Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения'

Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исупова Н.И.

В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности электронных образовательных ресурсов в условиях применения инновационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в контексте современных технологий обучения»

лений» (научный руководитель - д.т.н., профессор А.А. Арзамасцев).

Дипломом за второе место отмечен Жи-гачев Александр - студент 4-го курса Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Программное обеспечение для прогнозирования извлекаемости маг-нетит-гематитовых руд» (научный руководитель - к.ф.-м.н., доцент А.В. Шуклинов).

Третье место было присуждено Барановой Василисе - студентке 4-го курса Института гуманитарного и социального образования с инновационным проектом «База данных: Проекты железных дорог в России в 1830-60-е гг.» (научный руководитель -к.и.н., доцент Р.Б. Кончаков).

Студентам и аспирантам, победившим в конкурсах и занявшим призовые места, выплачены премии в следующих размерах: за 1 место - 5 тыс. рублей, за 2 место - 4 тыс. рублей, за 3 место - 3 тыс. рублей. По одной тысяче рублей получили также и участники финального отбора, чьи работы не попали в списки победивших.

Литература

1. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И.А., Передков В.М., Самохвалов А.В. Проектная деятельность студентов и школьников на ос-

нове кластерного подхода // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 9 (77). С. 240-253.

References

1. Chvanova M.S., Malysheva N.V., Kiseleva I.A., Peredkov V.M., Samohvalov A.V.Proektnaya deyatel'nost' studentov i shkol'nikov na osnove klasternogo podhoda // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2009. № 9 (77). S. 240-253.

PRACTICE OF THE PROJECT ACTIVITIES STUDENTS IN TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

V.M. Peredkov

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: pvm@tsu.tmb.ru

This article provides an allegation that the project activity is one of the most effective mechanisms for improving the competitiveness of future specialists. Proof of this assertion is the practice of organizing and holding on the basis of TSU named after GR Derzhavina intrahigh competitions for best student project innovation and innovative ideas and developments. Presented the organization and conduct of competitions and their results in 2014.

Key words: project activities Intrahigh contests, student innovation projects, innovative ideas and developments.

УДК 004.7

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

НИ. Исупова

Вятский государственный гуманитарный университет, Россия, г. Киров e-mail: natalyisupova@mail.ru

В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности электронных образовательных ресурсов в условиях применения инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, интерактивные технологии обучения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) достаточно широко внедряются в образовательный процесс современной общей и высшей школы. Обусловлено это тенденциями развития информационного общества, основные требования которого отображены в Федеральном государственном стандарте. Как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, именно использова-

ние ЭОР в учебном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования, например такие, как построение учащимися индивидуальных образовательных траекторий, внедрение в учебный процесс принципов компетентно-стного подхода, повышение самостоятельной активности учащихся и др. [1].

Достижение таких образовательных результатов становится возможным благодаря дидактическим возможностям (преимуществам), которые могут обеспечить электронные образовательные ресурсы. К таким преимуществам, как правило, относят: 1) реализацию незамедлительной обратной связи (интерактивность обучения); 2) визуализацию учебной информации; 3) возможность моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений;

4) автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности [1];

5) возможность сетевого распространения;

6) открытость для внесения новых данных;

7) компактность хранения данных [2].

Однако ЭОР в учебном процессе не должны рассматриваться как панацея, поскольку нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное их применение может обернуться такими проблемами, как: 1) возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения; 2) необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР; 3) возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок;

4) проблемой подготовки кадров, способных вести обучение с использованием ЭОР;

5) проблемой авторского права и др. [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс новых электронных средств обучения будет способствовать решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов лишь при условии грамотного их использования. Поэтому на первый план выходит проблема совершенствования методики преподавания различных дисциплин в условиях применения электронных образовательных ресурсов.

На наш взгляд, данная проблема содержит два основных аспекта. Первый из них связан с умением педагога осуществлять грамотный отбор ЭОР, соответствующего цели и задачам конкретного урока. И здесь уместно говорить о знании педагогом дидактических возможностей ЭОР; о знании особенностей различных видов ЭОР в зависимости от выполняемых ими методических функций; об умении педагога оценивать качество ЭОР на основе определенных критериев [1].

Второй аспект вышеуказанной проблемы состоит в умении педагога строить процесс обучения с использованием выбранных электронных средств обучения. Поскольку ЭОР являются инновационным средством образования, они не могут в полной мере реализовать свой дидактический потенциал в рамках традиционной модели обучения. Требуется совершенствовать методы и организационные формы образовательного процесса, предполагающего применение электронных средств обучения.

Такие новые методические решения следует искать, как нам кажется, среди последних разработок психологов, педагогов и методистов в области технологий современного образования. Эти инновационные технологии, с одной стороны, ориентированы на требования новых образовательных стандартов, а с другой - способствуют формированию информационных компетенций обучающихся, что делает возможным их совместное применение с электронными образовательными ресурсами.

Среди таких передовых педагогических технологий можно отметить: диалоговые технологии (диспут, дебаты, дискуссия, круглый стол, диалоговая лекция, «открытая трибуна»); личностно-ориентированные технологии (мастерские, мастер-классы; технология «Персона»); технология продвинутой лекции; технология учебных презентаций; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология составления интеллект-карт; технологии рефлексивной деятельности и др. (см., например, [3, 4]).

В целях реализации принципов компе-тентностного подхода авторы данных технологий предлагают применять приемы интерактивности, визуализации учебного материала, привлекать информационно-коммуникационные средства. Именно поэтому использование рассматриваемых технологий в комплексе с электронными образовательными ресурсами, с одной стороны, является достаточно органичным, а с другой - позволит наиболее полно раскрыть дидактические возможности как самой технологии, так и соответствующего электронного средства.

Вот, например, как может выглядеть урок, построенный на технологии развития

критического мышления через чтение и письмо, если на нем предполагается использование электронного образовательного ресурса. Как известно, данная технология состоит из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии [3]. Первая стадия пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчески поисковое изучение, побуждает к вопросам, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы. На этом этапе наиболее эффективна фронтальная, диалоговая и групповая работа учащихся, поскольку именно эти методы позволяют наиболее быстро включить учащихся в образовательный процесс, вызвать познавательный интерес, актуализировать их умственную деятельность. Здесь могут быть применены такие педагогические приемы, как обсуждение (или придумывание) эпиграфа к изучаемой теме, привлечение жизненного опыта учащихся, составление ассоциативного ряда слов, фамилий, терминов, возникающих у учащихся в связи с темой урока, формулирование проблемных вопросов по изучаемому материалу и т.п. Итогом данного этапа работы должно стать сформированное первоначальное представление учащихся об основных аспектах темы урока, а также обозначенный круг вопросов (проблем), на которые следует получить ответ в ходе дальнейшего изучения.

Стоит отметить, что применение ЭОР на данной стадии урока не является целесообразным, поскольку работа с ним предполагает индивидуальное восприятие информации, использование, в основном, одной организационной формы обучения - самостоятельной работы учащихся, что на стадии вызова (первоначальный этап урока) не даст желаемого результата и будет способствовать, скорее, снижению эффективности процесса обучения.

Вторая стадия рассматриваемой технологии — стадия осмысления - предполагает соотнесение новой информации с собственными знаниями (представлениями), получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей. Именно здесь уместно применить электронный образовательный ресурс, который содержит информацию по изучаемым вопросам. Это может быть электронный

учебник, учебная презентация или обучающая программа. Важно отметить, что соответствующий ЭОР должен быть выбран педагогом заранее и в максимальной степени удовлетворять перечисленным выше требованиям психолого-педагогического, методического, эргономического характера.

При этом самостоятельная работа с электронным ресурсом будет более эффективной, если она завершится обсуждением изученных вопросов в парах, в малых группах или фронтально. Учащиеся при этом могут оформить ответы на поставленные на стадии вызова проблемные вопросы в графическом виде (кластеры, схемы, таблицы) или в текстовой форме (тезисы, эссе, двухчастный дневник, разметка текста). Хорошо, если выполнение подобных заданий будет предусмотрено в используемом электронном ресурсе, если же нет, подойдут и традиционные средства (бумага, тетрадь, классная доска). Главное, чтобы этап осмысления не ограничился стандартным тестом, которым, как правило, завершается любая тема в большинстве разработанных ЭОР, а задействовал более результативные методы и формы обучения интерактивных педагогических технологий.

На стадии размышления (рефлексии) необходимо произвести целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»). Это тоже тот случай, когда использование педагогических приемов инновационных технологий (синквейн, дайджест, анализ изменений первоначального представления о теме урока, технология «трех П», личностная рефлексия и др.) дает значительно более весомый образовательный эффект, нежели самостоятельное обобщение и закрепление материала с использованием электронного образовательного ресурса.

Организованный таким образом урок, с одной стороны, благодаря использованию ЭОР, приобретает направленность на развитие интеллекта учащегося, на самостоятельное извлечение и представление знаний, на формирование общеучебных умений и навыков работы с информацией. С другой стороны, включение ЭОР в современные интерактивные образовательные технологии позволяет

существенно расширить спектр интеллектуальных приемов и организационных форм используемых в процессе обучения. Это сочетание делает процесс усвоения знаний и формирования умений более эффективным и, как следствие, способствует повышению уровня образовательных результатов учащихся.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня, с одной стороны, передовыми педагогическими технологиями, с другой - использованием электронных средств обучения. Именно комплексное применение ЭОР в сочетании с инновационными технологиями обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Литература

1. Исупова Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2012: сб. мат-лов Междунар. на-уч.-практ. конф. Одесса, 2012. Вып. 4. Т. 23. С. 92-96.

2. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Гаудеамус. Тамбов, 2013. № 2 (22). С. 95-97.

3. Галицких Е.А. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический Проект, 2004.

4. Ходырева Е.А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.

References

1. Isupova N.I. Metodicheskie osobennosti prime-neniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov // Sovremennye problemy i puti ih resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii '2012: sb. mat-lov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Odessa, 2012. Vyp. 4. T. 23. S. 92-96.

2. Akol'zina E.A. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v protsesse obucheniya: dostoinstva, nedostatki // Gaudeamus. Tambov, 2013. № 2 (22). S. 95-97.

3. Galitskih E.A. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti: uchebno-metodiche-skoe posobie. M.: Akademicheskiy Proekt, 2004.

4. Hodyreva E.A. Innovatsionnye tehnologii profes-sional'nogo obrazovaniya: kompetentnost', samo-stoyatel'nost', tvorchestvo. Kirov: Izd-vo Vyat-GGU, 2011.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGY TRAINING

N.I. Isupova

Vyatka State University for the Humanities, Russia, Kirov e-mail: natalyisupova@mail.ru

This paper discusses the possibility of increasing the efficiency of electronic educational resources in the use of innovative learning technologies.

Key words: electronic educational resources, information technology, interactive learning technology.

УДК 004.371.64/69

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ

К.А. Бочаров

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

е-mail: b.konst-00@mail.ru

В данной статье описываются технологии создания текстового электронного издания. Рассматриваются такие технологии, как HTML, PDF, Moodle и др. Особое внимание уделяется специальным оболочкам для создания электронных учебников.

Ключевые слова: электронное издание, текстовое электронное издание, технологии создания электронного издания.

На кафедре информатики и информаци- процесса в рамках кластерного подхода при онных технологий ТГУ имени Г.Р. Держави- прохождении производственной и диплом-на [1] студентами-информатиками разраба- ной практик [2]. В статье рассматриваются тываются электронные издания для учебного технологии, которые изучаются студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.