Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА / ДОШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. ЭОР являются дидактическим средством, выполняющим информационную, дидактическую, контрольную, познавательную, мотивационную и оптимизационную функции. В настоящее время такие дидактические средства получили широкое распространение, в том числе в дошкольном образовании. В статье приводится обзор электронных образовательных ресурсов, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Разнообразный контент способствует решению конкретных программных задач в различных образовательных областях. На примере краткого содержания нескольких занятий с дошкольниками показано, как можно организовать познавательную деятельность с применением некоторых компьютерных приложений. На таких занятиях активно развиваются познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение. В процессе выполнения заданий и упражнений формируются познавательные умения. Интерактивные свойства, присущие электронным образовательным ресурсам, стимулируют развитие познавательной мотивации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломаева Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with electronic educational resources (EER) as educational materials for the reproduction of which electronic devices are used. EER is a didactic tool that performs informational, didactic, control, cognitive, motivational and optimization functions. At present, such didactic tools are widely used, including in preschool education. To use EER in the educational process of a preschool educational organization, digital devices are needed - computers / laptops / tablet computers, interactive panels, etc. The article provides an overview of electronic educational resources that can be used in working with preschoolers. A variety of content contributes to the solution of specific program tasks in various educational areas. Using the example of a summary of several classes with preschoolers, it is shown how cognitive activities can be organized using some computer applications. In such classes, cognitive processes are actively developed - perception, memory, thinking, imagination. In the process of performing tasks and exercises, cognitive skills are formed. The interactive properties inherent in electronic educational resources stimulate the development of children's cognitive motivation.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

М. В. Ломаева

УДК 373.24

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

О ведение. В настоящее время электронные дидактические средства широко применяются в образовательном процессе всех уровней. В соответствии с рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации программ дошкольного образования, предлагаемыми Министерством просвещения Российской Федерации, разработанными институтом возрастной физиологии Российской академии образования в лаборатории дошкольного образования, дошкольным образовательным организациям предстоит насытить развивающую предметно-пространственную среду разнообразными цифровыми устройствами. Например, предлагается оборудовать методический кабинет детского сада компьютером с периферией, планшетным компьютером, компьютером ученика (все устройства с образовательным контентом); рабочее место педагога, музыкального руководителя, педагога физической культуры оснастить интерактивной панелью и компьютером; кабинет дополнительного образования - комплексом для 3D моделирования, комплектом интерактивного оборудования, интерактивно-цифровыми комплексами и цифровой лабораторией для исследования окружающего мира и обучения детей естественно-научным дисциплинам и т. п. Кабинеты специалистов детского сада - логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога -также будут включать интерактивную песочницу, интерактивное зеркало, систему видеозаписи и видеовоспроизведения, систему звукозаписи и звуковоспроизведения, музыкальный

центр [7]. Однако для того, чтобы оптимально использовать описанный набор электронных устройств, их нужно оснастить электронными образовательными ресурсами.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит задача реализации качественного и доступного дошкольного образования, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, обеспечения соответствия развивающей предметно-пространственной среды детского сада актуальным требованиям. В связи с этим необходимо вести работу по отбору и использованию в работе с дошкольниками качественного развивающего контента, представленного в виде электронных образовательных ресурсов.

Изложение основного материала. Согласно национальному стандарту Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них. Основой электронного образовательного ресурса является образовательный контент -структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе [3].

А. А. Телегин определяет электронный образовательный ресурс как «систему представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т.п.), предполагающую его активное освоение с целью формирования совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области» [8].

Таким образом, можно сказать, что электронным образовательным ресурсом называют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройств.

Использование электронных образовательных ресурсов не только расширяет возможности представления информации, но и позволяет активно вовлекать обучающихся в процесс познания. Можно сказать, что электронные

образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью дидактического арсенала современного педагога.

Электронные образовательные ресурсы можно отнести к дидактическим средствам, поскольку дидактические средства понимаются как материальные и идеальные объекты, способствующие реализации образовательных задач. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторньгми стимулами, облегчающими непосредственное и косвенное познание мира. Они выступают средством побуждения учебно-познавательной деятельности, а также имеют ряд функций [9].

Функция дидактического средства обучения - это внешнее проявление его свойств, характеризующее назначение, роль и место в образовательном процессе. Основные функции дидактических средств - информационная, дидактическая, контрольная [6].

Информационная функция заключается в обеспечении процесса обучения необходимым содержанием, т. е. дидактические средства являются непосредственным источником знаний, носителем определенной информации. Цель дидактической функции - осуществление разностороннего, комплексного воздействия на обучающихся. Контрольная функция позволяет проводить проверку эффективности образовательной деятельности.

Зарубежные педагоги Р. Фуш и К. Кроль, дополняя основные функции, считают, что средства обучения выполняют и такие дидактические функции, как познавательная, моти-вационная, оптимизационная [4].

Познавательная функция обеспечивает непосредственное познание определенных фрагментов действительности, т. е. деятельность, направленную на сбор информации об окружающем мире. Мотивационная функция способствует формированию устойчивой мотивации и интереса к процессу познания и обучения. Оптимизационная (или функция управления познавательной деятельностью) дополняет и расширяет контрольную функцию, поскольку позволяет на основе контроля корректировать, улучшать процесс обучения и познания.

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

Реализация электронными образовательными ресурсами описанных выше функций представлена в таблице 1.

Таблица 1

Дидактические функции электронных образовательных ресурсов

Функция средств обучения Реализация функций средств обучения электронными образовательными ресурсами

1 2

Информационная Электронные образовательные ресурсы являются непосредственными источниками информации, дают возможность выполнять различные операции с информацией, в частности, увеличивать ее объем

Дидактическая Электронные образовательные ресурсы имеют обширный набор способов и средств предъявления учебной информации, направленной на решение различных дидактических задач

Контрольная С помощью ЭОР можно организовать проведение мониторинга эффективности образовательной деятельности, контроль уровня усвоения учебного материала

Познавательная Мультимедийный и интерактивный характер предъявления информации обеспечивает возможность изучать объект, явление или процесс с различных сторон

Мотивационная Электронные устройства и разнообразный обучающий контент привлекают внимание и вызывают интерес дошкольников благодаря вариативности, интерактивности и множеству функций ЭОР

Оптимизационная

С помощью вариативности и разнообразия электронных образовательных ресурсов можно вносить коррективы в образовательный процесс с целью повышения его эффективности

Цифровые средства обучения как источники получения новых знаний в настоящее время широко применяются не только в школах, вузах, но и в дошкольных образовательных организациях в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [5]. Например, цифровая лаборатория ReleonKids позволяет организовать увлекательную познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста по сбору, обмену, хранению и интерпретации данных об окружающей среде (влажности почвы, уровне шума, изменении пульса на протяжении дня и т. п.) [2].

Согласно ФГОС дошкольного образования, дидактические средства обучения должны отвечать возрастным и психологическим особенностям обучающихся; содействовать комплексному, целенаправленному воздействию на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, учитывать дидактические цели и принципы дидактики, соблюдать приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Исходя из этого, необходимо тщательно отбирать электронные образовательные ресурсы, которые можно применять в дошкольной образовательной организации. Заметим, что ЭОР предполагают наличие ноутбука (персонального компьютера) и/или планшетного компьютера, а также интерактивной доски (сенсорной панели и т. п.). Приведем список некоторых электронных образовательных ресурсов, отвечающих требованиям к применению дидактических средств в дошкольной образовательной организации.

1.««Ъеагпт^Арр8» (https://learningapps.oig/) -электронный образовательный ресурс, с по-

мощью которого можно создать более 20 видов интерактивных упражнений: поиск пар, классификация, хронология, викторины, пазлы, кроссворды и др. Педагог может как создавать собственные задания, так и использовать упражнения, созданные другими авторами.

2. «Qassflow» (https://classflow.com/) -электронный образовательный ресурс, позволяющий конструировать интерактивные упражнения, тесты, дидактические игры.

3. «ТшуТар» (https://www.tinytap.com/con-tent/) - электронный образовательный ресурс, с помощью которого также можно создавать интерактивные упражнения и дидактические игры, но при этом есть функция их озвучивания, что особенно важно при работе с дошкольниками, которые не умеют читать.

4. «Мерсибо» (https://mersibo.ru/) - электронный образовательный ресурс, содержащий готовые дидактические игры, рассчитанные на развитие внимания, памяти, речи, обогащение кругозора, а также на обучение чтению и счету.

5. «Потому.ру» (https://potomy.ru/) — текстовый электронный образовательный ресурс, представляющий собой детскую энциклопедию. Материалы ресурса пополняются ежедневно. Любой пользователь может задать интересующий его вопрос после регистрации, отвечают на вопросы учителя школ и воспитатели детских садов.

6. «Логозаврия» (https://logozavr.ru/) - электронный образовательный ресурс, на котором представлены дидактические и развивающие компьютерные игры для детей 3-12 лет, пособия и методическое обеспечение. Материалы сайта могут применяться в образовательных организациях и в домашних условиях.

7. «Играемся» (https://igraemsa.ru/) - электронный образовательный ресурс, содержащий дидактические игры по следующим категориям: познавательные игры, игры на внимание и память, игры на логику и мышление, различные раскраски, кроссворды и ребусы.

8. Детский портал «Солнышко» (https:// solnet.ee/) - электронный образовательный ресурс, который включает контент для детей (иг-

ры, мастер-классы, конкурсы, подготовка к школе, физическое и музыкальное развитие и т. п.); родителей (форумы, советы специалистов, обмен опытом); педагогов (методические материалы).

9. «Ну-ка, дети» (https://nukadeti.ru/) - электронный образовательный ресурс, содержащий сказки и рассказы для дошкольников в текстовом и аудио-формате.

10. «Интерактивная доска Miro» (https:// miro.com/ru/online-whiteboard/) - электронный образовательный ресурс, позволяющий организовать образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Благодаря данному ресурсу педагог может создать интерактивную презентацию, дидактическую игру, разместить в одном месте ссылки на необходимые электронные образовательные ресурсы, необходимые для проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Кроме того, можно использовать материалы видеохостинга YouTube, например, для проведения виртуальных экскурсий в учреждения культуры, по географическим объектам, для наблюдения за природными явлениями и т. п.

Электронные образовательные ресурсы играют значительную роль в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку в процессе образовательной деятельности с их применением активно развиваются познавательные процессы, познавательные действия и познавательная мотивация.

Графические и звуковые электронные образовательные ресурсы способствуют развитию внимания, памяти, воображения (комплект цифровых записей со звуками природы, песнями, музыкой и т. п.). Прослушивание мелодий, аудиосказок, статей из энциклопедий и пр. способствует развитию мышления и воображения. Во время прослушивания дошкольник может отвечать на вопросы, отгадывать загадки, представлять по описанию различные процессы, явления и объекты (например, природные зоны или времена года), угадывать прослушанные явления (например, пение птиц или звуки животных), действовать согласно инструкции (например, для проведения опытов).

Просматривая изображение, видеоролик, презентацию (цифровые видеозаписи с народными песнями и плясками и т. п.) ребенок воспринимает информацию, представленную наглядно, динамично, яркими красками. Выполнение заданий, представленных с помощью таких средств, требует сосредоточенности, способствует развитию произвольного внимания, памяти, мышления старшего дошкольника.

Мультимедийные электронные образовательные ресурсы позволяют включать в образовательную деятельность всевозможные игры, направленные на развитие мыслительных операций (классификацию, синтез, обобщение, анализ и др.), а также на развитие памяти, внимания, мышления и воображения. Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность образовательной работы в целом.

Электронные образовательные ресурсы способствуют формированию познавательных умений:

- действовать в соответствии с правилами, пользоваться инструкциями:

- выделять существенные признаки объектов, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

- осуществлять классификацию и сериа-цию, проводить анализ и синтез объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Интерактивность электронного образовательного ресурса заключается в возможности взаимодействия дошкольника с программой и последующем получении соответствующего отклика. Е. В. Котова, Е. Н. Бобонова считают, что интерактивность в обучении означает выполнение какой-либо деятельности в соответствии с новой информацией. Подобный характер взаимодействия побуждает дошкольников к самостоятельному принятию решений и осознанному усвоению знаний. Отклик программы на действия ребенка вызывает особый интерес у дошкольников, что способствует развитию познавательной мотивации детей [1].

Благодаря электронным образовательным ресурсам дошкольники могут перемещаться в пространстве и во времени, оставаясь при этом в помещении детского сада (видеоролики о достопримечательностях столицы, городов и сел малой родины, демонстрация их символики, традиционной национальной одежды, репродукций картин и т. д.). Можно организовывать виртуальные экскурсии в города, музеи, библиотеки, а также путешествия по несуществующим, фантазийным пространствам. С помощью программы «GoogleEalth» можно отправиться в виртуальные путешествия в любую точку мира, а с помощью приложения «SpaceGid» - в путешествие по просторам нашей Вселенной.

Содержательный контент электронных образовательных ресурсов разнообразен: живая и неживая природа, семья, объекты культуры, духовно-нравственные ценности, нормы поведения, принятые в обществе и пр. Существуют ресурсы, которые позволяют педагогу самому создавать игры, интерактивные упражнения, ролики и т. п., направленные на решение конкретных программных задач непосредственно-образовательной деятельности в различных образовательных областях. Вариативность и разнообразие электронных образовательных ресурсов способствует достижению старшими дошкольниками планируемых результатов, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Приведем несколько примеров использования ЭОР в непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

1. Непосредственно-образовательная деятельность «Золотая осень».

Цель: формирование представлений о времени года «Осень».

Задачи:

- уточнить и систематизировать знания детей о признаках и приметах осени;

- формировать умение выделять существенные признаки объектов;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

202.3/2-

- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Электронные ресурсы: «LearningApps», YouTube канал «Кругломир», Панорамное видео 360VR4K «Золотая осень».

Ход занятия: педагог предлагает детям отправиться на виртуальную экскурсию по осеннему лесу. Просматривая видео в формате 360°, дошкольники наблюдают за сезонными изменениями в природе. Далее дети выполняют упражнения на интерактивной доске с помощью сетевого образовательного ресурса «LearningApps»: хронология, викторина.

2. Непосредственно-образовательная деятельность: «Откуда овощи, фрукты в магазине».

Цель: формирование представлений об овощах и фруктах.

Задачи:

- уточнять, систематизировать, расширять представления детей об овощах и фруктах;

- учить различать фрукты и овощи;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- воспитывать трудолюбие.

Электронные ресурсы: «Играемся», «Miro».

Ход занятия: Педагог предлагает дошкольникам поиграть на интерактивной доске в игру «Волшебное колесо: фрукты и овощи» с помощью сетевого образовательного ресурса «Играемся». Педагог загадывает детям загадки об овощах и фруктах, предлагает игры «Чудесный мешочек», «Распредели по цвету (форме)». Затем делит детей на 4 группы и организует групповую работу «Фруктовый и овощной салат» с помощью сетевого образовательного ресурса «Miro».

3. Непосредственно-образовательная деятельность «Город мой родной».

Цель: формирование представлений детей о родном городе - Нижнем Тагиле.

Задачи:

- расширять знания дошкольников о городе, в котором они живут;

- развивать произвольное внимание;

- воспитывать гордость и любовь к родному городу.

Электронные ресурсы: УоиТиЪе канал «Едем в Тагил», видеоролик «Нижний Тагил глазами детей», Интеллектуальная игра «Мы шагаем по Тагилу» (https://multiurok.ru/files/ mtieШektшl-naia-ighra-my-shaghaiem-po-ta-ghilu.html).

Ход занятия: Педагог предлагает дошкольникам посетить виртуальную экскурсию по родному городу - Нижнему Тагилу (видео на YouTube канале), проводит беседу о родном городе, организует рассматривание фотографий достопримечательностей города, чтение и заучивание стихотворения, пословиц. Организует интеллектуальную игру «Мы шагаем по Нижнему Тагилу». Предлагает оформить выставку рисунков на тему «Наш город».

Выводы. Таким образом, электронный образовательный ресурс - это учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы имеют функции, присущие дидактическим средствам обучения (информационная, дидактическая, контрольная, познавательная, мотивационная и оптимизационная), следовательно, могут выступать средством реализации задач обучения, развития и воспитания, в том числе детей дошкольного возраста.

Электронные образовательные ресурсы можно использовать в решении программных задач любой образовательной области. В частности, они способствуют познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, поскольку в процессе образовательной деятельности с применением цифрового контента активно развиваются познавательные процессы, формируются познавательные действия, а интерактивность электронных образовательных ресурсов способствует повышению познавательной мотивации.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. ЭОР являются дидактическим средством, выполняющим информационную, дидактическую, кон-

трольную, познавательную, мотивационную и оптимизационную функции. В настоящее время такие дидактические средства получили широкое распространение, в том числе в дошкольном образовании. В статье приводится обзор электронных образовательных ресурсов, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Разнообразный контент способствует решению конкретных программных задач в различных образовательных областях. На примере краткого содержания нескольких занятий с дошкольниками показано, как можно организовать познавательную деятельность с применением некоторых компьютерных приложений. На таких занятиях активно развиваются познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение. В процессе выполнения заданий и упражнений формируются познавательные умения. Интерактивные свойства, присущие электронным образовательным ресурсам, стимулируют развитие познавательной мотивации детей.

Ключевые слова: дидактические средства, учебные материалы, электронные устройства, дошкольники, познавательное развитие.

SUMMARY

The article deals with electronic educational resources (EER) as educational materials for the reproduction of which electronic devices are used. EER is a didactic tool that performs information-nal, didactic, control, cognitive, motivational and optimization functions. At present, such didactic tools are widely used, including in preschool education. To use EER in the educational process of a preschool educational organization, digital devices are needed - computers / laptops / tablet computers, interactive panels, etc. The article provides an overview of electronic educational resources that can be used in working with preschoolers. A variety of content contributes to the solution of specific program tasks in various educational areas. Using the example of a summary of several classes with preschoolers, it is shown how cognitive activities can be organized using some computer applications. In such classes, cognitive processes are actively developed - perception, memory, thinking, imagination. In the process of performing tasks and exercises, cog-

nitive skills are formed. The interactive properties inherent in electronic educational resources stimulate the development of children's cognitive motivation.

Key words: didactic tools, educational materials, electronic devices, preschoolers, cognitive development.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова Е. В., Бобонова Е. Н. Использование электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийская науч.-практ. конф. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. - С. 166-170.

2. Лобовикова А. Э., Ломаева М. В. Цифровая лаборатория в познавательном развитии старших дошкольников // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. - 2022. - № 1. - С. 8-19.

3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 419-ст) [Электронный ресурс] // Гарант.ру, 2006. -URL: https://base.garant.ru/5922784/ (дата обращения: 16.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Павлова Л. Н. Раннее детство: воспитание любознательности // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С. 113-119.

5. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 № 9 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // сайт Правительства России, 2016. - URL: http://government.ru/projects/se-lection/643/25682/ (дата обращения: 16.01.2023).

6. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

7. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации программ дошкольного образования // сайт Мин-просвещения России, 2022. - URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1fa a1827ec8d72d4/ (дата обращения: 16.01.2023).

8. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 23 с.

9. Туликова С. К. Дидактические средства обучения как компонент педагогического процесса // Научная электронная библиотека «Ки-берЛенинка», 2019. - URL: https://cyberle-ninkaru/article/n/didakticheskie-sredstva-obu-cheniya-kak-komponent-pedagogicheskogo-protsessa/viewer (дата обращения: 16.01.23).

ш

Л. А. Кочемасова, М. И. Жулева

УДК 378

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК «РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ» В ПЕДАГОГИКЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О условиях современных вызовов проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из наиболее актуальных для российского государства и гражданского общества. Нормативно-правовые документы, в частности, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года, Примерная программа воспитания [5; 6] отражают переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция [9]. В данных документах отмечается необходимость формирования у подрастающего поколения целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям. На территории Оренбургской области при тесном сотрудничестве региональных органов власти успешно реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области», направленная на решение одной из стратегических задач гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи [4]. В рамках программы осуществляется организация и проведение патриотических мероприятий и акций. При этом важно отметить увеличение количества мероприятий, которые объединяют неравнодушных граждан к жизни общества и государства.

События в Луганской и Донецкой Народных Республиках показали важность и острую необходимость целенаправленной и систематической работы по патриотическому воспитанию, а также продемонстрировали, что работу, которая на данный момент организуется с молодежью, нужно продолжать и расширять, уделяя особое внимание укреплению традиций.

В . А. Сластёнин - известный исследователь в области педагогики - утверждал, что перед школой и, в частности педагогом, стоит задача формирования у воспитанников целостного представления об окружающем мире на основе знаний, полученных из самых разных источников [8, с. 390]. Показательно, что именно школе отведена ведущая роль в процессах формирования и становления гражданского самосознания личности, способной нести ответственность за судьбу своей страны. Отметим, что работа по патриотическому воспитанию начинает проводиться с детьми дошкольного возраста в старшей и подготовительной группах детского сада. Становясь школьником, ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.