Научная статья на тему 'Электронные СМИ и Интернет в реализации политических имиджевых технологий'

Электронные СМИ и Интернет в реализации политических имиджевых технологий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
319
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ЛОББИРОВАНИЕ / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / АКТОРЫ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукъянцев А.С.

Имидж акторов политики формируется под воздействием различных факторов: субъективных и объективных. Для того, чтобы сочетание объективных и субъективных факторов было наиболее приемлемым, нужно эффективное применение технологий обеспечения привлекательного имиджа. В данной статье рассматриваются основные технологии в сфере электронных СМИ и Интернет ресурсов, позволяющих заинтересованным сторонам политики формировать, продвигать политический имидж и делать его конкурентоспособным в новых реалиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные СМИ и Интернет в реализации политических имиджевых технологий»

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ И ИНТЕРНЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИМИДЖЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Лукъянцев А.С.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Имидж акторов политики формируется под воздействием различных факторов: субъективных и объективных. Для того, чтобы сочетание объективных и субъективных факторов было наиболее приемлемым, нужно эффективное применение технологий обеспечения привлекательного имиджа. В данной статье рассматриваются основные технологии в сфере электронных СМИ и Интернет ресурсов, позволяющих заинтересованным сторонам политики формировать, продвигать политический имидж и делать его конкурентоспособным в новых реалиях современного общества.

Ключевые слова политический имидж, лоббирование, группы интересов, Интернет, электронные СМИ, акторы политики.

Электронные средства массовой информации и Интернет технологии позволяют наиболее качественно реагировать на общественно-политические вызовы и давать собственные качественные оценки реализации политических событий, решений. К этому же можем причислить и организационное построение имиджа политических элит, институтов, групп интересов и других акторов политики. Важно увидеть, насколько Интернет технологии и электронные СМИ, позволяют формировать имиджевую привлекательность различных акторов политики. В современной политологической среде часто возникает вопрос: насколько реально управлять через современные информационные технологии имиджевыми характеристиками и процессами. В связи с этим определим технологии, которые, имеют реальные преимущества при построении и реализации элементов имиджевых стратегий.

XXI век предъявляет новые требования к организации избирательных кампаний, лоббистских ивентов, мероприятий, носящих окраску реализации политического public relations. Сегодня уже недостаточно выстроить обычную цепочку действий (субъект - мероприятие - объект), сообщество нацелено, в современных условиях, на оказание качественной коммуникационной услуги, которая бы удовлетворяла потребности каждого объекта информационной подачи, т.е. такой объект хочет увидеть и услышать то, что именно ему жизненно важно. К примеру, работники бюджетной сферы - дополнительные финансовые гарантии и обеспечение, предпринимательский сектор - увеличение субсидиарного фонда, рабочие - предоставление расширенного набора социального пакета и др. Из таких соображений сегодня

* Руководитель Молодежного отделения Российского общества политологов в Республике Башкортостан, студент 3 курса кафедры Политологии и истории Башкирского государственного университета по направлению «Политология».

и формируется имидж акторов политического поля взаимодействия. Поэтому очень часто всевозможные группы интересов, политические элиты, кандидаты на места в представительных органах власти и местного самоуправления апеллируют всевозможными категориями, при упоминании которых, представители электората могли переложить это на свою личную, профессиональную жизнь. Так ученый, занимающийся политической имиджело-гии Д. Вылегжанин говорит, что «политик должен постоянно подчеркивать: «я один из вас», что позволяет ему добиваться близости и симпатии населения, так как замечено: люди любят тех, кто похож на них» [1, с. 75].

Достигнуть эффекта, когда заинтересованный объект политики (в данном случае - гражданин), возможно через использование средств массовой информации и Интернет технологий. По данным социологических исследований, для 50-70 % россиян Интернет еще не стал доминирующей структурой в формировании общественного мнения и получения информации. Но существует реалистичная перспектива развития комплекса Интернет сетей по направлению социокультурной коммуникации и средства социальной мобилизации пользователей Интернет пространства [2, с. 50]. Такую ситуацию можно объяснить тем, что общая тенденция российской политической имиджево-коммуникационной сфере еще, в основной массе, сосредоточена на такие источники как телевидение, газеты. Так, «Левада - центр» приводит такие данные в ответе на вопрос «Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире»: Телевидение - 90 %, Интернет-издания и социальные сети (в совокупности) - 39 % [3].

Отметим, что существует общемировая тенденция «твиттер-революций», когда при помощи социальных сетей и Интернет медиа социально-политическая мобилизация граждан была на высоком уровне. Приводятся данные о том, что массовые протесты в Молдавии, Египте, Тунисе [4]. Такой тренд несет в себе не только негативную окраску, приводящий к массовым акциям протеста, революциям и другим социальным катаклизмам. Но такой подход может выстроить организованный позитивный диалог между субъектами и объектами политической реальности.

Электронные СМИ и Интернет технологии в условиях, когда возникает потребность в качественной подаче информации и привлечении новых методов в организации избирательных кампаний, лоббировании акторами политики собственных интересов, могут быть полезны. Выделим некоторые стороны имиджевого воздействия электронных СМИ и Интернет технологий сегодня и обозримом будущем в Российской Федерации.

Для политических элит, заинтересованных в собственном продвижении и лоббировании идей, законопроектов и др. электронные СМИ и Интернет могут стать площадкой для организации общественного обсуждения, формирования команды единомышленников среди молодежного корпуса, социальных групп. Такая технология, на данный момент времени и в дальнейшем, может реализовываться через социальные сети, которые стали хоро-

шим источником распространения информации и создания неформальных сообществ. Личные аккаунты в социальных сетях, на сегодняшний день, существуют у Председателя Правительства РФ, Д. Медведева, Заместителя Председателя Правительства РФ, А. Дворковича, оппозиционера, блоггера А. Навального, Руководителя фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ С. Миронова, Руководителя фракции партии «ЛДПР» в Государственной Думе ФС РФ В. Жириновского и др., которые еще с 2011 года входят в Топ-10 политических twitter-аккаунтов, по версии портала Slon.ru [5]. По сей день развитие Интернет присутствия политических элит в России наращивается и «согласно данным Агентства логистики идей «Интериум», по состоянию на 1 августа 2014 г., у 53 глав субъектов из 85 есть свои блоги и личные страницы в разных соцсетях. Наиболее популярен Twitter, в котором зарегистрированы 50 глав регионов, далее следует LiveJournal - 18 губернаторов, в Facebook и Вконтакте - 13 и 12 глав субъектов соответственно» [6].

Кроме личного присутствия в социальных сетях и опубликования информации о публичных выступлениях, личного мнения по поводу политических событий, на имидж политического актора в информационно-коммуникативном пространстве может влиять активное появление на страницах информационных, аналитических порталов, форумах, общественных обсуждениях. Такой метод ведения политической борьбы берут, в основном оппозиционные силы, стремящиеся мобилизовать электоральные и заинтересованные группы. События 2011-2012 годов показали, что политическая оппозиция, в основном, берет на вооружение средства Интернет ресурсов и организовывает мобилизацию, преимущественно, применяя, сетевой контент. При этом большая часть граждан России, интересующаяся общественно-политической ситуации, узнавало о новых лицах в российской оппозиционной сфере: А. Навальный, Е. Чирикова, С. Удальцов и др. Соответственно их имидж формировался, прежде всего, через социальные сети, лояльные к ним общественно-политические порталы, видеохостинги.

Применение видеохостингов позволяет не только формировать имидж оппозиционных сил, но и составлять позитивные образы власти среди обычных граждан. Ярким примером является импровизированное интервью Светы из Иваново, которая сообщала, что «мы стали более лучше одеваться». На первый взгляд, можно услышать нескладную и лексически неправильную речь девушки, но впоследствии Света стала популярной телеведущей и участницей различных телепрограмм. Видео со Светой стало определенной реакцией на негативные выпады внесистемной оппозиции, которая заполняла Интернет своими видеороликами, постами, сообщениями.

2014 год, время смены международных парадигм развития общества, стал плодотворным на применение имиджевых технологий в Интернете. Примерами могут служить опубликованные российской молодежью ответы в видео формате на стихотворение Анастасии Дмитрук, которая позволяла себе

нелицеприятно отзываться о политики Российской Федерации и восхваляла позиции «евромайдана». Российская общественность, в том числе, молодежная среда, не могла потерпеть такого удара по имиджу российской политической системы и властных отношений, в целом. Таким образом, молодежная аудитория Рунета показала, что поддерживает политических лидеров России и уверено идет по намеченному курсу. Применение имиджевых технологий, в таком ракурсе, поддерживающих действующую политическую систему, представляется выгодным и позволяет наиболее эффективно проводить мобилизацию граждан, в первую очередь, молодежные сообщества.

В целом, современные Интернет технологии и электронные СМИ имеют возможность, вскоре, выйти на лидирующие позиции по предоставлению контента с соответствующей политической тематикой. Это позволяет формировать имиджевые стратегии, технологии и выводить заинтересованные политические акторы на новые позиции в период предвыборных кампаний, активной политической деятельности или на этапе, когда необходимо поднимать электоральные рейтинги в связи с новыми тенденциями в общественно-политической сфере. Главное в этом вопросе, что имидж должен работать на обретение качественных форм организации политико-управленческого комплекса и устойчивых перспектив политического лидера. К сожалению, Интернет технологии могут быть использованы теми, кто не собирается вступать в большую политику на среднесрочный или долгосрочный период времени. К такому разрядку относятся политические «временщики», которые стремятся к тому, чтобы за относительное ограниченное время успеть превратить свое нахождение в эшелонах власти наиболее экономически и политически целесообразным и эффективным для реализации собственных интересов [7].

Вышеописанные процессы применения электронных СМИ и Интернет ресурсов позволяют сделать следующие выводы:

- использование Интернет технологий, сегодня, является перспективным при построении имиджа политических акторов, воздействия на него и его дальнейшее продвижение;

- современная политическая система Российской Федерации представляет развития поля взаимодействия субъектов и объектов политического процесса;

- имиджевые технологии акторов политики развиваются и позволяют говорить о том, что политическим технологам, РЯ-специалистам, лоббистам, политическим имиджмейкерам стоит работать в направлении привлечения электоральных групп, групп интересов через Интернет и электронные СМИ;

- применение имиджевых технологий должно приносить реальные выгоды для добросовестных политических акторов, граждан и не давать возможности для организации провокационных действий со стороны внесистемной и незаконной оппозиции и политических «временщиков».

Список литературы:

1. Вылегжанин Д. Введение в политическую имиджелогию: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта, 2014. - 136 с.

2. Титов В.В. Интернет как пространство трансформации системы коммуникативных идентичностей российского общества: по материалам международного исследования World Internet project (WIP) // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 3 (115).

3. Российский меда-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет. Пресс-выпуск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet.

4. Морозов Е. Цена вопроса [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ». -9 марта 2011. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1595762/print.

5. Топ-10 политических twitter-аккаунтов. Портал Слон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slon.ru/russia/top_10_politicheskikh_twitter_ akkauntov_679530.xhtml?ff=679806#ff.

6. Политика в соцсетях: топ-10 популярных депутатов блоггеров [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. - Режим доступа: http://itar-tass.com/politi-ka/1411872.

7. Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Институт политических «временщиков» в Российской Федерации: критерии и показатели эффективности // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2012. - № 4 (16).

ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ

© Масалимова А.Р., Курманалиева А.Д., Чунгулова Г.К.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы

Религиозная ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, показывает всю сложность и многоаспектность имеющихся проблем. Американский ученый С. Хантингтон в известной работе «Столкновение цивилизаций» отмечал, что цивилизованный мир будет иметь конфликты именно на религиозной почве. При всем нашем желании не верить пророчеству ученого, но факт остается фактом, многие конфликты в мире случаются именно в этом контексте. Наша страна, в силу своего геополитического расположения, культурно-цивилизационных контактов, социально-экономического развития не может находиться в стороне от всех мировых процессов.

Ключевые слова: поликонфессиональное государство, религиозная идентификация, идентичность, толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.