Научная статья на тему 'Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций'

Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC TRAINING COMPLEX / EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

В современной образовательной информационной среде меняются задачи и структура образовательного контента. Электронный учебно-методический комплекс как средство активного взаимодействия студента с ресурсами широкой информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic resources as a basis for the formation of the perspective of professional competencies

In the modern educational information environment the purpose and structure of educational content are changing Electronic training complex as a means of active students interaction with the resources of the general information medium

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций»

Информационные технологии

УДК 37.01:004

Т.Н. Носкова*, Т.Б. Павлова**

Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций

В современной образовательной информационной среде меняются задачи и структура образовательного контента. Электронный учебно-методический комплекс как средство активного взаимодействия студента с ресурсами широкой информационной среды.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, образовательная информационная среда.

T.N. Noskova*, Т.В. Pavlova**. Electronic resources as a basis for the formation of the perspective of professional competencies. In the modem educational information environment the purpose and structure of educational content are changing Electronic training complex as a means of active students interaction with the resources of the general information medium.

Keywords: electronic educational resources, electronic training complex, educational information environment.

Федеральные государственные стандарты, внедряющиеся сегодня в российском образовании, определяют новое качество образовательных результатов, что осуществимо только при соответствующих изменениях в характере учебного процесса. Необходимо поддержать деятельностный характер образования, индивидуализацию образовательного пути, формирование современных общекультурных и профессиональных компетенций, важных для конкурентоспособного специалиста. Особую значимость приобретает умение ориентироваться в разнообразном информационном пространстве, самостоятельность и инициативность в выборе способов действий и принятии решений. Выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды; в качестве ключевой характеристики современного специалиста рассматривается компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, способствующая самообразованию. Несомненно, в эпоху информатизации всех сфер активности человека информационные и коммуникационные технологии, электронные ресурсы играют особую роль в процессе профессиональной подготовки; они не только предоставляют новые средства, но также задают новые образовательные цели.

Электронные образовательные ресурсы и учебная книга

Информационное ядро учебного процесса традиционно составляют печатные издания: учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии и т.п. Главным преимуществом книги, безусловно, является ее автономность - для использования нет необходимости иметь какие-либо технические устройства; чтение книг - привычное и комфортное для человека занятие, не связанное с сильным утомлением глаз. Построение (аппарат) учебной книги отработано годами и эффективно содействует освоению содержания. Сегодня требования, предъявляемые к печатным изданиям учебного назначения, изменяются созвучно переменам в образовании. В педагогических публикациях определены следующие функции современной учебной книги: информационная (источник обязательной для

* Носкова, Татьяна Николаевна, заведующая кафедрой информатизации образования, декан факультета информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, noskovatn@gmail.com.

** Павлова, Татьяна Борисовна, доцент кафедры информатизации образования факультета информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, pavtatbor@gmail.com..

* Noskova, Tatiana Nikolaevna, Dean of the Faculty of Information Technology, Herzen State Pedagogical University of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, noskovatn@gmail.com..

** Pavlova, Tatiana Borisovna, Associate Professor, Department of Informatization of Education Faculty of Information Technology, Herzen State Pedagogical University of Russia, pavtatbor@gmail.com..

© Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013

Информационные технологии

усвоения информации); трансформационная (организация содержания в соответствии с действующими образовательными стандартами); систематизирующая; мотивационная; ориентации учащихся на определенные способы познавательной деятельности; развития познавательных возможностей.

В качестве основного отличия электронных ресурсов от традиционных часто называют быстрый, удобный (в т.ч. удаленный) доступ к учебной информации и возможность использования одного информационного объекта одновременно большим количеством пользователей; при необходимости электронные ресурсы легко тиражируются и распространяются. Но вряд ли это преимущество можно назвать главным. Предоставлять в открытый или регламентированный доступ можно и фрагменты оцифрованных печатных текстов. При этом роль ресурса в деятельности обучающегося вряд ли изменится. Т аким образом, названное преимущество не играет решающей роли в определении характера образовательной деятельности.

Следует отметить, что роль электронных ресурсов особенно ярко проявляется в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Значит, требования к электронным ресурсам должны, прежде всего, согласоваться с задачами самостоятельной работы. В соответствии с новыми образовательными стандартами, характер самостоятельной работы существенно меняется; на нее отводится значительно больше времени в общей трудоемкости дисциплин и образовательных модулей. Трансформируются и образовательные цели: предметные, знаниевые цели вписываются в широкий спектр жизненно и профессионально важных для современного специалиста компетенций. Процесс самостоятельного освоения знаний, составляющих базу формирования компетенций, должен носить индивидуализированный характер и происходить в новых информационных условиях, отражающих течение информационных процессов в современном обществе и осваиваемой области. Значит, необходим электронный контент, обеспечивающий самостоятельную индивидуальную или групповую деятельность обучающихся с использованием современных информационных средств в соответствии с личностно принятой стратегией профессионального развития. В этом контексте значение имеет не подбор обязательных или рекомендованных для освоения источников учебной информации, а предоставление обучающемуся реальной свободы в выборе пути познания в широкой образовательной среде.

Ресурсы внешней (профессиональной, глобальной) и внутренней (вузовской) информационной образовательной среды

Образовательная среда, доступная обучающемуся, существует на разных уровнях - от предметно-практического окружения, связанного с освоением конкретной дисциплины, до глобальной информационной среды, насыщенной разнообразными информационными ресурсами, способствующими образованию и профессиональному развитию. Информационная ситуация, в которой происходит обучение сегодня, характеризуется возрастанием общего количества информации и множественностью ее источников. Ресурсную базу образовательной среды современного вуза составляют специализированные базы данных и знаний, информационно-правовые системы, электронные образовательные ресурсы информационного центра и библиотеки.

В информационной среде российского образования можно назвать такие единицы, как информационные образовательные и профессиональные порталы и сайты, базы данных, электронные библиотеки, коллекции ресурсов в рамках профессиональных сетевых сообществ и пр. В целях структурирования информационного пространства для такой огромной аудитории, какой является российское образовательное сообщество, была создана система базовых федеральных образовательных порталов, объединенная под эгидой портала «Российское образование» (www.edu.rn). В качестве примеров можно привести портал «ЭСМ» - «Экономика-Социология-Менеджмент» (http://ecsocman. hse.m), федеральный правовой портал «Юридическая Россия» (http://www.law.edu.ru) и др. В рамках порталов формируются коллекции электронных ресурсов и обеспечиваются удобные средства их поиска и пополнения коллекции. Путь к необходимому информационному ресурсу может быть найден как с использованием каталога, так и посредством рекомендаций, полученных в коммуникации с другими заинтересованными пользователями или экспертами.

Значительные шаги сделаны в области объединения усилий и предоставления интегрированного доступа к ресурсам разных электронных библиотек. Современная вузовская библиотека предлагает пользователям значительное количество услуг по обеспечению их электронными образовательными и общекультурными ресурсами с целью создания единой точки доступа к многочисленным разрозненным электронным публикациям (каталогизация и эффективный поиск). Библиотеки объединяют свои усилия и внедряют технологии корпоративной работы для создания общих разделяемых информационных ресурсов и средств эффективного доступа к ним через Интернет (например, корпоративная библиотечная система вузов Санкт-Петербурга). Работа с базами данных позволяет практически мгновенно осуществлять сортировку, выборку данных, сравнение, классификацию и прочие операции, необходимые для оперирования электронными ресурсами. Проект основных направлений развития библиотечно-информационной сети «ЛИБНЕТ» на 2011-2020 гг. предусматривает поэтапное обеспечение к 2020 г. свободного доступа всех граждан России к цифровой форме любого документа, хранящегося в любой библиотеке страны через Интернет с соблюдением авторских прав.

Для обеспечения доступа к мировым библиотечным ресурсам и научным базам данных библиотеки осуществляют постоянные или временные подписки на востребованные ресурсы. Временное предоставление бесплатного свободного доступа к тематическим электронным библиотечным ресурсам иногда осуществляется по договоренности в рамках академического и межкультурного обменов (например, научные электронные ресурсы Oxford University Press, Academic Electronic Publishing и др.). Мировые электронные научные библиотеки не ограничиваются задачами обеспечения доступа к собственным фондам. Например, Elsevier обеспечивает эффективную работу не только со своей научной информацией, но и со всей научной информацией, размещенной в Интернете. На одной платформе размещены: ScienceDirect (миллионы статей и тысячи электронных книг), база Scopus (миллионы рефератов, научных книг, авторефератов), многочисленные открытые научные web-ресурсы, миллионы патентов, контент различных университетов и научных организаций. Функционал таких информационных баз строится в соответствии с ключевыми тенденциями современности -открытость и взаимодействие, персонализация, сотрудничество между исследователями.

Электронный учебно-методический комплекс как интегрированный ресурс в образовательной среде вуза

Обычно в качестве первичного и целостного учебно-методического ресурса рассматривается учебно-методический комплекс учебной дисциплины или образовательного модуля, который объединяет информационные источники на разных носителях. Во многих нормативных документах определяется его рекомендуемый состав. Но важно также задать требования к содержанию и форме электронных образовательных ресурсов в соответствии возможными видами информационной образовательной деятельности, способствующей становлению перспективных компетенций современного специалиста.

Учебно-методический комплекс (УМК) призван систематизировать информацию об имеющихся ресурсах, «направить их действие» на решение конкретных образовательных задач с соблюдением достаточной меры вариативности, определяющей свободу выбора образовательных действий субъектом. УМК в электронном воплощении потенциально приобретает все возможности электронного образовательного ресурса, его функциональность должна быть значительно расширена в сравнении с печатным вариантом. Если традиционный электронный учебно-методический комплекс создается для того, чтобы систематизировать необходимые источники информации, организовать управляемый (или направляемый) доступ к ним, то задачи современного УМК меняются - для обучающегося он должен стать «проводником» в разнообразной образовательной среде, обеспечить возможность обратной связи; его основная задача - помочь найти эффективный путь достижения индивидуализированных образовательных целей. Кроме предоставления необходимого информационного ядра, ЭУМК должен показать студенту выходы в окружающие информационные среды, способствовать активному взаимодействие с их ресурсами. И если невысока статистика использования электронных баз данных или баз знаний, доступ к которым обеспечен в вузе, это значит, что в учебно-методических комплексах образовательных модулей не предусмотрены виды образовательной деятельности с привлечением этих ресурсов.

Серьезной проблемой образовательного процесса высшей школы, на которую невозможно закрывать глаза при организации компетентностно-ориентированного учебного процесса - это недостаточное отражение междисциплинарных связей, которые обеспечивают компетентность выпускника. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) может стать действенным средством преодоления этой проблемы. Гипертекстовая организация содержания обеспечивает возможность объединения в общем контенте различных моделей предметных областей, позволяет устанавливать связи с вариативными мультидисциплинарными блоками, находящимися за пределами самого комплекса. Например, в общем электронном репозитории (электронном хранилище ресурсов) могут объединяться связями различные документы, устанавливаться ссылки на соответствующие ресурсы глобальной информационной среды.

Наряду с освоением конкретной образовательной информации, в ЭУМК должны быть предусмотрены виды деятельности, мотивирующие самостоятельное извлечение знаний из разнообразных источников, поощряющие инициативные действия по обогащению и расширению ресурсной базы. ЭУМК сегодня не может быть закрытой системой, т.к. должен отражать актуальное состояние предметной области, максимально использовать доступные, обновляющиеся ресурсы, обеспечивать интеграцию в учебный процесс новейшей профессиональной и научной информации. Поэтому одна из задач, решаемых при наполнении электронного УМК - это постоянный «мониторинг» предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности. Причем больший образовательный эффект будет достигнут, если одну из значимых ролей в этом процессе будут играть студенты, естественным образом включаясь в продуктивную деятельность по расширению ресурсного окружения.

В условиях глобального развития информационной среды современный специалист не может ограничивать себя ресурсами на родном языке, поскольку зоны инновационной активности могут возникать в недоступных ему информационных пространствах. Иноязычная компетенция, гибкое использование инструментов автоматизированного перевода текстов и веб-страниц позволяет человеку сегодня становиться

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013

Информационные технологии

полноценным членом международного профессионального сообщества, получать доступ к новейшей информации и знаниям. Поэтому в ЭУМК должны находить отражение образовательные и научные источники информации на разных языках, предусмотрены виды самостоятельной работы студентов, в результате которой предоставляются в общее использование рефераты или переводы полезных иноязычных текстов. И это только один из аспектов ваимообогащающего сотрудничества в образовательном сообществе.

Отмеченные моменты имеют особое значение в отношении ЭУМК магистерских программ подготовки. Это соотносится с образовательными целями, обозначенными во ФГОС в качестве профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности, включающими анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений научного знания, передового отечественного и зарубежного опыта. В таком контексте образовательные ресурсы не должны восприниматься студентом исключительно как «объект потребления». В процессе формирования компетенций ему необходимо находиться в «живом», постоянно актуализирующемся информационном поле. Какие ресурсы он использует в процессе решения образовательных и исследовательских задач, зависит не только от рекомендаций педагога, но в значительной степени от его собственной активности и информационной культуры.

Изменение структуры образовательного контента

Таким образом, структура образовательного контента электронной ресурсной базы кардинально меняется - на смену заданной последовательности шагов или древовидному гипертексту приходит идея базы знаний, в которой присутствуют объекты, многократно используемые в различных образовательных контекстах. База знаний - это особого рода база данных, разработанная не для хранения, а для оперирования знаниями в определенной области. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска информации и имеют классификационную структуру. Такая структура является открытой для расширения и насыщения ее новой информацией, поскольку предназначена для управления знаниями, то есть для сбора, хранения, поиска и выдачи знаний в соответствии с индивидуальным запросом. ЭУМК не является пассивным информационным компонентом образовательной среды, представляющим собой медиатеку, т.е. структурированное хранилище информации на разных носителях с дополнительными функциями, обеспечивающими сетевой доступ и удобный поиск. Пополнение базы может происходить в результате реализации активных методов индивидуальной или групповой образовательной деятельности, например проектной, исследовательской. В этом отношении подчеркивают особую роль вариативности организуемых на базе ресурса или заложенных в ресурсе моделей деятельности. Именно они определяют содержание соответствующих сопровождающих методических средств (контекстной помощи, навигаторов, интерактивных методических руководств, средств интеллектуального поиска и т.д.) [3].

Для будущего специалиста важна не только база доступной информации, но и формы активности, развивающие способность к гибкому ориентированию и действию в динамично изменяющемся профессиональном пространстве. В высшей профессиональной школе студента сегодня следует готовить к взаимодействию с множественными источниками информации, особое значение приобретают компетенции, обеспечивающие самостоятельное извлечение знаний из разнообразных информационных ресурсов, владение инструментами переработки и презентации информации.

Поэтому целенаправленно формируемая, педагогически обоснованная ресурсная база образовательной среды по своим качествам должна соответствовать широкой информационной профессиональной среде, в которой впоследствии предстоит действовать выпускнику. С помощью электронного УМК устанавливаются связи между ресурсами образовательных сред различных уровней. По этой же причине в электронном учебно-методическом комплексе важны функции оперативной модификации и расширения контента. Современные информационные технологии позволяют разным пользователям самостоятельно производить электронные материалы для учебного процесса, которые не проходят цикл издательской подготовки, не имеют законченного воплощения, но могут играть действенную роль в образовательном взаимодействии.

ЭУМК должен составить основу продуктивной информационной образовательной деятельности студента. Стратегия построения ресурсов электронной среды должна ориентироваться на индивидуальный образовательный путь, запрос самого субъекта, поскольку мотивы приобретения знаний в широкой, динамически изменяющейся информационной среде должны изначально формироваться в процессе обучения. Студенты могут играть активную роль в пополнении учебно-методического комплекса, обогащая его связями с новыми ресурсами и информационными продуктами собственной деятельности.

Таким образом, электронная ресурсная база учебного процесса сегодня - это расширяемый, структурирующийся под задачи образовательной деятельности информационный массив, имеющий множественные связи с ресурсами внешней информационной среды, развивающийся благодаря активности пользователей и являющийся средством обмена знаниями и их интеграции. Только при таких условиях становление профессиональной позиции выпускника вуза осуществляется не на основе учебной непротиворечивости знаний, а в процессе критического осмысления разных подходов, позиций, концепций. Как подчеркивают исследователи современной образовательной среды, сегодня знания быстро устаревают, и выпускнику необходимо принять для себя стратегию обучения «через

жизнь», научиться самому находить необходимую информацию и использовать в профессиональной деятельности. Для этого ему необходимо осваивать передовые способы взаимодействия с информацией, адекватные новым технико-технологическим компьютерным средствам [4]. При этих условиях на современном уровне формируются исследовательские компетенции, информационная культура, включающая компетенции взаимодействия с информацией, самостоятельного приобретения и пополнения знаний, обеспечивающие успешность дальнейшей деятельности и конкурентоспособность будущего специалиста в условиях изменяющейся профессиональной среды.

Список литературы

1. Мендубаева, З. А. Требования к учебной книге // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.

2. Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010.

3. Башмаков, А. И., Башмаков, И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.

- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

4. Носкова, Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. - СПб.: РГПУ, 2007.

Literature

1. Mendubaeva, Z. A. Trebovaniya k uchebnoy knige // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialyi mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral 2012 g.). - SPb.: Renome, 2012.

2. Osin, A. V. Otkryityie obrazovatelnyie modulnyie multimediasistemyi. - M.: Agentstvo «Izdatelskiy servis», 2010.

3. Bashmakov, A. I., Bashmakov, I. A. Razrabotka kompyuternyih uchebnikov i obuchayuschih sistem.

- M.: Informatsionno-izdatelskiy dom «Filin’», 2003.

4. Noskova, T. N. Psihodidaktika informatsionno-obrazovatelnoy sredyi. - SPb.: RGPU, 2007.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.