Научная статья на тему 'Электронные управляемые курсы как одна из активных форм дистанционного образования'

Электронные управляемые курсы как одна из активных форм дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / OPEN ONLINE COURSE / АНГЛИЙСКИЙ КАК ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ / АВТОНОМНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / LEARNER AUTONOMY / РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / REFLECTIVE THINKING / EMI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Марина Вианоровна, Ганюшкина Елена Валентиновна

Рассматриваются современные интернет-технологии обучения английскому языку. Показано, что открытые онлайн-курсы стали эффективным методом дистанционного образования обучающихся, способных контролировать и анализировать свои самостоятельные занятия. Обосновано положение о том, что современные онлайн-курсы способствуют становлению автономного слушателя и развитию у обучающихся языковых навыков, необходимых в реальной действительности. Рассмотрен опыт использования открытого онлайн-курса «English as a Medium of Instruction for Academics» для повышения уровня языковой подготовки преподавателей специальных дисциплин, нацеленных на непрерывное профессиональное развитие в своей области.The article presents a modern educational Internet technology to teach and improve the English language skills. It is revealed that open online courses at present are the most effective methods of distance education for those students who are able to monitor and analyze their own learning process. Current open online courses encourage the promotion of learner autonomy and the development of real-life skills. Open online course ‘English as a Medium of Instruction for Academics’ aimed at university teachers of special disciplines who are focused on ongoing professional development proves highly effective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные управляемые курсы как одна из активных форм дистанционного образования»

ЭО!: 10.25586ЖЫи.НЕТ.18.06.Р.11 УДК 378.147

М. В. Золотова, Е. В. Ганюшкина,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Электронные управляемые курсы как одна из активных форм дистанционного образования

Известно, что уровень владения английским языком профессорами и преподавателями ныне становится одним из ключевых факторов престижности вуза. По своему значению он ставится в один ряд с контингентом иностранных студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, числом учебных программ, реализуемых на иностранном языке, технической оснащенностью и рядом других весомых показателей работы высшего учебного заведения.

Современный преподаватель призван не только относительно свободно общаться на английском языке с зарубежными коллегами по своей научной тематике и читать лекции иностранным студентам, но и знать академический письменный иностранный язык, т.е. иметь высокий рабочий уровень владения языком для подготовки публикаций в индексируемых зарубежных изданиях.

В связи с этим в ведущих вузах страны были созданы многоуровневые программы повышения квалификации по иностранным (как правило, по английскому, но иногда еще и по немецкому) языкам. Большая работа в этом направлении была проделана и в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского. Всего за несколько лет более 500 преподавателей повысили уровень владения иностранным языком с А2 до В2 по международной шкале оценок CEFR. В университете создана и постоянно обновляется компьютерная база данных об уровне владения иностран-

© Золотова М. В., Ганюшкина Е. В., 2018

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

ным языком преподавателей специальных дисциплин на основе разработанных многоуровневых тестов.

В нашем университете организовано повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по следующим многоуровневым программам в области английского языка: «Академическое письмо», «Английский язык для академических целей», «Английский язык для преподавателя исследовательского университета», «English as a Medium of Instruction» (EMI). Каждая программа рассчитана на 72 аудиторных часа. Все программы востребованы, а их реализация привела к всплеску публикационной активности преподавателей университе-

та и к увеличению числа учебных курсов на английском языке.

Так как преподаватели занимаются на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки без освобождения от основной работы, это создает определенные сложности для усовершенствования их подготовки. Стремясь к их преодолению, кафедра, обеспечивающая преподавание иностранного языка, постоянно ищет новые эффективные пути повышения уровня владения иностранным языком преподавателей неязыковых дисциплин. В качестве инструмента для самостоятельной работы над иностранным языком мы остановили свой выбор на элек-

МАРИНА

ВИАНОРОВНА

ЗОЛОТОВА

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: методика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, медиадидактика, электронное обучение. Автор 100 опубликованных научных работ

ЕЛЕНА

ВАЛЕНТИНОВНА

ГАНЮШКИНА

старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Сфера научных интересов: организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку с применением технологий электронного обучения, инновационные технологии в обучении, формирование навыков академического письма. Автор 20 опубликованных научных работ

Рассматриваются современные интернет-технологии обучения английскому языку. Показано, что открытые онлайн-курсы стали эффективным методом дистанционного образования обучающихся, способных контролировать и анализировать свои самостоятельные занятия. Обосновано положение о том, что современные онлайн-курсы способствуют становлению автономного слушателя и развитию у обучающихся языковых навыков, необходимых в реальной действительности. Рассмотрен опыт использования открытого онлайн-курса «English as a Medium of Instruction for Academics» для повышения уровня языковой подготовки преподавателей специальных дисциплин, нацеленных на непрерывное профессиональное развитие в своей области.

Ключевые слова: дистанционное образование, открытый онлайн-курс, английский как язык обучения, автономность обучающегося, рефлексивное мышление.

The article presents a modern educational Internet technology to teach and improve the English language skills. It is revealed that open online courses at present are the most effective methods of distance education for those students who are able to monitor and analyze their own learning process. Current open online courses encourage the promotion of learner autonomy and the development of real-life skills. Open online course 'English as a Medium of Instruction for Academics' aimed at university teachers of special disciplines who are focused on ongoing professional development proves highly effective.

Key words: distance education, open online course, EMI, learner autonomy, reflective thinking.

тронных управляемых курсах. Тем более что такие курсы в последнее время активно разрабатываются как российскими, так и крупными зарубежными университетами.

Считаем, что можно рассматривать электронные управляемые курсы (MOOCs в английском варианте) одним из видов дистанционного обучения. Дистанционное обучение приобретает все большую популярность и завоевывает все большую аудиторию. Как пишет Д. Д. Хантер в «Войне культур», появление интернет-обучения - самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, т. е. с момента появления печатной книги [7].

Действительно, интернет-обучение обеспечивает колоссальный рывок вперед в развитии образования во всех странах мира, включая Российскую Федерацию. Под его воздействием у нас активно осваиваются новые методики и технологии образования.

Рассмотрим, что понимается под дистанционным образованием в настоящее время. На протяжении долгого периода времени понятия дистанционного и заочного образования смешивались. Использование возможностей сети Интернет в аудитории иногда рассматривалось в качестве дистанционного образования. К настоящему времени достигнут относительный консенсус в трактовке этого понятия. Так, В. С. Шаров считает, что «дистанционное образование может рассматриваться как самостоятельная форма обучения XXI века, а также как инновационный компонент основного и заочного обучения» [5, с. 240]. Нам близко следующее определение этого автора, согласно которому дистанционное образование «создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны» [5, с. 239].

Дистанционное образование также определяют как синтетическую, интегрально-гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена информацией между преподавателем и обучающимися. Причем процесс обучения в общем случае некритичен к расположению тех, кто учится, и тех, кто учит, в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [1].

Управляемые электронные курсы идеально подходят под определение дистанционного обучения. Они отличаются тем, что при выборе того или иного курса студенты (а в нашем случае - преподаватели) точно знают какие именно знания, умения и навыки им нужны. Управляемые электронные курсы привлекают также тем, что они не просто предназначены для самостоятельного изучения, но и обеспечивают повышение эффективности самостоятельных занятий благодаря новым информационным технологиям, которые используются при создании курсов.

Одним из примеров таких курсов является программа «English as a Medium of Instruction for Academics», созданная в Университете Саутгем-птона (Великобритания). Все преподаватели ННГУ, освоившие этот курс, ведут занятия у иностранных студентов, которых у нас насчитывается более 1500. Предлагая нашим преподавателям пройти данный курс, мы исходили из того, что все они имели уровень от Intermediate до Upper-Intermediate по результатам предварительного тестирования.

Уровень владения английским языком очень важен для возможности работать самостоятельно с заданиями и материалом курса.

Одному из авторов данной статьи создателями курса было предложено пройти его до того, как он был за-

пущен на электронной платформе FutureLearn. Поэтому мы знали достоинства курса и могли предположить его большую пользу для преподавателей специальных дисциплин. Мы также исходили из того, что все преподаватели обладают способностью к рефлексии [2, с. 164-169] и являются автономными обучающимися.

Рефлексивно мыслящие, автономные студенты отличаются активным, а не пассивным изучением нового материала. Они могут анализировать, оценивать, работать над улучшением своего собственного стиля обучения. Все перечисленное относится к необходимым навыкам автономного студента [4].

Предполагалось, что слушатели, осваивавшие курс, сознают его необходимость не только для повышения уровня владения английским языком, но также и для профессионального роста как преподавателей, читающих свою дисциплину на неродном для них языке студентам-иностранцам с разным уровнем владения английским языком. Они могли представить себя на месте своих студентов во время их лекции или семинарского занятия, понять, какие они могут испытывать проблемы. Это один из ключевых моментов для успешной работы преподавателя, которым объясняется необходимость рефлексировать. «Reflective thinking implies an active concern with aims and consequences, as well as means and technical efficiency. <..> when professional learning and personal fulfillment are enhanced through collaboration and dialogue with colleagues» [8, p.14].

Мы согласны, что суть рефлексии преподавателя заключается в следующем. Это - «a willingness to undertake the process and to value it as a means of improvement and development. Reflection can be difficult, even threatening, because it forces us to be honest with ourselves and recognize not only our successes but also areas where we need to improve. It makes us take responsibility for our teaching and learning. Being a reflective practitioner is like being your own observer

and your own critical friend. We can refer to this willingness to reflect and develop as the 'right mental attitude', without which the whole process of reflection is pointless» [9, p. 27].

Курс «English as a Medium of Instruction for Academics» (EMI) имеет модульную структуру. Весь учебный материал разбит тематически на четыре недели. Первую неделю можно рассматривать как введение в тему и знакомство со структурой курса. Так, там рассматриваются такие темы, как:

- What is EMI.

- EMI and Globalization.

- English as Lingua Franca. Where has EMI come from?

- What kind of English is used in EMI?

- Assessing when accuracy is important.

- Test your learning.

- Reflection.

Задания включают в себя видео, статьи, тесты, обсуждения. Последние два задания - это всегда тест на усвоение пройденного материала и рефлексия.

Вторая неделя включает в себя следующие задания:

- EMI: Focus on Language.

- Language to structure your lecture.

- Advice for learners delivering through English.

- Using other languages in the classroom.

- Update on the week's activities.

- Reflection.

Третья неделя выглядит следующим образом:

- EMI and the lecture.

- Body language.

- Lecturing style.

- Using presentation slides effectively.

- Considering complex language.

- Update.

- Reflection.

Тематика последней четвертой недели:

- Communication in seminars.

- Language of seminars.

- EMI, culture and communication.

- Intercultural tensions in class.

- Post-course survey.

Все перечисленные задания курса представлены ярко. Новые технологии, использование видеоматериалов помогли создателям курса сделать процесс динамичным, построить процесс передачи и усвоения учебного материала с учетом активного взаимодействия обучающихся не только с двумя ведущими курс преподавателями, но и с коллегами - слушателями курса.

Одно из существенных достоинств курса, отмечаемое всеми слушателями, - возможность активно взаимодействовать с коллегами не только из своего университета, но и с иностранными преподавателями, коллегами из других российских вузов посредством обсуждения проблем, поднятых в курсе EMI. После выполнения каждого задания участникам предоставляется возможность выразить свое отношение к просмотренному, прочитанному, проделанному учебному материалу. На основе выявленных интересов создаются группы слушателей, придерживающихся идентичных подходов. Все, выполнившие задания курса, отмечают возможность коммуникаций между слушателями в качестве одного из положительных моментов. К их числу они относят пресс-конференции, проводимые разработчиками курса.

Весьма важным фактором, определяющим плодотворность работы с курсом, является автономность слушателей. Они могут изучать материал полностью самостоятельно и нести ответственность за свое обучение [6, р. 63].

Мы попросили преподавателей ННГУ, проходивших курс, прислать нам свои краткие отзывы о нем. Большинство отметило большую пользу, которую они получили, слушая преподавателей, обеспечивающих ведение курса. Это особенно помогло в совершенствовании навыков аудирования и произношения. Дискуссии, проводимые после представления той или иной темы, были исключительно плодотворны для всех слушателей. Дискуссиям предшествовало ознакомление

с видео по теме раздела, со статьями, написанными авторами курса или другими специалистами.

Успешной работе по освоению курса способствовало и то обстоятельство, что с самого начала мы предложили слушателям относиться к занятиям по курсу как к проектной деятельности. Ее результатом должна была стать новая лекция или разработка семинарского занятия. Все преподаватели успешно справились с поставленной задачей.

К достоинствам электронных управляемых курсов относится их доступность. Положительным моментом является и то, что можно выбрать курс, который идет в удобное время. Все преподаватели, изучавшие курс EMI, отметили в качестве его неоспоримого достоинства отсутствие субъективности при оценке. Они признались, что вначале боялись, что их отклики будут оценивать, сравнивать. Когда они

поняли, что комментарии по поводу предложенных заданий скорее являются их рефлексией на проделанное и усвоенное и помогают понять полезность выполненной работы, то пришли к выводу, что отсутствие формально выраженного оценивания работы позволило им работать свободно. Слушатели получили возможность концентрироваться исключительно на осмыслении того, какие компетенции они развили благодаря выполнению того или иного фрагмента курса.

Конечно, современные управляемые электронные курсы не лишены недостатков. Слушатели из нашего университета отмечали, что им не хватало прямого очного общения с преподавателями, ведущими курс. Не все преподаватели, которые начали изучение курса, нашли в себе силы освоить его до конца. Им не хватило строжайшей самодисциплины. Многие отмечали, что хотя

в начале курса и написано, что для выполнения недельных заданий требуется четыре часа, но у них на освоение материала за неделю уходило значительно больше времени [3].

Безусловно, при правильном выборе электронный управляемый курс, направленный на углубление знания английского языка, является прекрасным средством обеспечения самостоятельной работы преподавателей вуза по иностранному языку. Существующие онлайн-кур-сы помогают развить навыки и методы практической работы, необходимые для постоянного повышения квалификации преподавателей вуза. А растущая популярность этих курсов объясняется их доступностью, а также тем, что их можно легко перестроить и подстроить под собственный темп обучения, время и место, сосредоточившись на выполнении необходимых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное образование». URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/ st096.html

2. Золотова М.В., Ваганова Н.В. Формирование рефлексивной компетенции у преподавателей вузов // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2015. № 4(40). С. 164-169.

3. Золотова М.В., Ганюшкина Е.В. Самостоятельная работа студентов с применением технологий электронного обучения (MOOC courses) // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 4 апреля 2017 года / под ред. Е. Е. Беловой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 61-64.

4. Золотова М. В., Ганюшкина Е. В. Формирование навыков автономного студента на занятиях по английскому языку в процессе проектной деятельности // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2016. Вып. 35. С. 138-146.

5. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94.

6. Benson P., Voller P. Autonomy Independence in Language Learning. London: Routledge, 1997. 284 p.

7. Hunter J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books, 1991. 416 p.

8. Pollard Andrew with Julie Anderson, Mandy Maddock, Sue Swaffield, Jo Warin and Paul Warwick. Reflective Teaching. 3d Edition. Continuum International Publishing Group/ London/2008, 608 p.

9. Scales Peter. Teaching in the lifelong learning sector. 2nd ed., 2013, Open University Press, England.

LITERATURA

1. AndreevA.A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «distancionnoe obrazovanie». URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Zolotova M. V, Vaganova N. V. Formirovanie refleksivnoj kompetencii u prepodavatelej vuzov // Vestnik NNGU im. N. I. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2015. № 4(40). S. 164-169.

3. Zolotova M. V., Ganyushkina E. V. Samostoyatel'naya rabota studentov s primeneniem tekhnologij ehlektronnogo obucheniya (MOOC courses) // Nauchnaya diskussiya: voprosy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 4 aprelya 2017 goda / pod red. E. E. Belovoj. N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2017. S. 61-64.

4. Zolotova M. V., Ganyushkina E. V. Formirovanie navykov avtonomnogo studenta na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v processe proektnoj deyatel'nosti // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2016. Vyp. 35. S. 138-146.

5. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tekhnologiya, sredstvo // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2009. № 94.

6. Benson P., Voller P. Autonomy Independence in Language Learning. London: Routledge, 1997. 284 p.

7. Hunter J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books, 1991. 416 p.

8. Pollard Andrew with Julie Anderson, Mandy Maddock, Sue Swaffield, Jo Warin and Paul Warwick. Reflective Teaching. 3d Edition. Continuum International Publishing Group/ London/2008, 608 p.

9. Scales Peter. Teaching in the lifelong learning sector. 2nd ed., 2013, Open University Press, England.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.