УДК 621.38
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
© Ангелина Владимировна СТЯБЛИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, документовед управления стратегического планирования, соискатель,
e-mail: Angelina [email protected]
Бурное развитие Всемирной паутины и технологии мультимедиа являются в настоящее время самыми актуальными и образуют базовые технологии для создания цифровых информационных коллекций, и это предопределяет техническую инфраструктуру библиотек будущего. В статье рассматриваются современные электронные технологии, которые применяются при создании информационных ресурсов, таких как электронные документы, электронные библиотеки, базы данных (БД), электронные коллекции, которые находятся как в локальном доступе, так и в сети Интернет.
Ключевые слова: электронные технологии; информационная среда; электронный документ; электронная библиотека; база данных; электронная коллекция; электронное издание.
Сегодня процесс информатизации общества приобрел общепланетарный характер. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. формируется информационное общество, являющееся следующей ступенькой эволюционного развития человечества [1].
Одной из основных характеристик информационного общества является процесс информатизации - активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Новые технологии и техника играют важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между членами общества. Под воздействием этих технологий произошли значительные изменения в том, как мы учимся, работаем, развлекаемся, общаемся с миром [2].
В конце XX в. развитые страны, пройдя этап постиндустриального развития, вступили в эпоху информационного общества. Информационное общество характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Научно-технический прогресс и развитие новых информационно-коммуникационных технологий неизбежно отражаются на эволюции научных коммуникаций, предоставляя современные формы и методы научного
взаимодействия в новой информационной среде - электронной [3].
Информационная среда определяется
как:
1) сфера деятельности субъектов, связанная с созданием и потреблением информации;
2) совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации [4];
3) также к термину «информационная среда» можно применить подход, аналогичный определению среды физической, и определять информационную среду как совокупность содержаний документов, средств коммуникации и информационных каналов.
Развитие компьютерных сетей и цифровых технологий позволило качественно изменить традиционные средства научных коммуникаций, реализовать новые технологии информационного взаимодействия в электронной среде [3].
Электронные технологии применяются при создании информационных ресурсов, таких как электронные документы, электронные библиотеки, базы данных (БД), электронные коллекции, которые находятся как в локальном доступе, так и в сети Интернет.
На современном этапе становления информационного общества в условиях развития информационно-коммуникационных
технологий появились новые средства научных коммуникаций, которые развиваются в
электронной среде. Прежде всего, это средства глобальной компьютерной сети - Интернет. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения [3].
Интернет влияет на социальный статус и положение людей, служит источником пополнения знаний и организации досуга [5].
Научная общественность в качестве нового технологического средства получила глобальную сеть Интернет, которая позволяет максимально эффективно, оперативно и квалифицировано распространять научную информацию, обеспечивая информационные потребности различных категорий (или целевых групп) потребителей.
Технологии интернета обеспечивают совершенно новый уровень общения. В Сети каждый может получить электронный доступ к диссертационным исследованиям, научным монографиям, периодическим изданиям, уникальным коллекциям, архивным документам, повысить уровень образования или квалификации, воспользовавшись средствами дистанционного обучения.
Новыми формами научных коммуникаций в Интернет стали веб-серфинг, электронная почта, телеконференции. Интеграция компьютерных технологий с телевидением и традиционными средствами коммуникации предоставляют новые возможности концентрации и распределения информации; развиваются технологии автоматизированного сбора, регистрации, рассылки сообщений, доставки информации. Современный этап развития электронной среды характеризуется интеллектуализацией информационных технологий [3].
Появление и широкое распространение электронных документов (ЭД) привели к тому, что они стали неотъемлемой частью информационных ресурсов. Сегодня рынок электронной информационной продукции,
быстро развиваясь, охватил все сферы общества: научную, общественную, социальноэкономическую и др.
Под ЭД в настоящее время подразумевается упорядоченная информация, существующая в электронной среде. ЭД разделяют на локальные и сетевые. Локальными являются те документы, где информация зафиксирована на материальном носителе (дискете, СБ-ЯОМ, БУБ-ЯОМ и т. д.). Сетевые ЭД обозначают любые сетевые информационные ресурсы (т. е. онлайновые журналы, библиографические БД, веб-страницы, книготорговые каталоги).
Набирающая темпы и размах информационная революция вызывает и предполагает все более широкое применение новых информационных технологий в образовании. Новые информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения [1].
Компьютер, вместе с использованными в нем информационными ресурсами, должен выступать не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывать принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информационной культуры личности. Эта культура становится неотъемлемой частью общей культуры человека, и в этом проявляется новый виток развития цивилизации. С другой стороны, прогрессирующие информатизация и технологизация общества не должны привести к технократизму, дисбалансу, дисгармонии в жизни, как человека, так и общества в целом [1]. Под воздействием новых технологий изменяется инфраструктура научных коммуникаций, возникают новые модели научного взаимодействия [3].
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появляется новый класс информационных систем - электронные библиотеки (ЭБ). Цифровые форматы открыли широкие технологические воз-
можности, как для отображения результатов научной деятельности, так и для обмена профессиональной информацией, что позволяет использовать для этих целей такие современные информационные системы как ЭБ [3].
Электронная библиотека - это информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети [6, с. 179-182].
Основная задача ЭБ - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов) различной информации с сохранением ее свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей [6, с. 179-182].
Эффективная навигация в ЭБ понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всем доступном информационном пространстве [6, с. 179-182].
Формирование ЭБ заключается в объединении 3 технологических компонентов [3]:
1) информационных технологий создания электронных ресурсов;
2) технологий доступа к электронным ресурсам;
3) технологий информационного взаимодействия при создании и использовании электронных ресурсов.
Можно утверждать, что ЭБ как нельзя лучше подходят для обеспечения современных научных информационных коммуникаций в электронном пространстве. ЭБ развиваются как сетевые информационные системы, в которых накапливаются и структурируются большие информационные массивы. Инструментальные средства этих систем обеспечивают сетевое использование электронных информационных ресурсов и реализацию комплексов разнообразных сетевых информационных услуг [6, с. 179-182].
Необходимо охарактеризовать такую группу информационных систем, как электронные издания (ЭИ). Электронное издание -
это электронный документ (группа документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [6, с. 179-182].
Основное назначение информационной системы ЭИ - максимально точное воспроизведение исходной информации и предоставление пользователю средств решения определенного набора функциональных задач.
ЭИ являются тиражируемыми продуктами и могут распространяться на любых носителях (компактных оптических дисках, магнитных дискетах и т. п.) или через телекоммуникационные сети.
Основным различием между ЭИ и ЭБ является то, что ЭИ выпускается как законченный продукт, а в ЭБ должны быть предусмотрены возможности ввода или удаления информационных объектов, их интеграции, реструктуризации и другие подобные операции [6, с. 179-182].
Итак, научные ЭБ стали новым средством распространения информации в электронной среде, их можно рассматривать как совокупность средств научных коммуникаций и результатов научной деятельности.
В начале ХХ1 в. возникло новое научное направление информационного развития -стратегия открытого доступа к результатам научных исследований. Открытый доступ -это бесплатный доступ читателей к онлайновым научным материалам, с правом использовать их с любой законной целью (читать, загружать, копировать, печатать, искать, ссылаться на них, индексировать и т. д.) без финансовых, юридических или технических препятствий [3].
В России деятельность по созданию ЭБ также приобрела значительные масштабы. В российском сегменте Интернета представлено до полутора тысяч сайтов, именующих себя ЭБ. Значительно большее количество электронных коллекций создано и используется в корпоративных сетях различных учреждений, прежде всего в области науки, культуры и образования, а также в разных коммерческих организациях, например, издательствах, СМИ, Интернет-магазинах. Можно перечислить несколько крупнейших российских ЭБ и коллекций [7, с. 5-9]:
- информационное агентство «Интег-рум-техно» - до 300 млн документов, в ос-
новном статей и других материалов СМИ и других открытых источников;
- федеральный институт промышленной собственности - свыше 30 млн полных текстов патентных документов (сетевых или на переносимых носителях);
- научная электронная библиотека -свыше 5 млн документов, в основном статей из зарубежных журналов;
- российская государственная библиотека - свыше 100 тыс. диссертаций, 50 тыс. книг;
- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» -до 100 тыс. произведений и свыше 300 тыс. других документов [7, с. 5-6].
Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий в электронной среде неизбежно связано с развитием ЭБ как новых инструментальных средств научных коммуникаций [3].
Электронные библиотеки представляют собой перспективные формы сложных распределенных информационных систем и рассматриваются как основа создания глобального распределенного хранилища знания.
На данном этапе развитие Интернет в России достигло глобальных размеров. Важным фактором, влияющим на востребованность электронных услуг, является доступность для населения и бизнеса Интернета и других интерактивных технологий.
Особое значение имеет реализация различных целевых программ: Программа
ЮНЕСКО «Информация для всех» [8], Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [9, с. 24-27], которые направлены на формирование информационной политики, ориентированной на человека, развитие его потенциала, навыков и умений.
Внимания заслуживает такой факт: в настоящее время в развитых странах мира выборы, как на государственном, так и на местном уровне, проходят с использованием компьютерных систем. Возможности электронных технологий привели к необходимости создания электронного правительства в виде системы интерактивного взаимодействия государства и его граждан через Интернет [10, с. 1-10].
Деятельность по созданию «электронного правительства» в России и реализация электронных правительственных сервисов
обычно связываются с реализацией ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [9, с. 24-27]. Но на данный момент БД федеральных ведомств на 95 % остаются закрытыми не только для граждан и бизнеса, но и для заинтересованных лиц [10, с. 1-10].
Распространение технологий «электронного правительства» в значительной степени зависит от готовности использования интерактивных сервисов населением и бизнесом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием российских регионов [9, с. 24-27].
В начале третьего тысячелетия можно ожидать кардинального изменения роли информационных технологий в информационной среде. Возможно появление быстрой глобальной спутниковой сети Интернет, электронных интернет-книг в виде нынешних карманных компьютеров, создание всемирной интернет-библиотеки, массовое применение интернет-видеотелефонов, создание разговорных переводчиков и компьютеров, полноценно понимающих речь и жесты. Средства индивидуального доступа в Интернете позволяют пользоваться ее услугами в любом месте и в любой обстановке [5]. В связи с этим увеличится объем информации в информационной среде. Согласно агентству IDS, объемы информации, накапливаемой в мире в цифровом виде, за последнее десятилетие увеличивались ежегодно на 60 % и к 2010 г. составят астрономическую цифру -988 экзабайт (1 экзабайт равен 1 тыс. петабайт) [10, с. 2].
1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в личностно-гуманитарной парадигме. URL: http://ito.edu.ru/1999/I/1/111.html. Загл. с экрана.
2. Коряковцева Н.А. Хрестоматия по информационной культуре. М., 2007.
3. Баркова О. В. Формирование электронной библиотеки как направление развития научных коммуникаций. URL: http://www.nbuv. gov.ua/articles/2005/05bovrnk.html. Загл. с экрана.
4. Информатика как наука об информации / под ред. Р.С. Гиляровского. М., 2006.
5. Дьяконов В.П. Новые информационные тех-
нологии образования на пороге третьего тысячелетия. URL ://www.bitpro. ru/ito/1999/I/2/
250.html. Загл. с экрана.
6. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России. М., 2004.
7. Федоров В., Антопольский А. Стратегия развития электронных библиотек России // Информационные ресурсы России. 2007. № 2.
8. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifar.ru/general/index. htm. Загл. с экрана.
9. Чугунов А. Развитие Интернета в России: мониторинг общественного мнения о ходе реа-
лизации ФЦП «Электронная Россия» (20022010) // Информационные ресурсы России. 2007. № 4.
10. Еляков А.Д. Информационный фактор развития общества // Науч. и техн. инфор. 2008. № 2.
Поступила в редакцию 30.08.2011 г.
UDC 3621.38
ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN FORMATION OF INFORMATION ENVIRONMENT
Angelina Vladimirovna STYABLINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Document Specialist of Strategic Planning Department, Competitor, e-mail: Angelina [email protected]
Rapid development of the World Wide Web and technology of multimedia are now the most actual and form base technologies for creation of digital information collections, and it predetermines a technical infrastructure of libraries of the future. In article modern electronic technologies which are applied at creation of information resources, such as electronic documents, electronic libraries, databases (DB), electronic collections which are both in local access, and in network Internet are considered.
Key words: electronic technologies; informative environment; electronic document; electronic library; database; electronic collection; electronic edition.