УДК 37. 378
С. И. Денисенко
доктор педагогических наук, профессор, каф. психологии и педагогической антропологии, профессор, факультет гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассматривается проблема применения электронных учебных курсов в целях обеспечения студентов необходимой информацией о содержании учебных дисциплин, методическими рекомендациями по их изучению, осуществлению мониторинга за качеством учебно-познавательной деятельности обучаемых. Анализируются сильные и слабые стороны традиционного обучения и обучения с использованием электронных учебных курсов; определяются требования к электронным учебным курсам и конкретные шаги по их внедрению в вузах.
Ключевые слова: самостоятельность профессионала; электронный учебный курс (ЭУК); образовательные технологии; требования к ЭУК; сильные и слабые стороны ЭУК; условия внедрения ЭУК.
S. I. Denisenko
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Department of psychology and pedagogical Anthropology Professor, Faculty of Humanities MSLU; e-mail: [email protected]
E-LEARNING COURSES IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS
The articLe describes the appLication of e-Learning courses in order to provide students with the necessary information about the content of the discipLines, methodological recommendations for their study, monitoring the quality of training and Learning activities for trainees; anaLyses the strengths and weaknesses of traditionaL Learning and e-Learning training courses, defines the requirements for e-Learning courses and specific steps to impLement them.
Key words: professional autonomy; e-learning course (EMC); educational technology EMC requirements; EMC's strengths and weaknesses; conditions for the impLementation of EMC.
Практика организации образовательного процесса в вузах показывает, что в современных условиях усиливается потребность в новых компетенциях профессионалов. Особенно актуально звучат требования о необходимости роста самостоятельности специалистов,
формировании у них стремления к непрерывному образованию, развитии способности принимать адекватные управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности к оптимальному общению в условиях коллективного профессионального взаимодействия. Поиск путей и способов ответа на соответствующие вызовы приводит к выводу о необходимости более активного использования современных образовательных технологий [Киселев, Бочкова 2012].
Среди образовательных технологий следует выделить кейс-технологии, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, а также реализации принципа индивидуального подхода в обучении. Этот термин происходит от английского слова case - коробка, чемодан. Такие технологии, как правило, представляют собой комплекс разнообразных учебных материалов, выполняющих обучающие, контролирующие, информационные, организационные и другие функции [Денисенко 2009].
С появлением мультимедиа возможности таких технологий расширились, так как обучаемый пользуется в этом случае не только печатными ресурсами, но и аудио-, видеоматериалами. В совокупности мы имеем электронный учебный курс (далее - ЭУК), представляющий собой особым образом структурированные учебные материалы, где в дополнение к текстам лекций представлены различные информационные материалы, методические рекомендации, справочные данные, практические задания, тесты, вопросы для зачетов и экзаменов и др. [Лямзин 2015].
Такое учебное издание становится доступным студентам через компакт-диски, флешки или компьютерную сеть (представлено на официальном сайте учебного заведения). Реализуемый в них гибкий сценарий позволяет учитывать не только особенности различных групп обучаемого контингента, но и подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.
Важно иметь в виду, что педагогические технологии, которые применяются сегодня в образовательном процессе, не отличаются, по сути, от технологий информационных. И в том, и в другом случае имеет место обмен информацией между преподавателем и обучаемым. В силу этого можно говорить, что информационные технологии обучения (далее - ИТО) - это педагогические технологии, использующие
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Следовательно, открываются возможности комплексного использования педагогических и информационных технологий в образовательном процессе вуза [Захарова 2005].
Необходимость широкого внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс диктуется и теми требованиями, которые предъявляются в современных условиях к вузам Министерством образования и науки РФ. В частности, в ФГОС отмечается, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее. Таким образом, необходим поиск педагогических и информационных технологий, которые бы позволили ответить на многие современные вызовы в области высшего образования [fgosvo.rU/fgosvo/93/91/5/117].
Анализ практики создания и внедрения в образовательный процесс ЭУК показывает, что в этом случае нужна как воля руководства, так и готовность преподавателей к такому виду деятельности. Кроме того, на начальном этапе нужна конкретная подготовка педагогов в рамках курсов повышения квалификации, что позволит им хорошо представлять все этапы создания соответствующих продуктов.
Но этого явно недостаточно. Активная работа в рамках ЭУК требует значительных временных затрат. Так, в среднем по учебной дисциплине, включающей в себя три зачетные единицы, предусматривается, как правило, выполнение студентами 3-4-х практических заданий (рефераты, эссе, проекты), 3-х рубежных тестирований, итогового тестирования. Преподаватель должен вести систематический учет посещаемости студентами лекций и участия в семинарских занятиях. В этой связи необходимы изменения (в сторону уменьшения) и в количестве учебной нагрузки преподавателей. А это уже входит в противоречие с современной тенденцией, когда увеличивая нагрузку и сокращая
число штатных должностей, руководство вузов стремится выполнить требования руководства страны по повышению заработной платы преподавателям.
Кроме того, работа с использованием ЭУК должна затронуть и юридическую сторону отношений преподавателя с работодателями. Изучение практики применения ЭУК в образовательном процессе ряда вузов показывает, что названные аспекты не находят отражения в трудовых соглашениях, следовательно, подготовка таких продуктов и их реализация происходит фактически на безвозмездной основе. Это, конечно же, вызывает открытый (или скрытый) протест со стороны преподавателей и не способствует обеспечению качества в ходе внедрения такого важного образовательного средства.
Нельзя забывать и о студентах, которые должны быть заинтересованы во внедрении новой технологии и реально осознавать ее преимущества перед традиционными. Это касается не только информирования их о способах деятельности в условиях электронной образовательной среды, но и всех оценочно-критериальных позициях, используемых в рамках ЭУК. Следует подумать и о тех реальных действиях, которые должны применяться в отношении нерадивых студентов. А они, к сожалению, есть, и некоторые из них надеются обойти всякий электронный учет, найти понимание у преподавателей в ходе ликвидации своих задолженностей, всеми правдами и неправдами получить долгожданный диплом. Если этому не положить конец, то опять важное дело может быть профанацией.
Какие же функции реализуются современными электронными учебными курсами? Во-первых, управленческая функция, позволяющая четко, точно и конкретно ставить задачи и добиваться их выполнения.
Во-вторых, функция стимулирования учебно-познавательной деятельности обучаемых, когда все виды учебной деятельности студента своевременно оцениваются, а в случае проявления творчества и инициативы предусматривается и соответствующее поощрение (участие в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах, подтвержденное нужными документами). При наличии рейтинговой системы успешные студенты автоматически получают оценки за зачеты и экзамены.
В-третьих, функция оптимизации различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала.
В-четвертых, коммуникативная функция за счет организации виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий как в режиме он-лайн, так и офф-лайн.
Современный ЭУК - это целостная дидактическая система, реализующая ряд функций. В силу этого основными структурными компонентами ЭУК чаще всего являются следующие функциональные блоки: информационно-содержательный; контрольно-коммуникативный; коррекционно-обобщающий [Ибрагимов 2005].
Разработка ЭУК предполагает соблюдение трех основных групп требований. Прежде всего, содержательное требование определяет полноту представленной предметной области в соответствии с ФГОС, эффективность используемых педагогических и методических приемов передачи информации, способов контроля и активизации познавательной деятельности обучаемых.
Для вовлечения студентов в активную самостоятельную работу важно соблюсти и такое требование, как логическая последовательность изложения теоретического материала, четкость дидактических задач, схематизация теорий и концепций, наличие комментариев по выполняемым заданиям.
Важно соблюдать и требования к техническому исполнению ЭУК. Он должен обеспечить высокую работоспособность пользователей, учитывать эргономические и эстетические аспекты.
Сравнительный анализ возможностей традиционного учебника и ЭУК позволяет выявить ряд принципиальных отличий. Так, если в учебниках используется линейная структура с ограниченными иллюстративными возможностями, то в ЭУК - комбинированная структура, где сочетается текстовый материал с элементами мультимедиа.
Если основное предназначение учебника - это передача знаний и проверка эффективности их усвоения, то ЭУК обеспечивает повторение пройденного материала, усвоение нового, разработку алгоритмов возможных действий в определенных ситуациях.
Результатом применения учебника является усвоение фрагментарных знаний, определенные трудности с их воплощением в умениях, доминирование теоретических знаний. ЭУК формирует у обучаемых не только систему новых знаний, но и новые методы их применения, развивает мотивацию к поиску новых знаний.
Несмотря на очевидные преимущества, применение электронных учебных курсов не лишено определенных недостатков. К их числу относятся:
- доминирование опосредованных контактов преподавателя и студентов;
- методическая слабость сценариев ряда электронных учебных курсов;
- многие контенты не раскрывают выходных данных источников, имеет место эклектическое смешение фрагментов из ряда учебников и учебных пособий;
- довольно часто мультимедийные материалы не соответствуют содержанию тем и разделов и интегрируются в ЭУК по формальному признаку;
- разработчики ЭУК не всегда учитывают психолого-педагогические особенности обучаемого контингента;
- нет четкости в установлении междисциплинарных связей;
- не всегда обеспечивается преемственность учебного материала. Преодоление этих недостатков позволит существенным образом
повысить качество ЭУК и в полном объеме выполнить те требования, которые предъявляются Федеральными образовательными стандартами к информационному обеспечению образовательного процесса в вузах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Денисенко С. И. Дидактические технологии в системе дистанционного образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 562. С. 100-109. (Сер. Образование и педагогические науки.)
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : ИЦ «Академия», 2005. 192 с. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. Н. Ковшова. М. : ИЦ «Академия», 2005. 336 с. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 305 с. Лямзин М. А. Средства обучения и их реализация в компетентностном подходе // Вестник Московского государственного лингвистического
университета. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. Вып. 18 (729). С. 85-93. (Сер. Психологические науки.) Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева ; под ред. Е. С. Полат. М. : ИЦ «Академия», 2004. 416 с.