Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАКТИКА'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА / LMS / LMS MOODLE / GOOGLE CLASSROOM / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко П. В., Давиденко Л. М.

Состояние вопроса: Целью исследования является раскрытие организационно-методических аспектов реализация миссии университетов, основанной на симбиозе образования и научных исследований, возможной при активном продвижении ценностей Общества 5.0. Развитая экосистема, цифровое пространство становятся инструментами формирования кластеров, в составе которых на условиях партнерских договоренностей взаимодействуют промышленные компании, банки, государственные структуры и организации сферы образования. В статье приводятся характеристики образовательных платформ и цифровых инструментов, которые являются факторами эффективного технологического взаимодействия в процессе непрерывной подготовки практико-ориентированных специалистов с углубленными цифровыми навыками. Систематизированы подходы в области «E-Learning» современных университетов и их стейкхолдеров. Материалы и методы: Исследование основано на использовании открытых источников корпоративных и проектных сайтов организаций и учебных заведений. В качестве базы данных привлечены открытые источники в области интеграции обучающей и предпринимательской миссии университетов. Результаты: Показано, что экосистема современного высшего учебного заведения представляет собой динамичную структуру с полным набором инструментов LMS, которая должна соответствовать критериям универсальности, технологической автономности и непрерывного развития. Выводы: Сделан вывод о том, что современные LMS, как системы обучения, могут выступать интегратором образовательных процессов на уровне учебных заведений и бизнес-структур регионального масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES OF THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: KAZAKHSTAN PRACTICE

Background: The purpose of the study is to reveal the organizational and methodological aspects of the implementation of the mission of universities, based on the symbiosis of education and research, is possible with the active promotion of the values of Society 5.0. A developed ecosystem, digital space become tools for the formation of clusters, in which industrial companies, banks, government agencies and educational organizations interact based on partnership agreements. The article presents the characteristics of educational platforms and digital tools. These are important factors for effective technological interaction in the process of continuous training of practice-oriented specialists with advanced digital skills. Systematized approaches in the field of “E-Learning” of modern universities and their stakeholders. Materials and methods: The study is based on the use of open sources of corporate and project sites of organizations and educational institutions. Open sources in the field of integration of the educational and entrepreneurial mission of universities are used as a database. Results: It is shown that the ecosystem of a modern higher education institution is a dynamic structure with a full set of LMS tools, which must meet the criteria of universality, technological autonomy and continuous development. Conclusions: It is concluded that LMS, as a learning system, can act as an integrator of educational processes at the level of educational institutions and business structures of a regional scale.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАКТИКА»

ii. Инфо-коммуникационные технологии

в образовании

Для цитирования: Давиденко П.В., Давиденко Л.М. Электронные образовательные ресурсы предпринимательского университета: казахстанская практика //

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/1/articles/2_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.01.005 EDN: https://elibrary.ru/tvfcxh

УДК 004.9+334.021.1+ 371.315.7 JEL Classification: C61, L23, O32, Q55

Электронные образовательные ресурсы

предпринимательского университета:

А

казахстанская практика

П.В. Давиденко1, Л.М. Давиденко2,3

1 Торайгыров университет, г. Павлодар, Республика Казахстан 2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация 3 Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан E-mail: pavel16860@gmail.com ; davidenkolm@rambler.ru

Введение

Современные ВУЗы обладают преимуществами среди всех субъектов хозяйствования, так как именно деятельность в сферах образования и науки дает огромные преимущества для устойчивого развития, при этом университеты формируют цифровые навыки и компетенции, наращивают человеческий капитал, отдача от которого будет определять экономику ближайшего будущего. Наряду с традиционными характеристиками, учебные заведения приобретают отличительные черты инновационных организаций, становятся аналитическими центрами, позволяющими адаптировать цифровые технологии к бизнес-процессам компаний, функционирующих на региональных рынках.

Реализуя социально-экономическую часть миссии, производя продукты в виде образовательных программ и выходя за пределы классического понимания высшей школы, преподаватели и студенты могут одновременно выступать субъектами и объектами цифровых обучающих платформ с привлечением промышленных компаний, финансовых учреждений, помогая развивать

* Исследование выполнено в рамках НИР «Исследование потенциала инновационно-технологического развития экономики регионов Республики Казахстан и разработка возможных сценариев их экономического роста», 2019-2022 гг., № государственной регистрации 0119РКИ0283.

социальные активности университетов и их деловых партнеров. Формат дистанционных технологий показал высокий уровень адаптации учебного процесса к условиям неопределенности; так, несмотря на вызовы эпидемиологической ситуации, образовательный процесс поднялся на новый уровень, в том числе посредством внедрения и развития LMS («Learning Management System») — систем управления обучением, которые обеспечивают возможность полноценного удаленного обучения с предоставлением хранилища учебных материалов, позволяющего обмениваться информацией между пользователями, фиксировать цифровой след, моделировать автоматическую проверку, отслеживать и оценивать изменения уровня знаний обучающихся с целью корректировки программ профессионального роста.

1. Реализация третьей миссии университетов в казахстанской практике

В практике функционирования казахстанских ВУЗов Павлодарского промышленного региона действует образовательная платформа «Экосистема студенческого предпринимательства», инициированная около пяти лет назад металлургическим и горнодобывающим концерном «Eurasian Resources Group», ERG. Общность идей и замыслов в продвижении экономики знаний позволяют обеспечить реализацию стратегических приоритетов развития всех участников проекта.

Важно подчеркнуть, что цифровая направленность стартапов, появившихся при содействии «Экосистемы студенческого предпринимательства» ERG, является одним из важных условий при поиске бизнес-ангелов. Разработчики проектов «eSchool — онлайн-школа программирования и дизайна», «Incode — онлайн-школа программирования», «BBDesign — студия по разработке веб-сайтов», «Uyatemesstickers.aktobe — студия по производству ßD-стикеров для телефонов, планшетов и ноутбуков», «ITSolutionS — студия скорой помощи малому и среднему бизнесу с продвижением через IT-технологии», «Art House — мастерская рисования и раскрытия талантов студентов», «Jaryq — образовательный гид-сервис современных профессии и навыков» проявили умение работать с базами данных, производить цифровую обработку входящей и исходящей информации. Наряду с цифровизацией проекты придерживаются трендов мировой бизнес-культуры, так региональный фестиваль «Территория мастеров» выступает потенциальной площадкой локального креативного микро-бизнеса (рисунок 1).

Экосистема студенческого предпринимательства

Проект по развитию предпринимательского образования, улучшению предпринимательского климата и развитию экономики регионов присутствия «Eurasian Resources Group» (металлургия, горная добыча и переработка): Павлодарская, Карагандинская, Актюбинская, Костанайская области Республики Казахстан

Резиденты проекта:

■ Павлодарский педагогический университет;

■ Торайгыров университет;

■ Инновационный Евразийский университет;

■ Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова;

■ Актюбинский Высший политехнический колледж;

■ Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова;

* Медицинский университет Караганды;

■ Рудненский индустриальный институт;

■ Хромтауский горно -

техническим колледж.

высший

Инициатор:

«Eurasian Resources Group», ERG:

■ ТНК «Казхром»; Соколовско-Сарбайское горнообогатительное производственное объединение (ССГПО);

■ АО «Алюминий Казахстана»;

■ АО «Казахстанский электролизный завод» (КЭЗ);

■ АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» (ЕЭК);

■ АО «Шубарколь Комир»;

■ ТОО «ТрансКом»;

■ АО «З-Энергоорталык»; ТОО «ERG Service».

Партнеры:

■ Школа

предпринимательства и инноваций Алматы Менеджмент

Университета;

■ Бизнес-инкубатор «MOST»;

■ Ассоциация друзей Тель-Авивского университета в РК.

Статистика: с 2017 года по 2021 год прошли обучение 600 преподавателей; приняли участие в конкурсах 4000 студентов; решены 264 бизнес-кейса; реализованы 617 бизнес-идеи. Мероприятия: онлайн-курсы «Генерация идей» и «Content Maker»; Летняя школа предпринимательского образования «YbyraiCamp»; Предпринимательская школа «BigldeasCamp»; конкурсы «Turnar Student Business Challenge», «YbyraiMarathon», «Ecosystem Fest», фестиваль

«Территория мастеров».

Рисунок 1. Реализация третьей миссии университетов в казахстанской практике

(авторы с использованием источника [1]) Figure 1. Implementation of the third mission of universities in Kazakhstan practice

(authors using source [1])

2. Практические аспекты применения LMSMoodle

Правильно организовывать учебный процесс и отслеживать его ход позволяет специальное ресурсное обеспечение ВУЗов. Разработку и внедрение новых электронных учебных курсов (ЭУК), которые входят в предпринимательский блок предлагаемых на выбор дисциплин, финансирует «ERG». Благодаря устойчивым связям между стейкхолдерами студенты могут включить в собственную образовательную траекторию такие дисциплины, как «Генерация идей», «Выбор ниши для продукта или проекта», «Бизнес канвас и бережливое производство», «Самоменеджмент и техника презентаций». Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса происходит, преимущественно, на бесплатной платформе LMS Moodle. В организационной структуре каждого из университетов Павлодарского региона имеется специальный штат сотрудников, типовой функционал которых распределен следующим образом:

— организационное, методическое, информационное сопровождение и администрирование процесса обучения по дистанционным образовательным технологиям (ДОТ) осуществляется сектором дистанционного образования, который, как правило, входит в состав отдела информатизации образования Центра информационных технологий (ЦИТ) ВУЗа;

— техническая поддержка процесса обучения по ДОТ осуществляется отделом технического и программного обеспечения ЦИТ [2-4].

На сегодняшний день LMS Moodle обладает преимущественной интеграцией, наиболее развитой архитектурой, удовлетворяющей всем методическим требованиям, например, интеграционного модуля «СДО Moodle - Антиплагиат» (рисунки 2, 3).

Настройки

" Управление курсом Пользователи

Записанные на курс пользователи

Способы зачисления на курс Права V Отчеты

Разбивка по компетенциям ** Журнал событий

События в реальном времени (Дь Отчет о деятельности Ш Участие в курсе 1ЙЕ Завершение элементов курса Значки

Управление значками > Банк вопросов й Корзина

Учебно-методические материалы

% Силяабус 5ÍS1 Кбайт

■ Методические указания к практическим занятиям UMfittr

Методические указания к курсовой работе 7611 Кбайт

В s в

Требования к элементам ЭУК: формат .doc, .docx. Ресурсы LMS Moodle: «Пояснение», «Страница». Методические указания в текстовом формате, и/или видеоролик продолжительностью 3 — 5 минут, презентующий курс, формат: flv, .mp4, .swf, avi, html, doc, docx, mpeg2. Ресурсы LMS Moodle: «Файл», «Гиперссылка», «Пояснение», «Видеофайл», «Страница».

Рисунок 2. Меню управления электронным учебным курсом (ЭУК) в LMS Moodle. Организационный блок (первый автор с использованием [3-5]) Figure 2. Management menu of the E-Learning Course (ELC) in LMS Moodle. Organizational block (first author using [3-5])

Контрольные мероприятия

■ Форма отправки курсовой работы

Форма для отправки и оценки заданий СРС 1 0 Форме для отправки и оценки заданий СРС 2

в в

Текущий тест 1 Текущий тест 2

Промежуточный тест 1 деЦ Промежуточный тест 2

Пробный экзаменационный тест

в б в

Требования к элементам ЭУК: не менее 5 тестовых вопросов для каждого раздела (или лекции) и не менее 20 вопросов к итоговому тесту. Ресурсы ¿Л/5 Моос11е: «Тест». При организации учебного процесса в модульно-рейтинговой системе учитываются при выведении рейтингов 1, 2.

Внимание! В случае, если экзаменационный тест будет сдан без применения системы прокторинга, то результаты экзамена будут аннулированы. Инструкция прокторинг

Рисунок 3. Контрольный блок электронного учебного курса (ЭУК) в LMS Moodle

(первый автор с использованием [3-5]) Figure 3. Control block of E-Learning Course (ELC) in LMS Moodle (first author using [3-5])

Специфика региональных ВУЗов РК в организации учебного процесса основана на внедрении LMS с открытым исходным кодом. Краткая характеристика наиболее распространенных систем приведена на рисунке 4.

ГЛ

МоосПе: гибкий набор инструментов для поддержки как смешанного обучения, так и 100% онлайн-курсов, отсутствие лингвистических ограничений для онлайн-обучения (более чем на 120 языках); модульная структура и совместимый дизайн позволяют создавать плагины и

интегрировать внешние приложения [5]. -__--

АТиН)г: развитие системы за счет собственного сообщества на СкНиЬ (сеть контактов, создание групп по интересам и возможность присоединения к ним, настройка сетевого профиля, связь приложений удаленных гаджетов в сетевой среде); встроенный конструктор; вспомогательные технологии для организации работы учащихся, инструкторов и администраторов [6].

Рисунок 4. Характеристика LMS с открытым исходным кодом: возможности кастомизации интерфейса и функций (первый автор с использованием [5-8]) Figure 4. Characteristics of an open source LMS: the possibility of customizing the interface

and functions (first author using [5-8])

На казахстанский рынок информационных технологий выведены продукты автоматизированной информационной системы «Platonus» (АИС «Platonus»): Student services center, Platonus University, Platonus college, ЕСУВО (Единая система управления высшим образованием). Посредством АИС «Platonus» автоматизирован учебный процесс в 102 ВУЗах, 300 колледжах, усовершенствован процесс аттестации сотрудников пяти корпоративных клиентов, оптимизирован сбор отчетности четырех Министерств Республики Казахстан [9].

С целью оптимизации учебного процесса и повышения уровня активности обучающихся в период пандемии цифровой инструментарий казахстанских ВУЗов пополнился за счет проприетарной программы для организации видеоконференций, разработанной компанией «Zoom Video Communications» — «Zoom», а также бесплатного онлайн-сервиса компании «Google» — «Google Classroom» (рисунки 5, 6).

-> С • classroom.googlexomM/MzaMDg2NDIyN;i

е? <т 1 * si

£) Курсы Q Календарь

Лента Задания Пользователи

Открыть свой профиль

Q Google Календарь Папка курса на Диске

Курсы, слушателем которых я являюсь

Список заданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О-0РЕЛ1¥РПАК>

ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИ

[Т| Архив курсов Настройки

1 Стратегическое мышление

О курсе_Стратегическое мышление

Словарь терминов Стратегическое мышл...

Видео 2021-07-19 1-Стратегическое м... И] 5

1_Презентация_Стрвтегическое мышление

Дополнительные материалы для изучения

Задание t Щ S |Ш| Задание 2 <3 -

Особенность сервиса «Google Classroom»: не поддерживает мировые стандарты электронных курсов SCORM, cmi5, Tin Can (xAPI).

Рисунок 5. Панель «Задания» в «Google Classroom». Онлайн-школа социального предпринимательства «0РЕЛ1 ¥РПАК» при содействии Центра поддержки гражданских

инициатив Республики Казахстан (первый автор с использованием [4]) Figure 5. Assignments panel in Google Classroom. Online School of Social Entrepreneurship «ORELI URPAK» with the assistance of the Center for Support of Civil Initiatives of the Republic

of Kazakhstan (first author using [4])

Cm

ГооЬао Education

шшшш^тштшшштшш^^тт^ш

ТзаЬяо Education Учебный IUHI гр 'фППвгрвшцмюЛ »inJKTpontiofi ц^ммсринн и Ламаистам iUOMHOÎI юно

шос

Сим/курс ячя KaiiHtri-aiin

iJttiiiuttMtapu; T«nr»i^)X(HiiMii<ic<xull munim КпиИ-ШОС

Д.шннггрицкимЦ клчшл . IriiiiiinpjiiiioHHiili тны llffW

Й'ВЙ: ервУЙОЯИЯ^—

fnu|i[â!i«uTflp: Мнпптрстил lupmiLin И шгтршш Рисвгуб.ннл) к'лшсип

"--ТЯ&'ГСЯЦЗЯ)

I hijj.iMii hnuin Uïimnmnif kiK, l'Iljii

Орщиимшр: MHiaba liubdii Mutithiiit

■¿OiïfiHUB-mioB

wdptâ ¿(¡¿2 Г.

г

r.lf'tjip ЦЬщи'рммл

M -

©

Рисунок 6. Организация обучения на платформе «Zoom». Трансграничная учебная база электронной коммерции: открытие специального курса обучения в Республике Казахстан

(авторы с использованием [4]) Figure 6. Organization of training on the Zoom platform. Cross-border training base for E-commerce: opening a special training course in the Republic of Kazakhstan

(authors using [4])

3. Систематизация подходов в области разработки и внедрения образовательных платформ и цифровых инструментов

Для ускорения цифровой трансформации казахстанской системы образования представляется важным изучение и адаптация прогрессивного мирового опыта в области разработки и внедрения образовательных платформ и цифровых инструментов (таблица 1).

Таблица 1.

Исследование LMS. Систематизация подходов в области разработки и внедрения образовательных платформ и цифровых инструментов

Table 1.

Study of LMS. Systematization of approaches in the development and implementation of educational platforms and digital tools

Подход / направление Описание Авторы исследований

1 2 3

Совершенствование аппаратно-программного обеспечения ключевых служб СДО ВУЗа Детализация и оценка контента LMS, как источника больших данных. Экспертиза аппаратно-программного обеспечения служб LMS на основе экспертных исследований, включающих 55 критериев в 6 категориях «Software and hardware part», «Control and monitoring», «Development of courses», «Learning management», «Communication», «Usability») Vitaly Zuev, Lazzat Kakisheva, Natalya Denissova, Saule Kumargazhanova, Saule Smailova [10]

Research and Education of the Big Altai Выпуск 1(17)'2022 40

Подход / направление Описание Авторы исследований

1 2 3

Факторный анализ качества LMS Формулирование целей, видения и измеримых задач, которые имеют отношение к образовательным онлайн-системам. Факторы эффективности LMS: наличие надежной ИТ-инфраструктуры, техническая поддержка работы LMS, высококачественное обслуживание программного и аппаратного обеспечения LMS, качество информации, предоставляемой LMS (своевременность, актуальность, точность, непротиворечивость, полнота) Y. Alduraywish, J. Patsavellas, K. Salonitis [11]

Оценка эффективности Moodle LMS Изучение и выявление преимуществ и недостатков функционирования Moodle LMS применительно к образовательным программам (акцент на «argumentation skills», «commognitive framework») Адаптированная аналитическая структура, применяемая к задачам и данным обучающихся с использованием интерактивных инструментов LMS Moodle: «Blogs» — блоги; «Wiki» — Вики; «Forum» — Форум; «Quizze» — Тест; «Chat» — Чат; «Glossary» — Глоссарий и др. ASB. Lestari, T. Nusantara, S. Susiswo, TD. Chandra, N. Indrawatiningsih [1 2]; Е.А. Рубцова [13]

Внедрение передовых технологий обучения (Advanced Learning Technologies, ALT) в LMS Разработка программ обучения с применением методов интеллектуального анализа данных в образовании (Educational Data Mining, EDM), в частности, контролируемое и неконтролируемое машинное обучение MC. Saiz-Manzanares, R. Marticorena-Sanchez, J. Ochoa-Orihuel [14]

Перспективность интегрированного использования специальных платформ и инструментов Превентивное изучение преимуществ и недостатков различных технологий «удаленного» доступа с целью улучшения on-line взаимодействия в процессе обучения (опыт использования LMS Moodle и Zoom) Shen Aili, Meladel Mistica, Bahar Salehi, Hang Li, Timothy Baldwin, Jianzhong Qi [15]

Примечание: авторы с использованием источников [10-15]. Note: authors using sources [10-15].

Заключение

В заключении подчеркнем, что технологическое лидерство государства определяется уровнем цифрового развития отраслей экономики. Образование и наука способны значительно ускорить поступательное движение вперед, при этом важно сфокусироваться на долгосрочной перспективе и находить общие точки роста как внутри страны, так и за ее пределами. Раскрытие предпринимательского потенциала регионов и их устойчивое технологическое развитие во многом будут определяться качеством LMS высшей школы, как главного реформатора в области формирования человеческого капитала.

Список литературы

1. Сайт проекта «Экосистема студенческого предпринимательства», // URL: https://ecosystemerg.kz/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Сайт Павлодарского педагогического университета, // URL: https://do.pspu.kz (дата обращения: 01.04.2022).

3. -Сайт Торайгыров университета, URL: https://dot.tou.edu.kz (дата обращения: 01.04.2022).

4. Сайт Инновационного Евразийского университета, // URL: https://dot.ineu.edu.kz (дата обращения: 01.04.2022).

5. Сайт Moodle LMS, // URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 01.04.2022).

6. Сайт ATutor LMS, // URL: https://atutor.github.io/ (дата обращения: 01.04.2022).

7. Сайт diskurs LMS, // URL: https://diskurslms.ru/ (дата обращения: 01.04.2022).

8. Сайт ILIAS LMS, // URL: https://www.ilias.de/en/ (дата обращения: 01.04.2022).

9. Сайт Platonus АИС, // URL: https://platonus.kz/ru/ (дата обращения: 01.04.2022).

10. Zuev Vitaly, Kakisheva Lazzat, Denissova Natalya, Kumargazhanova Saule, Smailova Saule // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2021. Volume 16. No. 21. РР. 210-218. DOI: 10.3991/ijet.v16i21.25239.

11. Alduraywish Y., Patsavellas J. & Salonitis K. Critical success factors for improving learning management systems diffusion in KSA HEIs: An ISM approach // Education and information technologies. 2022. Volume 27. Рр. 1105-1131 (2022). DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10621-0.

12. Lestari ASB., Nusantara T., Susiswo S., Chandra TD., Indrawatiningsih N. Exploring the Argumentation Skills of Prospective Teachers based on Commognitive Approach using Moodle LMS // TEM Journal-Technology Education Management Informatics. 2021. Volume 10. Issue 3. РР. 1370-1376. DOI: 10.18421/TEM103-46.

13. Рубцова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку на базе LMS Moodle // Вестник Самарского университета. история, педагогика, филология. 2018. Т.24. №2. С.63-69. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-63-69.

14. Saiz-Manzanares MC., Marticorena-Sanchez R., Ochoa-Orihuel J. Using Advanced Learning Technologies with University Students: An Analysis with Machine Learning Techniques // Electronics. 2021. Volume 10. Issue 21. Article number 2620. DOI: 10.3390/electronics10212620.

15. Shen AL., Mistica M., Salehi B., Li H., Baldwin T., Qi JZ. Evaluating Document Coherence Modeling // Transactions of the Association for Computational Linguistics. 2021. Volume 9. РР. 621-640. DOI: https://doi.org/10.1162/tacl_a_00388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.