Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Абатаева Милана Вахитовна

В статье исследуются различные типы электронных образовательных ресурсов, раскрываются преимущества, недостатки и проблемы, возникающие при использовании электронных носителей. Анализируются такие проблемы, как использование электронных образовательных ресурсов в учеб -ном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маказиева Зара Даутовна, Ильясова Карина Хасайновна, Абатаева Милана Вахитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES: ROLE AND PURPOSE

The article explores various types of electronic educational resources, reveals the advantages, disadvantages and problems that arise when using electronic media. Problems such as the use of electronic educational resources in the educational process are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_213 УДК 37:004

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Маказиева Зара Даутовна,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zara6756@mail.ru

Ильясова Карина Хасайновна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86i@mail.ru

Абатаева Милана Вахитовна,

студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Milana.abataeva@bk.ru

В статье исследуются различные типы электронных образовательных ресурсов, раскрываются преимущества, недостатки и проблемы, возникающие при использовании электронных носителей. Анализируются такие проблемы, как использование электронных образовательных ресурсов в учеб -ном процессе.

Ключевые слова: информационные продукты; образовательный процесс; электронный образовательный ресурс; эффективность.

UDC 37:004

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES: ROLE AND PURPOSE

Makazieva Zara Dautovna,

Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Zara6756@ mail.ru

Ilyasova Karina Khasaynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86i@ mail.ru

Abataeva Milana Vakhitovna,

student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Milana. abataeva@bk.ru

The article explores various types of electronic educational resources, reveals the advantages, disadvantages and problems that arise when using electronic media. Problems such as the use of electronic educational resources in the educational process are analyzed.

Keywords: information products; educational process; electronic educational resource; efficiency.

Информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в современной системе образования. Визуальная информация усваивается быстрее и легче, что может повысить мотивацию учащихся к обучению. С другой стороны, использование ИКТ снижает нагрузку на педагогов. Методы, основанные на программном обеспечении, также могут помочь персонализировать процесс обучения.

Можно выделить некоторые проблемы, которые возникают при построении электронной образовательной среды.

Важной проблемой, связанной с использованием ИКТ в образовании и обучении, является низкий уровень квалификации учителей. Даже если образовательные учреждения будут покупать компьютеры и внедрять системы дистанционного обучения и электронного обучения без традиционных учебников, ничего не изменится, если учителя не будут знать, как пользоваться компьютерами и электронными книгами, особенно учителя старшего поколения.

Существует также проблема оснащения самого образовательного учреждения информационными и коммуникационными технологиями. Большинство образовательных учреждений являются бюджетными организациями, оснащение которых во многом зависит от действий властей. [4].

Следующая проблема тесно связана с предыдущей: все интерактивные устройства довольно дороги. В сфере образования компьютер становится основным инструментом для приобретения знаний, навыков и практического опыта. Поэтому желательно, чтобы он был многофункциональным. Решение этой проблемы снова требует оптимального составления бюджета властями.

Основной целью использования ИКТ является индивидуализация процесса обучения. С помощью ИКТ можно улучшить механизм интерактивного обучения, а в будущем упростить учебный процесс, сделать его более эффективным.

До сих пор электронное обучение было активным в основном в сфере высшего профессионального образования. В сфере среднего профессионального образования, хотя было предпринято несколько попыток (например, внедрение электронных учебников), широкое использование ИКТ не продви-

нулось вперед. В этих условиях необходимо координировать действия органов власти и администраторов образовательных учреждений в этом направлении, чтобы добиться положительных результатов и улучшить образовательный процесс.

Эти характеристики привели нас к выводу, что ИКТ должны быть основным инструментом обучения, а не приложением. Этот тип технологий становится фундаментальной частью образовательного процесса, усиливает эффект обучения и способствует интеллектуальному росту студентов.

Внедрение ИКТ в работу педагогов способствует повышению качества обучения, расширению доступа к образованию, выравниванию информационного пространства и обеспечению гармоничного развития личности, подверженной информационному и коммуникационному потенциалу современных технологий [3].

Однако для педагогов не всегда очевидно, как ИКТ могут использоваться в их работе. Отсутствие признания компьютеров в качестве инструментов обучения наряду с аудио-и видеоустройствами объясняется недостаточным пониманием новых возможностей ИКТ. Покажем, как ИКТ могут использоваться в работе учителей (рис. 1).

1. Преподавание с помощью ИКТ.

В учебе можно использовать различные мультимедийные материалы по предметам, создавать свои презентации, использовать интерактивную доску, блокнот (Smart Board).

2. Работа с документами.

Одним из мероприятий по поддержке ИКТ является создание основных документов с использованием электронных данных: электронных регистров, электронных календарей, составление графиков и планов предметов по образовательным предметам, создание методологических копилок, контроль и оценка успеваемости учащихся с целью повышения качества образования и результатов обучения.

3. Осуществление внеобразовательных мероприятий.

4. Учебные материалы в Интернете (виртуальные книжные магазины, музеи и художественные галереи и др.) [9].

5. Мониторинг развития учащихся.

Текущая ситуация и динамика изменений

становятся важной информацией для ме-

Рисунок 1 - Направления использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога

неджеров и учителем при планировании своей работы. В подготовке образовательной среды отслеживание сетевой модели значительно расширяет информационное поле, которое отражает индивидуальность каждого студента.

6. Взаимодействия с коллегами.

Корпоративная сеть представляет собой

организационную среду, которая объединяет несколько основных функций и технологий, таких как электронная почта, базы данных, обмен информационными ресурсами и документами.

7. Использование ИКТ для проверки заданий, агрегирования и организации знаний.

8. Взаимодействие с родителями.

Очень важно своевременно информировать родителей и сообщать им о прогрессе, достигнутом детьми. Сегодня в интернете существует множество образовательных веб-сайтов, порталов, форумов и онлайн-сообществ учителей, учеников и родителей. Родители также могут проверять заметки своих детей с помощью электронной записной книжки.

Навыки в области ИКТ необходимы учителям для эффективного выполнения своих задач.

Что такое грамотность в области ИКТ? Профессиональные стандарты учителей гласят, что профессиональная грамотность учителей в области ИКТ определяется как умелое использование общих ресурсов ИКТ для выполнения профессиональных задач в определенных областях профессии в про-мышленно развитых странах, где и когда это необходимо.

В профессиональных стандартах педагогов структура компетентности в области ИКТ выглядит следующим образом:

- общие навыки пользователей в области ИКТ;

- общая образовательная компетенция в области ИКТ;

- предметная педагогическая компетентность в области ИКТ (которая отражает профессиональную компетентность в области ИКТ в соответствующих областях человеческой деятельности).

Общие навыки в области ИКТ включают базовые навыки работы с видео и фотографией, с ПК, знание методологических принципов использования Microsoft Office для создания визуальных и образовательных материалов, использование электронной почты и обмена мгновенными сообщениями, поиск

информации в Интернете и в базах данных, обеспечение безопасного использования и др.

Общие педагогические навыки в области ИКТ включают изучение использования ИКТ в образовательном процессе, изучение педагогики дистанционного обучения, создание, тестирование, модификацию и анализ электронных учебных материалов, а также развитие позитивных мотиваций для использования ИКТ.

Навыки в области ИКТ включает умение разрабатывать стратегические планы для творческой инновационной деятельности и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ для организации сетей, а также собирать и обмениваться опытом эффективного использования ИКТ в образовательной деятельности, участвовать в создании образовательных сообществ в интернете.

В научной литературе выделяются следующие показатели информационной компетентности:

- эффективный доступ к практически неограниченной информации и готовность к овладению аналитической обработкой такой информации;

- желание воспитывать и развивать творческие качества человека, такие как способность создавать образовательные идеи в современной информационной среде или создавать собственную информационную среду для достижения инновационных образовательных результатов;

- иметь развитую культуру общения (включая общение с информационными инструментами), теоретические идеи;

- в качестве важного компонента для повышения квалификации в области обучения на протяжении всей жизни в постоянно меняющемся информационном обществе;

- способность моделировать и проектировать образовательную компьютерную среду и прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности [10].

Методы обучения, основанные на адекватной информации и взаимодействии со студентами, а также использование программного обеспечения нового типа заставляют студентов становиться умными, творческими и более независимыми и активными. Ознакомление с информационными технология-

ми, компьютерами и устройствами позволяет лучше понять, как информация передается, обрабатывается и хранится.

Технологические инновации в области записи, воспроизведения и использования информации необязательно коренным образом меняют характер процесса обучения. Это требует изменения структуры знаний, навыков и способностей к обработке информации в образовании, изменения требований к выпускникам, изменения структуры образовательных стандартов и реальной интеграции предметов. Другими словами, революция в области образования требует, прежде всего, перехода от «школы знаний» к «школе навыков».

Роль инструментов обучения в процессе получения знаний меняется. Традиционно обучение основано на взаимодействии между учителями и учащимися. Педагогика накопила значительное количество форм и методов передачи знаний. Роль учителя заключается в поиске таких учебных инструментов, которые обеспечивают оптимальную возможность передачи знаний и формирования навыков с учетом возраста, психологических особенностей и способностей каждого ученика.

Сфера применения инструментов обучения расширена и ориентирована на эффективное обучение различным методологическим методам и универсальному обучающему поведению учителей [6, с. 89].

Система электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - это информационная система, гарантирующая использование электронных носителей в образовательных целях (другое распространенное название -система машинного обучения) на основе компьютерных платформ и информационных сервисов, основанных на информационных сервисах, инструментах и технологиях) [1, с. 57; 7, с. 59].

Внедрение REL в процесс обучения не исключает традиционных методов обучения, но дополняет и объединяет их на всех уровнях обучения (магистратура, обучение, применение, управление). Использование REL в процессе обучения открывает широкие возможности для добровольного творчества и исследований для студентов.

Для учителей ЭОР - это возможность избегать усилий по составлению заметок на

ежедневных уроках, управлять тестами и модулями практически во всех классах, избегать длительных просмотров, проводить объективные оценки (с помощью компьютеров) и решать проблемы, связанные с предметами для детей (включая слабых учеников, испытуемых и т. д.) [5, с. 109].

Для студентов ЭОР - это прежде всего возможность по-настоящему учиться. Виртуальная экскурсия по музею, экскурсия с гидом по производственному процессу, лабораторный эксперимент и т. д. могут стать более полноценным практическим обучением, проводимым дома [2, с. 78].

Описок литературы _

1. Алиев В. С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. 288 с.

2. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Экономический анализ: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 288 с.

3. Когденко В. Г Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 392 с.

4. Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учеб. М.: НИЦ Инфра-М, 2019. 320 с.

5. Лумпов А. И., Лумпов А. А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов. М.: Флинта, 2017. 166 с.

6. Орлова Е. Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. 8-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2020. 159 с.

7. Пикуза В. И. Экономические расчеты и бизнес-моделирование в Excel. СПб.; М.; Н. Новгород; 2019. 400 с.

8. Орлова П. И. Бизнес-планирование: учеб. М.: Дашков и К, 2020. 284 с.

9. Титоренко Г А. Информационные системы в экономике: учеб. / под ред. Г А. Титоренко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

10. Фласинский М. Управление информационными проектами: учеб. пособие / пер. с пол. И. Д. Рудинского. М.: Горячая линия - Телеком, 2019. 190 с.

References _

1. Aliev V. S. Praktikum po biznes-planirovaniyu s ispol'zovaniem programmy' Project Expert: ucheb. posob. 2-e izd., pererab. i dop. M.: FORUM; INFRA-M, 2018. 288 s.

2. Aleksandrov O. A., Egorov Yu. N. E'konomicheskij analiz: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2019. 288 s.

3. Kogdenko V. G. E'konomicheskij analiz. 2-e izd., pererab. i dop.: ucheb. posobie. M.: YuNITI-DANA, 2019. 392 s.

4. Lipsicz I. V., Kossov V. V. Investicionny'j analiz. Podgotovka i ocenka investicij v real'nye aktivy: ucheb. M.: NICz Infra-M, 2019. 320 s.

5. Lumpov A. I., Lumpov A. A. Biznes-planirovanie investicionnyx proektov. M.: Flinta, 2017. 166 s.

6. Orlova E. R. Biznes-plan: metodika sostavleniya i analiz tipovy'x oshibok. 8-e izd., ispr. i dop. M.: Omega-L, 2020. 159 s.

7. Pikuza V. I. E'konomicheskie raschety i biznes-modelirovanie v Excel. SPb.; M.; N. Novgorod; 2019. 400 s.

8. Orlova P. I. Biznes-planirovanie: ucheb. M.: Dashkov i K, 2020. 284 s.

9. Titorenko G. A. Informacionnye sistemy v e'konomike: ucheb. / pod red. G. A. Titorenko. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI-DANA, 2018. 463 s.

10. Flasinskij M. Upravlenie informacionny'mi proektami: ucheb. posobie /per. s pol. I. D. Rudinskogo. M.: Goryachaya liniya - Telekom, 2019. 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.