Информационные технологии
УДК 37.01:004
Т.Н. Носкова*, Т.Б. Павлова**
Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций
В современной образовательной информационной среде меняются задачи и структура образовательного контента. Электронный учебно-методический комплекс как средство активного взаимодействия студента с ресурсами широкой информационной среды.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, образовательная информационная среда.
T.N. Noskova*, Т.В. Pavlova**. Electronic resources as a basis for the formation of the perspective of professional competencies. In the modem educational information environment the purpose and structure of educational content are changing Electronic training complex as a means of active students interaction with the resources of the general information medium.
Keywords: electronic educational resources, electronic training complex, educational information environment.
Федеральные государственные стандарты, внедряющиеся сегодня в российском образовании, определяют новое качество образовательных результатов, что осуществимо только при соответствующих изменениях в характере учебного процесса. Необходимо поддержать деятельностный характер образования, индивидуализацию образовательного пути, формирование современных общекультурных и профессиональных компетенций, важных для конкурентоспособного специалиста. Особую значимость приобретает умение ориентироваться в разнообразном информационном пространстве, самостоятельность и инициативность в выборе способов действий и принятии решений. Выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды; в качестве ключевой характеристики современного специалиста рассматривается компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, способствующая самообразованию. Несомненно, в эпоху информатизации всех сфер активности человека информационные и коммуникационные технологии, электронные ресурсы играют особую роль в процессе профессиональной подготовки; они не только предоставляют новые средства, но также задают новые образовательные цели.
Электронные образовательные ресурсы и учебная книга
Информационное ядро учебного процесса традиционно составляют печатные издания: учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии и т.п. Главным преимуществом книги, безусловно, является ее автономность - для использования нет необходимости иметь какие-либо технические устройства; чтение книг - привычное и комфортное для человека занятие, не связанное с сильным утомлением глаз. Построение (аппарат) учебной книги отработано годами и эффективно содействует освоению содержания. Сегодня требования, предъявляемые к печатным изданиям учебного назначения, изменяются созвучно переменам в образовании. В педагогических публикациях определены следующие функции современной учебной книги: информационная (источник обязательной для
* Носкова, Татьяна Николаевна, заведующая кафедрой информатизации образования, декан факультета информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, noskovatn@gmail.com.
** Павлова, Татьяна Борисовна, доцент кафедры информатизации образования факультета информационных технологий РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, pavtatbor@gmail.com..
* Noskova, Tatiana Nikolaevna, Dean of the Faculty of Information Technology, Herzen State Pedagogical University of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, noskovatn@gmail.com..
** Pavlova, Tatiana Borisovna, Associate Professor, Department of Informatization of Education Faculty of Information Technology, Herzen State Pedagogical University of Russia, pavtatbor@gmail.com..
© Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013
Информационные технологии
усвоения информации); трансформационная (организация содержания в соответствии с действующими образовательными стандартами); систематизирующая; мотивационная; ориентации учащихся на определенные способы познавательной деятельности; развития познавательных возможностей.
В качестве основного отличия электронных ресурсов от традиционных часто называют быстрый, удобный (в т.ч. удаленный) доступ к учебной информации и возможность использования одного информационного объекта одновременно большим количеством пользователей; при необходимости электронные ресурсы легко тиражируются и распространяются. Но вряд ли это преимущество можно назвать главным. Предоставлять в открытый или регламентированный доступ можно и фрагменты оцифрованных печатных текстов. При этом роль ресурса в деятельности обучающегося вряд ли изменится. Т аким образом, названное преимущество не играет решающей роли в определении характера образовательной деятельности.
Следует отметить, что роль электронных ресурсов особенно ярко проявляется в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Значит, требования к электронным ресурсам должны, прежде всего, согласоваться с задачами самостоятельной работы. В соответствии с новыми образовательными стандартами, характер самостоятельной работы существенно меняется; на нее отводится значительно больше времени в общей трудоемкости дисциплин и образовательных модулей. Трансформируются и образовательные цели: предметные, знаниевые цели вписываются в широкий спектр жизненно и профессионально важных для современного специалиста компетенций. Процесс самостоятельного освоения знаний, составляющих базу формирования компетенций, должен носить индивидуализированный характер и происходить в новых информационных условиях, отражающих течение информационных процессов в современном обществе и осваиваемой области. Значит, необходим электронный контент, обеспечивающий самостоятельную индивидуальную или групповую деятельность обучающихся с использованием современных информационных средств в соответствии с личностно принятой стратегией профессионального развития. В этом контексте значение имеет не подбор обязательных или рекомендованных для освоения источников учебной информации, а предоставление обучающемуся реальной свободы в выборе пути познания в широкой образовательной среде.
Ресурсы внешней (профессиональной, глобальной) и внутренней (вузовской) информационной образовательной среды
Образовательная среда, доступная обучающемуся, существует на разных уровнях - от предметно-практического окружения, связанного с освоением конкретной дисциплины, до глобальной информационной среды, насыщенной разнообразными информационными ресурсами, способствующими образованию и профессиональному развитию. Информационная ситуация, в которой происходит обучение сегодня, характеризуется возрастанием общего количества информации и множественностью ее источников. Ресурсную базу образовательной среды современного вуза составляют специализированные базы данных и знаний, информационно-правовые системы, электронные образовательные ресурсы информационного центра и библиотеки.
В информационной среде российского образования можно назвать такие единицы, как информационные образовательные и профессиональные порталы и сайты, базы данных, электронные библиотеки, коллекции ресурсов в рамках профессиональных сетевых сообществ и пр. В целях структурирования информационного пространства для такой огромной аудитории, какой является российское образовательное сообщество, была создана система базовых федеральных образовательных порталов, объединенная под эгидой портала «Российское образование» (www.edu.rn). В качестве примеров можно привести портал «ЭСМ» - «Экономика-Социология-Менеджмент» (http://ecsocman. hse.m), федеральный правовой портал «Юридическая Россия» (http://www.law.edu.ru) и др. В рамках порталов формируются коллекции электронных ресурсов и обеспечиваются удобные средства их поиска и пополнения коллекции. Путь к необходимому информационному ресурсу может быть найден как с использованием каталога, так и посредством рекомендаций, полученных в коммуникации с другими заинтересованными пользователями или экспертами.
Значительные шаги сделаны в области объединения усилий и предоставления интегрированного доступа к ресурсам разных электронных библиотек. Современная вузовская библиотека предлагает пользователям значительное количество услуг по обеспечению их электронными образовательными и общекультурными ресурсами с целью создания единой точки доступа к многочисленным разрозненным электронным публикациям (каталогизация и эффективный поиск). Библиотеки объединяют свои усилия и внедряют технологии корпоративной работы для создания общих разделяемых информационных ресурсов и средств эффективного доступа к ним через Интернет (например, корпоративная библиотечная система вузов Санкт-Петербурга). Работа с базами данных позволяет практически мгновенно осуществлять сортировку, выборку данных, сравнение, классификацию и прочие операции, необходимые для оперирования электронными ресурсами. Проект основных направлений развития библиотечно-информационной сети «ЛИБНЕТ» на 2011-2020 гг. предусматривает поэтапное обеспечение к 2020 г. свободного доступа всех граждан России к цифровой форме любого документа, хранящегося в любой библиотеке страны через Интернет с соблюдением авторских прав.
Для обеспечения доступа к мировым библиотечным ресурсам и научным базам данных библиотеки осуществляют постоянные или временные подписки на востребованные ресурсы. Временное предоставление бесплатного свободного доступа к тематическим электронным библиотечным ресурсам иногда осуществляется по договоренности в рамках академического и межкультурного обменов (например, научные электронные ресурсы Oxford University Press, Academic Electronic Publishing и др.). Мировые электронные научные библиотеки не ограничиваются задачами обеспечения доступа к собственным фондам. Например, Elsevier обеспечивает эффективную работу не только со своей научной информацией, но и со всей научной информацией, размещенной в Интернете. На одной платформе размещены: ScienceDirect (миллионы статей и тысячи электронных книг), база Scopus (миллионы рефератов, научных книг, авторефератов), многочисленные открытые научные web-ресурсы, миллионы патентов, контент различных университетов и научных организаций. Функционал таких информационных баз строится в соответствии с ключевыми тенденциями современности -открытость и взаимодействие, персонализация, сотрудничество между исследователями.
Электронный учебно-методический комплекс как интегрированный ресурс в образовательной среде вуза
Обычно в качестве первичного и целостного учебно-методического ресурса рассматривается учебно-методический комплекс учебной дисциплины или образовательного модуля, который объединяет информационные источники на разных носителях. Во многих нормативных документах определяется его рекомендуемый состав. Но важно также задать требования к содержанию и форме электронных образовательных ресурсов в соответствии возможными видами информационной образовательной деятельности, способствующей становлению перспективных компетенций современного специалиста.
Учебно-методический комплекс (УМК) призван систематизировать информацию об имеющихся ресурсах, «направить их действие» на решение конкретных образовательных задач с соблюдением достаточной меры вариативности, определяющей свободу выбора образовательных действий субъектом. УМК в электронном воплощении потенциально приобретает все возможности электронного образовательного ресурса, его функциональность должна быть значительно расширена в сравнении с печатным вариантом. Если традиционный электронный учебно-методический комплекс создается для того, чтобы систематизировать необходимые источники информации, организовать управляемый (или направляемый) доступ к ним, то задачи современного УМК меняются - для обучающегося он должен стать «проводником» в разнообразной образовательной среде, обеспечить возможность обратной связи; его основная задача - помочь найти эффективный путь достижения индивидуализированных образовательных целей. Кроме предоставления необходимого информационного ядра, ЭУМК должен показать студенту выходы в окружающие информационные среды, способствовать активному взаимодействие с их ресурсами. И если невысока статистика использования электронных баз данных или баз знаний, доступ к которым обеспечен в вузе, это значит, что в учебно-методических комплексах образовательных модулей не предусмотрены виды образовательной деятельности с привлечением этих ресурсов.
Серьезной проблемой образовательного процесса высшей школы, на которую невозможно закрывать глаза при организации компетентностно-ориентированного учебного процесса - это недостаточное отражение междисциплинарных связей, которые обеспечивают компетентность выпускника. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) может стать действенным средством преодоления этой проблемы. Гипертекстовая организация содержания обеспечивает возможность объединения в общем контенте различных моделей предметных областей, позволяет устанавливать связи с вариативными мультидисциплинарными блоками, находящимися за пределами самого комплекса. Например, в общем электронном репозитории (электронном хранилище ресурсов) могут объединяться связями различные документы, устанавливаться ссылки на соответствующие ресурсы глобальной информационной среды.
Наряду с освоением конкретной образовательной информации, в ЭУМК должны быть предусмотрены виды деятельности, мотивирующие самостоятельное извлечение знаний из разнообразных источников, поощряющие инициативные действия по обогащению и расширению ресурсной базы. ЭУМК сегодня не может быть закрытой системой, т.к. должен отражать актуальное состояние предметной области, максимально использовать доступные, обновляющиеся ресурсы, обеспечивать интеграцию в учебный процесс новейшей профессиональной и научной информации. Поэтому одна из задач, решаемых при наполнении электронного УМК - это постоянный «мониторинг» предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности. Причем больший образовательный эффект будет достигнут, если одну из значимых ролей в этом процессе будут играть студенты, естественным образом включаясь в продуктивную деятельность по расширению ресурсного окружения.
В условиях глобального развития информационной среды современный специалист не может ограничивать себя ресурсами на родном языке, поскольку зоны инновационной активности могут возникать в недоступных ему информационных пространствах. Иноязычная компетенция, гибкое использование инструментов автоматизированного перевода текстов и веб-страниц позволяет человеку сегодня становиться
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013
Информационные технологии
полноценным членом международного профессионального сообщества, получать доступ к новейшей информации и знаниям. Поэтому в ЭУМК должны находить отражение образовательные и научные источники информации на разных языках, предусмотрены виды самостоятельной работы студентов, в результате которой предоставляются в общее использование рефераты или переводы полезных иноязычных текстов. И это только один из аспектов ваимообогащающего сотрудничества в образовательном сообществе.
Отмеченные моменты имеют особое значение в отношении ЭУМК магистерских программ подготовки. Это соотносится с образовательными целями, обозначенными во ФГОС в качестве профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности, включающими анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений научного знания, передового отечественного и зарубежного опыта. В таком контексте образовательные ресурсы не должны восприниматься студентом исключительно как «объект потребления». В процессе формирования компетенций ему необходимо находиться в «живом», постоянно актуализирующемся информационном поле. Какие ресурсы он использует в процессе решения образовательных и исследовательских задач, зависит не только от рекомендаций педагога, но в значительной степени от его собственной активности и информационной культуры.
Изменение структуры образовательного контента
Таким образом, структура образовательного контента электронной ресурсной базы кардинально меняется - на смену заданной последовательности шагов или древовидному гипертексту приходит идея базы знаний, в которой присутствуют объекты, многократно используемые в различных образовательных контекстах. База знаний - это особого рода база данных, разработанная не для хранения, а для оперирования знаниями в определенной области. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска информации и имеют классификационную структуру. Такая структура является открытой для расширения и насыщения ее новой информацией, поскольку предназначена для управления знаниями, то есть для сбора, хранения, поиска и выдачи знаний в соответствии с индивидуальным запросом. ЭУМК не является пассивным информационным компонентом образовательной среды, представляющим собой медиатеку, т.е. структурированное хранилище информации на разных носителях с дополнительными функциями, обеспечивающими сетевой доступ и удобный поиск. Пополнение базы может происходить в результате реализации активных методов индивидуальной или групповой образовательной деятельности, например проектной, исследовательской. В этом отношении подчеркивают особую роль вариативности организуемых на базе ресурса или заложенных в ресурсе моделей деятельности. Именно они определяют содержание соответствующих сопровождающих методических средств (контекстной помощи, навигаторов, интерактивных методических руководств, средств интеллектуального поиска и т.д.) [3].
Для будущего специалиста важна не только база доступной информации, но и формы активности, развивающие способность к гибкому ориентированию и действию в динамично изменяющемся профессиональном пространстве. В высшей профессиональной школе студента сегодня следует готовить к взаимодействию с множественными источниками информации, особое значение приобретают компетенции, обеспечивающие самостоятельное извлечение знаний из разнообразных информационных ресурсов, владение инструментами переработки и презентации информации.
Поэтому целенаправленно формируемая, педагогически обоснованная ресурсная база образовательной среды по своим качествам должна соответствовать широкой информационной профессиональной среде, в которой впоследствии предстоит действовать выпускнику. С помощью электронного УМК устанавливаются связи между ресурсами образовательных сред различных уровней. По этой же причине в электронном учебно-методическом комплексе важны функции оперативной модификации и расширения контента. Современные информационные технологии позволяют разным пользователям самостоятельно производить электронные материалы для учебного процесса, которые не проходят цикл издательской подготовки, не имеют законченного воплощения, но могут играть действенную роль в образовательном взаимодействии.
ЭУМК должен составить основу продуктивной информационной образовательной деятельности студента. Стратегия построения ресурсов электронной среды должна ориентироваться на индивидуальный образовательный путь, запрос самого субъекта, поскольку мотивы приобретения знаний в широкой, динамически изменяющейся информационной среде должны изначально формироваться в процессе обучения. Студенты могут играть активную роль в пополнении учебно-методического комплекса, обогащая его связями с новыми ресурсами и информационными продуктами собственной деятельности.
Таким образом, электронная ресурсная база учебного процесса сегодня - это расширяемый, структурирующийся под задачи образовательной деятельности информационный массив, имеющий множественные связи с ресурсами внешней информационной среды, развивающийся благодаря активности пользователей и являющийся средством обмена знаниями и их интеграции. Только при таких условиях становление профессиональной позиции выпускника вуза осуществляется не на основе учебной непротиворечивости знаний, а в процессе критического осмысления разных подходов, позиций, концепций. Как подчеркивают исследователи современной образовательной среды, сегодня знания быстро устаревают, и выпускнику необходимо принять для себя стратегию обучения «через
жизнь», научиться самому находить необходимую информацию и использовать в профессиональной деятельности. Для этого ему необходимо осваивать передовые способы взаимодействия с информацией, адекватные новым технико-технологическим компьютерным средствам [4]. При этих условиях на современном уровне формируются исследовательские компетенции, информационная культура, включающая компетенции взаимодействия с информацией, самостоятельного приобретения и пополнения знаний, обеспечивающие успешность дальнейшей деятельности и конкурентоспособность будущего специалиста в условиях изменяющейся профессиональной среды.
Список литературы
1. Мендубаева, З. А. Требования к учебной книге // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.
2. Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2010.
3. Башмаков, А. И., Башмаков, И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.
- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
4. Носкова, Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. - СПб.: РГПУ, 2007.
Literature
1. Mendubaeva, Z. A. Trebovaniya k uchebnoy knige // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialyi mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral 2012 g.). - SPb.: Renome, 2012.
2. Osin, A. V. Otkryityie obrazovatelnyie modulnyie multimediasistemyi. - M.: Agentstvo «Izdatelskiy servis», 2010.
3. Bashmakov, A. I., Bashmakov, I. A. Razrabotka kompyuternyih uchebnikov i obuchayuschih sistem.
- M.: Informatsionno-izdatelskiy dom «Filin’», 2003.
4. Noskova, T. N. Psihodidaktika informatsionno-obrazovatelnoy sredyi. - SPb.: RGPU, 2007.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (59) 2013