Мультимедийное технико-технологическое обеспечение

V

Серверная инфраструктура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч_У

Управляемое программное обеспечение

Системное ПО

Антивирусные системы

Система управления и мониторинга трафика

Система управления жизнеобеспеченности ИТ-и н фра структуры

Комплексное ПО

Ш

Центральное коммутационное ядро

Структурированная кабельная система

Активное оборудование

л

л

1Р-телефония

1Р-телевидение

.......

Системы управления контроля и мониторинга безопасности кампуса

Рис. 3. Компоненты ИТ-инфраструктуры университета

Модульный принцип, положенный в основу модели «электронного кампуса», позволяет сгруппировать и унифицировать процессы эксплуатации и со-

вершенствования ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов, осуществлять четкую координацию бизнес-задач университета и предоставляемых информационных

услуг10, содействовать внедрению в образовательную практику принципов корпоративного управления, интегрирующих образование, науку и производство, и в конечном итоге обеспечить качественное формирование электронного образовательного пространства вуза с возможностью его интеграции в систему мирового образования.

Реализация полнофункциональной модели «электронного кампуса» будет способствовать воспитанию у студентов и сотрудников культуры взаимодействия в виртуальном пространстве и формированию качественных информационных сервисов для всех потребителей сферы образования, что на сегодня очень важно как в плане развития электронного правительства, когда услуги оказываются с использованием сети Интернет, так и в плане подготовки кадров с учетом тенденции преобразования информационного общества в Smart-общество.

Литература

Бобров Л.К. Информационный менеджмент: учеб. пособие / Л.К. Бобров, Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, В.А. Цветкова, Я.Л. Шрай-берг. - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 314 с.

Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования / Л.К. Бобров // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 49-56.

Воробьёва Д.П. О двойственности задач адаптации библиотек к рыночным условиям информационного обслуживания / Д.П. Воробьёва, Л.К. Бобров // Идеи и идеалы. - 2012. -Т. 1. - № 2. - С. 127-134.

Круглый стол «Библиотека без книг - неизбежность будущего?» / А.Г. Антипов, И.А. Гузнер, О.А. Донских, С.М. Ермоленко,

10 Бобров Л.К. Информационный менеджмент: учеб. пособие. / Л.К. Бобров, Р.С. Гилярев-ский, И.И. Родионов, В.А. Цветкова, Я.Л. Шрай-берг - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 314 с.

Ю.П. Ивонин, С.П. Исаков, Ю.Ю. Лесневский, И.В. Лизунова, Г.П. Литвинцева, Н.И. Макарова, Д.П. Муратов, Л. А. Осьмук, И.Н. Сивиринов, О.В. Смирнова, С.А. Тарасова, М.В. Удальцова, Н.Л. Чубыкина, А.В. Шаповалов, Л.К. Бобров и др. // Идеи и идеалы. — 2011. — Т. 1. — № 2. — С. 2-22.

Мутанов Г.М. О развитии и использовании ИТ-технологий в образовании и создании национальных исследовательских университетов / Г.М. Мутанов // Вестник Национальной инженерной академии Республики Казахстан. — 2011. — № 3(41). — С. 188—122.

Мутанов Г.М. Информационная инфраструктура «е-университета» ВКГТУ им. Д. Се-рикбаева / Г.М. Мутанов, Ж.Д. Мамыкова, С.К. Кумаргажанова, Е.М. Федькин // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. — 2009. — № 19. — С. 233—238.

Иванченко ДА. Smart-университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза / Д.А. Иванченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// ibs.ru/content/rus/other_files/7050/art_pdf.pdf Как нам построить Smart-общество? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. nkj.ru/news/21220/

В РК планируется реализовать проект Astana Smarter City Solution Centre [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.profit.kz/ news/9229-V-RK-planiruetsya-realizovat-proekt-Astana-Smarter-City-Solution-Centre/

Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету / Н.В. Тихомирова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smartmesi. blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html#more

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.