Крамаренко Л.В.
Электронные технологии в государственном управлении социальной сферой Украины (на примере г. Ялта)
На современном этапе развития человечества очевидна социальная направленность политики развитых государств мира. В условиях продолжающегося мирового экономического кризиса вопросы социального обеспечения незащищенных категорий населения становятся наиболее острыми для мирового сообщества, в том числе и для Украины. На наш взгляд, в Украине многодетные семьи находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в особой поддержке со стороны государства.
Как свидетельствует опыт многих социально ориентированных европейских стран существование взвешенной системы социальной защиты приводит не только к общему благополучию, но и содействует динамическому развитию экономики, а также стабилизации социальной и политической ситуации в стране. Именно социальная составляющая любого государства должна стать локомотивом в преодолении существующих экономических и политических трудностей.
В соответствии со ст. 13 Конституции Украины, государство обеспечивает социальную направленность экономики1. Удовлетворение общечеловеческих потребностей граждан — наивысшая ценность социально направленной политики государства. Вместе с тем для реального воплощения задекларированных норм, при условии ограниченности финансовых ресурсов, необходим новый подход, который поможет обеспечить социальную справедливость.
В последнее время во всем мире стремительно развиваются компьютерные технологии. Процессы электронного взаимодействия наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности общества, а особого значения такие процессы приобретают в сфере государственного управления.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № 55/2 от 8 сентября 2000 года была утверждена Декларация тысячелетия, в которой страны-участницы взяли на себя обязательства по утверждению принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. В этой связи у стран-участниц есть твердое намерение создать как на национальном, так и на глобальном уровнях условия, благоприятствующие развитию и ликвидации нищеты; принять меры к
1 Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1998 року. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80 (14.06.2013).
тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Декларации министров на сессии ЭКОСОС 2000 года2.
Согласно Закону Украины «Об Основных мероприятиях развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы», основной стратегической целью развития информационного общества является использование информационнокоммуникативных технологий для усовершенствования государственного управления, отношений между государством и гражданами, становление электронных форм взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами3.
Актуальность темы исследования состоит в необходимости реформирования украинской системы государственного управления социальной сферы и ее соответствия вызовам и требованиям современного общества.
Отдельные теоретические и практические вопросы информационных систем в государственном управлении сформулированы в работах: М. Барбера, Г.А. Титоренко, Г.Е. Ковальского, М.А. Сендзюка, К. Янга и других исследователей.
Однако следует отметить, что чрезвычайно мало исследований, отображающих внедрение современных технологий социального обеспечения многодетных семей в контексте государственного управления.
Цель данной статьи — теоретическое изучение и внедрение новых электронных технологий, как одного из элементов усовершенствования системы государственного управления социальной сферой в Украине.
На современное общество особое влияние имеют компьютерные технологии, при помощи которых формируется новое, глобальное восприятие социальноэкономических, политических, культурных составляющих развития мира. Важнейшим фактором общественного развития выступает широкое использование новых технологий для получения, обработки и обмена информации. Во всем мире, в том числе и в Украине, наблюдаются процессы глобальной интеграции. Общество на таком этапе развития по праву можно назвать информационным.
2 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией № 55/2 Генеральной Ассамблеи от 08 сентября 2000 года. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995 621 (14.06.2013).
3 Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007-2015 роки: Закон України від 09 січня 2001 року № 537-У. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16 (14.06.2013).
По мнению ведущих ученых, информационное общество — это концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества: повышение роли информации и знаний в жизни общества; рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах4.
В обществе, имеющем информационный вектор развития, использование цифровых технологий во всех сферах жизни имеет решающее значение. При таких условиях государственное управление как базовое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь людей в первую очередь нуждается в соответствующих преобразованиях. Внедрение электронных технологий и постоянное их усовершенствование в системе государственного управления любого государства должно стать стратегической задачей. В настоящее время эффективность государственного управления любой сферой жизнедеятельности напрямую зависит от уровня развития информационно-коммуникативных систем в предоставлении государственных услуг.
Поэтому необходимо обеспечивать тесное информационное взаимодействие государственных органов между собой, с гражданами и юридическими лицами на основе современных информационных технологий. В Украине, как и во многих странах мира, проведена значительная нормативно-правовая, научная и практическая работа по внедрению цифровых технологий в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов.
М.А. Сендзюк информационные системы в государственном управлении рассматривает как человеко-машинные системы с автоматизированной технологией сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи информации в виде данных и знаний, необходимых в государственном управлении5.
Основополагающей информационной системой в государственном управлении можно назвать электронное правительство. А.И. Семенченко считает его системой взаимодействия органов государственной власти с населением, базирующейся на
4 Енциклопедичний словник з державного управління / уклад.: Ю.П. Сурмін, В.Д. Бакуменко, А.М. Михненко та ін.; за ред. Ю.В. Ковбасюка, В.П. Трощинського, Ю.П. Сурміна. Київ, 2010. C. 296-297.
5 СендзюкМ.А. Інформаційні системи в державному управлінні: навчальний посібник. Київ, 2004. C. 50.
широком применении информационных технологий, в том числе интернета, с целью повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их предоставления, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, обусловленного их получением6.
Исходя из того, каким образом осуществляется взаимодействие субъектов, выделяют следующие направления:
• В2С (business-to-consumer) — предусматривает предоставление компаниями товаров и услуг конечным потребителям. Яркий пример реализации этого направления — электронные магазины в интернете;
• В2В (business-to-business) — продажа товаров и услуг через интернет между компаниями. Примером являются различные товарные биржи, торговые площадки в интернете. Менее известны направления электронной коммерции, реализуемые с участием государственных органов и учреждений;
• G2G (government-to-government) — автоматизация отношений и
документооборота между государственными ведомствами. Для взаимодействия и информационного обмена между ведомствами необходимо использование общенациональных стандартов7;
• B2G (business-to-government) — предоставление коммерческими компаниями товаров и услуг государственным учреждениям. Это направление реализуется в последнее время в использовании правительствами развитых стран интернета для проведения закупок (от публикации объявлений до публикации результатов сделок);
• G2B (government-to-business) — предоставление услуг государственными органами бизнес-организациям и включает: автоматизацию расчетов по налогам, сертификацию, предоставление информации по вопросам законодательства и права и т. д.;
• G2C (government-to-consumer) — предоставление правительственными учреждениями услуг конечным потребителям через интернет. Особенностью такого направления электронной коммерции является то, что оплата услуг правительственных учреждений мы осуществляем вперед (уплаты налогов)8;
6 Науковий вісник Академії муніципального управління. Серія «Управління». Випуск 4(10)/2009: збірник наукових праць / за заг. ред. В.К. Присяжнюка, В.Д. Бакуменка. Київ, 2009. С. 36.
7 СендзюкМ.А. Op. cit. С. 70.
8 Ibid. С. 71.
• C2G (consumer-to-government) — предусматривает предоставление
гражданами услуг государству. Примерами могут служить: электронное голосование; опрос общественного мнения и т. д.9
На сегодняшний день направление взаимодействия G2C наименее развито, но имеет высокий потенциал, особенно в сфере социальной защиты. Можно согласиться с мнением Г.Е. Ковальского, что расширения требует работа информационноконсультативной помощи многодетным семьям10.
Отметим, что в международном журнале International Journal of Public Administration обращалось внимание на то, что для «продвижения «электронного правительства» особенно важными являются политические и социальные права, наличие ресурсов, поддержка со стороны высших административных органов, стратегическое планирование и сотрудничество»11.
На наш взгляд, наиболее актуальным является внедрение современных информационных технологий в управленческую деятельность органов местного самоуправления. Именно система муниципальных органов управления требует эффективного функционирования и дальнейшего развития.
Основываясь на выводах Г.А. Титаренко по обусловленности перехода на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении12, рассмотрим реализацию внедрения современных технологий в систему социальной защиты многодетных семей на примере города Ялты.
Во исполнение «Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы» мы предлагаем усовершенствовать работу исполнительного комитета Ялтинского городского совета через предоставление комплекса информационных и юридических социальных услуг и систематизацию информации (создание баз данных социально незащищенных категорий населения) с привлечением современных технологий.
Так, на 7-й сессии VI созыва Ялтинского городского совета было принято решение № 1 от 30 марта 2011 года «Об утверждении Программы экономического и
9 Ibid. С. 72.
10 Ковальський Г.Є. Щодо проблем визначення категорії «багатодітні сім’ї» у соціальній сфері. URL: http://www.niss.gov.ua/Monitor/ianuar2009/14.htm (14.06.2013).
11 Yang К., Rho S.-Y. E-Government for Better Performance: Promises, Realities, and Challenges // International Journal of Public Administration. 2007. Vol. 30. Issue 11, Sept.
12 Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: учеб. пособие. М., 2003. С. 397.
социального развития Большой Ялты на 2011 год» (далее — Программа на 2011 год)13, а на 14-й сессии того же созыва — решение № 1 от 23 ноября 2011 года «Об утверждении Программы экономического и социального развития Большой Ялты на 2012 год» (далее — Программа на 2012 год)14.
Исходя из приоритетов в социальной политике г. Ялты определена архитектоника Программы на 2011 год и Программы на 2012 год, учитывающая комплекс мер для решения острых социальных проблем горожан. Реализация указанных программ призвано улучшить социально-экономическую ситуацию и повысить благосостояние населения региона. Одной из задач программ является поддержка социально незащищенных категорий семей (к которым относятся многодетные семьи) посредством создания электронно-консультационных терминалов (ЭКТ) по предоставлению социальных услуг15. Очевидно, что целью введения таких ЭКТ является оптимизация работы исполнительного комитета Ялтинского городского совета и увеличение количества получателей (социально незащищенных) профессиональных социальных услуг.
Действительно, крайне важно применение автоматизированных систем (терминалов) и разработка соответствующего программного обеспечения с предоставлением социальных услуг. С помощью ЭКТ любой человек сможет оперативно и достоверно получить консультативные услуги информативного или юридического характера.
Данное устройство относится к аппаратно-программным комплексам, обеспечивающим предоставление услуг населению. Для ЭКТ характерна высокая степень автономности, контроль работы которого, можно осуществлять через интернет.
Наиболее близким к данному устройству по совокупности признаков являются платежные терминалы, основным функциональным назначением которых являются операции с финансовыми ресурсами.
Задача, на решение которой направлен ЭКТ, заключается в оперативном и качественном предоставлении государственных услуг информационного и
13 Решение Ялтинского городского совета от 30 марта 2011 года № 1 «Об утверждении Программы экономического и социального развития Большой Ялты на 2011 год». URL: http://www.yalta-gs.gov.ua/normativakti/reshgorsov/1250--30-2011- (14.06.2013).
14 Решение Ялтинского городского совета от 23 ноября 2011 года № 1 «Об утверждении Программы
экономического и социального развития Большой Ялты на 2012 год». URL: http://yalta-
gs.gov.ua/normativakti/reshgorsov/-2011/-14/3323--1-q-2012-q (14.06.2013)..
15 Решение Ялтинского городского совета от 30 марта 2011 года № 1; Решение Ялтинского городского совета от 23 ноября 2011 года № 1.
юридического характера социально незащищенным категориям населения, с использованием технических средств.
Для решения обозначенной задачи необходимо разработать программное обеспечение по предоставлению информационных и юридических услуг. С помощью экранного меню ЭКТ пользователь выбирает услугу, которую он хотел бы получить, отмечая раздел по направлению (область) вопроса. В случае потребности в получении государственной информационной услуги пользователь указывает свой социальный правовой статус, отвечая на вопросы, отображенные на сенсорном экране монитора терминала.
Таким образом, даже не зная достоверно своего социального правового статуса, клиент вводит информацию, с помощью которой ЭКТ определяет этот статус самостоятельно (является ли клиент членом многодетной, малообеспеченной, опекунской семьи и т. д.). Далее, исходя из «социального» правового статуса, следуя инструкциям, выведенным на экране, клиент получает комплексную информационную услугу с ссылками на действующее законодательство Украины о своих правах и обязанностях, а также перечень государственных учреждений и организаций, в которых можно реализовать государственные социальные гарантии.
Практическая реализация прав, задекларированных в Конституции и других нормативно-правовых актах Украины, нуждается в определенных гарантиях со стороны государства. Одной из таких действенных гарантий является возможность обращения за защитой своих прав в справедливый и независимый суд.
Однако при обращении в суд необходимо обоснование своей правовой позиции по тем или иным вопросам. Для решения вопроса по существу гражданин нуждается в юридическом консультировании.
Государственную юридическую услугу клиент может получить таким же способом, как и информационную. Но с учетом специфики юридической услуги пользователю необходимо ответить на комплекс вопросов с указанием конкретных реквизитов, имеющихся документов, что в результате позволит ЭКТ составить юридически обоснованное исковое заявление и (или) жалобу в суд любой инстанции. Так, отвечая по порядку на определенные вопросы, отображенные на сенсорном экране терминала, можно сформировать все необходимые элементы структуры искового заявления и (или) жалобы.
Следует отметить, что после обработки данных устройство распечатывает и выдает пользователю отчет об оказании информационной или юридической государственной услуги на бумажном носителе.
Предоставление этих услуг может быть платным или бесплатным (для социально незащищенных категорий). С помощью предложенной системы у большого круга людей появляется возможность бесплатно получить юридические и информационные услуги, а также будет создана единая база данных социально незащищенных категорий населения для всех государственных субъектов социальной работы.
Итак, можно сделать вывод, что в Ялте, как и в Украине в целом, уделяется особое внимание развитию информационных технологий. Исходя из требований современного развития мира, дальнейшее усовершенствование компьютерных технологий в государственном управлении является важнейшим элементом развития нашего общества и всего государства.
В г. Ялте сделаны реальные шаги для внедрения и использования новых компьютерных технологий, помогающих оптимизировать не только работу органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и затраты на оказание государственных социальных услуг.
Однако основной проблемой в вопросе усовершенствования электронных технологий государственного управления является недостаточное финансирование этой важной составляющей развития государства, которая поможет эффективно разрешить сложнейшие вопросы социальной сферы.
Актуальным направлением исследования в развитии электронных технологий является внедрение и усовершенствование электронно-консультационных терминалов.
Список литературы:
1. Barber B. Three Scenarios for the Future of Technology and Strong Democracy // Political Science Quarterly. Winter 1998-1999. Vol. 113. No 4.
2. Yang К., Rho S.-Y. E-Government for Better Performance: Promises, Realities, and Challenges // International Journal of Public Administration. 2007. Vol. 30. Issue 11, Sept.
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией №55/2 Генеральной Ассамблеи от 08 сентября 2000 года. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995 621 (14.06.2013).
4. Енциклопедичний словник з державного управління / уклад. : Ю.П. Сурмін, В.Д. Бакуменко, А.М. Михненко та ін.; за ред. Ю.В. Ковбасюка, В.П. Трощинського, Ю.П. Сурміна. Київ, 2010.
5. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1998 року. иКЬ: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/ show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D 1%80
(14.06.2013).
6. Науковий вісник Академії муніципального управління. Серія «Управління». Випуск 4(10)/2009: збірник наукових праць / за заг. ред. В.К. Присяжнюка, В.Д. Бакуменка. Київ, 2009.
7. Решение Ялтинского городского совета от 30 марта 2011 года № 1 «Об утверждении Программы экономического и социального развития Большой Ялты на
2011 год». иКЬ: http://www.yalta-gs.gov.ua/normativakti/reshgorsov/1250--30-2011-
(14.06.2013).
8. Решение Ялтинского городского совета от 23 ноября 2011 года № 1 «Об утверждении Программы экономического и социального развития Большой Ялты на
2012 год». иКЬ: http://yalta-gs.gov.ua/normativakti/reshgorsov/-2011/-14/3323--1-q-2012-q
(14.06.2013).
9. Закон України від 09 січня 2001 року № 537-У «Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007-2015 роки». иКЬ: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16 (14.06.2013).
10. Сендзюк М.А. Інформаційні системи в державному управлінні: навчальний посібник. Київ, 2004.
11. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: учеб. пособие. М., 2003.
12. Ковальський Г.Є. Щодо проблем визначення категорії «багатодітні сім’ї» у соціальній сфері. иКЬ: http://www.niss.gov.ua/Monitor/januar2009/14.htm (14.06.2013).