Научная статья на тему 'Электронные средства массовой коммуникации как инструмент реализации символического капитала власти в российском обществе: региональный уровень'

Электронные средства массовой коммуникации как инструмент реализации символического капитала власти в российском обществе: региональный уровень Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВЛАСТИ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ЛЕГИТИМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / SYMBOLIC CAPITAL OF AUTHORITY / OFFICIAL WEB SITES OF GOVERNMENT / LEGITIMATION OF ACTIVITY OF POLITICAL POWER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимович Дарья Сергеевна

В статье анализируются причины обращения российской власти к таким электронным средствам массовой коммуникации, как интернет-сайты. Проведя исследование, автор показывает, как региональная администрация реализует символический капитал власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Максимович Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC MASS COMMUNICATION AS A TOOL OF REALIZATION OF SYMBOLIC CAPITAL OF AUTHORITY IN RUSSIAN SOCIETY: REGIONAL LEVEL

The article analyzes the reasons for issuing the Russian authorities to such electronic media properties, mass communication, as Internet sites. After some investigation, the author shows how the regional government implements the symbolic capital of authority.

Текст научной работы на тему «Электронные средства массовой коммуникации как инструмент реализации символического капитала власти в российском обществе: региональный уровень»

УДК 304 Максимович Дарья Сергеевна

аспирантка кафедры социологии, политологии и права Южного федерального университета darya.maksimovich@gmail.com

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЛАСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Maksimovich Darya Sergeevna

post-graduate student of chair of sociology, politology and law, Southern Federal University darya.maksimovich @ gmail.com

ELECTRONIC MASS COMMUNICATION AS A TOOL OF REALIZATION OF SYMBOLIC CAPITAL OF AUTHORITY IN RUSSIAN SOCIETY: REGIONAL LEVEL

Аннотация:

В статье анализируются причины обращения российской власти к таким электронным средствам массовой коммуникации, как интернет-сайты. Проведя исследование, автор показывает, как региональная администрация реализует символический капитал власти.

Ключевые слова:

символический капитал власти, официальные сайты органов власти, легитимация деятельности политической власти.

The summary:

The article analyzes the reasons for issuing the Russian authorities to such electronic media properties, mass communication, as Internet sites. After some investigation, the author shows how the regional government implements the symbolic capital of authority.

Keywords:

symbolic capital of authority, official web sites of government, legitimation of activity of political power.

В современной политической деятельности роль средств массовой коммуникации рассматривается как одна из наиболее значимых. Это обусловлено ростом медиатизации политики и социальной реальности. Люди оценивают власть и претендентов на выборный пост не в ходе непосредственного общения, а в результате внедрения в общественное сознание созданных при помощи массмедиа образов. Можно сказать, что средства массовой коммуникации оказывают управленческое воздействие на мнение общественности [1]. То же самое происходит с воздействием СМК на массовое сознание в отношении идеализирования образа одних политиков и наделения отрицательными свойствами других. В социальном пространстве подобное положение вещей обусловлено субъектно-объектными отношениями в системе «СМИ - органы управления» и характеризует зависимость массмедиа от административного и финансового ресурсов.

Средства массовой коммуникации, имея в качестве своих учредителей властные структуры (так называемые официальные СМК), освещают деятельность руководителей этих структур максимально положительно, при этом замалчивая либо негативно информируя аудиторию о работе других руководителей и политиков [2]. Под такими средствами массовой коммуникации с возможностью обратной связи мы понимаем, прежде всего, официальные сайты органов власти, которые на современное этапе приобретают большое значение. Это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, ростом роли сети Интернет как источника для получения информации и средства коммуникации.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать, как с помощью электронных средств массовой коммуникации Правительство РФ реализует свой символический капитал, создавая легитимирующие его деятельность структуры сознания у населения. Говоря о таких средствах массовой коммуникации, мы, прежде всего, подразумеваем официальные сайты органов власти, которые на современном этапе становятся одним из инструментов реализации символического капитала.

Под символическим капиталом власти мы понимаем особую компетенцию органов власти, направленную на легитимацию их деятельности, создание легитимирующих структур сознания и одновременно упорядочивание хаотичной социальной реальности, характеризующуюся следующими признаками:

- в качестве основного инструмента реализации символического капитала власти выступают средства массовой коммуникации, а именно официальные сайты органов власти, министерств и ведомств, блоги первых лиц государства и т.д.;

- бо -

- символический капитал власти способен вызывать веру в эффективность действий власти, которые обычно оформлены в высказывания;

- объективируется в программных, стратегических документах, официальных комментариях и отчетах, результатах опросов общественного мнения, текстах выступлений представителей власти.

Таким образом, реализуя свой символический капитал, органы власти формируют, распространяют и закрепляют в общественном сознании выгодные им стереотипы мнений, оценок, имиджи, которые, в результате, оказывают решающее влияние на политическое поведение граждан.

Мы утверждаем, что символический капитал возможен только в сетевом формате информационного общества. Это такое состояние общества, которое подразумевает, что повседневная жизнь, культура и власть в современности стали более зависимыми, более детерминированными, чем в индустриальном обществе. В информационном, медийном обществе «принадлежность к той или иной сети или отсутствие таковой наряду с динамикой одних сетей по отношению к другим, выступают в качестве важнейших источников власти и перемен; таким образом, мы вправе охарактеризовать его как общество сетевых структур (network society), характерным признаком которого является доминирование социальной морфологии над социальным действием» [3]. По мнению М. Кастельса, к узлам новой структуры относятся, прежде всего, средства массовой коммуникации, «где готовятся развлекательные передачи или разрабатывается компьютерная графика, журналистские бригады и передвижные технические установки, обеспечивающие, передающие и получающие сигналы, когда речь идет о глобальной сети новых средств массовой информации, составляющие основу для выражения культурных форм и общественного мнения в информационный век» [4].

Использование электронных СМК в массовой политической коммуникации превратил политику в особый медиа-процесс, способствующий виртуализации политического пространства. Медиакратия базируется на преимущественном влиянии властных кругов политической элиты, контролирующей процесс массовых информационных обменов. Медиакратия предполагает широкое использование имиджевых и рекламных технологий, уничтожающих барьеры между публичной и частной сферами жизни. В результате политическая элита становится собственником публичной информации, а за неэлитарными слоями прочно закрепляется роль ее реципиента.

Чтобы выяснить, как же правительство реализует свой символический капитал с помощью интернет-технологий, мы проанализировали официальный сайт Администрации Ростовской области donland.ru Наша задача состояла в исследовании динамики символического капитала власти Администрации Ростовской области. Проводя подобное исследование, мы можем говорить о совершенно уникальной возможности отслеживания эмоциональной, психологической, бытовой реакции населения на те или иные сообщения властей на региональном уровне. Кроме реакции посетителей сайта на региональном уровне появляется возможность отслеживания реальных социальных процессов. Здесь важно сказать, что в последнее время произошел сдвиг интересов аудитории СМИ с общефедерального на региональный уровень, потому как на этом уровне решаются вопросы, актуальные именно для конкретного региона. Также существенным является и то, что региональные СМИ обслуживают интересы той аудитории, которая ограничивается определенной территорией, а не страной в целом.

Исследование официального портала Администрации Ростовской области опирается на анализ асинхронного типа коммуникации, которая ориентирована на поиск необходимой пользователю информации. В таком формате работают как новостные интернет-сайты, так и официальные интернет-порталы администраций различного уровня. Общность формы представленности информации и направленности на потребителя в новостных сайтах и официальных порталах власти дает нам право применить к сайтам единую методологию, что гарантирует высокую степень достоверности результатов.

Мы реализуем метод контент-анализа в его лонгитюдном формате, то есть отследим появление значимой информации на протяжении заданного календарного промежутка. Это необходимо для выяснения динамичности сайта и частоты его обновления. Просмотр содержания сайта осуществлялся, как и в случае с интернет-порталом Правительства РФ, в течение временного промежутка с 1.04.10 по 30.04.10. Портал просматривали 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 23 до 37 лет, что соответствует портрету пользователя сайта [5]. Все участники опроса имеют высшее образование и являются активными потребителями интернет-ресурсов. Цель исследования участникам опроса не разъяснялась и не заменялась какими-либо иными целями. Конкретных предпочтений по выборке содержимого сайта не устанавливалось. Каждый участник опроса был свободен в выборе контента и длительности времени, проведенного на сайте Правительства РФ. Каждый участник опроса заполнял типовую таблицу с целью фиксации заинтересовавших его статей, законодательных актов и подобных разделов сайта, а также с целью субъек-

тивной оценки содержимого сайта на текущий день. В дневнике также фиксируется общее время, проведенное каждым участником опроса на сайте Правительства РФ.

Обработка данных лонгитюдного контент-анализа интернет-портала Администрации Ростовской области позволила сделать выводы двух уровней абстракции. Выводы первого уровня отражают непосредственные расчетные итоги и возможные корреляции, которые можно установить из прямых количественных оценочных и временных параметров лонгитюдного наблюдения. Второй итоговый уровень отражал возможные теоретические выводы, отражающие возможности интернет-портала Администрации Ростовской области по формированию легитимирующих структур сознания населения и символического капитала власти. При этом, очевидно, что теоретический, второй уровень, опирался, прежде всего, на итоги первого, расчетного уровня абстракции.

Выводы первого уровня отражают статистическую корреляцию двух исследуемых средних значений: среднюю оценку контента сайта по одному из дней тестируемого периода и среднее время пребывания на сайте по тому же дню. Средняя оценка респондентами интернет-портала Администрации Ростовской области за тридцатидневное наблюдение составила 3,8 из возможных 5 баллов. Среднее время пребывания на сайте составило 10,6 мин., что является достаточно высоким временным диапазоном для официального сайта и демонстрирует высокую степень удобства пользования, которая и определяет желание посетителя оставаться на том или ином интернет-ресурсе.

В целом оценка контента сайта оказывается зависимой от продолжительности пребывания респондентов на интернет-портале Администрации РО, то есть чем дольше задерживается респондент на сайте, тем более высокую оценку он дает контенту сайта. Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать статистическую зависимость накопления символического капитала власти от совокупной продолжительности пребывания посетителей на электронных страницах интернет-портала Администрации РО.

Как и в случае с проанализированным нами интернет-порталом Правительства РФ, интернет-портал Администрации Ростовской области не стал для респондентов источником правовой информации. Предварительный анализ показал, что основной интерес респондентов был сосредоточен на текущих новостях. Отношение к официальному сайту администраций регионального уровня можно сравнить с отношением читателя к серьезному справочному сайту, в котором можно почерпнуть хорошо проверенную информацию из первых рук. Но как раз эта особенность отношения респондентов к интернет-порталу Администрации Ростовской области становится определяющей в формировании символического капитала власти, так как сайт становится востребованным благодаря неожиданному эффекту - легитимации через доверие не самой власти, а информации, которую власть выкладывает на своем официальном сайте.

Поскольку контент отбирался по принципу личной заинтересованности каждого респондента в той или иной информации, постольку можно судить с большой долей вероятности, что интернет-портал Администрации Ростовской области занимает свою нишу в деле формирования легитимирующих структур сознания населения.

Как и в случае с интернет-порталом Правительства РФ, респонденты интересовались в основном новостными статьями главной страницы сайта Администрации Ростовской области. Подобное поведение респондентов позволяет говорить о складывающейся тенденции к формированию особой культуры взаимоотношения пользователей Интернета и власти посредством официальных сайтов.

Для формирования символического капитала этот факт имеет особое значение: социально-философским выводом, то есть выводом с предельной степенью обобщения, может быть тезис о наибольшей роли формы, а не содержания при формировании символического капитала власти. Следовательно, знаковая, символическая сторона построения официального сайта определяет интенцию посетителей, и тем самым формирует субъективный содержательный контекст сайта, а через него происходит и создание легитимирующих структур сознания.

Таким образом, гипотеза о высокой степени воздействия на символический капитал власти формального компонента действий власти подтверждается в двух исследованиях: при анализе интернет-портала Правительства РФ и Интернет-портала Администрации Ростовской области. Поэтому, небрежно оформленный сайт сегодня воспринимается населением как невнимание власти к своему электорату. Нельзя делать сайт и сугубо деловым, так как такой «отчуждающий» стиль может сыграть негативную роль при формировании символического капитала власти.

Исследование также показало, что в случае с Администрацией регионального уровня, заинтересованность в содержательной стороне сайта зависит от личного интереса респондентов в тех или иных изменениях или программ Администрации. Если при исследовании интернет-портала Правительства РФ респонденты чаще обращали внимание на злободневность темы, на знакомство с ней, то в случае с официальным сайтом регионального уровня, респонденты

чаще удовлетворяли возникший в реальной жизни административно-информационный голод. Таким образом, содержательная сторона при движении от центра к периферии приобретает большее значение. При этом формальная сторона официального сайта Администраций регионального уровня не теряет своей значимости.

Выдвинутые теоретические выводы подтвердились посредством сравнения частоты публикаций на сайте и в периодической официальной печати. Компаративистский анализ двух официальных органов печати Администрации Ростовской области показал их связность, общую идеологическую и тематическую направленность, что положительно сказывается на главной цели их работы - накоплении символического капитала власти и формировании единого символического пространства.

Анализ официального интернет-портала Администрации Ростовской области подтвердил необходимость создания качественных интернет-порталов власти для формирования и накопления символического капитала власти как социально-политической абстракции. Контент-анализ сайта показал применимость социологических и статистических методик исследования к такому новому объекту исследования, как средства электронной коммуникации власти и граждан. При этом возникает методологический запрос к разработке новых методов исследования, учитывающих особенности электронных средств массовой коммуникации. Подтвержден вывод о том, что официальные интернет-порталы Администраций различного уровня требуют для эффективного формирования символического капитала власти тщательной проработки оформления и навигации по сайту. В ходе интерпретации результатов контент-анализа интернет-портала Администрации Ростовской области установлена зависимость между повышением требований к содержанию сайта и таким уровнем исполнительной власти, как региональная Администрация. Так, если интернет-портал Правительства РФ был насыщен атрибутивными и символическим содержанием, то на сайте Администрации Ростовской области у респондентов вызвало интерес, прежде всего, содержание конкретных гиперссылок. Таким образом, символический капитал региональной власти, как показало исследование, в большей степени выражен через содержательность официального интернет-портала. Необходимо стремиться к большей информационной насыщенности новостной колонки сайта, так как именно новостные статьи, по результатам исследования, оказались центром притяжения посетителей к сайту. Анализ контекстуальной дополнительности официального интернет-портала Администрации Ростовской области и органов официальной печати, газеты «Молот» и «Наше время», выявил действительную необходимость в дополнении публикаций официального сайта с помощью газет, ориентированных на различную читательскую аудиторию. При выполнении указанного условия формирование символического капитала власти проходит эффективнее, благодаря большему охвату аудитории. Для устойчивого формирования символического капитала власти посредством официальных интернет-порталов регионального уровня также необходимо исследование степени психологического влияния контента сайта на граждан, учитывая факт невозможности адекватного отражения формы и содержания сайта каждым пользователем. Для этого необходимо постоянное отслеживание статистики сайта, периодические социологические опросы и изучение общественного мнения.

Таким образом, Администрация Ростовской области, используя электронные средства массовой коммуникации как инструмент реализации символического капитала власти, стремится к созданию не столько единого символического, сколько информационного пространства. Поэтому высокая востребованность сайта Администрации Ростовской области среди его посетителей обусловлена, с одной стороны, тем, что он позволяет «утолить» возникший в реальной жизни административно-информационный голод, а с другой - получить полезную информацию социального характера. Компаративный анализ сайта и двух официальных органов печати Администрации Ростовской области показал их общую идеологическую и тематическую направленность, что положительно сказывается на главных их функциях - формировании единого информационного пространства, накоплении символического капитала власти и легитимации деятельности региональной администрации.

Ссылки:

1. Некоторые инструменты психологического манипулирования в деятельности СМИ. URL: http://reproduktor.ru/man/man.html

2. Матвейчев О. Десять черт современной предвыборной кампании. URL:

http://old.russ.ru/journal/kreml/98-03-11/matvey.htm

3. Bourdieu P. Social space and symbolic power // Sociological Theory. 1989. Vol. 7. № 1. P. 14—25.

References (transliterated):

1. Nekotorye instrumenty psihologicheskogo manipuli-rovaniya v deyatel'nosti SMI. URL: http://reproduktor.ru/man/man.html

2. Matveychev O. Desyat' chert sovremennoy

predvybornoy kampanii. URL:

http://old.russ.ru/journal/kreml/98-03-11/matvey.htm

3. Bourdieu P. Social space and symbolic power // Sociological Theory. 1989. Vol. 7. № 1. P. 14—25.

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

5. Там же.

6. Alexa, the web information company. URL: http://www.alexa.com/siteinfo/donland.ru

7. Чекулаев Е.П. Использование ИКТ в информационной политике органов власти // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2010. №

2. С. 97-104

8. Интернет поймал власть в сети? URL:

http ://www. rosbalt.ru:

http://www.rosbalt.ru/moscow/2010/03/19/721756.html

9. Леонтьева Л.С. Саморегуляция СМИ как механизм легитимации власти // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 142-153.

10. Марков Е.А. Власть и СМИ в России: история взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 123. С. 204-214.

4. Kastel's M. Stanovlenie obshchestva setevyh struktur // Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. An-tologiya / ed. by V.L. Inozemtseva. M., 1999.

5. Ibid.

6. Alexa, the web information company. URL: http://www.alexa.com/siteinfo/donland.ru

7. Chekulaev E.P. Ispol'zovanie IKT v informatsionnoy politike organov vlasti // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya. 2010. No. 2. P. 97104

8. Internet poymal vlast' v seti? URL: http://www.rosbalt.ru:

http://www.rosbalt.ru/moscow/2010/03/19/721756.html

9. Leont'eva L.S. Samoregulyatsiya SMI kak mehanizm legitimatsii vlasti // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. No. 1. P. 142-153.

10. Markov E.A. Vlast' i SMI v Rossii: istoriya vzai-modeystviya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2010. No. 123. P. 204-214.

- б4 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.