УДК 33
Ермаков Сергей Владимирович Ermakov Sergey Vladimirovich
Студент Student
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация Pushkin Leningrad State University Saint-Peterburg, Russian Federation
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ОСНОВНОЙ КАНАЛ ПРОДАЖ
ONLINE MARKETPLACES AS THE MAIN MEANS OF SALES
Аннотация. В статье подробно рассматриваются современные способы реализации товаров и услуг посредством онлайн-торговли. Экономика не стоит на месте, а продолжает развиваться и предоставлять как покупателям, так и продавцам новые каналы для покупок и продаж. Электронная торговля на сегодняшний день является несомненным лидером, предоставляя всю необходимую информацию по товарам, не выходя из дома. Она настолько многогранна, что каждый найдет продукт по вкусу. В данной работе проведен анализ мирового интернет-рынка, рассмотрены основные страны-лидеры и компании, занимающие лидирующие позиции на интернет-площадках.
Abstract: The article discusses in detail modern ways of selling goods and services through online trading. The economy does not stand still, but continues to develop and provide both buyers and sellers with new channels for buying and selling. Electronic commerce today is the undoubted leader, providing all the necessary information on goods without leaving your home. It is so versatile that everyone will find a product to their liking. This paper analyzes the global Internet market, examines the main Leading Countries and companies that occupy leading positions on Internet sites.
Ключевые слова. онлайн-торговля, интернет-маркет, электронная площадка.
Key words: online trade, internet market, electronic platform.
Как нам известно, мировым трендом современной экономики выступает масштабная цифровизация всех сфер экономики, особенно в сфере онлайн-торговли. Данное утверждение свидетельствует об успехе всем нам известных онлайн-компаний как Alibaba и Amazon, которые не теряют своего статуса и по
IXМеждународная научно-практическая конференция сей день. Это гиганты электронной коммерции. Такие электронные площадки
предоставляют компаниям-продавцам иметь доступ к иностранным клиентам за
счет использования их масштабно разработанной инфраструктуры [1, с. 63].
Сегодня у нас представлено множество способов реализации товара. Это осуществляется через розничную или оптовую торговлю, торговлю по каталогам, с помощью аукционов, электронной торговли. В статье будут рассмотрены особенности электронной торговли как в мире, так и в России, её преимущества и недостатки, а также изучена ситуация современной сферы онлайн-торговли [2, с. 114].
Актуальность выбранной темы вызвана значимостью электронной торговли особенно в современных условиях пандемии и перспективным развитием этого направления для экономики России.
Понятие интернет-торговли можно объяснить как коммерческую деятельность в рекламной сфере и дистрибуции товаров и услуг с использованием сети интернет. Данный вид торговли является ведущим, так как идет в ногу со временем и открывает все новые границы использования посредством новых научных достижений и разработок информационных компаний в данной области. Электронная торговля осуществляется через «интернет-маркеты», а они в свою очередь выступает лицом в интернет сети, где представлен весь каталог товаров с ценой, подробным описанием и комментариями покупателей. Данная система является очень удобной в поиске необходимых товаров [1. с. 48].
Рис. 1 - Доля мирового мобильного трафика
120
По данным рисунка 1, мы можем пронаблюдать использование мобильного трафика в мире. С каждым годом интернет-востребованность растет, так как растет количество мобильных устройств, торговых площадок и ассортимента товаров на мировом рынке. Ситуация с ростом трафика наблюдается, потому что люди могут осуществлять покупки нужных им товаров, без больших затрат времени, без поездок по торговым центрам и т.д. Покупая продукты online - происходит развитие технологий платежных шлюзов. Онлайн сервисы постоянно развиваются, предоставляя потребителям разный спектр использования «кошельков». Это кредитные, дебетовые карты, банковские платежи и электронный перевод денежных средств.
Рис. 2 - Объем и рост рынка eCommerce в 2019 году
На рисунке 2 мы видим положительный рост России в области электронной коммерции. Россия пока отстает от таких гигантов как Китай и США, где электронная коммерция занимает ведущую строчку, в силу таких интернет-аукционов как Alibaba и Amazon. Однако, в нашей стране есть свои популярные площадки как AVITO. Площадка пользуется большим спросом, но в основном на внутреннем рынке. Как итог, объем рынка eCommerce в России составил 30,6 млрд. долл. [4].
Наглядно рассмотреть положительную тенденцию мы можем на рисунке
ниже:
Китай США Великобритания Германия Россия Бразилия Индия
Рис. 3 - Доля eCommerce B2C в ВВП
По данным рисунка 3 доля электронной коммерции в ВВП страны составляет 1,3%. Россия занимает пятую строчку рейтинга, уступая Китаю 5,1%, США 2,8% и Великобритании 2,0%. Нельзя сказать, что ситуация тяжелая, потому как Россия совсем недавно начала осваивать интернет-торговлю, т.к. в нашей стране самой распространенной формой оплаты до сих пор являются наличные при доставке товара клиенту, недоверие к рекламе этих самых товаров, неуверенность в надежности продавца. Данные факторы повлияли на несвоевременной переход РФ к online торговле.
По данным аналитического агентства Data Insight в РФ пользователей интернет-связи около 79% всего населения в возрасте от 10 лет, и это 98 млн. человек. С каждым годом наблюдается непрерывный рост интернет-пользователей, т.к. даже возрастное население переходит на мобильные устройства. Только за 2019 год количество пользователей увеличилось на 27%
[3].
По итогам 2019 года 32,9 млн. человек являются пользователями мобильного интернета и 10,8 млн. человек пользуются ПК для доступа в интернет.
Рис. 4 - Онлайн продажи в России за 2011-2019 года
Анализируя статистику, наблюдается заметное увеличение онлайн-торговли. Это связано с ростом интернет-пользователей, чей показатель с каждым годом растет все быстрее. По итогам 2019 года оформлено более 426 млн. заказов (на 41% больше, чем в 2018 году), средний чек которых не превышал 3800 рублей. Итоговая выручка составила более 1,6 триллиона рублей (на 25% больше, чем в предыдущем году). Данная статистика вызвана постепенным переходом населения к безналичной оплате, т.к. на подобные операции затрачивается меньше времени и у населения появляется доверие к электронным кошелькам.
По данным eCommerce Россия входит в топ-5 самых быстрорастущих рынков 2019 года.
Прогноз роста в 2019 году
35%
Размер рынка, млрддолл
Мексика Индия Филипины Китай Россия* Малайзия Канада Индонезия Аргентина Южная Корея
| 32% |31%
9,0 32,0 1,0
27% 738,0
23% 30,6
22% 3,7
21 % 25,4
18,8
19% 18% 3,4 65,5
Рис. 5 - Самые быстрорастущие рынки в 2019 году
IXМеждународная научно-практическая конференция Из рисунка 5 видно, что Россия уступает Мексике, Индии, Филиппинам и
Китаю, занимая при этом 4 место существующему размеру рынка в 30,6 млрд.
долл. на 2019 год. Китай является лидером-гигантом с состоянием в 738,0 млрд.
долл. Это обусловлено тем, что население страны составляет 1,379 млрд. чел, у
70 % жителей есть смартфоны, интернетом пользуются 55% населения и около
500 млн. чел. Совершают мобильные интернет-сделки.
Рис. 6 - Составляющие роста рынка интернет-торговли
По данным таблицы заметен рост онлайн-продаж, полученный от увеличения количества поступающих заказов, однако при этом наблюдается падение средней цены чека. Вывод: покупатели предпочитают более дешевые товары или товары по скидкам.
Несмотря на падение среднего чека, специалисты предвещают незаметное снижение онлайн-заказов и продаж. Электронная коммерция показывает нам неизменный рост по всему миру и об этом говорят данные 2019 года. Аналитические данные позволяют сделать вывод, что потребители акцентируют свое внимание на лишь на стоимости товара [2, с. 142].
Интернет-рынок - настоящее и будущее экономики, поскольку определенный ряд преимуществ:
«Инновационные аспекты развития науки и техники» возможность выбрать и купить товар в любой точке мира, в любое время
дня и ночи не покидая дом, при наличии интернет-доступа;
практичность в сравнении ценовых и технических характеристик
выбранных товаров;
обширность ассортимента продукции;
возможность доставки практически в любую точку мира;
ясность проводимых операций, как противовес теневой экономике;
альтернативность во всем [3].
К недостаткам стоит отнести мошенничество со стороны продавца (не стоит пользоваться недостоверными ресурсами), возможное несоответствие товара с картинки и товара при получении. Трудности производителя в следующем: возможность сравнить характеристики и выбрать более подходящий товар (конкуренция); недочеты системы, как задержка оплаты.
Магазин Онпайн-продажи, 201В, млн руб. Рост в 2018 к 2017, % Заказы, 2018, тыс. Рост в 2018 к 2017,% Средний чек, 2018, руб. Рост в 2018 к 2017.%
WNdbemes.ru 111 200 74% 72 500 82% 1 530 -4%
Citilink.ru 73 200 33% 7 670 32% 9 540 1%
Mvideo.ru 52 800 46% 4 590 30% 11 500 12%
Ozon.ru 41 770 73% 15 550 85% 2 690 -6%
DNS-shop.ru 38 BIO 83% 5 240 78% 7410 2%
Lamada.ru 29 030 14% 8 720 14% 3 330 0%
Eldorado.ru 24 500 8% 3 250 -21% 7 540 37%
Svyaznoy.ru 19 720 26% 1 690 14% 11 670 11%
Technopoinl.ru 19 080 8% 3 000 5% 6 360 3%
Petrovich.ru 18 000 38% 1 350 32% 13 330 5%
Рис. 7 - Лидеры Российской интернет-торговли по итогам 2018 года
Подводя итог из вышесказанного, можно сделать вывод, что отрасль интернет-продаж на рынке является очень перспективной. Каждый день онлайн-торговля набирает обороты, поднимаясь на новый уровень, создавая новые возможности для клиентов и продавцов. Растет популярность онлайн маркета, следовательно растет и спрос, что ведет к появлению новых потребителей. Для нашей страны открыты все возможности интернет-торговли. С хорошо продуманной организацией бизнеса, с учетом опыта зарубежных конкурентов и
IXМеждународная научно-практическая конференция всех проблемных моментов, таких как широкий ассортимент, способ выбора
доставки, конкурентоспособные цены, Россия сможет не только конкурировать
на интернет-пространстве, но находиться в списке лидеров.
Библиографический список:
1. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг : учебник / М.В. Акулич. - Москва : Дашков и К°, 2020. - 352 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров).
2. Синяева, И.М. Маркетинг услуг : учебник / И.М. Синяева, В.В. Синяев, О.Н. Романенкова ; под ред. Л.П. Дашкова ; Финансовый университет при Правительстве РФ. - 3-е изд., стер. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 252 с.
3. Каталог лидеров онлайн торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //a-cto.narod.ru/catalog/shops.html
4. DataInsight [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://da tainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf