С. В. С алан ч и к
Электронные учебники: типизация, создание и использование
Все большее внимание студенты уделяют учебным изданиям в форме видео- и аудиокниг, хранящихся в полнотекстовых базах данных в Интернет, а также электронным учебным изданиям на компакт-дисках.. Во многих библиотеках читатели имеют свободный доступ к компьютерам не только для поиска в электронных каталогах библиотеки, но и для работы с электронными изданиями учебной литературы.
Электронные учебники (ЭУ) являются весьма востребованными у читателей в связи с невысокой их стоимостью, повсеместным распространением компьютерной техники, а главное - благодаря их дополнительным функциональным возможностям. Авторы также все чаще публикуют свои учебные материалы в электронной форме в условиях ограниченных бюджетов и быстрого изменения требований читателей. При подготовке ЭУ хорошего качества требуется участие педагогов, методистов, технических специалистов -программистов и дизайнеров.
До настоящего времени нет единого представления об электронном учебнике. Под электронными учебниками понимают и электронные книги, и дистанционные и электронные курсы, просто собрания текстовых файлов на компакт-диске. Это объясняется разнообразием подходов и технологий, некомпетентностью некоторых издателей сборников текстов учебного характера.
Электронный учебник - педагогически проработанные и структурированные учебные материалы, объединенные дружественным интерфейсом в гипертекстовой среде и размещенные в сети или на обособленном носителе без возможности изменения информации.
По мнению заместителя директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберга, электронный учебник является новым и перспективным направлением в развитии образования в целом: «Электронный учебник - это, прежде всего, интеграция текста с мультимедиа технологиями» .
В настоящее время сложились три классификационных блока электронных учебников:
1. По степени независимости ЭУ подразделяются на:
• обособленные, на внешних носителях;
• гибридные - с сетевым доступом и на оптических дисках.
2. По содержательным признакам и читательскому назначению выделяют:
Информационное и образовательное пространство должно быть единым [4].
© Саланчик С.В., 2006
• учебные курсы и учебные программы для вузов;
• электронные материалы для краткосрочных курсов переподготовки;
• корпоративные маркетинговые курсы;
• детские ЭУ;
• специализированный блок ЭУ по иностранным языкам;
• познавательные электронные обучающие издания;
• электронные пособия для углубленного освоения предмета хобби - в рамках личных увлечений.
3. По типу сервиса и контента ЭУ разделяются на:
• текстовые;
• мультимедийные;
• интерактивные.
Известны и другие классификационные ряды электронных учебников, но следует остановиться на наиболее важных чертах ЭУ для библиотек.
Электронный учебник может располагаться либо только на компакт-диске, либо быть гибридным, т.е. использовать возможности Интернета при работе читателя с учебником. Обычно такие издания содержат не только З'чебные тексты, но и тестовые задания. При выполнении задания ЭУ через Интернет обучающийся подсоединяется к веб-сайту издателя CD и сохраняет гам результаты выполнения контрольных заданий.
Первые ЭУ были разработаны в вузах как учебные курсы, например, «Микроэкономика», СПБГУЭФ, 2000 г. и др. Позднее на одном компакт-диске стали размещать целые учебные программы, состоящие из нескольких îcypcoB. До сих пор в высшей школе идет полемика о целесообразности использования ЭУ в вузах, особенно при очном обучении, однако при этом создаются методики внедрения технологий электронного дистанционного обучения.
В дальнейшем институты повышения квалификации и организованные ¡три них коммерческие учебные центры проявили интерес к недорогому способу быстрого создания учебных пособий современного уровня. Различные сраткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации в короткий срок создали библиотеки ЭУ, состоящие из десятков наименований. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру к 2006 г. предлагал более ста курсов на одном диске по программам «Архитектура ЭВМ», «Безопасность информационных технологий», «История и социальные вопросы».
В настоящее время наибольший интерес к ЭУ проявляют корпоративные учебные центры, такие как центры знаний и корпоративные университеты распределенных сетевых торговых организаций. Они не разрабатывают ЭУ, а заказывают их создание профессиональным издателям. Например, компания «Гиперметод» (Санкт-Петербург) выпустила издание «Менеджмент и техника продаж» по заказу сети L'Etoile.
Для универсальной библиотеки важно удовлетворение спроса читателей на детские и познавательные издания. Для школьников выпускается большое количество электронных учебников, причем они объединяются в серии с единообразной структурой и оформлением, например, серия «1С.Образовательная коллекция. Platinum» от компании «1С». Такие диски, как «Информатика для 10-11 классов» (издатель «Новый диск»), продаются в компьютерных магазинах, в Интернет-магазинах. К сожалению, книжные магазины до сих пор не могут организовать реализацию такой продукции, и библиотеки вполне могли бы занять эту экономическую нишу.
Отрадно, что репертуар ЭУ расширяется и познавательными изданиями («Занимательная физика, математика и астрономия. Перельман Я.И.», Биз-нессофт, 2005 г.), электронными пособиями для хобби («Самоучитель вождения по городу. ПДД. Подготовка и сдача экзамена», Комульти, 2005 г.), учебниками, дающими практические знания для всех. В электронных учебниках по иностранным языкам («English Platinum 2000», 1С) наиболее тесно переплетаются все современные компьютерные обучающие технологии:
• звуковое сопровождение,
• синтез и распознавание речи,
• разветвленные структуры виртуальных учебных занятий,
• методы адаптивного тестирования.
По наполнению и сервису электронные учебники до настоящего времени представлены, преимущественно, текстовыми изданиями с иллюстрациями и простым справочным аппаратом. Выпуск таких электронных книг недорог, но при этом не используются все возможности современного компьютера, и воздействие их на читателя невелико.
Мультимедийные ЭУ, содержащие аудиопоток, видеофрагменты и профессиональный дизайн, например, издание Ленинградской областной детской библиотеки «Радий Погодин. Энциклопедия творчества», производит намного более обширное воздействие на читателя,, прежде всего на эмоциональном уровне. Такое издание удерживает внимание, переключает каналы восприятия информации, ничем не уступающим, а во многом и превосходящим традиционную книгу. Издание «Радий Погодин. Энциклопедия творчества» интересно еще и тем, что в названии присутствует слово «энциклопедия», но по структуре и педагогической проработке оно хорошо выполняет системные функции обучения и может служить пособием по разработке краеведческих обучающих изданий.
Наиболее дорогим видом ЭУ являются интерактивные учебники (например, «Макроэкономика», СПБГУЭФ, 2005 г.). При их создании необходимо участие программистов для разработки элементов, позволяющих пользователю взаимодействовать с учебником. Такими элементами могут быть интерактивные иллюстрации и графики, откликающиеся на действия читателя, на ввод чисел или слов; кроссворды, временные шкалы событий: схемы сложных устройств; тесты разного уровня и формы.
Перед создателями ЭУ все еще стоит проблема охраны своих авторских и имущественных прав на их произведение. Несмотря на принятые в России законодательные акты по охране авторских и смежных прав, а также имеющиеся судебные прецеденты, часто электронные издания копируются по частям или даже целиком под чужим именем. Однако разработанные технические средства защиты компакт-дисков уже сейчас значительно затрудняют несанкционированное копирование. Также отработана схема регистрации электронных изданий в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации и Депозитарии электронных изданий НТЦ "Информре-гистр", получение ISBN и включение в Государственный фонд алгоритмов и программ. В настоящее время ЭУ приравниваются к опубликованным изданиям, отражающим научные результаты авторов.
Вузы могут сами создавать электронные учебники, но для этого надо быть готовыми использовать целый набор профессиональных инструментальных средств. В том случае, если сотрудники не владеют необходимыми техническими навыками, возможно самостоятельно изучить предмет по изданной учебной литературе (См. список литературы). Подробно описываются технологические аспекты создания ЭУ, а именно: « подготовка текста, <> форматирование, « включение иллюстраций,
« структурирование материала и подготовка макета издания. Однако разработка сложных элементов ЭУ на доступном уровне в отечественных источниках не освещается.
Состав необходимого для разработки ЭУ программного обеспечения (ПО) различен и зависит прежде всего от наполнения учебника отдельными формами представления информации - наличие элементов анимации, иных шаблонов. В таблице 1 приведены программные средства для создания учебника на компакт-диске среднего класса - без аудио- и видеосопровождения.
Таблица 1
Программные средства разработки электронного учебника
Назначение Производитель Наименование Версия
Разработка интерактивных элементов на языке Action Script Macromedia Director MX 2004
Модификация шаблонов ЭУ Macromedia Dreamweaver 8
Разработка элементов анимации Macromedia Flash 8
Разработка гибридных ЭУ Macromedia Authorware 7
Представление текстовой информации Adobe Acrobat 8
Разработка ЭУ на основе шаблонов Гиперметод eAuthor 3
о
Используя перечисленные выше программные системы или их аналоги, возможно создавать различные по наполнению ЭУ. Внутренняя структура электронных учебников может значительно различаться. На примере учебников, разрабатываемых в Центре информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК), перечислим основные части 'ЗУ:
• инсталляционная часть. Она активизируется один раз, при первом запуске ЭУ и служит для проверки наличия на компьютере пользователя необходимых средств просмотра и их установки;
• вступительная часть. Представляет собой стартовый анимационный ролик, иллюстрирующий основное содержание издания, краткое напугствен-ное видеовыступление авторов учебника;
• лекции. Основное содержание ЭУ содержит тексты с иллюстрациями и интерактивными элементами (примеры, упражнения). Текст разбивается на логические части и верстается для удобного восприятия с экрана монитора;
• тесты для самоконтроля. Такие упражнения расположены в конце каждого раздела и определяют готовность учащегося к прохождению следующего раздела. В случае неудовлетворительного результата, желательно получение рекомендаций по повторению определенных частей;
• контрольное задание. Итоговый раздел, завершающий ЭУ, результаты которого показывают усвоение материала в целом. Гибридный учебник может пересылать их через Интернет в базу данных издателя для их подтверждения и выдачи документа о прохождении учебного курса.
Кроме описанных составных элементов для основного текста, важно расширять функциональные возможности ЭУ дополнительными типовыми и для других изданий элементами:
• система поиска. Осуществляет полнотекстовый поиск по тексту ЭУ и представляет его результат в виде списка ссылок;
• справочный аппарат. Включает списки персоналий, рисунков, дат, предметный указатель, оглавление. Причем все элементы этих списков являются гиперссылками на соответствующие фрагменты учебного материала. В гибридном учебнике может содержаться и список ссылок на электронные документы в Интернете;
• средства навигации по ЭУ. Элементы графического дизайна должны быть удобны и понятны пользователю: карта учебника, кнопки, позволяющие читателю как перемещаться по тексту, так и подниматься от1 подразделов к разделам и выше к оглавлению;
• Гиперссылки. Наличие гиперссылок в тексте позволяет читателю активно изучать предмет, перемещаясь по всему учебнику, хотя и лишает изложение стройности и жесткой последовательности.
При разработке ЭУ силами сотрудников библиотеки необходимо учитывать накопленный опыт. Прежде всего, возглавлять группу разработчиков
должен не программист или технический специалист, а обладающий административным опытом и возможностями руководитель. Процесс создания должен быть заранее спланирован, а выход продукта желательно приурочить к какому-либо событию в библиотеке (выставка, встреча с авторами книг). Большое внимание следует уделить внебюджетному финансированию такого проекта, учитывая затраты на работу с текстами, материальное поощрение сотрудников,1,на выпуск тиража компакт-дисков, чтобы созданный учебник мог распространяться по подписке.
Существуют два способа выпуска тиража ЭУ: запись CD (самостоятельная или в специализированной фирме) и репликация, т.е. штамповка дисков на заводе. Стоимость записи одного диска при тираже от тысячи экземпляров составляет 30-35 рублей, при репликации - 25-30 рублей (по состоянию на 2006 г.). При этом в стоимость часто входит изготовление матрицы диска (около 3000 руб.), пластиковая упаковка, одно- или двухсторонний вкладыш в упаковку и нанесение изображения на лицевую поверхность CD (производство «наката»). Обычно тиражирующие фирмы предлагают разработку графических макетов наката (900-1500 руб.) и вкладыша (1500-3000 руб.). При повторных тиражах затраты на выпуск уменьшаются, т.к. матрица и макеты наката и вкладыша могут использоваться неоднократно. Данные приведены для того, чтобы библиотеки могли рассматривать свою роль издателей более активно и по отношению к выпуску других своих электронных проду ктов - коллекций краеведческих материалов, указателей с избранными полными текстами и др.
Изготовитель и издатель полноценного электронного учебника предъявляет требования к составу ПО, которое должно быть установлено на компьютере читателя. Для чтения простых текстовых ЭУ и электронных книг вполне достаточно текстового средства просмотра, например Microsoft Word Viewer или Adobe Reader. Для полноценного использования современных мультимедийных ЭУ список программных средств расширяется (табл. 2). Программы для просмотра обычно распространяются бесплатно, но средства разработки являются коммерческими продуктами. При некоммерческом использовании библиотекой программного обеспечения многие производители ПО предоставляют значительные скидки до 70 % стоимости, кроме того, имеются и свободно распространяемые бесплатные средства разработки. Некоторые из них поддерживаются международными организациями, например ЮНЕСКО, предоставляя программное обеспечение и его обновления, консультации, поддержку и обмен опытом в сообществах пользователей.
Таблица 2
Программное обеспечение компьютера для использования мультимедийных электронных учебников
Назначение Производитель Наименование Версия
Просмотр элементов анимации на Flash Adobe Flash Player 9
Использование интерактивных элементов на Action Script Adobe Shockwave Player 10
Просмотр текстовой информации Adobe Reader 7
Среда функционирования ЭУ Microsoft Internet Explorer 6
Запуск апплетов на языке Java Sun Microsystems Java Runtime Environment 5
Средство просмотра защищенных ЭУ Гиперметод eLearning Browser 2
Электронные учебники предъявляют различные требования к аппаратному и программному обеспечению компьютеров, на которых читатель работает с ЭУ. Прежде всего, эти требования зависят от наполненности учебного издания сложными мультимедийными и интерактивными элементами, например, видеоклипами или симуляторами приборов, механизмов. Некоторые ЭУ автоматически устанавливают необходимые им программы и модули на жесткий диск, а это предъявляет определенные требования к политике безопасности компьютерных систем библиотеки в целом и отдельных рабочих станций. Принятые в России ГОСТы требуют указания на обложке электронного издания условий, необходимых и рекомендуемых производителем, для использования ЭУ,
Так как эти требования очень различны, то в табл. 3 приводятся лишь две конфигурации компьютеров: для простых ЭУ. содержащих текст и иллюстрации, и для сложных ЭУ, включающих звуковой ряд, видеоматериалы, симуляторы и тестовые задания.
Таблица 3
Требования к аппаратному обеспечению компьютера для использования электронных учебников в библиотеке
Оборудование компьютера Конфигурация для текстовых ЭУ Конфигурация для мультимедийных ЭУ
Операционная система Microsoft Windows 95 Microsoft Windows ХР
Процессор Pentium 100 МГц Pentium III 1.5 вГц
Требующийся для ЭУ объем оперативной памяти 32 Мб 256 Мб
Оборудование компьютера Конфигурация для текстовых ЭУ Конфигурация для мультимедийных ЭУ
Занимаемое ЭУ место на жестком диске 2 Мб 100 Мб
Видеокарта SVGA, 2 Мб, 1024x768 SVGA, 64 Мб, 1024x768
Звуковая плата, микрофон, звуковые колонки отсутствуют Присутствуют
Устройство для чтения компакт-дисков (CD-ROM) 4-х скоростное 24-х скоростное
Преимущества ЭУ по сравнению с бумажными изданиями раскрываются прежде всего при их создании в небольших организациях с ограниченным бюджетом - центральные городские библиотеки, особенно - библиотеки для детей Формат электронного издания идеально подходит для выпуска библиотеками сборников электронных ресурсов, Интернет-обзоров, тематических полнотекстовых и библиографических коллекций.
Библиотеки имеют возможности, пусть и ограниченные, стать создателями учебных электронных изданий для своих читателей и сотрудников. Например, выпускать профессиональные учебно-практические пособия для библиотекарей, руководства по обучению пользователей работе с электронным каталогом и электронными документами, проспекты, раскрывающие богатство краеведческой части фонда библиотеки. Справочные руководства и обучающие материалы библиографов сейчас востребованы читателями, неподготовленными к самостоятельному поиску информации в Интернет.
Рынок легитимных электронных учебников на компакт-дисках пока не велик. Наибольшая его часть посвящена освоению профессии бухгалтера, отдельным учебным курсам в области экономики. В связи с этим библиотеки удаленных регионов, а также филиалы, испытывающие дефицит фонда новых учебников, должны обеспечить Интернет-доступ к каталогам электронных учебников, разным формам дистанционного обучения, включая создание в библиотеке учебного пункта по договору с конкретным вузом.
Литература
1. Средства дистанционного обучения : методика, технология, инструментарий / C.B. Агапонов [и др.]. - СПб. : БХВ-Петербург, 2003. - 334 с.
2. Зимина О В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании : теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М. : Изд-во МЭИ, 2003. — 335 с.
3. Иванов В.Л. Электронный учебник : системы контроля знаний / B.JI. Иванов//Информатика и образование. 2002. — № 1. С. 71- 81.
4. Интервью с Я.Л.Шрайбергом //Эколист ("Кнорус"). - 2002. - №5-6 (май-июнь).
5. Adobe Acrobat 7.0. Полиграфия, электронные книги и документы, Web-публикации : официальный учеб. курс. — М. : Триумф, 2005. — 256 с.