Научная статья на тему 'Электронный аукцион как эффективный способ противодействия коррупции в системе размещения государственного и муниципального заказа'

Электронный аукцион как эффективный способ противодействия коррупции в системе размещения государственного и муниципального заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / аукцион в электронной форме / размещение заказов / контракт / эффективность торгов / контрактная система / номенклатура / планирование / торги / электронная цифровая подпись / corruption / on-line auction / state orders’ placement / contract / effective tenders / contract system / nomenclature / planning / merchandising / tender / digital signature

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Симатов

В статье представлен анализ возможных вариантов противодействия коррупции в Российской Федерации. Основное внимание уделено внедрению в систему размещения государственных и муниципальных заказов процедуры аукционов в электронной форме как одного из наиболее эффективных способов противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On-line Auction as an Effective Method of Counteraction to Corruption in the System of State and Municipal Orders’ Placement

The article describes different variants of the counteraction to corruption in the Russian Federation. The main attention is paid to the inculcation of on-line auction’s proceedings to the system of state and municipal orders’ placement. The author states that this action is one of the most effective methods of the counteraction to corruption.

Текст научной работы на тему «Электронный аукцион как эффективный способ противодействия коррупции в системе размещения государственного и муниципального заказа»

УДК 334.02 ББК Н9(2)21

А. А. Симатов

г. Чита, Росси

Электронный аукцион как эффективный способ противодействия коррупции в системе размещения государственного и муниципального заказа

В статье представлен анализ возможных вариантов противодействия коррупции в Российской Федерации. Основное внимание уделено внедрению в систему размещения государственных и муниципальных заказов процедуры аукционов в электронной форме как одного из наиболее эффективных способов противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, аукцион в электронной форме, размещение заказов, контракт, эффективность торгов, контрактная система, номенклатура, планирование, торги, электронная цифровая подпись.

A. A. Simatov

Chita, Russia

On-line Auction as an Effective Method of Counteraction to Corruption in the System of State and Municipal Orders' Placement

The article describes different variants of the counteraction to corruption in the Russian Federation. The main attention is paid to the inculcation of on-line auction's proceedings to the system of state and municipal orders' placement. The author states that this action is one of the most effective methods of the counteraction to corruption.

Keywords: corruption, on-line auction, state orders' placement, contract, effective tenders, contract system, nomenclature, planning, merchandising, tender, digital signature.

Развитие Российской Федерации на современном этапе в условиях модернизации тесным образом связано с необходимостью повышения эффективности государственного управления, содействием становления инновационной инфраструктуры и новых технологий в экономике. Руководство страны уделяет данным вопросам самое пристальное внимание, демонстрируя последовательную позицию в укреплении государственных интересов. Одним из негативных аспектов российской государственной системы является коррупционная составляющая, пронизывающая властные структуры на всех уровнях (от федерального до муниципального) и безусловно сдерживающая инновационное развитие страны. Отечественными и зарубежными политологами, государственными и общественными деятелями коррупция в России признана в настоящее время одной из наиболее серьёзных проблем в нормальном развитии страны. В стремлении бороться с коррупцией единодушны все, однако по-настоящему действенных механизмов противодействия этому не выработано, поскольку зачастую зарубежные способы противостояния коррупции имеют в нашей стране весьма своеобразное приложение.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются некоторые аспекты государственной

политики в части противодействия коррупции на федеральном и региональном уровне. Основное внимание будет уделено внедрению электронных аукционов в системе размещения государственных и муниципальных заказов. По нашему мнению, последовательная деятельность государства в направлении совершенствования системы торгов в Российской Федерации позволит существенным образом оздоровить экономическую ситуацию и содействовать эффективному и целевому расходованию бюджетных средств. Необходимо отметить, что проблема коррупции в системе торгов в настоящее время достигла угрожающих размеров. По данным Счетной палаты Российской Федерации и контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, ежегодно присваивается до 20 % бюджетных средств (более 1 млрд р.), размещаемых в системе государственного и муниципального заказа [1]. Представленные цифры не бесспорны, однако специалисты в сфере торгов единодушны во мнении, что коррупционная составляющая в данном сегменте экономических правоотношений чрезвычайно высока.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы в системе государственного управления проведен ряд мероприятий, способствующих снижению коррупции. Проводимая админи-

150

© Симатов А.А., 2011

стративная реформа в России с начала 2000-х гг. способствовала совершенствованию нормативно-правовой базы, упорядочению правоотношений на государственной гражданской службе, более чёткому разграничению полномочий между органами государственной власти. Так, например, в Читинской области (Забайкальском крае) в течение последних лет был проведён анализ и масштабная организационно-правовая работа по определению государственных функций органов власти федерального и регионального уровней. Необходимо отметить, что проводимая работа тесным образом взаимосвязана с реформой местного самоуправления в рамках Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопросы местного значения, определённые для каждого типа муниципальных образований, есть не что иное, как полномочия данных муниципалитетов, как муниципальные нужды. В свою очередь Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказании услуг, выполнении работ для государственных и муниципальных нужд» (далее 94-ФЗ) определяет, что размещение государственного и муниципального заказа осуществляется для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, т. е. для исполнения полномочий данных органов [2]. Правовые акты тесным образом переплетены и взаимосвязаны, подчеркивая последовательность действий законодателя на федеральном и региональном уровне.

Определённым рубежным моментом в борьбе с коррупцией является обсуждение и принятие на федеральном уровне закона о противодействии коррупции, предопределившего дальнейшие шаги органов власти, прежде всего на региональном уровне, в данном направлении [3]. Существенным новшеством в рамках административной реформы и противодействия коррупции является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при исполнении государственных и муниципальных услуг. В Забайкальском крае данный опыт получил своё распространение относительно недавно, начиная с 2010 г., и выводы пока делать преждевременно. Однако, основываясь на примерах других субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, некоторых регионов Поволжья и Урала), можно однозначно говорить о положительных результатах, прежде всего о существенном упрощении и сокращении по времени процедуры исполнения услуг, позитивных откликах граждан. Тем более, что порядок работы с обращениями граждан подробно прописан в одноименном федеральном законе, принятом более 5 лет назад [4].

В Забайкальском крае портал государственных и муниципальных услуг начал свою работу с

2010 г., являясь подобием программного продукта, сформированного на федеральном уровне. Попробуем проанализировать с точки зрения пользователей, насколько эффективно и быстро работает данный электронный ресурс. Территориальные органы федеральных органов государственной власти подробным образом регламентируют деятельность должностных лиц в части предоставления организациям и гражданам необходимой информации. Например, зайдя по прямой ссылке на сайт Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, можно в течение нескольких секунд узнать задолженность по налогам для физических и юридических лиц (www.r75. nalog.ru/). Несколько иная картина складывается при обращении к ресурсам органов власти Забайкальского края, где при рассмотрении отдельных вопросов можно либо вовсе не найти требуемую информацию (разделы пусты), либо обнаружить общие фразы с минимумом необходимой информации. И наконец, в некоторых случаях требуется скачать документ и прочитать его на компьютере, что, по нашему мнению, неприемлемо, так как на подобных сайтах все ссылки должны быть активны и информация доступной без лишних манипуляций [5]. Обращения автора были связаны с предоставлением информации о защите прав потребителей в части долевого строительства, весьма актуальном в настоящее время вопросе, и предоставлении услуг в области начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования.

Таким образом, в настоящее время преждевременно говорить об открытости для граждан органов власти Забайкальского края в части предоставления государственных и муниципальных услуг и соответственно преодоления коррупции, т. е. деятельность портала государственных и муниципальных услуг Забайкальского края требует существенной корректировки и доработки.

Как известно, распространение коррупции во многом связано также с несовершенством законодательства, неопределенностью формулировок правовых актов, позволяющих должностному лицу принимать неоднозначные решения в зависимости от личной (или иной) заинтересованности. В связи с этим весьма актуальным является создание отделов по экспертизе противодействия коррупции или наделения подобными функциями отдельных специалистов на государственной и муниципальной службе. В настоящее время созданный в 2008 г. отдел лингвистической экспертизы и противодействия коррупции администрации правительства Забайкальского края успешно осуществляет возложенные на него полномочия, являясь одним из ключевых подразделений в пресечении коррупционных действий [6]. В последние два-три года произошла существенная

корректировка нормативной правовой базы в части противодействия коррупции на уровне субъекта Федерации, однако в ряде муниципальных образований ситуацию сложно охарактеризовать как конструктивную. В данном случае весьма действенным механизмом являются проверки и протесты органов прокуратуры, действия уполномоченного по правам человека и общественных правозащитных организаций, позволяющих со стороны выявлять факты коррупции в органах власти.

Указанные выше мероприятия мы оцениваем положительным образом, однако в современной государственной системе управления России основные коррупционные действия происходят на ином поприще. Поскольку коррупционные факторы тесным образом связаны с финансовыми (денежными, материальными), основная часть коррупционных действий объективно связана с теми структурами (должностными лицами), которые занимаются распределением (расходованием) данных ресурсов. Таким образом, органы, занимающиеся, например, вопросами социального обеспечения, однозначно менее коррупционны, чем структуры, связанные с размещением заказов. Учитывая, что до 2006 г. механизм размещения государственных и муниципальных заказов был почти полностью субъективным, т. е. конкурсные механизмы отсутствовали, следует согласиться с мнением Федеральной антимонопольной службы РФ и ведущих специалистов-экспертов по размещению заказов о том, что коррупционная составляющая в данной сфере составляла до 99 % от общего числа расходуемых средств [7]. В связи с этим возникла настоятельная потребность кардинальной перестройки законодательства путем внедрения конкурентных (конкурсных) механизмов в систему размещения государственных и муниципальных заказов.

Реализация в течение последних лет 94-ФЗ привела к существенному изменению порядка размещения государственных и муниципальных заказов, повысила прозрачность использования бюджетных средств, способствовала систематизации планирования размещения заказов. Вместе с тем несовершенство нормативно-правовой базы и явные диспропорции между положениями закона и реальной ситуацией в сфере торгов привели к серьёзной трансформации 94-ФЗ в течение двух последних лет. В настоящее время основным способом размещения заказа является проведение открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона), затрагивающего всех государственных и муниципальных заказчиков. Учитывая, что в ближайшее время будет упразднён запрос котировок, электронные торги в системе государственных и муниципальных заказов зай-

мут доминирующее положение. Необходимость повышения эффективности государственного управления в сфере торгов побудилф законодателя неоднократно в течение последних лет вносить изменения в 94-ФЗ и иные нормативные правовые акты (за время работы закона в него внесено более 2000 изменений), усилить ответственность сторон за нарушения при размещении заказов.

Ведущим органом государственной власти федерального уровня, последовательно отстаивающим необходимость радикальной реформы системы государственного и муниципального заказа, является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС). Именно ФАС является главным идеологом системы электронных торгов, одним из ключевых разработчиков важнейших нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что противодействие внедрению электронных торгов весьма серьезное, при этом противники нововведений не лишены известной логики и весомых аргументов в своей критике. Так, например, действительно, доминирование аукционов, в том числе и в электронной форме, приводит зачастую к демпингу в ценовой политике и явной потере качества при исполнении государственных и муниципальных контрактов победителями торгов, распространению коммерческих сговоров среди участников размещения заказа, фактам давления, шантажа и мошенничества. При этом ряд вопросов, связанных с торгами, получил правовое регулирование и соответствующее нормативное обоснование только в последнее время. В данном случае имеется в виду принятие 01 декабря 2010 г. номенклатуры товаров, работ и услуг (вступила в силу 01 февраля 2011 г.) - ключевого документа в системе размещения государственного и муниципального заказа [8]. Реалии современной России таковы, что один из важнейших документов в развитие положений федерального закона в сфере торгов принимается через пять лет после вступления в силу упомянутого выше 94-ФЗ, ведь фактически государственные и муниципальные заказчики при планировании работы по размещению заказов должны руководствоваться данной номенклатурой, а также адекватно определять необходимый способ размещения заказа. Также следует отметить, что только в апреле 2011 года принят порядок формирования начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта, предусмотренный 94-ФЗ, существенным образом влияющий на коррупционные аспекты в сфере торгов. Однако, анализируя ситуацию в системе государственного (муниципального) заказа, можно прийти к выводу, что сформировать и оформить надлежащим образом в подзаконных актах с правовой точки зрения подобный порядок

будет весьма непросто, так как размещение ряда заказов имеет специфический характер и при этом на формирование предполагаемой цены контракта влияют самые разнообразные факторы. Данная ситуация усугубляется ещё и тем, что экономическая ситуация в различных регионах нашей страны существенно отличается друг от друга и в этой связи выработать некий единый ценовой механизм весьма непросто. Оценить достоинства Федерального закона от 11 апреля 2011 г. №2 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» можно будет через год-полтора после его практической реализации на территории всей страны [9].

Однако доводы оппонентов 94-ФЗ в целом и электронных торгов в частности во многом базируются на субъективных аспектах неприятия данных нововведений, так как это затрагивает их собственные интересы в качестве заказчиков в части получения определённой доли средств при размещении заказов, либо поставщиков в части получения выгодных и безусловно прибыльных государственных и муниципальных контрактов. Чем непрозрачнее система торгов, тем больше возможностей у «заинтересованных» сторон получить известную «прибыль», тем выше коррупционная составляющая.

Исходя из вышеизложенного, несложно представить, что внедрение антикоррупционных механизмов в систему торгов, прозрачность размещения государственных и муниципальных заказов путем использования сети Интернет встречает достаточно серьёзное сопротивление должностных лиц, отвечающих за размещение заказов и привыкших работать не по закону, а исходя из собственных представлений и известной заинтересованности. В связи с этим в СМИ активно размещается информация с критикой электронных торгов, чиновники самого высокого уровня высказываются негативно о нормах 94-ФЗ.

Электронные торги сводят к минимуму контакты между заказчиком и участниками размещения заказа, это технически невозможно до процедуры проведения аукциона, и в связи с этим сговор между сторонами максимально затруднён, хотя и не исключён вовсе. Разделение заявки на две части предполагает допуск участников к электронному аукциону без указаний сведений об участниках размещения заказа. Внедрение современных информационных технологий (Интернет, электронная цифровая подпись - ЭЦП) исключает субъективизм при принятии решений. Немаловажным дисциплинирующим моментом является необходимость жёсткого следования регламенту подписания и размещения документов на портале

и соответствующей площадке. Если ранее, при несоблюдении регламента, представители заказчика имели возможность позже разместить протокол, подписать контракт (необходимо отметить, что несмотря на указанные нарушения, это редко приводило к привлечению заказчиков к административной ответственности), то в случае с электронными аукционами это невозможно технически. У сторон просто блокируется доступ к соответствующему электронному ресурсу, и в этом случае для цивилизованного выхода из сложившейся ситуации необходимо обратиться в контрольный орган для рассмотрения всех обстоятельств дела. Это в свою очередь ведет, как правило, к проведению пусть выборочной, но проверки соответствия действий заказчика и участников размещения заказа действующему законодательству в сфере торгов. При этом объяснения участников процесса о том, что они чего-то не успели сделать в силу жёсткого регламента, выглядят невразумительными, поскольку в соответствии с регламентами всех электронных площадок сроки подписания и размещения документов более чем щадящие (до 5-6 дней).

Внедрение электронных торгов значительно упрощает документооборот, делает его более соответствующим современным требованиям в области информационных технологий, что также вносит элемент цивилизованности в правоотношения между заказчиками и их потенциальными контрагентами. Следует отметить, что в течение нескольких последних лет развитию современных информационных технологий в Российской Федерации уделяет личное внимание высшее руководство страны. Президент оставляет записи в своем блоге, общается on-line с различной аудиторией, обычным явлением становится интернет-конференция, проводимая председателем Правительства Российской Федерации и т. п. Всё это в совокупности способствует нормальному развитию современной информационной инфраструктуры современной России.

Вместе с тем полагаем, что преждевременно идеализировать ситуацию и говорить о том, что поставленные цели достигнуты. Рассмотрим некоторые проблемные моменты системы государственных и муниципальных закупок с целью выявления и анализа реальных болевых точек в сфере торгов.

Российская Федерация занимает первое место в мире по территории, что обусловливает чрезвычайно большое разнообразие в развитии субъектов федерации, специфике и особенностям социально-экономического развития различных территорий. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г., обнародованные в марте-апреле 2011 года подтвердили неутеши-

тельные прогнозы органов государственного статистического наблюдения о негативных процессах, неуклонно идущих в нашей стране. Несмотря на все усилия властей, продолжается отток населения (как правило, наиболее трудоспособного) из регионов Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны (уменьшение за 10 последних лет численности населения в Дальневосточном федеральном округе более чем на 6 %, рост населения в Москве на 10 %) [10]. Ряд регионов Российской Федерации, в том числе и Забайкальский край, является высокодотационным и не обеспечивает необходимых потребностей в развитии собственными доходами, что неизбежно приводит к диспропорциям в развитии территорий. Указанные тенденции самым тесным образом связаны со сферой торгов, поскольку размещение заказов связано с удовлетворением государственных и муниципальных нужд, т. е. полномочий органов власти всех уровней. Насколько качественно и квалифицированно будут проводиться торги в регионах, настолько эффективной будет система управления территории. Что мы имеем в настоящее время в органах власти по выполнению данных функций?

Квалифицированных специалистов по размещению заказов крайне мало, для многих государственных и муниципальных служащих данная работа является дополнительной и зачастую отдельно не оплачиваемой. Введение в действие Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привело к существенному увеличение числа заказчиков среди бюджетных организаций, потребности которых удовлетворялись ранее посредством централизованных закупок либо на уровне субъекта федерации, либо в рамках крупного муниципалитета. Нормальная организация работы в сфере торгов не терпит суеты, спешки, однако современная ситуация складывается таким образом, что многие «новые» заказчики просто вынуждены идти на массовые нарушения законодательства для обеспечения возложенных на них полномочий, поскольку должного планирования закупок (это должно быть обязательно!) и соответствующей квалификации у них просто нет. Автор статьи является убежденным сторонником централизации закупок, что минимизирует риски, связанные с разработкой технического задания, приводит к упорядочению процедуры размещения заказа, экономии бюджетных средств и существенному снижению коррупции. В силу большого числа в настоящее время государственных и муниципальных заказчиков контрольные органы

просто не в состоянии проводить планомерную работу по соблюдению законодательства в сфере торгов. При этом не следует забывать, что к административной ответственности соответствующие должностные лица могут быть привлечены только в течение одного года после совершения административного правонарушения.

Отдельным проблемным вопросом по обеспечению эффективности размещения заказов является техническое оснащение рабочего места специалиста по торгам: наличие необходимого оборудования и программного обеспечения, а также быстрый доступ в Интернет. Следует отметить, что даже при наличии соответствующих средств на техническое оснащение в ряде муниципальных образований доступ в Интернет физически отсутствует, т. е. выполнение требований действующего законодательства по размещению заказов невозможно. При этом, даже при наличии доступа к электронным ресурсам, имеющаяся скорость коммутируемого или мобильного Интернета явно недостаточна для размещения информации на федеральном портале и электронных площадках. Сложившаяся практика в настоящее время такова, что при высокоскоростном Интернете в отдельные дни требуется до 2-3 ч., чтобы разместить информацию на федеральном портале. И это происходит через несколько месяцев после начала работы портала в штатном режиме. В отдельные периоды портал вовсе недоступен авторизованным пользователям для размещения информации. Указанные факторы отнюдь не способствуют популяризации 94-ФЗ, сторонником которого является автор настоящей статьи, и дают лишние доводы противникам закона.

В данной ситуации различные коммерческие структуры предлагают варианты информационной поддержки заказчиков: размещение необходимой информации, предложение программного обеспечения, создание автоматизированного рабочего места (АРМ) для взаимодействия с порталом и площадками, уполномоченными органами по размещению заказов в субъектах федерации и т. п. Данная поддержка зачастую требует от заказчика существенных финансовых затрат, а также приводит к зависимости от действий специалистов технической поддержки указанных структур. При этом программное обеспечение необходимо постоянно обновлять с учетом изменений действующего законодательства.

Проблемы в сфере торгов во многом неизбежны, как и в любом нововведении, поэтому следует воспринимать данные издержки как объективную реальность. Вполне естественно, что оппоненты существующего порядка размещения государственного и муниципального заказа используют изъяны закона для дискредитации всей

системы торгов. Вместе с тем последовательность и настойчивость со стороны ФАС в проведении данной идеологии развития 94-ФЗ заслуживает особого внимания и положительной оценки. Далее попытаемся рассмотреть возможные механизмы совершенствования 94-ФЗ в ближайшее время с точки зрения противодействия коррупции и развития системы конкурентных торгов.

2011 год является поворотным в размещении заказов и твердом стремлении идеологов ФАС завершить построение на территории всей страны единой системы торгов с едиными правилами. Как уже отмечалось выше, ФАС весьма последователен в отстаивании собственной точки зрения на размещение заказов, поэтому сделаем попытку проанализировать возможные варианты трансформации законодательства с точки зрения идеологии руководителей и специалистов центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы.

Весьма показательной в данном плане является полемика между ФАС и Министерством экономического развития Российской Федерации (далее МЭРТ) в первой половине 2011 г. в отношении перспектив развития системы размещения государственного и муниципального заказа. Следует отметить, что своеобразным компромиссом между ФАС и МЭРТ являются согласованные действия по созданию с осени 2011 г. в Российской Федерации Федеральной контрактной системы, в рамках которой в равной степени найдется место, с одной стороны, основным принципам размещения заказа в русле 94-ФЗ и одновременно стремлению упорядочить всю схему размещения государственного муниципального заказа, начиная с этапа планирования и завершения исполнением контракта соответствующего уровня.

Безусловно заслуживают внимания следующие нововведения:

- отмена запроса котировок цен, как одного из «домашних» способов размещения заказа, и одного в настоящее время наиболее коррупцио-генного элемента в сфере торгов;

- стремление федеральных органов государственной власти к введению обязательного планирования в системе торгов на текущий финансовый год с целью недопущения произвольного (фактически субъективного) использования бюджетных средств;

- утверждение единых требований к договорам поручительства и предоставления финансовых гарантий, с учётом недостоверности ряда финансовых организаций по предоставлению указанных сведений заказчикам при заключении контрактов, и в связи с этим введение реестра поручителей на федеральном уровне;

- введение требования обязательного обеспечения всех государственных и муниципальных

контрактов с целью повышении качества исполнения оных;

- введение государственной пошлины за подачу жалобы со стороны участников размещения заказов с целью взвешенного подхода к оценке действий заказчиков соответствующего уровня;

- одним из важнейших элементов в системе торгов является введение упрощенной (в срок до 10 календарных дней) процедуры обжалования заключения государственного и муниципального контракта с целью недопущения некачественного его исполнения;

- включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений не только об юридическом лице, в отношении которого выдвинуты претензии в части исполнения государственного и муниципального контракта, но и информации о физическом лице, являющемся учредителем (одним из учредителей) данной организации с целью недопущения участия данной организации (физического лица) в процедуре торгов в дальнейшем;

- ввести обязательность (а не право) предъявления штрафных санкций заказчиков по отношению к подрядчикам (поставщикам), что позволит существенно обострить проблему некачественного исполнения государственных и муниципальных контрактов;

- установить максимальные сроки по оплате качественно исполненных государственных и муниципальных контрактов с целью недопущения произвола заказчиков по отношению к своим контрагентам;

- предоставить участникам размещения заказов возможность подачи жалобы в электронной форме, что позволит, с одной стороны, ускорить рассмотрение вопроса по жалобе по существу; с другой стороны, предоставит участникам из других регионов (относительно заказчика и «домашнего» региона при проведении торгов) возможность обжалования неправомерных действий заказчиков;

- весьма значимым с материального и моральной точки зрения является предоставление заказчику права использования до 50 % средств от экономии при размещении государственного и муниципального заказа для поощрения специалистов, занимающихся размещением данных заказов и инновационным развитием организаций.

В конечном итоге внедрение данных мероприятий наряду с иными, предложенными соответствующим Департаментом МЭРТ, позволит в 2011-2012 гг. сформировать в Российской Федерации федеральную контрактную систему, призванную радикальным образом содействовать предотвращению коррупции в системе государственного и муниципального заказа.

Одновременно с этим следует отметить, что данные мероприятия предполагается провести в контексте Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации.

Создание специального Департамента в МЭРТе по разработке основных положений Федеральной контрактной системы (ФКС) позволит начиная с сентября 2011 г. выстроить в Российской Федерации стройную систему расходования

средств органами власти, бюджетными и казенными учреждениями. Во всяком случае об этом заявляют разработчики и идеологи ФКС из Минэкономразвития. Действительно, теоретически все выглядит весьма прозрачно и понятно; ФКС состоит из нескольких тесно связанных друг с другом элементов - так называемый технологический цикл обеспечения государственных нужд (рис.1).

Планирование обеспечения государственных нужд

_±_

_Размещение заказа_

_±_

_Исполнение государственного контракта_

_+_

_Мониторинг_

_+_

_Приемка и использование результатов_

Управление созданными активами

Рис. 1. Технологический цикл

На всех предполагаемых стадиях данного цикла в настоящее время ощущается дефицит регулирования процедур, за исключением размещения заказа в соответствии с требованиями 94-ФЗ. По нашему мнению, особого внимания заслуживают две последние стадии указанного цикла, которые, по существу, не использовались в нашей стране в рамках существующих правоотношений в экономике.

«Наследие» советского периода в современных условиях приводит к крайне неэффективному использованию приобретённого оборудования, нецелевому расходованию бюджетных средств и, как следствие, различным формам и видам коррупционных действий. Нередкими являются случаи приобретения оборудования, закупочная стоимость которого в разы превышала существующие на рынке цены. Серьёзной проблемой являются ситуации, когда приобретается оборудование, использование которого физически невозможно из-за отсутствия квалифицированных специалистов по его обслуживанию, неразвитости соответствующей инфраструктуры в отдалённых регионах. Зачастую техника закупается «про запас», т. е. предполагается её отсроченное использование, при этом вопрос об эффективности использования средств отодвигается на второй план. В данном случае закупленное оборудование стареет физически и морально и неопределенность использования его в будущем ставит под сомнение сам факт закупки. Многие бюджетные организации испытывают серьёзные трудности в размещении заказов в конце календарного года, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации оставление на счетах организаций в Федеральном казначействе бюджетных средств является серьёзным нарушением финансовой дисциплины.

обеспечения государственных нужд

Управление созданными активами напрямую влияет на процесс планирования закупок, поскольку потребность организации в товарах, работах, услугах определяется эффективностью использования имеющихся ресурсов организации. В настоящее время в подавляющем большинстве бюджетных учреждений страны продуманной процедуры планирования закупок либо не существует вовсе, либо планирование представляет собой ряд формальных действий по формированию соответствующего документа, положения которого на практике выполняются весьма условно. В этой связи обязательность в размещении плана закупок организации на официальном сайте в начале календарного года и жёсткий контроль за его исполнением является залогом эффективности размещения государственного заказа. Вообще, следует отметить, что идеи предполагаемой ФКС в том, как это сегодня преподносится реформаторами, в итоге должны совершить переворот в экономических правоотношениях Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного анализа можно сделать следующие выводы:

- в течение последних лет противодействию коррупции уделяется значительное внимание в деятельности органов власти всех уровней;

- в рамках административной реформы проведена масштабная работа по разграничению полномочий властных структур, повышена прозрачность сайтов, регламентированы условия и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что данная работа ещё далека до завершения и эффективность указанных действий в настоящий момент вызывает определённые сомнения;

- внедрение в систему размещения государственных и муниципальных заказов аукционов в электронной форме позволило существенно повысить прозрачность торгов, снизить коррупционную составляющую;

- перспективы развития федеральной контрактной системы, определенные в результате

согласованных действий федеральных органов, позволяют рассчитывать на кардинальную перестройку всей системы планирования, размещения заказов, исполнения заключенных контрактов и эффективного использования материальных ресурсов, и, как результат, снижение коррупции.

Список источников

1. URL: http://www.state.kremlin.ru/face/9347

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета от 28 июля 2005 г № 163.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета от 30 декабря 2008 г. № 266.

4. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Российская газета от 05 мая 2006 г № 95).

5. URL: http://www.pgu.e-zab.ru/

6. Приказ губернатора Забайкальского края от 18 октября 2008 г. № 187.

7. URL: http://www.tendery.ru/page/analytics_archive/id/207

8. Приказ Минэкономразвития России от 01 декабря 2010 г. № 601 «Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 декабря 2010 г. № 19430 // Российская газета от 21 января 2011 г. № 11.

9. Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета от 27 апреля 2011 г. № 90.

10. URL: http://www.rosstat.ru/

Рукопись поступила редакцию 01 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.