Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ (ЦИФРОВОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / КРОССВОРД / ОБЛАКО СЛОВ / РЕБУС / КВЕСТ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ / ТЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Н.В., Кокшарова Е.А.

В условиях цифровизации образования изменяются требования к методам и формам учебного процесса. Важнейшим компонентов цифровизации являются электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Они могут использоваться для объяснения нового материала, организации досуга, закрепления знаний и умений учащихся. Разработка и применение электронных образовательных ресурсов позволит сделать процесс обучения более интересным и познавательным. В статье рассматриваются особенности создания электронных образовательных ресурсов в различных сетевых сервисах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

In the conditions of digitalization of education, the requirements for methods and forms of the educational process are changing. The most important components of digitalization are electronic (digital) educational resources. They can be used to explain new material, organize leisure activities, consolidate students' knowledge and skills. The development and application of electronic educational resources will make the learning process more interesting and informative. The article discusses the features of creating electronic educational resources in various network services.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Бужинская Н.В.

к.п.н., доцент кафедры информационных технологий

Филиал РГППУ в г.Нижнем Тагиле г. Нижний Тагил, Россия Кокшарова Е.А.

к.п.н., доцент кафедры информационных технологий

Филиал РГППУ в г.Нижнем Тагиле г. Нижний Тагил, Россия

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В условиях цифровизации образования изменяются требования к методам и формам учебного процесса. Важнейшим компонентов цифровизации являются электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Они могут использоваться для объяснения нового материала, организации досуга, закрепления знаний и умений учащихся. Разработка и применение электронных образовательных ресурсов позволит сделать процесс обучения более интересным и познавательным. В статье рассматриваются особенности создания электронных образовательных ресурсов в различных сетевых сервисах.

Ключевые слова: цифровизация, электронный (цифровой) образовательный ресурс, кроссворд, облако слов, ребус, квест, закрепление знаний, тест.

Buzhinskaya N. V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of

Information Technologies Branch of RSPPU in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

Koksharova E.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of

Information Technologies Branch of RSPPU in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Abstract

In the conditions of digitalization of education, the requirements for methods and forms of the educational process are changing. The most important components of digitalization are electronic (digital) educational resources. They can be used to explain new material, organize leisure activities, consolidate students' knowledge and skills. The development and application of electronic educational resources will make the learning process more interesting and informative. The article discusses the features of creating electronic educational resources in various network services.

Keywords: digitalization, electronic (digital) educational resource,crossword puzzle, word cloud, rebus, quest, consolidation of knowledge, test.

Мы взаимодействует в эпоху цифровизации образования, которая подразумевает развитие удаленной работы, дистанционных технологий и онлайн-обучения. Цифровое поколение требует применения новых технологий обучения, которые базируются на возможностях персонального компьютера [3, 5]. Данные процессы не возможны без изменения требований к учителю, как одного из важнейших субъектов образовательного процесса. Учитель должен стать для своих учеников не просто транслятором новой информации, которую многие учащиеся могут найти самостоятельно, имея для этого все необходимые возможности, а наставником, образцом для подражания. При помощи учителя, ученики ориентируются в сложных информационных потоках и отбирают

важный для них материал. Кроме того, задачей учителя является повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету. Одним из средств для повышения мотивации является применение в учебном процессе электронных (цифровых) образовательных ресурсов (ЦОР).

ЦОР представляют собой совокупность цифровых средств, включающих программное, информационно-образовательное, информационно-

библиотечное, техническое и организационное обеспечение, применение которых позволяет повысить качество учебного процесса [4]. ЦОР являются важнейшим компонентом современной системы образования. Они могу использоваться для объяснения нового материала, контроля знаний, организации досуга и т.д.

Опишем процессы разработки и применения ЦОР для закрепления знаний и умений учащихся.

В качестве первого примера рассмотрим сервис «Биоуроки» Ь^://biouroki.ru/workshop/crossgen.html. Для того чтобы создать кроссворд в этом сервисе, необходимо ввести слова по нужной теме. Выбрав команду «Создать», сервис сгенерирует кроссворд, который можно использовать в учебном процессе (рис. 1).

Ь^://wordscloud.pythonanywhere.com/ представлен на рисунке 2. Сервис работает по такому же принципу, как и предыдущий. Пользователю

необходимо ввести несколько слов, а сервис самостоятельно сгенерирует облако.

программирования

¡ФайлДанные

языю

задача (Гинта

результат

эксис

Алгоритм

семантика1программа

массив 1 1

Рис. 2. Облако слов Для создания ребусов учитель может использовать сервис http://kvestodel.ru/generator-rebusov. Пользователь вводит слово и нажимает кнопку «Создать слово». На рисунке 3 представлен пример работы данного сервиса.

Слово (фраза) для шифровки: Данные

Сложность: - О + 1_| Учитывать пробелы

Макс, ширина ребуса: аоо рх

О

Создать ребу<у

^ <> « Ч

V- Сохранить картинку как...,

Копировать картинку

2,4,5,5,1 Просмотреть код

Рис. 3. Генератор ребусов Кроме того, в данном сервисе учитель может разрабатывать квесты. Квест представляет собой интеллектуальную викторину, в процессе

прохождения которой ученикам предлагается выполнить различные задания [1].

Для создания квеста необходимо выбрать категорию «Конструктор квестов», затем в нижней части экрана ввести слово и выбрать способ шифрования (рис. 4).

Рис. 4. Создание квеста Сервис сам предлагает варианты шифрования для различных слов. Данный квест потом можно скачать и распечатать или предложить учащимся в электронном виде.

Для создания материалов для контроля знаний можно использовать сервис https://onlinetestpad.com/. Регистрация в сервисе не занимает много времени, поскольку необходимо ввести только пароль и логин от электронной почты. После регистрации пользователю становится доступным создание тестов, опросов, кроссвордов, комплексных заданий, уроков. В сервисе предусмотрена возможность добавления вопросов разных типов (рис. 5).

Е Одиночный выбор +

Множественный выбор +

Ввод числа +

о? Ввод текста +

Рис. 5. Выбор типа вопроса

После создания теста и его сохранения на Дашборде отображается информация о количестве вопросов в тесте и результатах его прохождения.

Отметим, что учитель может использовать готовые ЦОР, которые представлены в сети Интернет. Однако в этом случае, необходимо проанализировать их достоинства и недостатки, а также оценить с точки зрения возможности включения данных ресурсов в методику изучаемого предмета. Независимо от того, разрабатывает ли учитель собственные ЦОР или использует готовые, задачей учителя является повышение интереса учеников к изучаемому предмету.

Список литературы

1. Морозов Д.Д. Использование квест-технологий на уроках литературы // Уральский филологический вестник. Челябинск. 2020. №3. С. 158-166. Электронный ресурс. URL: http: //elar.uspu. ru/bitstream/uspu/14575/1/ufvdr-2020-03-13.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

2. Облако слов. Электронный ресурс. URL: https://clck.ru/323eLr (дата обращения: 13.11.2022).

3. Попова Н.Н. Подготовка учителя к цифровым образовательным практикам: монография. Чита: ЗабГУ, 2021. Электронный ресурс. URL: https://e.lanbook.com/book/271685 (дата обращения: 15.11.2022).

4. Реализация цифровых и интернет-технологий в профессиональной деятельности сельского учителя: учебно-методическое пособие / Р. М. Асадуллин, И. В. Сергиенко, Е. Б. Сергиенко. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2021. 248 с.

5. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2020. №2. Том 8. Электронный ресурс. URL: https: //vestnik.mininuniver.ru/j our/article/view/1081/774 (дата обращения: 14.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.