Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ТОРГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКА / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / TENDERS / ELECTRONIC PROCUREMENT / DETERMINING THE SUPPLIER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панкратов Максим Викторович

В данной статье рассмотрены тенденции развития электронных закупок. Автором проанализированы новеллы Закона о контрактной системе, касающиеся электронных способов проведения торгов, выявлены недостатки и преимущества изменений в правовом регулирование государственных закупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC METHODS OF DETERMINING THE SUPPLIER AS THE MAIN TREND OF DEVELOPMENT

The article deals with the trends in the development of electronic procurement. The author analyzed the novels of the law on the contract system relating to electronic methods of tenders, identifies advantages and disadvantages of changes in the legal regulation of public procurement

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ»

ПАНКРАТОВ Максим Викторович,

студент 2-го курса программы магистратуры «Юрист для частного бизнеса и власти» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор ИВАНОВА Светлана Анатольевна

ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены тенденции развития электронных закупок. Автором проанализированы новеллы Закона о контрактной системе, касающиеся электронных способов проведения торгов, выявлены недостатки и преимущества изменений в правовом регулирование государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, торги, электронные закупки, определение поставщика.

PANKRATOV Maxim Victorovich,

2nd year student of Master's program "Lawyer for Private Business and Government", Financial University under the Government of Russian Federation

Science supervisor: Doctor of Law, Professor IVANOVA Svetlana Anatolyevna

ELECTRONIC METHODS OF DETERMINING THE SUPPLIER AS THE MAIN TREND OF DEVELOPMENT

Annotation. The article deals with the trends in the development of electronic procurement. The author analyzed the novels of the law on the contract system relating to electronic methods of tenders, identifies advantages and disadvantages of changes in the legal regulation of public procurement.

Key words: public procurement, the contract system, tenders, electronic procurement, determining the supplier.

Сфера государственных закупок на сегодняшний день в Российской Федерации является актуальной темой. Актуальность обусловлена особой значимостью государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Законодательство в сфере государственного заказа стремительно развивается, претерпевая значительные изменения.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу государственных закупок, является Федеральный закон о контрактной системе [1], который регламентирует все основные вопросы, связанные с осуществлением закупок, в том числе порядок и способы определения поставщика. Вопрос определения способа проведения закупки является одним из первостепен-

ных вопросов при её осуществлении. Законом четко регламентированы правила определения способа проведения закупки, а за нарушение данных требований предусмотрена ответственность, как в отношении юридического лица, так и в отношении его сотрудников, на которых возложены функции осуществления закупок.

Все способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному контракту можно разделить по различным критериям, в том числе по форме их проведения. Здесь можно выделить две формы: бумажная и электронная.

В современном мире повсеместно наблюдается тенденция электронизации всех сфер общественной жизни, а также различных областей правоотношений. Сфера государственных заку-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

пок не является исключением, об этом свидетельствуют изменения [2] в Законе о контрактной системе, вступившие в силу с 01.01.2019 г., которые закрепили новые электронные формы проведения закупок. Список электронных процедур в сфере закупок увеличился и на сегодняшний день выглядит следующим образом: электронный аукцион; конкурс в электронном виде; запрос котировок в электронной форме; запрос предложений в электронной форме; закрытые электронные процедуры.

Обращаем внимание, что электронный способ проведения закупок был доступен и ранее, однако в электронной форме проводились только электронные аукционы.

Электронный аукцион — это способ осуществления закупки, при котором заказчик в единой информационной системе размещает для неопределенного круга лиц информацию о проведении закупки и документацию к ней.

В отношении товаров, определенных Правительством РФ [3], проведение электронного аукциона считается императивной обязанность заказчика. В перечне Правительства перечислены такие виды продукции как продукция рыболовства, продукция горнодобывающих производств, лекарственные средства и другие товары.

Заказчик вправе проводить закупки в порядке электронного аукциона и в отношении товаров, не поименованных Правительством РФ, при соблюдении следующих требований. Во-первых, объект закупки должен иметь точное описание. Во-вторых, критерии определения победителя аукциона должны иметь количественную и денежную оценку.

Электронный конкурс может быть открытым, с ограниченным участием, двухэтапным.

Открытый конкурс в электронной форме является приоритетным способом закупки. Информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе и адресована неопределенному кругу лиц. Извещение о проведении закупки размещается не менее чем за 15 рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Данный срок сокращен на 5 дней по сравнению с проведением открытого конкурса в бумажном виде.

Особенностью конкурса с ограниченным участием является то, что победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Конкурсы с ограниченным участием проводятся в случае закупок сложных, инновационных товаров. Предквалификационный отбор обоснован тем, что контрагентом может стать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

только лицо, обладающее определенной квалификацией.

Хотелось бы отметить, что предквалифика-ция, на наш взгляд, является эффективным способом отбора хороших с точки зрения результативности закупок поставщиков. Р.Н. Рахмату-лин полагает, что предквалификацию необходимо ввести не только в конкурсе с ограниченным участием, но и в других процедурах [4].

Двухэтапный конкурс предполагает проведение конкурентной процедуры двумя этапами, победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта. Двухэтапный конкурс проводится для заключения контракта:

- на проведение научных исследований, проектных работ;

- энергосервисного контракта;

- на создание произведений искусства.

Первый этап проведения двухэтапного

конкурса не может превышать 20, сроки проведения второго этапа закупки совпадают со сроками проведения открытого аукциона в электронной форме.

Наиболее простым способом проведения закупок является запрос котировок. С 01.01.2019 г. данная процедура проводится в электронной форме. Для проведения запроса котировок в электронной форме заказчику необходимо разместить в ЕИС информацию о закупке за 5 рабочих дней до окончания подачи заявок, по сравнению с бумажной формой проведения процедуры срок уменьшен на два рабочих дня. Для осуществления процедуры закупки путем запроса котировок законом установлены следующие условия: начальная (максимальная) цена закупки не превышает 500 тыс. руб.; годовой объем закупок, осуществляемый запросом котировок, не превышает 100 млн руб., или 10% от всего объема закупок.

Определяющим фактором при определении победителя является цена закупки, победителем становится лицо, предложившее самую низкую цену.

Запрос предложений проводится в определенных законом случаях, таких как:

- для заключения контракта на поставку спортивного инвентаря, оборудования, экипировки;

- для закупки лекарственных препаратов, которые необходимы единственному пациенту по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. Очевидно, что данное правило закреплено для упрощения процедуры закупки жизненно необходимого препарата для оказания

медицинской помощи конкретному лицу, так как проведение электронного аукциона более сложная и длительная процедура;

- в случае признания повторного конкурса несостоявшимся;

- осуществления закупок жилых помещений для детей сирот и других случаях, определенных п. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе.

Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением запроса Заказчик вправе направить приглашение на участие в закупке лицам, которые способны поставить закупаемый товар. При этом, Заказчик обязан направить приглашение и лицам, с которыми он в течение 18 предшествующих закупке месяцев заключал контракты в отношении тех же объектов. Победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия в соответствии с критериями закупки.

Закрытые электронные процедуры применяются для осуществления закупок, связанных с государственной тайной, в том числе в рамках гособоронзаказа.

Все электронные процедуры осуществления закупки направлены на заключение контракта. Все действия при проведении закупки, осуществляются в электронном виде, в том числе контракт с победителем подписывается в электронном виде, т.е. с применением электронных подписей [5].

Таким образом, законодательством Российской Федерации закреплено приоритетное значение государственных закупок в электронной форме. С 01.01.2019 г. появились новые формы электронных закупок, которые зачастую, по сравнению с бумажной формой имеют более сжатые сроки, что в какой-то мере упрощает осуществление закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетных организаций. Однако, на наш взгляд, чрезмерная электронизация государственных закупок, может вызвать ряд серьезных проблем, которые негативно скажутся на сфере государственных закупок.

Основное, что хотелось отметить, - это программное обеспечение электронных площадок государственных закупок. Еще до введения норм об обязательном проведении закупок в электронном виде в работе электронных площадок наблюдались серьезные сбои. Заказчики, зачастую не могут разместить заказ или выполнить иную процедуру из-за неудовлетворительной работы сайта. В отдельные периоды времени, например, в конце календарного и финансового года, когда подводятся итоги, размеща-

ются закрывающие и иные отчетные документы по закупкам, можно смело говорить о полной невозможности работы в системе. Зачастую работники контрактной службы вынуждены работать на электронных площадках в вечернее или ночное время, когда нагрузка на электронный ресурс подает и появляется техническая возможность работы в электронной системе. Несложно догадаться, что проведение закупок исключительно через электронный ресурс значительно повысило нагрузку на работу электронных площадок. На наш взгляд, данная проблема является достаточно серьезной, а в контексте электронизации государственных закупок, наверное, основной.

Большое значение наличия технической возможности бесперебойной работы на сайте закупок обусловлено четко регламентированными, а в отдельных случаях крайне сжатыми сроками осуществления отдельных процедур, за нарушение которых предусмотрена ответственность, которая чаще всего выражается в наложении административных штрафов [6] на юридическое лицо либо сотрудника контрактной системы. Полагаем принятие нововведений о приоритетном проведении закупок в электронной форме без проработки вопроса о надлежащей работе электронных ресурсов неоправданным.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. -2013. - № 14. - Ст. 1652.

[2] Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» // Росс. газ. - 2018. - 10 янв.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // СЗ Р. -2016. - № 13. - Ст. 1880.

[4] Рахматуллин Н.Р. Некоторые проблемы осуществления государственных закупок // Евразийская адвокатура. - 2018. - № 1 (32).

[5] Торхова И.В. Нововведения в законодательстве о контрактной системе с 2018 года // Правопорядок: история, теория, практика. -2018. - № 3 (18).

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Росс. газ. - 2001. - 31 дек.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // SZ RF. - 2013. - № 14. -St. 1652.

[2] Federal'nyj zakon ot 31.12.2017 № 504-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd»» // Ross. gaz. - 2018. - 10 yanv.

[3] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21.03.2016 № 471-r «O perechne tovarov, rabot,

uslug, v sluchae osushchestvleniya zakupok kotoryh zakazchik obyazan provodit' aukcion v elektronnoj forme (elektronnyj aukcion)» // SZ R.

- 2016. - № 13. - St. 1880.

[4] Rahmatullin N.R. Nekotorye problemy osushchestvleniya gosudarstvennyh zakupok // Evrazijskaya advokatura. - 2018. - № 1 (32).

[5] Torhova I.V. Novovvedeniya v zakonodatel'stve o kontraktnoj sisteme s 2018 goda / / Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika.

- 2018. - № 3 (18).

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // Ross. gaz. - 2001. - 31 dek.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.