Научная статья на тему 'Электронный бизнес и электронные предприятия в постиндустриальной экономике'

Электронный бизнес и электронные предприятия в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СЕРВИСНЫЕ МОДЕЛИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ТЕЛЕРАБОТА / ТЕЛЕРАБОЧИЕ / ELECTRONIC BUSINESS / ELECTRONIC ENTERPRISES / PROGRAM SUPPORT / INVESTMENT AND SERVICE MODELS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / CLUSTER APPROACH / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / TELEWORK / TELEWORKERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колтынюк Б. А., Вольфсон М. Б.

В статье рассматривается ряд аспектов формирования электронного бизнеса и электронных предприятий в постиндустриальной экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колтынюк Б. А., Вольфсон М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic business and electronic enterprises in post-industrial economy

The article discusses a number of aspects in formation of the electronic business and electronic enterprises in post-industrial economy.

Текст научной работы на тему «Электронный бизнес и электронные предприятия в постиндустриальной экономике»



электронный бизнес и электронные

предприятия в постиндустриальной экономике

Б.А. Колтынюк,

заведующий кафедрой экономической теории и основ предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

М.Б. Вольфсон,

доцент кафедры информационных технологий в экономике Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье рассматривается ряд аспектов формирования электронного бизнеса и электронных предприятий в постиндустриальной экономике

Ключевые слова: электронный бизнес, электронные предприятия, программное обеспечение, инвестиционно-сервисные модели, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), кластерный подход, государственно-частное партнерство (ГЧП), телеработа, телерабочие

УДК 330.564.22

В последние десятилетия управление производственными процессами и принятие решений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, включая социально-культурную сферу, усложнились, а порой практически стали невозможны без применения совершенно новых методов и технических средств. Возникновение этой проблемы отчасти связано с переходом экономики от индустриального общества к постиндустриальному, в котором исключительно важную роль приобретает электронный бизнес в сфере услуг на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Не забыт также Интернет, в развитии которого заинтересованы практически все компании различного отраслевого назначения.

Российский электронный бизнес в сети Интернет развивается быстрыми темпами. Сеть Интернет постоянно и в возрастающем масштабе вовлекает в свое русло все большее число компаний и организаций. Создание новых сетевых форм организации деятельности предприятий, а также модернизация существующих, сопровождается снижением затрат и повышением конкурентоспособности их деятельности. Высокая инвестиционная привлекательность связана с тем, что она достигается за счет 80-90% прироста новых рабочих мест.

В настоящее время продукция ИКТ в России и в мире развивается высокими темпами, достигая 15-20% в год, как за счет развития электронной базы, так и совершенствования программного обеспечения (ПО). При этом рост объемов продаж обусловлен не только снижением стоимости товаров и услуг, получаемых за счет ИКТ, но и за счет влияния информационных технологий на производительность труда.

Развитие ИКТ рассмотрено в стратегии развития России до 2020 года. Предполагается, что модернизация системы государственного управления, экономики социальной сферы будет способствовать повышению жизненного уровня населения страны.

Определенное место в развитии и размещении ИКТ получил кластерный подход. Однако притом, что кластеры получили распространение в инновационных разработках и их внедрении, в каждом конкретном случае приходиться учитывать всю технологическую цепочку информатизации принимаемых решений с учетом рыночных факторов, включая неопределенность и риск. Причем, кластерный подход к анализу факторов и условий инвестиционной деятельности в регионах России представляет огромный научный и практический интерес. Например, показатель инвестиционной привлекательности России за период с 2005 по 2011 год практически удвоился. Вместе с тем, сегодня инвесторов привлекает возможность производить в России товары широкого потребления и продавать их растущему российскому среднему классу.

В 2010 году Россия заняла четвертое место среди европейских стран по уровню инвестиционной привлекательности.

Количество реализованных в стране инвестиционных проектов составило более 200, что на 18% больше по сравнению с 2009 годом. Доля от общего количества проектов, реализованных в Европе — 5%.

По классификации, принятой в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», распределение российских регионов по потенциалу риска показало, что максимальный потенциал, оцениваемый минимальным риском (1А), имеют Московская область, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край. Средний потенциал — минимальный риск (2А) принадлежит Белгородской и Ростовской области, а пониженный риск — минимальный риск (3А1) имеет Липецкая область.

Все остальные области России за исключением Республики Карелия, Мурманской области, Республики Дагестан и Забайкальского края, которые имеют пониженный потенциал — высокий риск (3С1), относятся к территориям со средним потенциалом — умеренным риском (2В) или как с пониженным потенциалом — умеренным риском (3В1).

Оценка результатов влияния рейтинга инвестиционного климата в 2010-2011 гг. показало, что количество инвестиционных проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличилось в России более чем в два раза за последние пять лет и росло даже во время кризиса. Причем наибольший приток ПИИ отмечен в автомобильной и пищевой промышленности (в каждой из этих отраслей реализовано по 11% от общего числа проектов). Быстрорастущий промышленный сектор России привлекает прямые иностранные инвестиции преимущественно из США и стран еврозоны.

Как отмечают эксперты, благоприятные возможности для роста, особенно в сфере услуг, оценивают как очень привлекательные 30% инвесторов и как привлекательные — 75%, что является очень высоким показателем [1]. При этом из общего числа участников исследования 69% полагают, что затраты на оплату труда в России относятся к числу привлекательных факторов. Однако степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы продолжает вызывать беспокойство.

На темпы будущего экономического роста могут оказывать влияние цены на сырьевые товары и эффективность проводимых реформ. Поэтому в условиях модернизации экономики предпочтение при всех прочих равных условиях должно уделяться кластерам, поскольку процессы глобализации затрудняют принятие решений государством, оно должно стать основным инициатором их использования и тем самым создавать условия и предпосылки для обеспечения национальных интересов.

Надо отметить, что сегодня практически во всех инновационно и экономически развитых странах, использующих кластерный подход, инициаторами кластерного подхода являются государственные органы власти. Не менее важным фактором

развития кластерного подхода является то, что органы власти играют лишь определенную роль только на первых этапах их создания. Она заключается в повышении привлекательности региона, а также в обосновании эффективных кластеров и помощи в их формировании с учетом интересов регионального развития и предпринимательских структур. Органы власти должны изыскивать финансовые ресурсы для поддержки предпринимательских структур, ориентированных на конкурентную продукцию и максимизацию прибыли. Особое внимание государство должно уделять республикам Кавказа, в которых сосредоточена в настоящее время существенная доля незанятых трудовых ресурсов.

Особенно эта проблема усугубляется при принятии решений об инвестировании необходимых проектов и программ, направленных на решение социально-экономических задач страны. С одной стороны, риск вложения собственных и особенно заемных средств в инновационную технику и технологию, как правило, сопровождается возможными их потерями. С другой стороны, без инноваций, особенно в России, немыслимо решение множества задач стратегического развития.

Необходимость решения проблем социального и экономического характера при ограниченности финансовых ресурсов делает государство более ответственным в решении задач, связанных с инновационной деятельностью, нужной обществу. Разрешить эту ситуацию можно совместными усилиями, в которой наряду с частным бизнесом активное участие примет государство под эгидой государственно-частного партнерства (ГЧП).

ГЧП можно рассматривать как институционально-организованное объединение государства и бизнеса, целью которого является реализация общественно значимых проектов в различных сферах деятельности, отличающихся формами собственности, финансирования и управления. При этом, несмотря на сравнительно короткий срок жизни ГЧП сегодня, за исключением концессии, нашли применение практически все модели сотрудничества государства с бизнесом. Однако именно концессия представляет собой наиболее перспективную модель сотрудничества. Перспективность модели лежит в долгосрочном характере отношений, что дает частному сектору полную свободу принятия управленческих и хозяйственных решений. Государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом совместной собственности, а права распоряжения ею оставляет за собой.

В результате реализации проектов ГЧП повышается инвестиционная привлекательность участия в их реализации ряда финансовых инструментов заемного финансирования, а также международных финансовых институтов и страховых компаний. Надо особо подчеркнуть, что более надежного и авторитетного инвестора при реализации крупных инвестиционных проектов и программ в лице государства бизнесу не найти. Существует и другая сторона проблемы, заключающаяся в том, что в случае банкротства компании, государство может на правах заранее заключенного контракта стать преемником совместного бизнеса.

Известно точное количество регионов России, выбравших для построения электронного правительства на местах технологическое решение «Ростелекома». Как сообщает компания, таковых оказалось 70, и все они уже подключены к единой Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Оставшиеся 13 регионов в настоящее время разрабатывают собственные варианты региональных электронных правительств, которые будут интегрированы в федеральную систему к середине 2012 г.

Напомним, что в соответствии с распоряжением Правительства России, «Ростелеком» уже не первый год является единственным исполнителем проекта создания инфраструктуры электронного правительства на федеральном уровне. Основными элементами этой инфраструктуры являются: единый портал государственных и муниципальных услуг; СМЭВ; единая система идентификации и авторизации.

При создании регионального сегмента электронного правительства субъекты должны обеспечить подключение своих органов власти к СМЭВ федерального уровня, а также межведомственное электронное взаимодействие на уровне региона. При этом никакие регламенты не заставляют регион использовать то или иное технологическое решение — он его должен выбрать самостоятельно. В соответствии с этим положением вещей и

при поддержке Минкомсвязи «Ростелеком» выработал для добровольного сотрудничества единую унифицированную схему, получившую название инвестиционно-сервисной модели. Компания предлагает пользоваться на местах ее сетями, ЦОДами, порталами, инфоматами, call-центрами и т.д., не инвестируя в их создание, а оплачивая «Ростелекому» аренду — покупая услуги, не вникая в то, как они создаются и обслуживаются.

В недавнем информационном сообщении компания напоминает, что в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» все регионы и муниципальные образования России должны перейти на новый порядок работы, предусматривающий электронное межведомственное взаимодействие, уже с 1 июля 2012 г.

Электронный бизнес становится основой формирования электронных предприятий в сфере: информационно-справочных услуг; финансовых услуг; электронной коммерции; формирования коммерческих социальных сетей и электронного правительства. Например, операции по продаже или приобретению товаров и услуг, совершаемые между бизнесами (коммерческими предприятиями или организациями), домашними (семейными) хозяйствами, частными лицами, правительственными органами или другими организациями с использованием сети интернет и вычислительной техники принято относить к электронному бизнесу. Причем, привлекательность электронных услуг и бизнес на его основе определяется участием государства и частных инвесторов.

Управление предприятием является одной из основных функций формирования эффективной деятельности любого предприятия. Возникновение электронных предприятий требует принципиально новой системы и структуры управления, в которой особое место должно быть уделено подготовке необходимых специалистов разного образовательного уровня. Эта проблема отчасти связана с тем, что электронная коммерция, к примеру, в определенной среде требует индивидуального подхода к продавцам и покупателям товаров и услуг. При общей квалификации кадрового состава, включающего: ИТ — менеджера, программиста или программистов, менеджеров по маркетингу, продажам, работе с клиентами и др. возникает задача их нерегулярной полноценной загрузки, которую не всегда представляется возможным использовать фрилансера — человека, выполняющего работу без заключения долговременного договора с работодателем или привлечения компанией внештатных специалистов (фрилансеров) с включением их в штат. Однако реализация простых задач привлечения квалифицированных специалистов, с одной стороны сдерживается их отсутствием (из-за отсутствия должной подготовки), а с другой — Трудовым кодексом РФ, в котором возможности использования наемных работников ограничены особенностями статей правового регулирования в сфере труда.

При всей привлекательности все возрастающей электронной коммерции особое место в настоящее время принадлежит перспективному направлению в деятельности электронных предприятий, каким является телеработа. В последние годы в индустриально-развитых странах наблюдается её стремительный рост и возрастающее влияние на экономику. Она рассматривается чаще всего как работа на дому или удаленная работа, т.е. работа на расстоянии. Вместе с тем, в условиях все расширяющихся возможностей ИКТ и Интернет телеработа может включать в себя деятельность работника в любой точке планеты «земля». В этом, по сути, заключается ее виртуальный характер, определяющий широкие возможности использования труда для социально-экономического развития общества.

Особая роль в развитии и продвижении телеработы принадлежит крупным телекоммуникационным компаниям, которые на основе этого уникального вида деятельности формируют для их продукции большой рынок сбыта, а постоянное внедрение организационных форм телеработы создает предпосылки для расширения диапазона продукции. В этом смысле представляет интерес пример крупнейшего американского производителя телекоммуникационного оборудования АТ&Т.

Телеработа в настоящее время предполагает множество направлений использования, к которым следует отнести все виды индивидуальной интеллектуальной деятельности.

В настоящее время на основе телеработы функционируют телецентры, телекоттеджи, теледеревни. Все они способству-

ют повышению эффективности услуг за счет хорошо оборудованных и управляемых рабочих мест. Однако, как показывает зарубежный опыт, при том, что все указанные разновидности телеработ оснащены необходимой инфраструктурой отдача от их услуг зачастую связана с рядом факторов, обеспечивающих им эффективную рекламную компанию.

Наряду с указанными видами телеработ получают распространение концентрированная, оффшорная и кочевая телеработа. Все они имеют определенные особенности, заключающиеся в возможностях эффективного предоставления услуг на приданной им территории. Используемые при этом технологии ориентированы не только на эффективный сервис, как в концентрированной телеработе, но и на возможности производства программных продуктов с учетом уровня затрат и навыков в предпринимательстве, как в оффшорной телеработе.

Основным интересом кочевых телерабочих являются хорошие условия для работы, как говорится, прямо на ходу. Потребность кочевых телерабочих удовлетворяется аэропортами, авиакомпаниями, отелями, которые оснащены необходимым оборудованием и сетями.

Расстояние между телерабочими и рынком услуг уже не имеет значения. Необходимым фактором становятся коммуникационные сетевые технологии, обеспечивающие связь.

Рассмотренные принципы работы в целом относятся к виртуальной организации деятельности электронных предприятий, в основе которых лежат бизнес-сети, объединяющие собой виртуальное сообщество субъектов (компаний, групп, частных лиц).

Для организации взаимодействия и обмена информацией телерабочих и менеджеров в составе больших виртуальных команд необходимы:

— подготовка телерабочих, включающая в себя: обучение, тестирование, мониторинг количества и качества работы, промежуточные и итоговые зачеты, консультирование;

— универсальное и специализированное программное и техническое (аппаратное) обеспечение, включая ноутбуки и

мобильные телефоны, а также их специалисты по их обслуживанию;

— подготовка источников информации и разработка информационных систем;

— консультанты по организационным и психологическим вопросам.

К проблемам, ограничивающим темпы эффективного развития электронного бизнеса, следует отнести:

— неодинаковый уровень развития информационного пространства регионов, от которого напрямую зависят результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий и стоимость информационных услуг;

— отставание в области разработок и использования информационных технологий, вычислительной техники;

— большое число дотационных регионов, использующих морально устаревшее оборудование и методы управления;

— несоответствие системы подготовки кадров в сфере ИКТ современным мировым стандартам;

— отсутствие в законодательстве ряда положений о защите интеллектуальной собственности.

Основными сдерживающими факторами инновационного развития предприятий остаются, прежде всего, недостаток собственных финансовых ресурсов и высокая стоимость нововведений, связанных с приобретением программных продуктов и аппаратного обеспечения. Кроме того, отечественные предпринимательские бизнес-структуры неактивны в кооперационных связях, в поисках источников финансирования для инноваций. Многие из них замкнуты на собственный потенциал и не повышают интенсивность процессов технологического обмена новациями. Наряду с этим надо выделить: отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг; недостаточный уровень подготовки предприятий к принятию управленческих решений на основе автоматизации использования информации и информационно-коммутационных технологий.

Литература

1.Бугорский В.Н. Сетевая экономика. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 256 с.

2.Вольфсон М.Б., Сотников А.Д. Модели и архитектура электронного предприятия. — СПб: Изд-во «Деан», 2009 — 272 с.

3. Калинина А.Э. Прикладные аспекты развития информационного пространства региона // Фундаментальные исследования. — 2006. — № 6 — С. 86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.