Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РКИ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна

В статье делается акцент на актуальных направлениях развития современного образования, среди которых отмечены такие процессы, как цифровизация, автоматизация, глобализация технологий, экологизация, трансформация социальных (в т. ч. образовательных) институтов, демографические изменения, формирование сетевых сообществ. Отмечается первостепенное значение развития и распространения электронных технологий, которые «запускают» все иные изменения глобального образования. На примере урока русского языка как иностранного по теме «Профессии» (А 1, элементарный уровень) продемонстрировано, каким образом может быть организовано обучение с применением электронных ресурсов на разных этапах - освоения нового лексико-грамматического материала и содержания «коммуникативной темы», закрепления этого материала, формирования навыка использования изученного в собственной речевой практике, контроля усвоения материала. Предлагаются некоторые конкретные сервисы, которые позволяют обеспечить такие необходимые сегодня в обучении параметры образования, как персонификация и индивидуализация обучения, геймификация учебного контента, автоматизация контроля знаний, умений и навыков. Подчеркивается, что методичное, регулярное применение указанных технологий в соответствии с определенным этапом урока и его задачей должно стать для обучающихся системным явлением, что позволит в дальнейшем сократить инструктивную часть урока и ускорить таким образом сам процесс обучения с применением цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN A RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSON PLAN

The article focuses on current directions in modern education development such as digitalization, automation, technological globalization, greening processes, social (including educational) institutions transformation, demographic changes, network community formation. The digital technology development and dissemination which “trigger” changes in global education are considered as primary. An elaborated Russian as a foreign language lesson plan about “Professions” (A1, elementary level) demonstrated how to organize teaching with digital resources at different stages - new lexical / grammatical structure and communicative content assimilation, revision, speech skill formation, control. Selected sites and online platforms provide such necessary educational parameters as personification and individualization of teaching, educational content gamification, automatized knowledge, skill, abilities control. It is emphasized that methodical and regular use of these technologies in accordance with a certain lesson stage and task should become systemic in order to reduce the instructional part and thus accelerate the learning process by using digital technologies.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

УДК 378.016:811.161.1:004 DOI 10.26170/2079-8717_2021 _06_03

ББК Ш141.12-9-99+Ч448.026.843 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01 (5.8.1)

Дзюба Елена Вячеславовна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: ev_dziuba@uspu.me

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; электронные образовательные ресурсы; электронное обучение; дистанционное обучение; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; уроки русского языка.

АННОТАЦИЯ. В статье делается акцент на актуальных направлениях развития современного образования, среди которых отмечены такие процессы, как цифровизация, автоматизация, глобализация технологий, экологизация, трансформация социальных (в т. ч. образовательных) институтов, демографические изменения, формирование сетевых сообществ. Отмечается первостепенное значение развития и распространения электронных технологий, которые «запускают» все иные изменения глобального образования. На примере урока русского языка как иностранного по теме «Профессии» (А 1, элементарный уровень) продемонстрировано, каким образом может быть организовано обучение с применением электронных ресурсов на разных этапах - освоения нового лек-сико-грамматического материала и содержания «коммуникативной темы», закрепления этого материала, формирования навыка использования изученного в собственной речевой практике, контроля усвоения материала. Предлагаются некоторые конкретные сервисы, которые позволяют обеспечить такие необходимые сегодня в обучении параметры образования, как персонификация и индивидуализация обучения, геймификация учебного контента, автоматизация контроля знаний, умений и навыков. Подчеркивается, что методичное, регулярное применение указанных технологий в соответствии с определенным этапом урока и его задачей должно стать для обучающихся системным явлением, что позволит в дальнейшем сократить инструктивную часть урока и ускорить таким образом сам процесс обучения с применением цифровых технологий.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дзюба, Е. В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного / Е. В. Дзюба. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 24-34. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_0б_03.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено при поддержке гранта в форме субсидий на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (проект «Играть и учиться по-русски: создание и продвижение онлайн-игр в сети Интернет», № 073-15-2021-1988).

Dziuba Elena Vyacheslavovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

IN A RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSON PLAN

KEYWORDS: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; electronic educational resources; e-learning; distance learning; RFL; Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; Russian language lessons.

ABSTRACT. The article focuses on current directions in modern education development such as digitalization, automation, technological globalization, greening processes, social (including educational) institutions transformation, demographic changes, network community formation. The digital technology development and dissemination which "trigger" changes in global education are considered as primary. An elaborated Russian as a foreign language lesson plan about "Professions" (Ai, elementary level) demonstrated how to organize teaching with digital resources at different stages - new lexical / grammatical structure and communicative content assimilation, revision, speech skill formation, control. Selected sites and online platforms provide such necessary educational parameters as personification and individualization of teaching, educational content gamification, automatized knowledge, skill, abilities control. It is emphasized that methodical and regular use of these technologies in accordance with a certain lesson stage and task should become systemic in order to reduce the instructional part and thus accelerate the learning process by using digital technologies.

FOR CITATION: Dziuba, E. V. (2021). Digital Educational Resources in a Russian as a Foreign Language Lesson Plan. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 24-34. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_03.

ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out with the support of a grant in the form of subsidies for the implementation of measures aimed at the full functioning and development of the Russian language,

© Дзюба Е. В., 2021

the departmental target program "Scientific-methodological, methodological and staffing support for teaching the Russian language and the languages of the peoples of the Russian Federation" of the subprogram "Improving the management of the education system" of the state program of the Russian Federation "Development of Education" (project "Play and Learn in Russian: Creation and Promotion of Online Games on the Internet", No. 073-15-2021-1988).

Введение. Зарубежные и отечественные специалисты в области инновационных педагогических технологий отмечают происходящую сегодня существенную трансформацию образования, подчеркивая, что «использование в обучении технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта, персонализации перестает быть предметом академической дискуссии и становится содержанием реальных проектов, образовательных сервисов и платформ» [1; 6; 13]. Среди трендов современного образования отмечаются следующие наиболее важные: цифровизация, которая влияет на формирование новой личности, реализующей свои новые человеческие возможности «с учетом нарастающего использования искусственного интеллекта и гибридной (дополненной и виртуальной) реальности»; распространяющаяся автоматизация, все более замещающая человеческий труд в области выполнения «рутинной работы» за счет развивающихся технологий [8] и тем самым открывающая новые возможности для развития творческого человеческого потенциала; глобализация технологий, т. е. установление сверхсвязей между наднациональными человеческими достижениями во всех сферах - экономики и торговли, науки и культуры и др. [9]; экологизация, направленная на сохранение природных и человеческих естественных ресурсов и влияющая на дальнейшее развитие мира вообще [см. подробнее: 5; 10; 11; 14]; трансформация социальных институтов, в т. ч. образовательных, сопровождающаяся существенным расширением и усложнением образовательного пространства, изменчивостью моделей организации образовательного процесса, каналов взаимодействия и ролей субъектов образования [3; 9]; демографические изменения, способствующие расширению возможностей для образования на протяжении всей жизни человека [9]; формирование сетевых сообществ, разного рода формальных и неформальных (профессиональных, новых управленческих, геймерских, фанатских и др.) социальных групп, основанных на свободном взаимодействии и/или сотворчестве всех участников [9]. Эти тенденции, в корне меняющие сегодня систему образования на всех его уровнях и во всех областях знания, определяются одним фактором - глобальным развитием и распространением технологических процессов. Неслучайно на первом месте среди перечисленных трендов от-

мечают цифровизацию, поскольку именно она запускает все иные изменения, которые являются ее следствием.

Перечисленные тенденции образования указывают на необходимость перевода имеющегося и, возможно, содержательно и технологически модернизированного учебного контента в электронный формат с частичной его автоматизацией. Это естественный процесс развития образования в современном техногенном мире, дело здесь не только и не столько в обусловленных пандемией и вынужденной изоляцией особенностях распространения современных цифровых технологий. «Классические» компетенции, сложившиеся к началу XXI века, необходимы, но недостаточны: на формирование актуальных компетенций сегодня влияют не только общество и рынок труда, но и мотивация самих обучающихся, поскольку «новое экономическое измерение создается глубоко мотивированными и увлеченными людьми» [9, p. 78; 7], а не абстрактными социально-экономическими тенденциями. Именно поэтому, вероятно, следует не осуждать «поколение с кнопкой на пальце» в его привязанности к цифре, но способствовать переключению мотивации с развлекательной на развлекательно-познавательную. Это можно сделать путем перевода части учебного материала в виртуальный мир, в формат онлайн-игр, викторин и обучающих симуляторов [4]. Имеющиеся сегодня образовательные ресурсы позволяют это сделать.

Цель исследования. В данной статье будет показано, как с помощью электронных технологий может быть модернизирован урок русского языка как иностранного в онлайн или офлайн-режиме.

Традиционно структура урока русского языка как иностранного предполагает освоение нового лексико-грамматического материала и содержания «коммуникативной темы», закрепление этого материала, формирование навыка использования изученного в собственной речевой практике (для выражения собственной оригинальной мысли средствами изучаемого языка), контроль усвоения материала. Конечно, реальный урок в зависимости от уровня владения языком и конкретной учебной ситуации может и должен включать фонетическую / артикуляционную / коммуникативную разминку, проверку домашнего задания и под. Однако мы условно и обобщенно разделим урок на четыре части в соответствии с глав-

ными учебными задачами (освоение, закрепление, практика, контроль). Для примера возьмем темы «Профессии» (А 1, элементарный уровень).

Освоение нового лексико-грамматического материала. Для ознакомления с новой лексикой и грамматикой можно использовать сервис «LearшngApps» (LearningApps.org). Данный образовательный электронный ресурс создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей, или упражнений. Система обучающих упражнений и контролирующих заданий формируется онлайн и в дальнейшем может быть использована в учебной практике. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения, направленные на создание классификаций, выбор заданных единиц, соединение изображения и языковой единицы, соединение смысловых частей и под., а также тесты с множественным выбором и иные контролирующие задания). Следует

подчеркнуть, что сервис уже содержит некоторый готовый контент, который может быть использован преподавателем или обучающимся в готовом виде, однако может быть также создан самостоятельно самим преподавателем или даже самим обучающимся в зависимости от учебных задач. Важно заметить, что упражнения, как готовые, так и создаваемые, не являются законченной учебной единицей, т. е. готовым уроком. Эти упражнения должны быть интегрированы в сценарий обучения, они могут стать структурными элементами урока, соответствующими его конкретным целям. При этом заменить учителя, готовящего такой сценарий, данный ресурс не сможет, как, надеемся, и любой иной.

С помощью данного сервиса обучающиеся могут изучать слова путем соединения изображения и слова (есть функция озвучивания). Зайти на сайт с заданием можно по ссылке или по QR-коду, отдельная регистрация на ресурс при этом не требуется.

Рис. 1. Задание «Соедини изображение

Закрепление лексико-граммати-ческого материала. Для закрепления новой лексики может быть использована программа «Барабук» - специальный электронный сервис для представления и заучивания информации на компьютере или мобильном устройстве. Данный сервис позволяет создать в виде картотеки набор единиц, актуальных для изучения той или иной темы. Единицами могут быть иностранные слова, как в данном случае, даты, математические и химические формулы, термины и понятия,

и слово» https://learningapps.org/5269543

идиомы (фразеологизмы) и любая другая текстовая или графическая информация, которую необходимо заучивать. При этом лицевая сторона может представлять графическое изображение или единицу на родном языке (см. рис. 2). Так же можно работать над освоением и запоминанием грамматики, например при изучении глагольного управления (работать / стать / быть кем? + тв. п./ п. 5. врачом; заниматься чем? + тв. п. / п. 5. журналистикой; увлекаться чем? + тв. п./ п. 5. лингвистикой; см. рис. 3).

Русский V | | Озвучивать □ - « - Сторона А выберите язык 1 | Оаву^иватв □ - - - Сторона В Английский v | | Озвучивать □ - « - Зачем эта колонка?

журналист Км journalist

врач doctor

1

Рис. 2. Существительные (тема «Профессии»)

Рис. 3. Глаголы (тема «Профессии»)

Источник: https://barab00k.ru/8538507487147126/Pr0fessii

Достоинством данного сервиса является возможность многократного перемешивания карточек, увеличения скорости их просмотра и переворачивания, озвучивания единицы разными голосами (мужским, женским), неограниченного числа повторов в любое время. Кроме того, обучающиеся, освоившие работу с этим сервисом, смогут самостоятельно составлять актуальные вока-буляры для индивидуального или группового изучения. Существуют и иные подобные сервисы (Anki, Quizlet и под.), которые обладают разными дополнительными функциями (добавление транскрипции, примеров употребления, аудиофайлов).

Использование электронных технологий связано и с включением в работу материалов, ставших уже традиционными (видео и аудиоматериалы). Так, например, при изучении лексики обучающимся можно предложить просмотр видеоматериала по

, LearningApps.org

Jk* 7

О I S! Все упражнения I Hoi

изучаемой теме (ср., например, «Все профессии нужны...» https://www.youtube.com/ watch?v=6nhazzD7eb4; ЬНр8://-^^№.уоиШЬе. com/watch?v=YVNCcjIsXHE). В тексте песни, которая звучит в обучающем мультфильме, названы профессии и указана специфика деятельности представителя данной профессии (ср. фрагмент песни: Бородатый архитектор нарисует новый дом, А дизайнер - интерьеры, чтоб жилось уютно в нем. Строитель очень скоро новостройку возведет, И уже на новоселье грузчик мебель нам везет...). Просмотр видео может сопровождаться выполнением задания в электронном формате. Задание может быть сформулировано так: Выделите названия профессий, которые вы услышали в песне. Обучающиеся слушают песню, смотрят видео и выделяют наименования профессий (см. рис. 4).

е упражнение | ЕЭ Создать коллекцию

Найдите профессии

Агроном, акварель, архитектор, без, биолог, блины, блюдо, борщ, бульон, бутерброд, ветчина, вилка, воспитанный, вход, геолог, герой, готовый, директор, для, до, душа, капитан, картофель, кинематография, кисель, курица, лепёшка, лимон, линейка, ложка, любой, макароны, мальчик, маргарин, масса, математик, медсестра, мука, национальный, нож, обувь, одно и то же, палочки, парикмахер, педагогический, пейзаж, пирожок, поздравление, портрет, привет, программист, рисунок, ровно, сковорода, сметана, строгий, счастье, талант, талантливый, творожник, термометр, то же самое, тракторист, тряпка, туда, турист, уголь, удача, ученик, ученица, учительница, фармацевт, фермер, фотоаппарат, чай, шофёр, щётка, щи, юридический, юрист.

Рис. 4. Задание: Найди профессии. https://learningapps.org/view485006

Правильность выполнения задания проверяется автоматически, однако можно проверить задание и в аудиории при ответе на следуюие вопросы: Сколько видов профессий в тексте песни? Перечислите (запишите) их. Какие профессии не назвали?

Дополните список.

Интересным заданием, которое выполняется офлайн, но готовится с помощью электронного ресурса, является тематическая головоломка (рис. 5). Обучающимся можно предложить это задание для выпол-

нения в аудитории, но можно представить и в качестве домашнего задания, ср.: Составьте головоломку по теме «Профессии», используя ресурс https://childdevelop. т, распечатайте и принесите на занятие, обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания друг у

Найди слова

р ж ъ Е в р А ч э ъ ч н Э ц

Е ь я V с к ъ щ Ъ м Д Е О Е

Ж к ф ч г ш и я С ф й О с Ь

И ц ш ь Е У ч и т Е л ь т У

С А ю ю О 11 д п с Г ъ ч р к

С К в и Л Е ю р п ц У к о к

Е О в в о п т я о И ц и и У

Р С р п г к ш г р ф т ч т и

П М я А ф г и п т Е ы и Е Б

О О л К У г м Е с Б Е Б Л Ф

В н X т я д ю ъ м Щ К Я Ь В

А А ш Е и и д и Е Е ш ъ м Л

Р В о Р 3 д ц А Н С о ц р ч

Л т X У р м о Е 3 К ы щ Б э

X А р X и т Е К т о р Е С Е

друга. При самостоятельном составлении такого задания обучающиеся сами подберут необходимую лексику, напечатают ее в соответствии с правильным написанием, еще раз повторят при проверке выполнения задания напарником. Шифрование возможно по вертикали и гризонтали.

1. _

2. _

3. _

4. _

Рис. 5. Головоломка «Найди профессии». Источник: https://childdevel0p.ru/html/temp/24yy49/PZ0519420.pdf

Еще одним средством закрепления лексического материала по данной теме может быть электронный тематический кроссворд, который имеется в некоторых ресурсах в готовом виде (см. здесь: http://rki2.trki-

zlat.ru/russkaya-leksika/;

https://onlinetestpad. com/ru/crosswords) или может быть подготовлен учителем самостоятельно (рис. 6).

Рис. 6. Кроссворд по теме «Профессии». Источник: https://0nlinetestpad.c0m/ru/cr0ssw0rd/2y2y-pr0fessii

Спецификой единиц лексико-семантической группы «Профессии» является характерное для русского языка отсутствие у некоторых слов стилистически

нейтрального словообразовательного варианта женского рода (ср.: водитель, врач, профессор и под.). Наличие или отсутствие родовой оппозиции можно также проверить

с помощью специального электронного задания (см. рис. 7). Студенты должны распределить по двум полям ОН и ОНА единицы: спортсмен - спортсменка, учитель -

учительница и под., также они должны оставить на границе указанных полей такие единицы: директор (не директриса!), врач (не врачиха!).

Рис. 7. Разделение на группы по роду. Источник: https://learningapps.org/5554743

Очевидно, что указанная специфика некоторых лексических единиц влечет за собой дальнейшую работу по приобретению навыка построения предложений с данными единицами, ср.: Врач пришел утром -Врач Елена Петровна пришла утром.

Включение нового материала в речевую практику. Следующим этапом после освоения лексики и грамматики, актуальной для изучаемой темы, является использование полученных знаний в речевой практике. Для начала можно использовать задания, направленные на получение навы-

ка построения предложений с использованием изученной лексики и грамматики. Это задания, которые предлагают соединить слова, называющие субъекта действия (в данном случае - это наименования лиц по профессии), и единицы, выражающие предикат (здесь - глагол; глагол при этом употребляется с существительным, выражающим чаще объектное значение). Обучающиеся должны соединить части предложений, ср.: Врач - лечит зубы. Парикмахер -стрижет волосы. Музыкант - играет на скрипке... (см. рис. 8).

Рис. 8. Задание. Составь предложение: Кто? (Б) Что делает? (Р,). Источник: https://learningapps.0rg/7866013

Можно также использовать задания, направленные на соединение единиц, выражающих субъект действия, и слов, называющих объект, на который направлено действие, или указывающих на условия, в которых происходит осуществление дей-

ствие и т. п. («Кому что нужно?»). Необходимо соединить части предложения, построенного по схеме: Кому? (п. 3.) нужно Что? (п. 4.), ср.: Поэту нужна муза. Повару нужна капуста... (рис. 9).

Рис. 9. Кому что нужно? Источник: https://learningapps.org/5840570

Дальнейшее закрепление речевых навыков (построение диалогов, описание изображений и под.), вероятно, лучше осуществлять при непосредственном общении коммуникантов.

Контроль умений и навыков. Для проверки усвоения полученных знаний и выработанных умений и навыков можно использовать традиционные тестовые задания, викторины, квесты.

Например, контрольные задания можно сформировать, например, с помощью бесплатного ресурса шу^и https://myquiz.ru/. Данный сервис позволяет составить задания разного - закрытого и открытого - типа (задания с выбором одного или нескольких ответов из предложенных, задания на установление соответствий, задания с возможностью вписать какой-либо элемент или написать текст и мн. др.; см. рис. 10-12).

Рис. 10. Фрагмент викторины на тему «Профессии» 1. Скриншот

Рис. 11. Фрагмент викторины на тему Рис. 12. Фрагмент викторины на тему «Профессии» 2. Скриншот «Профессии» 3. Скриншот

Задания викторины выполняются одновременно всеми обучающимися в режиме онлайн по числовому коду, выданному преподавателем. Время для выполнения зада-

ния и просмотра верного ответа ограничено. Результаты викторины преподаватель получает моментально (рис. 13).

Рис. 13. Результаты викторины по теме «Профессии», скриншот

В настоящее время существуют разнообразные ресурсы, которые позволяют преподавателю создавать контролирующие задания в игровой форме по типу викторины или квеста и т. д. ^шгйй https://quizlet.com/ru; Baamboozle https://www.baamboozle.com/; Learnis https: //www.learnis.ru/; Playfactile https://www.playfactile.com/). При выполнении таких заданий участие может быть индивидуальным, а также в парах или мини-группах.

Следует отметить, что обучающиеся действительно могут сформировать при выполнении электронных заданий многие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

умения и навыки, но не все. Очевидно, что навыки письма (особенно техники письма) формируются без электронного посредничества. Однако при подготовке материалов преподаватель также может использовать цифровые ресурсы, например генератор прописей (https://tobemum.ru). Задание может быть представлено в таком виде (рис. 14): Обведите текст, закончите предложение. Добавьте предложение о том, что делает врач. Составьте и запишите свой текст о профессии вашей мамы, тети, старшей сестры, бабушки или вашего папы, дяди, старшего брата, дедушки.

Рис. 14. Письменное задание. https://tobemum.ru/propisi/prop_files/propisi.php

Наличие сформированных речевых навыков по той или иной теме преподаватель может проверить с помощью проектного метода, который можно реализовать с помощью разного рода интерактивных досок (Sboard https://sboard.online/; Linoit http://en.linoit.com/; Miro https://miro.com/ и др.).

Творческое задание может быть, например, таким: Подумайте, кем вы хотите быть по профессии? Почему вы выбрали эту профессию? Запишите 5-6 предложений, подберите картинку, подпишите и выложите свои материалы на нашей интерактивной доске в разделе «Кем быть?» (рис. 15).

Рис. 15. Проект «Кем быть?», выполненный обучающимися на платформе Miro https://miro.com/app/board/o9J_lka7tQU=/

На примере урока русского языка как иностранного по теме «Профессии» продемонстрирован процесс обучения языку с применением дистанционных технологий на этапах освоения и закрепления нового учебного материала, формирования навыка употребления изученного в собственной речевой практике и контроля усвоения знаний, умений и навыков. Следует заметить, что методичное, регулярное использование указанных технологий в соответствии с определенным этапом урока и его задачей должно стать для обучающихся системным явлением. Это позволит в дальнейшем сократить инструктивную часть урока и ускорить таким образом сам процесс обучения с применением этих технологий.

Заметим, что перечисленные в данной статье ресурсы (в определенном наборе функций) являются бесплатными. Некоторые из них содержат готовые материалы по стандартным темам, к которым, однако, следует отнестись критически, поскольку не все из них отвечают требованиям правильности, не все по содержанию соотносятся с современными методиками презентации, например, грамматики русского языка как иностранного. Главное достоинство этих ресурсов в том, что на этих платформах преподаватель сам может создавать учебный контент, соответствующий уровню владения языком, запросам и интересам конкретной аудитории, конкретным образовательным задачам. Более того, учебные задания могут создаваться не только преподавателем, но также самими учениками / студентами для взаимной проверки знаний, умений и навыков, что может, на наш взгляд, способствовать повышению уровня мотивации при обучении и имплицитно позволяет обучающимся лучше освоить язык. Названные ресурсы способны, на наш взгляд, обеспечить такие необходимые сегодня в обучении параметры образования, как персонификация и индивидуализация обучения, геймифика-ция учебного контента, автоматизация контроля знаний, умений и навыков.

Обобщая сказанное, можно отметить следующее: преподаватель может выбрать из существующих сегодня многочисленных образовательных сервисов те, которые отвечают сформулированным им учебным задачам и интересам конкретной аудитории; преподаватель также может приобщить своих подопечных к продуктивному использованию этих ресурсов для освоения иностранного языка. Однако профессиональная деятельность преподавателя была бы еще более продуктивной, если бы сегодня существовали платформы с готовыми «технологическими шаблонами», или технологическими картами, урока русского

языка как иностранного, каждая структурная часть которого (освоение, закрепление, практика, контроль) уже включала бы определенный набор специальных сервисов (меморин и викторин, кроссвордов и скан-вордов, тестов и квестов...), которые бы преподаватель мог наполнять необходимым учебным контентом, не осуществляя самостоятельный поиск нужных программ на разных ресурсах. Этот вопрос, в частности, обсуждался на круглом столе «Особенности применения информационных технологий в практике преподавания русского языка» VII-го Конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (http://ropryal.ru/wp-mntent/uploads/2021/09/Prag_Vn_ROPRYA L.pdf), что позволяет выразить надежду на появление подобных ресурсов, весьма удобных для преподавателя и обучающихся, в обозримом будущем.

Заключение. Цифровой контент, вне всяких сомнений, не заменит полностью традиционные способы хранения и передачи информации - бумажные книги, учебники, журналы. В этом мы поддерживаем мнение директора учебного центра «Златоуст» А. В. Голубевой, высказанное на он-лайн-семинаре «Использование электронных учебников в дистанционном обучении» 3 ноября 2011 года (https://mirrki.ru/ semrkizlat). Новгородские берестяные грамоты, например, сохранились с XI века -конкретный цифровой (в т. ч. учебный) контент в силу постоянной модернизации и обновления технологий (программного обеспечения, самих электронных носителей и т. п.) недолговечен, но не использовать сегодня электронные ресурсы в целях образования - значит не просто оставаться на месте, но идти, нет, стремительно бежать назад. Будущее образования, как и любое другое будущее, должно продуктивно соединять традиции и инновации.

Образовательные ресурсы:

Барабук. - https://barabook.ru.

Генератор прописей. - https: //tobemum.ru.

Кроссворды. - https://onlinetestpad.com/ru/ crosswords.

Развитие ребенка. Полезные практические задания для развития ребенка. -https://childdevelop.ru.

Центр «Златоуст». Викторины и игры. -http://rki2.trki-zlat.ru/russkaya-leksika.

Baamboozle. - https://www.baamboozle.com.

LearningApps. - https://learningapps.org.

Learnis. - https://www.learnis.ru.

Linoit. - http://en.linoit.com.

Miro. - https://miro.com.

Playfactile. - https://www.playfactile.com.

Sboard. - https://sboard.online.

Quizlet. - https://quizlet.com/ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брычкин, А. Преобразование образования сегодня. Все в наших руках! / А. Брычкин. - Текст : электронный // Global Education Futures. - URL: https://drive.google.com/file/d/1uAwpKQsfYq4 RgErfbPjEiTVdhVpoJjNZ/view (дата обращения: 04.10.2021).

2. Лошкарева, Е. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - Текст : электронный // Global Education Futures. - URL: https: //drive.google.eom/file/d/1uAwpKQsfYq4RgErfbPjE1TVdhVp0JjNZ/view (дата обращения: 04.10.2021).

3. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. - URL: https://drive.google.eom/file/d/1_hS84J5u2LnwmrUs_TOKRa4wHFmkWgfy/view (дата обращения: 05.10.2021).

4. Aldrich, C. Learning Online with Games, Simulations, and Virtual Worlds: Strategies for Online Instruction / C. Aldrich. - Jossey ; Bass, 2009.

5. Chapin, F. S. Principles of Terrestrial Ecosystem Ecology / F. S. Chapin, P. Matson, H. Mooney. - New York : Springer, 2002.

6. Evers, J. Flip the System: Changing Education form the Ground up / J. Evers, R. Kneyber. - London : Routledge, 2016.

7. Fadel, C. Four - dimensional education: The competencies learners need to succeed / C. Fadel, M. Bialik, B. Trilling. - Boston, MA : Center for Curriculum Redesign, 2015.

8. Frey, C. The Future of Employment: How susceptible are jobs to computerisation? / C. Frey, M. Osborne. -Oxford Martin School, 2013.

9. Global Education Futures. - URL: https://drive.google.com/file/d/1uAwpKQsfYq4RgErfbP jE1TVdhVp0JjNZ/view (mode of access: 04.10.2021). - Text : electronic.

10. Hannon, V. Developing an Innovation Ecosystem for Education. Working paper / V. Hannon, A. Patton, J. Temperle. - December 2011.

11. Knowledge Works. (Re)Mapping the Learning Ecosystem. - 2013.

12. Pearce, A. Creating an Educational Ecosystem for Construction: A Model for Research, Teaching, and Outreach Integration and Synergy. Working paper E14 / A. Pearce, A. McCoy. - Myers - Lawson School of Construction, Department of Building Construction, VirginiaTech, 2007.

13. Prensky, M. The World Needs a New Curriculum / M. Prensky. - The Global Future Education Foundation and Institute, 2014.

14. Zipf, G. K. (1949) Human Behavior and the Principle of Least Effort: An Introduction to Human Ecology / G. K. Zipf. - Cambridge, MA : Addison - Wesley Press, 1949.

REFERENCES

1. Brychkin, A. Preobrazovanie obrazovaniya segodnya. Vse v nashikh rukakh! [Transforming Education Today. All in Our Hands!]. In Global Education Futures. URL: https://drive.google.com/file/d/ 1uAwpKQsfYq4RgErfbPjE1TVdhVp0JjNZ/view (mode of access: 04.10.2021).

2. Loshkareva, E., Luksha, P., Ninenko, I., Smagin, I., Sudakov, D. Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [Skills of the Future. What You Need to Know and Be Able to in a New Complex World]. In Global Education Futures. URL: https://drive.google.com/file/d/ 1uAwpKQsfYq4RgErfbPjE1TVdhVp0JjNZ/view (mode of access: 04.10.2021).

3. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchayapraktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational Ecosystems: Emerging Practices for Future Education]. URL: https://drive.google.com/file/d/ 1_hS84J5u2LnwmrUs_TOKRa4wHFmkWgfy/view (mode of access: 05.10.2021).

4. Aldrich, C. (2009), Learning Online with Games, Simulations, and Virtual Worlds: Strategies for Online Instruction. Jossey, Bass.

5. Chapin, F. S, Matson, P, Mooney, H. (2002). Principles of Terrestrial Ecosystem Ecology. New York, Springer.

6. Evers, J., Kneyber, R. (2016). Flip the System: Changing Education form the Ground up. London, Routledge.

7. Fadel, C., Bialik, M., Trilling, B. (2015). Four — dimensional education: The competencies learners need to succeed. Boston, MA, Center for Curriculum Redesign.

8. Frey, C., Osborne, M. (2013). The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? Oxford Martin School.

9. Global Education Futures. URL: https://drive.google.com/file/d/1uAwpKQsfYq4Rg ErfbPjE1TVdhVp0JjNZ/view (mode of access: 04.10.2021).

10. Hannon, V., Patton, A., Temperley, J. (2011). Developing an Innovation Ecosystem for Education. Working paper. December. Cisco

11. Knowledge Works. (Re)Mapping the Learning Ecosystem (2013).

12. Pearce, A., McCoy, A. (2007). Creating an Educational Ecosystem for Construction: A Model for Research, Teaching, and Outreach Integration and Synergy. Working paper E14. Myers - Lawson School of Construction, Department of Building Construction, VirginiaTech.

13. Prensky, M. (2014). The World Needs a New Curriculum. The Global Future Education Foundation and Institute.

14. Zipf, G. K. (1949). Human Behavior and the Principle of Least Effort: An Introduction to Human Ecology. Cambridge, MA, Addison - Wesley Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.