Научная статья на тему 'Электронные технологии преподавания иностранного языка в вузе'

Электронные технологии преподавания иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВУЗ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА / РЕЖИМ КОНТРОЛЯ / FOREIGN LANGUAGE / UNIVERSITY / ELECTRONIC TECHNOLOGIES / MODULE AND RATING SYSTEM / TRADITIONAL EDUCATION / BLENDED LEARNING / STRUCTURAL SCHEME / FOLLOW-UP MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова В. В.

В статье подчеркивается необходимость применения высокотехнологичных средств в образовательном процессе вуза (в том числе для преподавания иностранного языка), поскольку высокий уровень технической оснащенности один из критериев его конкурентоспособности. Вузовское образование в целом должно идти в ногу со временем и отвечать постоянно растущим запросам современного общества в плане обеспеченности инновационными средствами преподавания. Примером реализации компьютеризации обучения является внедрение модульной и балльно-рейтинговой систем организации учебного процесса, которые делают его более структурированным и прозрачным для обучающихся. Автором рассмотрена концепция смешанного обучения как одного из приоритетных направлений преподавания иностранного языка. Смешанное обучение открывает широкие возможности для привлечения информационно-коммуникационных и мобильных технологий, делая процесс освоения языка более эффективным и увлекательным для обучающихся. Дается общая характеристика данного подхода как сочетания традиционной модели преподавания, базирующейся на аудиторных занятиях, с продвинутыми современными методиками на основе Интернета. Показано, что такая двухкомпонентная модель сейчас часто дополняется третьим компонентом режимом самостоятельного обучения. В статье предлагается цикличная четырехзвенная структурная схема реализации модели смешанного обучения, где выделен режим закрепления и контроля, придающий ей завершенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic technologies in teaching foreign languages in Universities

The article underlines the necessity of high-tech means ’ application in educational process of universities (including teaching foreign languages) because a high level of technical equipment is one of criteria of competitiveness. Universities’ education should be up-to-date and meet growing demands of the modern society concerning equipment of new means of teaching. The realization ’s example of computer technologies’ application is module and rating system of educational process, what makes this process more transparent and structured for students. The author considers the concept of blended learning as one of priority ways of foreign language teaching. The blended learning opens wide opportunities for attraction of information, communication and mobile technologies, making learning language more efficient and exciting for students. The paper gives a characteristic of this approach as a combination of traditional model of teaching, based on class exercises, with the advanced modern methods on the base of the Internet. It is shown that this two-component model is usually added with the third one as an individual study. The article offers a cyclic four-level structure of this model’s realization where the processes of repetition and control modes are fixed, and it provides this model completeness.

Текст научной работы на тему «Электронные технологии преподавания иностранного языка в вузе»

№ 1 (75) ЯНВАРЬ 2017 ^

В.В. Давыдова, доцент, кафедра иностранных языков, Сибирский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия, [email protected]

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ВУЗЕ

В статье подчеркивается необходимость применения высокотехнологичных средств в образовательном процессе вуза (в том числе для преподавания иностранного языка), поскольку высокий уровень технической оснащенности - один из критериев его конкурентоспособности. Вузовское образование в целом должно идти в ногу со временем и отвечать постоянно растущим запросам современного общества в плане обеспеченности инновационными средствами преподавания. Примером реализации компьютеризации обучения является внедрение модульной и балльно-рейтинговой систем организации учебного процесса, которые делают его более структурированным и прозрачным для обучающихся. Автором рассмотрена концепция смешанного обучения как одного из приоритетных направлений преподавания иностранного языка. Смешанное обучение открывает широкие возможности для привлечения информационно-коммуникационных и мобильных технологий, делая процесс освоения языка более эффективным и увлекательным для обучающихся. Дается общая характеристика данного подхода как сочетания традиционной модели преподавания, базирующейся на аудиторных занятиях, с продвинутыми современными методиками на основе Интернета. Показано, что такая двухкомпонентная модель сейчас часто дополняется третьим компонентом - режимом самостоятельного обучения. В статье предлагается цикличная четырехзвенная структурная схема реализации модели смешанного обучения, где выделен режим закрепления и контроля, придающий ей завершенность.

Ключевые слова: иностранный язык, вуз, электронные технологии, модульная система, балльно-рейтинговая система, традиционное обучение, смешанное обучение, структурная схема, режим контроля.

Научно-техническое развитие современного общества, стремительные темпы изменений, происходящих в производственной, социальной и других сферах, побуждают вузы искать новые эффективные методы, технологии и виды учебной деятельности, которые были бы адекватны современным тенденциям. От того, насколько вуз готов соответствовать изменениям, как, впрочем, и ожиданиям своих студентов, сейчас зависит его выживание на рынке образовательных услуг, который сегодня становится все более конкурентным. Можно сколь угодно

долго дискутировать и сожалеть по поводу того, что современные вузы вынуждены оказывать именно платные образовательные услуги, а не предоставлять, как раньше, бесплатное качественное образование, -это не меняет сути требований, которые предъявляются сегодня к образовательному процессу. Этот процесс должен быть не только информативным в своей сущности, но и идти в ногу со временем по своей технической оснащенности и форме подачи учебного материала. Ведь сегодняшние студенты - это генерация людей, выросших

дискуссия

журнал научных публикаций

в высокотехнологичном мире со всеми его атрибутами - компьютерами, мобильной связью, всевозможными гаджетами и пр.

Вузы ищут новые эффективные способы организации учебного процесса, например, компьютеризация поспособствовала активному внедрению модульного обучения, а также балль-но-рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов. При этом происходит непрерывная комплексная оценка качества учебной работы обучающихся. Данная система - гибкое и эффективное средство, делающее процесс оценивания более прозрачным.

В образовательном контексте применение современных технологий стало нормой, оно открывает широкие перспективы для организации учебного процесса, в том числе изучения иностранного языка в вузе. Работа с материалами традиционного учебника сочетается с использованием онлайн-ресурсов, однако безвозвратно уходят в прошлое времена, когда книга была единственным учебным пособием. Еще до появления информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по иностранному языку использовались технические средства, которые в определенный период времени были актуальны: лингафонные кабинеты, оборудование для работы с аудио- и видеоматериалами. Но сейчас преподаватели озабочены вопросом, как разнообразить учебный процесс, по возможности используя новые технические средства, успешно применяя наряду с традиционными магнитофонами и CD-плейерами целый арсенал высокотехнологичных средств обучения. Внедряются мобильные технологии, виртуальное BD-окружение, инструменты Web 2.0 и пр.

С появлением Интернета возможности преподавателей существенно расширились - они получили доступ к аутентичным иноязычным текстам, общению в режиме онлайн с носителями языка, использова-

нию обучающих программ на иностранном языке и многое другое. Например, сейчас широко используется разнообразные методики с применением программы видеосвязи «Skype» как инструмента общения в реальном времени, когда появляется возможность «пригласить гостей» - носителей языка - в класс. На этом принципе основан тан-демный метод изучения языка (tandem language learning): носитель языка проводит по скайпу индивидуальные или групповые занятия со студентами. Таким образом, обучающиеся могут сделать попытку преодолеть языковой барьер, поговорить в реальном режиме времени со студентами из других стран, попрактиковать язык в аутентичной обстановке. Данная методика особенно ценна в ситуациях, когда сложно привлечь в качестве партнеров по общению «живых» носителей языка. Скайп позволяет проводить видеоконференции, его новая версия предлагает функцию screen sharing - совместное использование экрана несколькими участниками с возможностью демонстрации документов в формате Word, слайд-презентаций и пр. Некоторые преподаватели интегрируют скайп в структурированной форме в свой курс как вариант смешанного обучения.

Таким образом, очевидны преимущества инновационных технологий: они позволяют раздвинуть границы классной комнаты, создать аутентичный контекст, облегчить понимание социокультурных аспектов, эффективно практиковать навыки говорения и аудирования, дать студентам представление о разных вариантах и акцентах изучаемого языка, упростить практику развития навыков чтения и письма. И что очень важно - эта методика предоставляет эффективную обратную связь, а также позволяет оценить знание изучаемого материала и владение языковыми навыками.

Интернет-технологии делают образовательный процесс более демократичным,

Сейчас преподаватели озабочены вопросом, как разнообразить учебный процесс, по возможности используя новые технические

средства, успешно применяя наряду с традиционными магнитофонами и CD-плейерами целый арсенал высокотехнологичных средств обучения. Внедряются мобильные технологии, виртуальное GD-окружение, инструменты Web 2.0 и пр.

№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

открытым, мобильным. В последние годы интенсивно растет поток информации, доступной для преподавателей-практиков, желающих интегрировать в свой курс новые технологии. Как отмечает Г. Моттерэм, вопрос «Надо ли использовать современные технологии в обучении?» повсеместно заменяется вопросом «Как это сделать?»1.

Стремительное развитие цифровых технологий привело к тому, что сегодня процесс обучения протекает не только в аудиториях: он переместился в виртуальную среду. Преподаватели все чаще включают элементы продвинутых методов обучения в свою практику. Тем не менее, все еще мало доступной информации о принципах, которыми следует руководствоваться, сочетая компьютерные технологии с традиционным образованием «лицом к лицу» face-to-face).

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как новая форма работы преподавателей и студентов получило название смешанного обучения. Исследователи образования и методологии характеризуют Blended Learning (или смешанное обучение) как образовательную концепцию, в рамках которой обучающийся получа-

ет знания как очно - с преподавателем, так и самостоятельно - онлайн.

Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии. Данная модель обучения не предполагает радикального отказа от так называемого В&М-образования (Brick and Mortar - «кирпич и раствор»). Это англоязычная идиома, обозначающая нечто устоявшееся и традиционное. В образовательном контексте В&М-образование означает традиционную модель очного обучения. Blended Learning, как в блендере, смешивает традиционное Brick and Mortar Education и eLearning, то есть электронное обучение. Обучающийся посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко используются и так называемые Computer-Mediated Activities, где медиаторами образовательной активности выступают компьютер, онлайн-ре-жим, мобильные девайсы и специальные обучающие программы/платформы/ресурсы.2

Содержание модели смешанного обучения, изначально представленное в общем виде как двухкомпонентное, то есть как сочетание аудиторного обучения (face-to-face) с соответствующим использованием ком-

дискуссия

журнал научных публикаций

Структурная схема модели смешанного обучения

пьютерных технологий, в современной образовательной среде реализуется в уточненном виде и трактуется как имеющее три основных компонента:

— очное обучение (face-to-face/F2F) -традиционный формат аудиторных занятий «преподаватель - студент»;

— самостоятельное обучение (self-study learning) - самостоятельная работа обучающихся по поиску нужных материалов, в том числе в Сети, расширение знаний и отработка навыков;

— онлайн-обучение (online collaborative learning) - работа преподавателей и обучающихся в режиме онлайн, например, с помощью интернет-конференций, скайпа и др.3

Однако следует отметить, что данная модель нуждается в дальнейшей конкретизации, развитии и адаптации к потребностям ее практического применения. Нами предлагается схема, которая показывает, как режимы модели смешанного обучения дополняют друг друга (рисунок).

Режим F2F основной, базируется на учебных пособиях, где дается и первоначально отрабатывается основной программный материал в должной последовательности. Происходят расширение знаний обучающихся и первоначальная тренировка навыков. Задается нужный темп прохождения материала перед тем, как он будет отрабатываться на компьютере и при самостоятельном обучении.

В компьютерном режиме происходит персональная работа, направленная на контроль и расширение знаний, полученных в основном режиме. Здесь возможна работа в режиме онлайн с применением таких инструментов, как чат, форум, скайп, дающих обучающимся и преподавателям возможность общаться и работать вместе. Это очень важно, так как основной целью ставится обучение живому общению, а не общению с компьютером, являющимся лишь высокотехнологичным инструментом. Используются индивидуальные и групповые проекты, которые развивают навыки работы в Интернете, навыки поиска и анализа информации, работы в команде, умения правильно распределять обязанности в ней. Такой инструмент, как виртуальная классная комната, позволяет общаться посредством различных средств интернет-коммуникаций, не находясь физически в классе, что дает обучающимся определенную свободу. Разнообразные элементы смешанного обучения в виде аудио-и видеолекций, вебина-ров, анимаций и симуляций делают этот процесс более доступным и насыщенным.

Режим самостоятельного обучения (self-study) предполагает наличие набора разнотипных заданий, охватывающих лексику, грамматику, аудирование, взятых из различных печатных источников и учебных пособий, а также материалов, загруженных с ELT (English language teaching)

Основной целью ставится обучение живому общению, а не общению с компьютером, являющимся лишь высокотехнологичным инструментом. Используются индивидуальные и групповые проекты,

которые развивают навыки работы в Интернете, навыки поиска и анализа информации, работы в команде, умения правильно распределять обязанности в ней.

№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

веб-сайтов. Можно использовать и сам базовый учебник.

Задания, выполняемые на компьютере и в режиме self-study, таким образом, дополняют программу и дают обучающимся большие возможности для расширения своих знаний и отработки полученных навыков, а также их контроля.

В режиме закрепления и проверки происходят кастомизация знаний, обзор, персонализация изученного материала, его окончательное тестирование и оценка. На этом этапе обучающимся предлагаются финальные контрольные работы и тесты (как печатные, так и онлайн), позволяющие оценить качество усвоения материала. По срокам он совпадает с завершением очередного модуля, когда обучающиеся получают оценки по стобалльной рейтинговой системе. Надо отметить, что дополнение модели смешанного обучения режимом проверки делает ее более законченной и приближенной к реалиям образовательного процесса вуза.

Далее следует переход к начальному основному режиму и начинается изучение следующей темы. В результате наблюдается цикличный подход к преподаванию и изучению языка, что дает обучающимся возможность многократно повторять и практиковать языковой материал, даваемый в режиме face-to-face.

Как видим, из сказанного выше не следует, что компьютерные технологии применяются только на этапе компьютерного режима, который целиком построен на их применении. На самом деле, они пронизывают все этапы обучения. Например, в режиме face-to-face они применяются для введения новой темы, презентаций PowerPoint обучающихся, аудирования, первичной отработки и проверки знаний и навыков и т.д.

Указанное структурирование учебного процесса, разделение его на более или менее четкие этапы облегчает его планирование. Перед преподавателем ставится задача насы-

Перед преподавателем ставится задача насыщения каждого этапа учебно-дидактическими материалами, техническими средствами обучения, и, что крайне важно -необходимо продумать методически грамотную организацию и гармоничное взаимодействие всех компонентов системы смешанного обучения.

щения каждого этапа учебно-дидактическими материалами, техническими средствами обучения, и, что крайне важно - необходимо продумать методически грамотную организа-— цию и гармоничное взаимодействие всех компонентов системы смешанного обучения.

Преимущества смешанного обучения также проявляются в возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся (студент работает с ИКТ в удобное для него время, в удобном месте и такое количество раз, которое необходимо ему) и в возможности контролировать собственные когнитивные процессы. Обучающиеся постоянно взаимодействуют с сокурсниками и с преподавателем, возрастает их собственная ответственность за результаты учебы. Как указывает Ж. С. Аникина, реализуется так называемая учебная автономия, при которой студенты не пассивные и послушные исполнители воли преподавателя, готовые принимать все условия заданной модели обучения, а равноправные партнеры, имеющие право выбора индивидуальной направленности своего обучения4. Соблюдаются и требования коммуникативного подхода, лежащего в основе современных методов преподавания иностранных языков.

В частности, Н.А. Козьмина и Л.В. Гу-реева, характеризуя коммуникативный подход, предполагают такую организацию учебного процесса, при которой все используемые методы и приемы должны преломляться через личность студента, его потребности, мотивацию и способности. Так реализуется личностно-ориентированный (student-centred) принцип обучения, при котором центральной фигурой становится обучаемый как субъект и активный участник речевой и учебной деятельности5.

Безусловно, внедрение смешанного обучения предъявляет особые требования к преподавателю, прежде всего в смысле его готовности постоянно повышать свой профессиональный уровень и кругозор,

дискуссия

журнал научных публикаций

он должен быть открыт новшествам, активно осваивать компьютерные технологии, без которых сейчас уже нельзя осуществлять обучение. Как отмечает Е.Н. Соловова, роль преподавателя значительно расширяется -он не просто транслятор знаний, а стратег, консультант, эксперт и партнер по общению, особенно межкультурному6.

Однако, не умаляя достоинств концепции смешанного обучения, следует сказать, что нельзя превращать ее в самоцель. В ближайшем будущем высокотехнологичные методы обучения вряд ли заменят живое общение. Необходимо использовать то, что лучше работает. Иногда материал учебника и сама работа в классе есть оптимальный выбор. Некоторые виды работы при изучении языка возможны лишь в режиме /асе-Ю-/асе\ например, это постановка правильного произношения, постоянная коррекция лексических и грамматических навыков, отработка умений презентации, которыми можно овладеть, только общаясь с преподавателем и сверстниками. Для обучающихся важна реализация их социальной интерактивности, ведь в конечном счете, люди прежде всего стремятся взаимодействовать с людьми, а не с компьютером.

В действительности модель смешанного обучения не отвергает того полезного, что есть в традиционной модели, а скорее совершенствует ее возможности. Она формирует у обучающихся навыки и умения работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять результат с использованием современных технологий, в результате чего происходит формирование необходимых речевых и социокультурных компетенций. Создаваемые сейчас мультимедийные системы электронного обучения (е-1еагпт£) дают возможность обучающимся и преподавателям эффективно двигаться вперед к познавательной цели.

Таким образом, учебный процесс в современном вузе, охватывающий очную, заочную и дистанционную формы обучения, выходит далеко за рамки традиционного образования, долгое время подразумевавшего только аудиторные занятия, и представляет собой специализированную информационную об-

разовательную среду, в которую хорошо вписывается, в частности, модель смешанного обучения. Данная модель представляет собой перспективное направление в преподавании иностранного языка и может постоянно совершенствоваться на практике за счет более детальной проработки своей структуры и содержания своих компонентов. Она открывает широкие возможности для внедрения в учебный процесс самых современных высокотехнологичных средств обучения. Интенсивное использование электронных образовательных ресурсов согласуется с требованиями новых образовательных стандартов и общей концепцией модернизации современного образования, в основе которой лежит задача формирования необходимых компетенций будущих специалистов, -'jjjj

Литература

1. Motteram G. Innovations in learning technologies for English language teaching. British Council, 2013. P. 23.

2. Подберезкина А. Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов [Электронный ресурс]. URL: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (дата обращения: 27.12.2016).

3. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. Иваново. 2010. Т. 1, № 2. C. 141-144.

4. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2011. № 344. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/uchebnaya-avtonomiya-kak-neotemlemyy-komponent-protsessa-obucheniya-inostrannomu-ya-zyku-v-xxi-v (дата обращения: 25.12.2016).

5. Козьмина Н.А., Гуреева Л.В. Реализация лич-ностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международ. науч. конф. Уфа, 2013. C. 158-160.

6. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: ин-тегративно-рефлексивный подход: моногр. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. C. 55-56.

№ 1 (75) flHBAPb 2017 ££2SS£ÍÍ2 %

ELECTRONIC TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN UNIVERSITIES

V.V. Davydova, Docent, The department of foreign languages.

Siberian Institute of Management (branch), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russia, [email protected]

The article underlines the necessity of high-tech means' application in educational process of universities (including teaching foreign languages) because a high level of technical equipment is one of criteria of competitiveness. Universities' education should be up-to-date and meet growing demands of the modern society concerning equipment of new means of teaching. The realization's example of computer technologies' application is module and rating system of educational process, what makes this process more transparent and structured for students. The author considers the concept of blended learning as one of priority ways of foreign language teaching. The blended learning opens wide opportunities for attraction of information, communication and mobile technologies, making learning language more efficient and exciting for students. The paper gives a characteristic of this approach as a combination of traditional model of teaching, based on class exercises, with the advanced modern methods on the base of the Internet. It is shown that this two-component model is usually added with the third one as an individual study. The article offers a cyclic four-level structure of this model's realization where the processes of repetition and control modes are fixed, and it provides this model completeness. Key words: foreign language, university, electronic technologies, module and rating system, traditional education, blended learning, structural scheme, follow-up mode.

References

1. Motteram G. Innovations in learning technologies for English language teaching. British Council, 2013, 23p.

2. Podberezkina A. Blended Learning: perekhod k smeshannomu obucheniiu za 5 shagov [Podberezkina A. Blended learning: transition to blended learning in 5 steps]. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/uchebnaya-avtonomiya-kak-neotemlemyy-komponent-protsessa-obucheniya-inostrannomu-ya-zyku-v-xxi-v (Accessed: 25.12.2016). Available at: http://zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pier-iekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (Accessed: 27.12.2016).

3. Kostina E.V. Model'smeshannogo obucheniia i ee ispol'zovanie v prepodavanii inostrannykh iazykov [Blended learning model and its use in teaching foreign languages]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zave-denii. Seriia: Gumanitarnye nauki - Higher education institutions newsletters. Series: Humanitarian science. Ivanovo. 2010, vol. 1, no. 2, pp. 141-144.

4. Anikina Zh.S. Uchebnaia avtonomiia kak neot"emlemyi komponent protsessa obucheniia in-ostrannomu iazyku v XXI v. [Learning autonomy

as an integral component of foreign language teaching in the XXI century]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University. Tomsk, 2011, no. 344. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-avtonomi-ya-kak-neotemlemyy-komponent-protsessa-obu-cheniya-inostrannomu-yazyku-v-xxi-v (Accessed: 25.12.2016).

5. Koz'mina N.A., Gureeva L.V Realizatsiia lichno-stno-orientirovannogo podkhoda v obuchenii inostran-nomu iazyku v neiazykovom vuze [Introduction of stu-dent-сentered approach into foreign language teaching at non-linguistic university ]. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy III mezhdunarod-noy nauchnoy konferentsii - Current issues of modern pedagogical science: Proceedings of the III International Science Conference. Ufa, 2013. pp. 158-160.

6. Solovova E.N. Metodicheskaia podgotovka i pere-podgotovka uchitelia inostrannogo iazyka: integrativ-no-refleksivnyi podkhod: monografiya [Methodological training and retraining of foreign language teachers: integrative and reflexive approach: Monogragh]. Moscow, GLOSSA-PRESS, 2004, pp. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.